«040400. 62 Социальная работа»



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3

Программа учебной практики

для студентов 2 курса

по направлению бакалавриата «040400.62 – Социальная работа»
Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальных наук
Систематизация практики начинается со 2 курса обучения студентов. Учебная практика является обязательной составной частью учебного процесса и предполагает приобретение знаний о характере и способах решения социальных проблем общества, о клиентах и деятельности социальных служб. Практика способствует позитивной адаптации студентов к избранной профессии, самоопределению личности, определению способностей и интересов студентов.
Сроки проведения практики: учебная практика проводится на 2 курсе во втором семестре, общей продолжительностью 2 недели.
Цель практики: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий.
Задачи практики:

- изучить направления деятельности учреждений социальной сферы, их специализацию, административно-организационную структуру, нормативно-правовое обеспечение;

- учиться систематизировать и обобщать полученную информацию;

- учиться формулировать выводы о деятельности конкретного учреждения социальной сферы;

- способствовать ранней социальной и профессиональной ориентации будущих специалистов путём вовлечения их в коллективы учреждений социального обслуживания для участия в производительном труде.
Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д.Зимней, Т.Ф.Золотарёвой, Т.Б.Ивановой, Н.П. Клушиной, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.


Содержание учебной практики

и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Ознакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.

Оформление в «Дневнике практики» (Приложение 3, 3а, 17):

- наименование учреждения или организации (базы практики);

- адресные данные и ф.и.о. руководителей учреждения;

- цель и задачи практики.



Рабочий этап

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения (организации).

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждения (организации); изучение правил внутреннего распорядка; направлений деятельности, режима работы, структуры учреждения; истории развития. Изучение и характеристика содержания оказываемых услуг населению.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа со специалистами по социальной работе.


Оформление в «Дневнике практики»:

- «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4);

- анализ графика работы и структуры организации (учреждения);

- запись беседы с представителями администрации учреждения (организации).




Составить индивидуальный план прохождения практики.

Определение плана - графика работы на практике с распределением рабочей нагрузки (порядок, время, виды работ).

Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения установить степень участия в мероприятиях учреждения.



Оформление в «Дневнике практики»:

- индивидуальный план прохождения практики (см. Приложение 18);

- определение темы и формы выступления на итоговой конференции.


Изучить нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социального учреждения: основные международные, федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие деятельность учреждения (организации).

Групповое занятие ведущего специалиста учреждения (организации) со студентами:

«Юридические (правовые), финансовые и экономические основы деятельности организации».

Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность специалистов по социальной работе («Квалификационная характеристика», «Должностные инструкции).


Оформление в «Дневнике практики» извлечения из международных, федеральных и региональных законодательных актов, регламентирующих деятельность конкретного учреждения (организации).

Указать общие сведения: о должностных обязанностях специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога и его правах.



Ознакомиться с характеристикой статуса специалиста по социальной работе конкретного учреждения (организации).

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.). Изучение предметных и социальных условий труда, режима труда; профессиональных служебных обязанностей.

Оформление в «Дневнике практики»:

- фотозапись наблюдений;

- анализ предметных и социальных условий деятельности специалиста по социальной работе (основные функции деятельности); условия работы в данном учреждении (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы); система оплаты труда (размер заработной платы, льготы и компенсации); перечень профессиональных знаний.


Изучить особенности делового этикета специалиста по социальной работе.

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.)

В «Дневнике практики» отразить: особенности поведения специалиста по социальной работе, при общении с коллегами, клиентами; основные правила ведения деловой беседы; особенности профессиональной речи и пр.

Помощь специалисту в его повседневной работе.

Выполнение конкретных поручений специалиста по социальной работе.

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения.

Итоговый этап

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции.



Оформление фотовыставки «Первая практика социономов».

Выступление на итоговой конференции.



Отчёт по практике в установленной форме (см. Приложение 6).

Отзыв – характеристика (см. Приложение 8) группового руководителя с оценкой по итогам практики.

Тезисы выступления на итоговой конференции.



Компетенции:

ПК-1 – готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

ПК-2 – способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;

ПК-3 – готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

ПК-4 – готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

ПК-5 – способность к созданию социальной и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах

ПК-6 – способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой, личной и общественной жизнью

ПК-7 – готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента

ПК-8 – готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»

ПК-9 – целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению.

ПК-10 – способность осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации

ПК-11 – способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

ПК-12 – способность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;

ПК-13 – способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

ПК-14 – способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп

ПК-15 – способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению.

ПК-16 – способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;

ПК-17 – готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья;

ПК-18 – способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований

ПК-19 – готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений

ПК-20 – способность к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи

ПК-21 – способность к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия.

ПК-22 – владение высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

ПК-23 – способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия.

ПК-24 – способность к координации деятельности по выявлению лиц нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи.

ПК-25 – способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;

ПК-26 – готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения

ПК-27 – способность к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи.

ПК-28 - готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения

ПК-29 способность к разработке предложений по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализу и разработке предложений по повышению эффективности системы контроля их деятельности

ПК-30 – готовность к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения

ПК-31 – способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы

ПК-32 – готовность к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи.

ПК-33 – способность участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы

ПК-34 – готовность разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)

ПК-35 – способность создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.


Ожидаемые результаты

После прохождения практики студент 2 курса должен знать:

- типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения;

- законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе;

- основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения;

- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций.


После прохождения практики студент 2 курса должен уметь:

- работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой;

- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций);

- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

- устанавливать контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения.
Формы отчётности
1. «Дневник практики», в котором приводятся индивидуальный план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (Приложение 3).

2. «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4).

3. Отчёт студента о прохождении учебной практики (Приложение 6).

4. Отзыв – характеристика группового руководителя (Приложение 8).

5. Тезисы выступления на итоговой конференции.
Итоговая аттестация
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения практики. По итогам учебной практики проводится заключительная конференция, на которой объявляются результаты (оценки) практики, студенты выступают с докладами, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики. Обязательным элементом итоговой конференции являются фотостенды, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции.



Список литературы

  1. Аверина С.Г. и др. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения: опыт, проблемы, перспективы. – Электросталь, 1998.

  2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

  3. Асенова С.А.. Методы эффективного обучения взрослых. – М., 1998.

  4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

  5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

  6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студен­тов. – М., 2001.

  7. Гарднер Р. Психология детских проблем. – СПб., 2002.

  8. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.

  9. Данилова Р.И. Программа практического обучения социальной работы. – Архангельск: ПГУ, 2005.

  10. Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы (пер. с англ.) / Под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1995.

  11. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы / Под ред. А.Н. Дашкиной, Е.И. Холостовой, В.В. Колкова. – М., 1999.

  12. Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. –М., 1986.

  13. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учеб. пособие для студентов. – М., 2004.

  14. Козлов А.А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – Ростов на /Дону, 2001.

  15. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М., 2006.

  16. Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие для студ. вузов / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  17. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М., 2004.

  18. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1998.

  19. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

  20. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  21. Методика и практика социальной работы // Обучение социальной работе в России: В 4 ч. – Ч. 4. / Под ред. М.Я. Гурьяновой. – М., 1998.

  22. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2002.

  23. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической рабо­ты с педагогически запущенными детьми. – Минск, 2001.

  24. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа» / Авт. – сост. Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. – Самара, 2003.

  25. Михневич Т.П., Мартынова В.В., Клипинина В.Н., Лаврович А.П. Практическая подготовка социальных педагогов. – Минск, 2002.

  26. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – М., 2002

  27. Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 3. – М., 1998.

  28. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки спе­циалистов: Учеб. пособ. - М., 2002.

  29. Никишина В.Б. , Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.

  30. Обучение практике социальной работы / Под ред.М. Доэла и С. Шадлоу. – М., 1997.

  31. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  32. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

  33. Организация и проведение практики студентов по специальности «Социальная работа» / Сост. Е.С. Новак, В.Г. Краснова, А.Ю. Чернов. – Волгоград, 2000.

  34. Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Методические указания / Автор-составитель Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2000.

  35. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М., 1993.

  36. Проблемы теории и методологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой и др. М., 2000.

  37. Психология социальной работы / Под общей редакцией М.А. Гулиной. — СПб: Пи­тер, 2002.

  38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

  39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  40. Руководство по организации практик по специальности 350500 «Социальная работа» / А.М. Вязьмин, Т.И. Великолуг, Е.П. Констатинова, Л.Г. Градова, Е.Б. Федорова. – Архангельск: СМГУ, 2004.

  41. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Под ред. Л.Г. Гусляковой и др. – Барнаул, 2000.

  42. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  43. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 2. – М., 2006.

  44. Технологии социальной работы: Учеб. для студ. вузов по спец. «Социальная работа» / Под ред. Е.И. Холостовой.- М., 2002.

  45. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с.

  46. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М., 2002.

  47. Черносвитов Е. В. Социальная медицина. – М. , 2000.

  48. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

  49. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педаго­га. – М., 2001.

  50. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. – М., 2004.



Приложение 1
Примерный список базовых учреждений для прохождения практики




п/п

Место проведения практики

1.

Негосударственный пенсионный фонд

2.

Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодёжи Мурманской области

3.

ОУ Мурманский кризисный центр для женщин «Приют»

4.

МОУ ДОД «Детско-юношеский центр по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью»

5.

ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

6.

УВД по Мурманской области, ОВД по Терскому району, пос. Умба

7.

МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и медико-социальной помощи

г. Мурманск, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции



8.

МОУ Основная общеобразовательная школа №2 г. Полярный

9.

ГООУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

10.

МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом №5

11.

ГУК «Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова»

12.

МУК «Дом культуры Ленинского округа г. Мурманска»

13.

ГОБУСОН «Мурманский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

14.

МБОУДОД « Детско – юношеский центр»
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница