1. Основные категории менеджмента



Скачать 112.54 Kb.
Дата30.04.2016
Размер112.54 Kb.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Государственный университет Высшая школа экономики
Программа дисциплины

ОБЩИй МЕНЕДЖМЕНТ


для направления 521500 – Менеджмент (второй уровень высшего профессионального образования - бакалавриат)


Москва 2000 г.

Пояснительная записка

Курс "Общего менеджмента" предназначен для бакалавров второго года обучения и базируется на таких дисциплинах как "Основы социологии'', "Теория организаций" и "Организационное поведение". Менеджмент как синтез теории, практики и искусства предполагает изучение принципов, концепций, подходов, рассмотрение основных функций и связующих процессов, не только за счет усвоения лекционного материала, но и при проведении деловых игр, разборе конкретных управленческих ситуаций и участии студентов в творческих групповых проектах.

В данном объеме курс читается для бакалавров направлений "Менеджмент" и "Социология".

За время изучения "Общего менеджмента" студенты должны написать курсовую работу. Форма контроля знаний - экзамен.



Содержание

Тема 1. Основные категории менеджмента

Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы. Административная школа в менеджменте по А. Файолю. Хоторнские эксперименты и формирование школы "человеческих отношений" в менеджменте. Использование достижений психологии личности и социальной психологии для развития теории и практики менеджмента. Системный подход и количественные методы в менеджменте. Классификация систем. Ситуационный подход. Организационная культура как феномен менеджмента. Современные тенденции развития управленческой теории и практики. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Процессорный подход в менеджменте.

Тема 2. Развитие ситуационного подхода

Внутренняя среда организации. Внутренние процессы и внутренние переменные. Методология ситуационного подхода: четырехшаговый процесс. Организационная модель Г. Левита. Целеполагание. концепция организации А. Пригожина. Внешние переменные. Внешняя среда организации как условие ее функционирования и выживания. Функция планирования. Организационный треугольник: стратегия, структура, организационная культура. Сущность стратегического управления. Система стратегического управления. Анализ внешних и внутренних переменных. Модель "7-с" Маккинси. Стратегические решения как основа долговременного успеха фирмы, их роль в функционировании и развитии организаций.

Тема 3. Миссия, цели и стратегии фирмы

Понятие о миссии организации. Миссия как основа стратегического планирования. Компоненты и уровни стратегического планирования. Модель стейкхолдеров. Стратегия тактика и политика организации. Пять сил М. Портера. SWOT - анализ. PEST-анализ. Типы стратегий. Корпоративные и бизнес-стратегии. Матрица Стрикланда-Томпсона. Матрица Бостонской консалтинговой группы. Понятие о функциональных стратегиях. Способы конкурентной борьбы. Стратегический план. Этапы формирования корпоративного плана. Проблемы и методы многоцелевого планирования. Принципы тактического и оперативного планирования. Принципы управления по целям. Принципы управления по результатам.

Тема 4. Человек в организации. Функция мотивации

Человек и организационное окружение. Установление взаимодействия. Обоюдные ожидания. "Разрывы" между требованиями к человеку, занимающему определенное место в организации, его потенциалом и фактической эффективностью. Подбор кадров. Наставничество, инструктаж, введение в должность. Групповые ценности по Г. Саймону. Влияние неформальных групп, распределение ролей внутри группы. Функция мотивации. Понятия о психоанализе, теории И. П. Павлова, теории драйвов, гедонической теории. Содержательные теории мотивации: теория А. Маслоу. двух факторная модель Герцберга, теория Макклеланда. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожидания В. Врума, модель Портера-Лоулера.

Тема 5. Власть, влияние и лидерство

Власть и политические аспекты в жизни организации. Типология основ власти. Различия между властью, авторитетом и влиянием. Проблема лидерства в современных организациях. Теория лидерских качеств и ее недостатки. Теории лидерского поведения. Взгляды У. Бенниса на лидерство. Три стиля руководства. Исследования университета штата Огайо. Исследования Мичиганского университета. Системы 1-4 Р. Лайкерта. Управленческая сетка Блейка и Моутон. Теории X и Y Д. Макгрегора. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Теория "путь-цель". Теория Херси и Бланшара. Теория Врума—Йетонна-Яго.

Тема 6. Коммуникации в организациях

Информационный подход к коммуникациям. Коммуникация как процесс с обратной связью. Понятие об информационном шуме. Формы межличностных коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Межгрупповые и организационные коммуникации. Каналы передачи информации. Проблемы восприятия и семантики в коммуникациях. Коммуникационная модель Уэверли-Шеннона. Искусство общения. Менеджер как коммуникатор. Техническое обеспечение коммуникативных процессов в организации. Современные информационные системы.

Тема 7. Конфликты и стрессы

Понятие конфликта. Функциональный и дисфункциональный конфликты. Внутри личностный и межличностный конфликты. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Типы поведения в конфликтных ситуациях. Агрессия: причинение вреда другим. Факторы, влияющие на агрессию. Социальная дилемма. Забастовка как вид социального напряжения. Типы забастовок. Понятие об управлении конфликтами. Принципы переговорных технологий. Организационный стресс и его природа. Причины стресса у сотрудников организации. Модель стрессовой реакции. Как понижать уровень стресса?

Тема 8. Проектирование работы

Разделение труда и специализация. Пределы специализации. Связь проектирования работы с внутренними ситуационными переменными: задачами, человеческим фактором, технологией, структурой, целями. Понятие об основных параметрах работы. Степень специализации. Масштаб и сложность работы. Модели проектирования работы: построение работы, расширения масштаба работы, обогащение работы, ротация, модель социотехнической системы.

Тема 9. Построение организационных структур

Взаимоотношение полномочий. Децентрализация - преимущества и недостатки. Сложность, формализация и централизация организационной структуры. Цепь команд и штабной персонал. Департаментализация. Сфера контроля. Классический и неоклассический дизайн. Универсалистский и ситуационный подходы к построению организационной структуры. Влияние стратегического выбора, типа технологии и внешней среды на проектирование и построение организационной структуры. Типы структур: функциональная, дивизиональная и матричная.

Тема 10. Разработка и принятие управленческих решений

Природа процесса принятия решений. Организационные решения. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Компромиссы. Подходы к принятию решений: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения. Этапы рационального решения проблем. Диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, окончательный выбор. Дополнительные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Личностные оценки руководителя. Среда принятия решений: определенность, риск, неопределенность. Методы и модели науки управления. Понятие о научном методе: наблюдение, формулирование гипотезы, верификация. Процесс построения модели.

Тема 11. Организационная культура

Концепция организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Индикаторы С. Робинса. Национальное в оргкультуре. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель Оучи (Теория Z). Изменение оргкультуры через обучение и эффективное лидерство. Влияние жизненного цикла организации на организационную культуру. Виды обучения, переподготовки и подготовки специалистов па предприятии.

Тема 12. Управление изменениями и организационное развитие

Основные понятия организационного развития и управления организационными изменениями. Технологии изменений. Изменения по К. Левину. Типы консультирования. Классификация консультантов. Внутренние и внешние консультанты. Взаимосвязь консультирования, обучения и научных исследований деятельности организации. Использование организационных моделей для диагностирования предприятий. Понятие организационной дисфункции. Виды организационной дисфункции. Патология управленческих решений. Диагностические интервью. Анкетирование. Позиционный анализ. Работа с документацией предприятия. Выявление проблемного поля. Работа с проблемным полем.

Тема 13. Основы операционного менеджмента

Операционная функция предприятия. Создание операционной системы. Формирование трудовых ресурсов. Сущность управления операциями. Классификация операционных систем. Стратегия производства и фирма. Проектирование изделий и процессов в производстве. Основные понятия инновационного менеджмента. Управление исследовательским проектом. Жизненный цикл изделия и процесса. Основные понятия логистики.

Тема 14. Функция контроля

Сущность и смысл контроля. Связь контроля с планированием. Почему необходим контроль: неопределенность, предупреждение возникновения кризисных ситуаций, поддержание успеха, другие факторы. Предварительный, текущий и заключительный виды контроля. Процесс контроля. Установление стандартов. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

Тема 15. Проблемы современного менеджмента

Современные тенденции развития менеджмента, вызванные научно-техническим прогрессом, социальными изменениями и экономическими условиями. Ориентация на качество как ведущая проблема развития, рассматриваемая как цель управления, определяющая все его особенности. Управление качеством и качество управления. Возрастание инновационного потенциала менеджмента. Профессионализация управления. Партисипативное управление предприятиями. Дальнейшее развитие видов обучения, переобучения и профессиональной переподготовки менеджеров.
Литература

Основная


1. Виханский О. С., Наумов А. И. "Менеджмент". М., 1997.

2. Дятлов А. Н. "Современный менеджмент". ГУ-ВШЭ, М., 1996-1998.

Дополнительная

1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". М., 1998.

2. Пригожин А. И. "Современная социология организаций". М., 1995.

3. Мильнер Б. 3. "Теория организаций". М., 1998.



4. Ильенкова С. Д. и др. "Инновационный менеджмент". М., 1997.

II. Тематический расчет часов



Наименование темы


Лекции


Практ.зан.


1.


Основные категории менеджмента


4


2


2.


Развитие ситуационного подхода


2


-


3.


Миссия, цели и стратегия организации


4


4


4.


Человек в организации. Функция мотивации


4


2


5.


Власть, влияние, лидерство


4


4


6.


Проектирование работы


2


-


7.


Построение организационных структур


4


4


8.


Коммуникации в организациях


2


2


9.


Конфликты и стрессы


2


-


10.


Разработка и принятие управленческих решений


2


2


И.


Организационная культура


2


2


12.


Управление изменениями и организационное развитие


2


.


13.


Основы операционного менеджмента


4


-


14.


Функция контроля


2


-


15.


Проблемы современного менеджмента


4


2




Итого:


44


24


Автор программы - к.т.н. проф. Дятлов А.Н.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница