1. область применения и распространения процедуры



Скачать 334.94 Kb.
Дата30.04.2016
Размер334.94 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»


УТВЕРЖДАЮ
И.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина

________________ А.А. ЗиминС.В. Пупков


«___ » _____________ 2014 2015 г.


ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

СМК-ДП-ОД-10.07.


Версия 56.0.

Рязань, 20142015


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ 3

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 3

Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 3

Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 3

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ 3

НПР – научно-педагогические работники 4

4. описание процедуры 4

5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕСССОМ 5

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 9

7. мониторинг, измерение и оценка процесса 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 17

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 18

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ 18



1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ


Цель настоящей процедуры – документально зафиксировать порядок осуществления воспитательной деятельности в РГУ имени С.А. Есенина.

Настоящая процедура устанавливает общие требования к организации процесса воспитательной деятельности и порядок выполнения работ. Настоящая процедура распространяется на структурные подразделения университета: ректорат, управление учебно-воспитательной и социокультурной деятельности, институты/факультеты, кафедры, другие подразделения, участвующие в воспитательной работе. Общее руководство осуществляет ректорат, начальник управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности. Требования настоящей процедуры обязательны для руководителей подразделений, заместителей директоров/заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов студенческих академических групп, студенческих общественных объединений университета.



2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


  • ГОСТ Р ИСО 9001-2008. «Системы менеджмента качества. Требования».1

Нормативно-правовые основы воспитательной работы: Сборник нормативных и методических материалов; РГУ имени С.А.Есенина. – Рязань, 2008.


  • СМК-РК «Руководство по качеству».
  • Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);


  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р

  • закон Рязанской области от 12 сентября 2013 года №51-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области»



  • Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ


    1. Термины, определения

Воспитательная деятельность — это специфический вид человековедческой деятельности преподавателя, направленной на достижение педагогических целей, связанных с освоением и выполнением воспитанниками объективных социальных ролей.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности преподавателей и студентов, осуществляемая профессорско-преподавательским составом университета либо отдельным педагогом с целью наиболее эффективного их саморазвития и самореализации.

Воспитательное мероприятие – это одна из организационных форм, широко используемых во внеучебной и внеаудиторной воспитательной работе (конкурс, фестиваль, смотр, семинар и др.).

Творческий коллектив — это группа студентов и преподавателей, объединенных совместной деятельностью на основе общих идей и интересов.

Культурно-просветительская деятельность – это вид воспитательной деятельности, целью которого является изучение и сохранение культурного наследия страны, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии.

Социокультурная среда - совокупность ценностей и принципов, социальных структур, людей, технологий, создающих особое пространство, взаимодействующее с личностью обучающегося, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру; это протекающее в условиях вуза взаимодействие субъектов, обладающих определённым культурным опытом, и подкрепленное комплексом мер организационного, методического, психологического характера.

Студенческое общественное объединение – форма социально значимой деятельности студентов, которая организуется на принципах добровольности и самоуправления, развивает способности студентов, удовлетворяет их интересы и потребности, приобщает к созидательной деятельности (профсоюзная организация студентов, студенческий клуб, студенческий совет общежитий, студенческая редакция газеты ии др.).

    1. Сокращения

ВД – воспитательная деятельность;

ВМ – воспитательное мероприятие;

КД – корректирующее действие;

НПР – научно-педагогические работники

РГУ – Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;

СМИ – средства массовой информации;

УУВСКД – Управление учебно-воспитательной и социокультурной деятельности;

ЦМ — Центр творчества и досуга студентов, музеи.


НПР – научно-педагогические работники

4. описание процедуры


Воспитательный процесс является процессом жизненного цикла. Входы и выходы процесса, необходимые ресурсы и ограничивающие условия, а также взаимосвязь с другими процессами университета отражены в Книге процессов.

Воспитательный процесс является элементом образовательного процесса и основывается на организации ВД. Цель ВД – создание оптимального воспитательного пространства и социокультурной среды вуза, направленного на обеспечение условий для саморазвития личности студента, профессионального становления будущего специалиста через призму общечеловеческих ценностей.

Воспитательный процесс предусматривает организацию воспитательной деятельности по следующим направлениям:


  1. Планирование ВР.

  2. Организация, проведение и подведение итогов ВМ.

  3. Организация культурно-просветительской деятельности.

  4. Организация учебно-методической работы.

Концепция воспитательной деятельности РГУ имени С.А. Есенина формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие исполнителей всех уровней.

Ответственность за ВД возложена на начальника УУВСКД; за планирование ВР – на начальника отдела технологий ВД; за организацию и проведение ВМ – на начальника отдела внеучебной работы; за организацию культурно-просветительской деятельности – на руководителей ЦМ (Центра творчества и досуга студентов, музеев).

Концепция воспитательной деятельности является гибкой, ее модификация и переориентация может осуществляться в зависимости от потребностей внешних и внутренних потребителей, от изменений законодательной и нормативно-правовой базы.

5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕСССОМ


Графическое описание процедуры представлено на рисунках 1 - 4.

Графическое описание планирования ВР представлено в рисунке 1.

Графическое описание организации, проведения и подведения итогов ВМ представлено в рисунке 2.

Графическое описание организации, проведения и подведения итогов культурно-просветительских мероприятий представлено в рисунке 3.

Графическое описание организации учебно-методической работы представлено в рисунке 4.


Исполнитель

Директор/ декан

Начальник отдела технологий ВД
Зам. директора/

декана


Зам. директора/

декана

Зам. директора/

декана

Кураторы

Начальник УУВСКД




Ответ-

ственный
Ректор


Начальник УУВСКД

Директор/ декан

Начальник УУВРСКД

Директор/ декан

Зам. директора/

декана

Ректор



Рисунок 1. Управление планированием ВР




Назначение зам. директоров/деканов по ВР












Совещание зам.директоров/ деканов по ВР по планированию ВД института/факультета




Планирование деятельности зам. директоров/деканов по ВР








Нет

КД


Да




Утверждение планов институтов/факультетов






Назначение кураторов





Планирование деятельности кураторами









КД


Нет




Да








Составление плана ВР университета
















Рисунок 2. Управление организацией, проведением и подведением итогов ВМ



Да


Исполнитель

Начальник отдела внеуч. работы

Студенческий Совет
Нач-к отдела внеуч. работы

Нач-к отдела вн. работы

Нач-к отдела вн.работы

Нач-к отдела вн. работы


Студактив

Начальник УУВСКД

Жюри

Начальник УУВСКД




Ответственный

Начальник УУВСКД

Начальник отдела внеуч. работы

Начальник УУВСКД

Начальник УУВСКД

Начальник УУВСКД

Начальник УУВСКДР
Нач-к отдела вн.работы
Ректор

Ректор


Начальник УУВСКД





Да

Нет

Да

Постановка задачи по проведению мероприятия

Написание

положения о ВМ,

сценария ВМ

Оценка материально-технической обеспеченности

Распределение

обязанностей участников



Нет

Да

Утверждение положения, сценария ВМ и педагогическое сопровождение ВМ

Проведение ВМ

Награждение

Подведение итогов и анализ ВМ

Нет

КД: приобретение

Да

Репетиция

Нет

Рисунок 3. Управление процессом культурно-просветительской деятельности РГУ имени С.А. Есенина




Исполни-тель
Руководит. ЦМ

Руководит.

ЦМ

Персонал


Руководит. творческих коллективов
Сотрудники ЦМ

Студенчес

кий актив

Руководит. подраздел. Персонал



Составление проекта

плана работы ЦМ



Ответст-венный
Начальник УУВСКД

Начальник УУВСКД


Руководит.

ЦМ
Начальник УУВСКД


Руководит.

коллектива ЦМ

Начальник отдела внеучебной работы УУВСКД



















Согласование УУВРСКД







нет

КД



да




Утверждение плана ЦМ

Организация работы ЦМ









Анализ мероприятия

Подведение итогов









Рисунок 4. Управление организацией учебно-методической работы




Исполнитель

Начальник отдела технологий воспитат-ной деятельности


Начальник отдела технологий воспитат-ной деятельности

Руководитель программы

Руководитель программы

Начальник отдела технологий воспитат-ной деятельности





Разработка программы

Ответст-венный
Начальник УУВСКД
Начальник УУВСКД

Начальник отдела технологий воспитат-ной деятельности


Начальник отдела технологий воспитат-ной деятельности
Начальник УУВСКД











Утверждение программы










Нет









Да


Осуществление программы




Подведение итогов, анализ










6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Общее руководство осуществляет ректорат, начальник управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности; за организацию и проведение воспитательных мероприятий ответственность несут сотрудники управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности, руководители общественных организаций университета, заведующие общеуниверситетскими кафедрами, заместители директоров/заместители деканов по воспитательной работе, кураторы студенческих академических групп. К организации и проведению отдельных внеучебных мероприятий привлекается студенческий совет.

7. мониторинг, измерение и оценка процесса


Контроль над выполнением процесса ВД осуществляет начальник управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности.

За реализацию ВД несут ответственность сотрудники управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности, заместители директоров/деканов и кураторы студенческих академических групп в рамках своей компетенции.

Результаты, достигнутые при реализации ВД, фиксируются и доносятся до сведения всех сотрудников университета на заседаниях Ученого совета, ректората, совещаниях заместителей директоров/ заместителей деканов по ВР, а также путем размещения на информационных стендах, в СМИ и электронных источниках информации.

Оценка результативности процесса воспитательной деятельности осуществляется высшим руководством университета. Критериями для оценки могут служить следующие показатели:



    • количество мероприятий воспитательной направленности внутривузовского и регионального уровня;

    • количество призовых мест в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и соревнованиях;

    • процент студентов, вовлечённых в участие в воспитательных мероприятиях;

    • процент преподавателей, вовлечённых в участие в воспитательных мероприятиях;

    • доля (процент) студентов, выполняющих роль организаторов в проведении воспитательных мероприятий (организаторы, волонтеры, лидеры и т.п.);

    • доля (процент) преподавателей (сотрудников), являющихся руководителями студенческих общественных объединений .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планирование воспитательной работы
Планирование является частью конструктивной деятельности педагога, которая предусматривает прогнозирование развития студенческого коллектива и личности, определение стратегии учебно-воспитательного процесса, отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, форм работы, их последовательности, эффективных методов педагогического взаимодействия. Планирование должно основываться на сотрудничестве преподавателей и студентов, их совместном творчестве.

Различают перспективное и календарное планирование работы. Перспективный план составляют на длительный срок (в вузе более всего приемлемо разрабатывать такой план на учебный год) и имеют в виду основные направления работы. Это позволяет учитывать стратегические задачи и разнообразие деятельности. Для составления перспективного плана необходимо руководствоваться следующими источниками:



  • календарь знаменательных и праздничных дат,

  • план воспитательной деятельности университета,

  • план воспитательной работы института/факультета,

  • планы работы факультетских и общеуниверситетских кафедр,

  • планы работы студенческих общественных объединений,

  • план работы центра творчества и досуга студентов

  • планы работы музеев университета,

  • план работы других подразделений вуза, имеющих значение для группы.

Основными направлениями перспективного плана воспитательной работы можно выбрать следующие:

- формирование и развитие личности (изучение личности, работа с родителями, индивидуальная работа),

- формирование коллектива студенческой группы (изучение коллектива, развитие студенческого самоуправления, влияние на межличностные отношения, развитие традиций коллектива),

- организация внеучебной деятельности (научно-исследовательская, социально-значимая, художественно-творческая деятельность, работа в общежитии).

Календарный план работы принимается на небольшой срок (удобнее всего на месяц) и предполагает распределение дел в определённой последовательности, конкретизацию сроков проведения, ответственных за организацию.

Как оформить перспективный или календарный план, каждый педагог выбирает, исходя из собственных представлений удобства пользования.


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2


УТВЕРЖДАЮ

____________________________ (подпись)

декан факультета/ директор института

______________________________(Ф.И.О.)

« » _______________ 2012 20_г.

План воспитательной работы

факультета/ института ____________________________________

РГУ имени С. А. Есенина на 20___-20___ уч. год

Цель (цель-направление):

Задачи (цели - показатели):



Содержание работы (наименования программ, дел)

Целевая аудитория (группы, курсы, отделения, студенческие сообщества)

Ответственные

Формируемые компетенции

Организаторы (кафедры, подразделения факультета, ППСНПР)

Студенческое самоуправление (инициативная группа, совет дела, студсовет факультета и т.п.)

Партнеры (внутренние – подразделения вуза, внешние)






Традиции университета и факультета
























Организация внеучебной деятельности по формированию компетенций студентов
























Организационно-методическая работа

    • ППСНПР

    • Развитие студенческого самоуправленияСтудактив

    • Работа в общежитии






















Зам. декана/ директора по воспитательной работе И.О. Ф.

Зам. декана: (Ф.И.О.)


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Рекомендации
по оформлению методической разработки


воспитательного мероприятия
Методическая разработка представляет собой подробное описание организации и проведения формы воспитательной работы, что позволяет детально продумать предстоящее дело, подобрать необходимый материал.

Методическая разработка воспитательного мероприятия включает следующие сведения:

  • Название дела.

  • Форма, избранная для проведения.

  • Возраст участников.

  • Форма участия (индивидуальная, какое-то количество команд и т.п.).

  • Цели и задачи проведения дела (необходимо указать, на достижение каких конкретных результатов рассчитывает педагог, организуя именно это дело).

  • Подготовительная работа:

1) описание необходимых действий с участниками предстоящего дела, например: формирование команд, создание жюри, выполнение заданий, сочинительство и т.п.;

2) указать особенности оформления места проведения дела, необходимость технического оснащения, подготовки наград или призов и т.д.



  • Ход дела или сценарий проведения (в зависимости от избранной формы работы здесь приводится либо сценарное изложение, либо порядок конкурсной программы с указанием системы и критериев оценки команд, то есть информация, позволяющая проследить действия организатора и участников во время проведения дела).

  • Советы организаторам (эта графа может быть заполнена после проведения дела, указываются те детали, на которые необходимо обратить внимание при подготовке, проведении, подведении итогов дела; также необходимо поместить игровое поле, особую схему участия или какие-то другие материалы, без которых трудно представить осуществление дела).

  • Список литературы, который был использован при создании методической разработки.

  • Сведения об авторе-составителе.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Рекомендации
по оформлению положения о конкурсе

Положение представляет собой подробное описание организации и проведения конкурсной программы, что позволяет детально продумать предстоящее дело, подобрать необходимый материал.

Положение о конкурсе включает следующие сведения:


  1. Общие положения

  • Название конкурса.

  • Цели и задачи предстоящего дела.

  • Информация об участниках конкурса (контингент, количество участников, форма участия (индивидуальное, командное участие и т.п.).

  • Информация о требованиях, предъявляемых к участникам (особенности оформления заявки для участия, перечень конкурсных материалов и др.).

  • Информация о системе судейства конкурса (контингент жюри, количество судей, критерии оценки и т.д.)

  • Информация об оргкомитете конкурса (контингент, количество входящих в оргкомитет, цели и задачи оргкомитета и т.д.)

  • Информация о премиальном фонде.

  • Сроки и порядок проведения конкурса.

  • Подготовительная работа.




  1. Подведение итогов конкурса, порядок награждения победителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Федеральное федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Управление учебно-воспитательной и социокультурной деятельности

Факультет _____________________________________________________________

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА




Содержание

Название мероприятия




Направление деятельности




Сроки проведения




Место проведения




Организационные формы




Организаторы (перечень подразделений-организаторов, количество и статус студентов-организаторов)




Участники (названия и количество регионов, городов, учебных заведений, подразделений, человек)




Степень решения поставленных задач (какие показатели достигнуты)




Награжденные, победители мероприятия




Количество и характер документальных материалов по результатам проведения




Анализ материальных затрат




Основные организационные выводы, анализ удовлетворённости организаторов и участников мероприятия



Зам. декана



по воспитательной работе «_»__________________ 20__г.
  1. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ





Должность

ФИО

Подпись

Дата












































































































































































































































































































































































































  1. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ





Изме-нение №

Номера листов (стр.)

Всего листов (стр.) в документе

Номер распоря-дительного документа

Подпись

Дата

замененных

новых

аннули -

рованных

1

2

3

4

5

6

7

8




















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































1 Примечание: указанный документ идентичен документу: ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования.




Проверил

Начальник ЦМКО

Аджиева Е.М.





Разработали

Начальник управления учебно-воспитательной и социокультурной деятельности

Завертяева Ю.А.








Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании

Жокина Н.А.










База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница