1. Наименование дисциплины:



страница1/6
Дата17.05.2016
Размер1.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6

1. Наименование дисциплины: «Философия».


2. Аннотация:

Курс нацелен на создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формирование и развитие философского мировоззрения. Его основная цель - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, познания, жизни человека и общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

В результате освоения курса философии у студентов должны быть сформированы знания об этапах становления философии, основных категориях и методах исследования философии, о наиболее распространенных в мировой и отечественной философской мысли подходах и концепциях изучения философии, сущности социальных институтов и их структурной организации. Они должны иметь представление об особенностях, и важнейшие достижениях отечественной философии на основных этапах ее развития.

По окончании курса студенты должны самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную и научную литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами по философским проблемам, применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий общественной жизни и давать им самостоятельную оценку, ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития, находить междисциплинарные связи философии с другими учебными дисциплинами. Курс призван развить у студентов способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития собственных достоинств и устранения недостатков. Кроме того, студенты должны получить опыт активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философским проблемам.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Курс философии относится к базовой части блока Б1 и взаимосвязан с такими предметами как «Психология», «Логика, Теория аргументации», «Политология», «История философии», «Философия и методология истории», «Философия и история науки». Он создает мировоззренческую основу для освоения всех других дисциплин учебного плана. Курс предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса «История».


5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

1

2

3

108

20

30

-

50

10

22

экзамен

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий:




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интер-активной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2

2

-

4

-

2

2

Исторические типы философии

2

8

-

10

2

4

3

Онтология

4

4

-

8

2

4

4

Гносеология

4

6

-

10

2

4

5

Антропология

4

6

-

10

2

4

6

Социальная философия

4

4

-

8

2

4




Всего

20

30

-

50

10

22


Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.
Раздел 2. Исторические типы философии

Особенности философии в Древнем мире: космоцентризм, проблема «первоначал» меры (гармонии, красоты). Представители: Фалес, Гераклит, Пифагор (первые натурфилософы), Демокрит, Эпикур (атомисты), Платон, Аристотель.

Теоцентризм Средних веков. Представление о патристике и схоластике, полемике номиналистов и реалистов. Особенности свободомыслия в Средние века Антропоцентризм, прометеизм и пантеизм в философии Возрождения (Н. Кузанский). Становление нового метода и новых представлений о мире (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), сенсуализм (Д. Локк, Д. Беркли) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) в философии Нового времени. Материализм и деизм мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения (Ламетри, Вольтер, Руссо).

Основные направления и школы философии в XIX - XX веках. Линия идеализма: И. Кант, Г. Гегель, религиозная западная (персонализм, неотомизм) и религиозная русская философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев), экзистенциализм, философская антропология. Линия материализма: Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, В.И. Ленин. Позитивистская ориентация: от позитивизма к постпозитивизму. Основные идеи структурализма и герменевтики.
Раздел 3. Онтология

Учение о бытии. Содержание и соотношение понятий: бытие и небытие. Самоорганизация бытия. Идеи синергетики в изменении взглядов на мир и его познание.

Понятие субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Эволюция представлений о материи в философии и естествознании.

Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
Раздел 4. Гносеология

Развитие представлений о сознании от аниматизма и анимизма к «чистому» сознанию в феноменологии Э. Гуссерля и к идее эволюции форм отражения. Социальная обусловленность сознания его общественно-историческая сущность.

Сознание, самосознание и личность. Сознание как субъективная реальность. Идеальность сознания. Структура сознания. Самосознание и личность. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Познание, творчество, практика. Познание как деятельность, направленная на получение знаний, соответствующих действительности.

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.

Понятие творчества. Познание как творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления).

Понятие практики. Основные виды практики. Практика как основа и цель познания.

Вера и знание. Понятие веры. Соотношение веры и знания в истории познания.

Понимание и объяснение в обыденном и научном познании, в герменевтике - «философии понимания».

Проблема истины и ее критериев. Классическое и неклассическое понимание истины. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Критика релятивизма и догматизма. Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда. Правда и ложь.

Понятие науки. Критерии научности, их изменение в истории культуры.

Особенности научного познания, его отличия от философского, религиозного, обыденного познания. Вненаучное знание, его формы, разновидности. Проблема соотношения научного и вненаучного познания действительности. Понятие об этике науки и ответственности ученых.

Структура научного познания, его методы и формы.

Структура научного познания. Объект и предмет науки. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и стиль мышления, философские основания. Эмпирический и теоретический уровни, их особенности и взаимодействие.

Формы и методы научного познания. Формы научного познания: научный факт, проблема (с греч. problema - преграда, трудность, задача как сложный вопрос или ряд вопросов, требующих изучения), идея, гипотеза, теория. Структура теории (теоретического знания).

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание. Общелогические методы познания: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Методы теоретического исследования и построения теории: идеализация, формализация, системно-структурный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы.

Рост (динамика) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Представления о научных революциях и преемственности знаний. Типы рациональности. Рациональность классическая и неклассическая.
Раздел 5. Антропология

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода.

Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности.

Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.


Раздел 6. Социальная философия

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимост Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

и в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер).

Философия истории о динамике общественного развития (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2

Защита реферата

2

Исторические типы философии

4

Представление таблицы

3

Онтология

4

Выступление с докладом

4

Гносеология

4

Конспекты первоисточников

5

Антропология

4

Защита реферата

6

Социальная философия

4

Защита реферата

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

Философии, политологии и права

2.

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование (Профили: «История. Право»)

3.

Дисциплина (модуль)

Философия

4.

Тип заданий

Тесты

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

6


Перечень компетенций

ОК-1 способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения

ОК-5 способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: об этапах становления философии как науки, основных категориях и методах философского исследования, о наиболее распространенных в мировой и отечественной философской мысли подходах и концепциях философии, об особенностях и важнейших достижениях отечественной философии на основных этапах ее развития, о сущности, социальных институтов и структурной организации общества, о проблемах взаимодействия общества, культуры и личности.

Умения: самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами; применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий общественной жизни и давать им самостоятельную оценку; ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального развития; находить междисциплинарные связи философии с другими учебными дисциплинами.

Навыки: активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философским проблемам.

Опыт деятельности: применения философских представлений в мыслительной деятельности.


Этапы формирования компетенций

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2. Исторические типы философии

3. Онтология

4. Гносеология

5. Антропология

6. Социальная философия


Шкала оценивания за правильный ответ дается 1 балл)

60% - «2», 61-80% - «3», 81-90% - «4», 91-100% - «5»

Типовое контрольное задание

1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…



  1. - досократического

  2. - эллинистического

  3. - классического

  4. - позднего классического

2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы понимал историю…



  1. - Аристотель

  2. - Г. Гегель

  3. - Д. Вико

  4. - Ф. Аквинский

3. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…



  1. - памятники культуры

  2. - символы

  3. - орудия труда

  4. - архетипы

4. В науке различают два уровня исследования:



  1. - чувственный и логический

  2. - гуманитарный и естественнонаучный

  3. - интуитивный и рациональный

  4. - эмпирический и теоретический.

5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)



  1. - неоплатоники

  2. - скептики

  3. - Сократ и Платон

  4. - элеаты

  5. - софисты

6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …



  1. - совпадают в Боге

  2. - никогда не совпадают

  3. - совпадают в человеке

  4. - совпадают в природных явлениях

7. Социальная сфера общества включает в себя…



  1. - общности людей

  2. - государственные структуры

  3. - средства производства

  4. - транснациональные корпорации

8. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести



  1. - М. Вебера

  2. - В.И. Вернадского

  3. - О. Шпенглера

  4. - Н.А. Бердяева

9. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…



  1. - «нет ничего помимо Бога»

  2. - «все сущее есть благо»

  3. - «возлюби ближнего своего, как самого себя»

  4. - «не следует умножать сущности сверх необходимого»

10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…



  1. - «глобализация»

  2. - «идеологизация»

  3. - «информатизация»

  4. - «технологизация»

11. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …



  1. - отделение умственного труда от физического

  2. - переход от одной парадигмы к другой

  3. - переход к обществу знания

  4. - превращение науки в непосредственную производительную силу.

12. В научном познании выделяют два уровня:



  1. - новаторский и репродуктивный

  2. - диалектический и метафизический

  3. - эмпирический и теоретический

  4. - эклектический и монистический

13. Современная философия может быть охарактеризована как …



  1. - учение о сущности и ипостасях Бога

  2. - теоретическая система взглядов на мир.

  3. - система философских, религиозных и научных идей

  4. - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания ________ революции.



  1. - биотехнологической

  2. - научно-технической

  3. - промышленной

  4. - неолитической.

15. По мнению __________, человек – это такое существо, которое изначально, по самой своей природе предназначено для общественной жизни.



  1. - К.А. Гельвеция

  2. - А. Гелена

  3. - Аристотеля

  4. - Августина

16. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…



  1. - логика

  2. - понимание

  3. - объяснение

  4. - интуиция

17. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть…



  1. - персонализм

  2. - номинализм

  3. - герменевтика

  4. - структурализм

18. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в



  1. - Германии

  2. - Италии

  3. - Франции

  4. - Англии

19. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет функцию …



  1. - мировоззренческую

  2. - практическую

  3. - гносеологическую

  4. - методологическую

20. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется…



  1. - промышленной

  2. - биотехнологической

  3. - научной

  4. - неолитической

21. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…



  1. - индивида

  2. - субъекта познания

  3. - личности

  4. - объекта познания

22. Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является …



  1. - Ч. Дарвин

  2. - Ф. Энгельс

  3. - Ж. Б. Ламарк

  4. - Т. Гексли

23. По мнению Э. Кассирера, человек – это животное, создающее …



  1. - орудия труда

  2. - символы

  3. - правила

  4. - законы

24. Гегелем разработаны основные законы …



  1. - религии

  2. - механики

  3. - диалектики

  4. - антропологии.

25. По мнению Д. Белла и его сторонников, в постиндустриальном обществе сформировался особый слой - …



  1. - класс пролетариата

  2. - класс буржуазии

  3. - интеллигенция

  4. - класс профессионалов и технических специалистов.

26. Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в…



  1. - борьбе с тиранией

  2. - совершении героических поступков

  3. - служении Богу

  4. - свободе от телесных страданий и душевных тревог.

27. Онтологией в философии называется учение о…



  1. - бытии

  2. - Боге

  3. - морали и нравственности

  4. - законах мышления

27. Представители __________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе существования.



  1. - экзстенциализма

  2. - герменевтики

  3. - позитивизма

  4. - неотомизма

28. Для теории психоанализа З.Фрейда характерны …(несколько вариантов ответа)



  1. - положения о тождественности сознания и психики

  2. - использование метода свободных ассоциаций

  3. - моделирование психических процессов

  4. - использование метода толкования снов.

29. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…



  1. - деизма

  2. - панлогизма

  3. - атеизма

  4. - пантеизма

30. Смысл жизни человека по мнению стоиков, состоит в…



  1. - умении наслаждаться жизнью

  2. - стремлении бороться за справедливый общественный порядок

  3. - умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

  4. - стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница