1. «Эстетика». Аннотация



страница1/2
Дата30.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2
сканирование0033.jpg

1. «Эстетика».
2.

Аннотация.

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов основ эстетического мышления путем изучения предмета эстетики, особенностей эстетического отношения к действительности и эстетического восприятия, основных этапов развития эстетической мысли, системы формирования основных категорий и понятий, специфики художественного творчества, а также особенностей структуры эстетического сознания и эстетической культуры личности.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина тесно связана с изучением дисциплин и «Философия», «Отечественная история», «История искусств», «История художественной культуры», «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Психология художественного творчества».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Успешное освоение дисциплины предполагает развитие у студентов:


Знания: места и роли эстетического в человеческой жизнедеятельности; значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности; роль эстетических категорий и ценностей в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства; основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Деррида, Гадамера, Хайдеггера и др.); основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности; структуру эстетического сознания.

Умения: ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего; соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой; применять свои знания в предстоящей профессиональной деятельности.

Навыки: анализа художественного произведения с позиции эстетической теории.


Опыт деятельности: самостоятельного рассуждения о феномене искусства с использованием эстетических категорий и при опоре на основные эстетические теории; анализа окружающей повседневной действительности с точки зрения эстетической теории.

4. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс тесно связан с дисциплинами ««Философия», «Отечественная история»,

Успешное освоение курса «Эстетика» позволит студенту овладеть теоретическим багажом, способствующим оптимальному усвоению и теоретическому обобщению таких профессиональных дисциплин, как «История искусств», «История художественной культуры», «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Психология художественного творчества».

5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:


Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

4

8

2,5

100

28

8

-

36

-

64

зачёт

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий:




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интер-активной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ



Предмет эстетики. Эстетика в системе философского знания. Основные эстетические категории.


4

-

-

6




4



Основные этапы исторического развития эстетического сознания и эстетической мысли.


8

4

-

20




36



Основные эстетические проблемы искусства.


4

-

-

6




8



Понятия эстетического образа и эстетической ценности.


4

-

-

8




-



Специфика художественного творчества и проблема личности художника.


4

4

-

6




8



Эстетическая культура личности и общества. Проблемы эстетического образования и эстетики в педагогике.


4

-

-

4




8




Всего

28

8

-

36




64




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения



Предмет эстетики. Эстетика в системе философского знания. Основные эстетические категории.


4

Защита реферата



Основные этапы исторического развития эстетического сознания и эстетической мысли.


36

Конспект первоисточников



Основные эстетические проблемы искусства.


8

Написание эссе

5.

Специфика художественного творчества и проблема личности художника.


8

Написание эссе

6.

Эстетическая культура личности и общества. Проблемы эстетического образования и эстетики в педагогике.


8

Написание эссе

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

Философии, политологии и права

2.

Направление подготовки

050602.62 – художественное образование, профиль: дизайн и компьютерная графика

3.

Дисциплина (модуль)

Эстетика

4.

Тип заданий

Тесты, эссе, рефераты

5.

Количество этапов формирования ДЕ

6



Критерии и показатели оценивания уровня освоения дисциплины:


Знания: места и роли эстетического в человеческой жизнедеятельности; значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности; роль эстетических категорий и ценностей в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства; основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Деррида, Гадамера, Хайдеггера и др.); основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности; структуру эстетического сознания.

Умения: ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего; соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой; применять свои знания в предстоящей профессиональной деятельности.

Навыки: анализа художественного произведения с позиции эстетической теории.


Опыт деятельности: самостоятельного рассуждения о феномене искусства с использованием эстетических категорий и при опоре на основные эстетические теории; анализа окружающей повседневной действительности с точки зрения эстетической теории.



Этапы освоения дисциплины.




Предмет эстетики. Эстетика в системе философского знания. Основные эстетические категории.




Основные этапы исторического развития эстетического сознания и эстетической мысли.




Основные эстетические проблемы искусства.




Понятия эстетического образа и эстетической ценности.




Специфика художественного творчества и проблема личности художника.




Эстетическая культура личности и общества. Проблемы эстетического образования и эстетики в педагогике.



Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
60% - «2», 61-80% - «3», 81-90% - «4», 91-100% - «5»

Примерные тестовые задания:

1. Гедонистическая функция искусства означает:

а) искусство как формирование творческого духа;

б) искусство как суггестия;

в) искусство как наслаждение;

г) искусство как предвосхищение.


2. Кому из мыслителей принадлежит концепция мимесиса:

а) Сократу; б) Августину Блаженному; в) Аристотелю; г) Эпикуру; д) Платону.


3. Понятие, характеризующее нерасчлененность искусства на первоначальных стадиях развития человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга, - это:

а) секуляризация; б) либидо; в) изоморфизм; г) синкретизм.


4. Крайняя степень безобразного, таящая угрозу для человечества, – это:

а) декаданс; б) трагическое; в) низменное; г) комическое.


5. Термин философии и эстетики, означающий подражание:

а) катарсис; б) генезис; в) мимесис; г) апейрон; д) архэ.


6. Термин для обозначения сущности эстетического переживания, означающий очищение (очищение души как главная функция искусства):

а) мимесис; б) апейрон; в) харизма; г) катарсис.


7. Процесс эмансипации от религии и церковных институтов, высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества (в т.ч. искусства) и личности, - это:

а) синкретизм; б) сублимация; в) секуляризация; г) изоморфизм.


8. Представитель немецкой классической эстетики, рассматривавший искусство как первую ступень познания абсолютного духа, чувственное изображение абсолютного, - это:

а) Фихте; б) Гегель; в) Кант; г) Шеллинг; д) Фейербах.


9. Эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью, - это:

а) прекрасное; б) ужасное; в) трагическое; г) возвышенное.


10. Серебряным веком русской культуры называют:

а) конец 19 – начало 20 века;

б) большую часть 19 века;

в) 18 век;

г) время петровских преобразований.
11. Классицизм – одно из ведущих художественных направлений в искусстве:

а) Возрождения; б) 18 века; в) 20 века; г) начала XXI века.


12. К какому художественному направлению имеет отношение следующая характеристика: рационально упорядоченный, трансформирующий жизненный хаос в гармоничные структуры, опора на эстетическую традицию античности и Возрождения:

а) романтизму; б) сюрреализму; в) классицизму; г) барокко.


13. Крупнейшими представителями эстетики 17 века были:

а) И.Кант; б) Н.Буало; в) А.Августин; г) Аристотель.


14. Термин «Renaissance» (Возрождение) для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг. был введен:

а) Леонардо да Винчи; б) Ф.Петраркой; в) Дж.Вазари; г) М.Лютером.


15. Доминантный (репрезентативный) вид искусства эпохи Возрождения – это:

а) архитектура; б) живопись; в) театр; г) музыка.


16. Эстетическая доктрина, утверждавшая самоценность искусства и выступающая против его служения нравственным, политическим и иным внеэстетическим целям, - это:

а) концепция мимесиса;

б) искусство как катарсис;

в) концепция «искусства для искусства»;

г) концепция «дегуманизации искусства».
17. Стиль средневековой архитектуры, который, по словам французского ваятеля О.Родена, «ставит человека на колени», воспринимается кактяжелое, давящее, великое молчание, - это:

а) базилика; б) готический стиль; в) романский стиль; г) барокко.


18. Мыслитель, который ввел в эстетику категории «аполлоновского начала бытия» и «дионисийского начала бытия», - это:

а) И.Кант; б) Ж.Деррида; в) Ж.Делез; г) Ф.Ницше.


19. Одна из центральных категорий постмодернистской эстетики – это:

а) катарсис; б) символ; в) калокагатия; г) деконструкция.


20. Оформление эстетики в самостоятельную философскую дисциплину осуществил:

а) Аристотель; б) Н.М.Карамзин; в) И.Кант; г) А.Баумгартен.


21. Творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, сочетание полезности, практичности с красотой, - это:

а) создание; б) дизайн; в) декоративно-прикладное искусство; г) оформление.


Ключ к тестовым заданиям.

1. в


2. в

3.г


4.в

5.в


6.г

7.в


8.б

9.в


10.а

11.б


12.б

13.б


14.в

15.б


16.в

17.б


18.г

19.г


20.г

21. б
«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Примерная тематика эссе.

  1. Синкретизм в искусстве.

  2. Проблема жанра в искусстве.

  3. Свобода художественного творчества и социальная ответственность.

  4. Проблема цензуры и свободы в художественном творчестве.

  5. Проблема соотношения творческого вдохновения и рационального замысла.

  6. Общество без эстетического чувства: какое оно?

  7. Современная массовая культура: pro et contra.

  8. Человек в искусстве.

  9. Человек без эстетического чувства: какой он?



Примерная тематика рефератов.

1. Платон о прекрасном.

2. Катарсис и трагедия.

3. Прекрасное - важнейшая категория эстетики.

4. Комическое: значение, приёмы, формы.

5. Эстетика и этика: точки различия и единства.

6. Героическое как категория эстетики.

7. Искусство как социокультурный феномен.

8. Феномен творчества.

9. Восприятие и оценка как эстетические категории.

10. Низменное и возвышенное как эстетические категории.

11. Феномен моды и стиля.

12. Роль и значение эстетических идеалов.
Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Предмет и метод эстетики. Эстетика как практическая философия.

2. Основные этапы развития эстетики.

3. Категории эстетики.

4. Категории прекрасное-безобразное в истории эстетической мысли.

5. Категория трагическое в истории эстетической мысли.

6. Категории возвышенное-низменное в истории эстетики.

7. Категория комическое в истории эстетики.

8. Категория героическое в истории эстетики.

9. Искусство как феномен культуры.

10. Системы искусств и виды искусства.

11. Художественные эпохи и направления в искусстве.

12. Художественные направления в искусстве 19 века.

13. Художественные направления в искусстве 20 века.

14. Исторические закономерности художественного развития. Доминантные искусства.

15. Проблема происхождения искусства.

16. Платон о сущности художественного творчества.

17. Платон о прекрасном.

18. Концепция мимесиса Аристотеля.

19. Эстетическое самосознание культуры Западноевропейского средневековья.

20. Средневековые мыслители об искусстве.

21. Эстетическое самосознание художественной культуры Возрождения.

22. Мыслители Возрождения о прекрасном.

23. Основные эстетические идеи Просвещения.

24. Эстетика Баумгартена.

25. Учение И. Канта о прекрасном и возвышенном.

26. И. Кант о природе и функциях искусства («Критика способности суждения»).

27. Философия искусства Ф. Шеллинга.

28. Гегель об искусстве как ступени абсолютного духа.

29. Основные иди эстетики А. Шопенгауэра.

30. Ницше об аполлоновском и дионисийском началах в искусстве.

31. Творческое самосознание художественной культуры 20 века.

32. Иллюзии и реалии эстетики постмодернизма.

33. Эстетические идеи М. Хайдеггера.

34. Эстетические идеи Г.-Г. Гадамера.

35. Художественный образ в реализме. Принцип обобщения в эстетике реализма.

36. Художественный образ как процесс художественного творчества. Основные этапы художественного творчества.

37. Пространство и время художественного образа.

38. Понятие творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Вдохновение и мастерство.

39. Структура эстетического сознания.

40. Элитарная и массовая культура.
9. Перечень основной и дополнительной литературы.

Основная литература:


  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  3. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  4. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  5. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

  6. Философия. Учебник [Электронный ресурс] / М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. - 5-238-00308-0. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626

  7. Золкин, А. Л. Философия. Учебник [Электронный ресурс] / А. Л. Золкин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 607 с. - 5-238-00848-1. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119032

  8. Балашов, Л. Е. Философия. Учебник [Электронный ресурс] / Л. Е. Балашов. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 612 с. - 978-5-394-01742-1. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112241


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница