2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы



Скачать 262.81 Kb.
Дата29.06.2016
Размер262.81 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Колесникова Е. В.

__________________

«____» __________ 2012 г.



рабочая Программа учебной дисциплины

М.2.01 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах) ___2___

Направление _051000.68 Профессиональное обучение (экономика и управление)
Магистерская программа__ Управление корпорациями__
Степень (квалификация) выпускника - магистр

Томск – 2012



1. Цели изучения дисциплины.

Цель программы: подготовка выпускника (магистра) к решению образовательных и исследовательских задач посредством овладения современными методами исследований, которые применяются в педагогическом образовании.

Для реализации цели программы необходимо решить следующие задачи:


  • рассмотреть вопросы фундаментальной и профессиональной подготовки в области педагогического образования;

  • изучить основные направления и перспективы развития науки в области педагогического образования;

  • научить студентов использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации получения экспериментальных данных;

  • овладеть приемами педагогического проектирования и моделирования образовательного процесса в различных типах учебных заведений.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина М.1.02 «Современные проблемы профессионального образования» является дисциплиной базовой части учебного плана по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.


Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:



  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-педагогического развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Курс входит в профессиональный цикл ООП, в его базовую часть.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат), а также дисциплины общенаучного и профессионального циклов магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:



  • история и методология науки;

  • методология научного творчества;

  • информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании;

  • история и методология педагогической науки;

  • инновационные технологии в науке и профессиональном образовании.

Как предварительно, а также средствами рассматриваемой и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции базового уровня. Все предшествующие и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с рассматриваемой) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Успешное освоение курса способствует более продуктивному освоению студентами параллельно изучаемых учебных дисциплин:



  • математическое моделирование в профессиональном образовании;

  • психология профессиональной деятельности;

  • проектирование образовательной среды.

Кроме того, изучение курса способствует получению студентом высоких результатов государственных квалификационных испытаний – итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит 5 разделов, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается тестирование, которое помогает закрепить изученный материал.

Студенты выполняют самостоятельное исследование конкретных научно-педагогических проблем, изучают состояние их разработанности и практическое применение результатов. По материалам выполненных исследований готовят научные доклады, которые создаются ими в процессе самостоятельных внеаудиторных занятий и защищают их на практических занятиях в течение семестра. Предусматривается подготовка и сдача студентами зачета.
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:



а) знать:

- предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных и философских наук;

- научные методы исследования;

- компьютерные технологии в науке и образовании;

- методику планирования экспериментов;

- свойства сложных систем и основы системных исследований;

- основы многокритериальных методов оптимизации и теории принятия решения;

- современное состояние научного знания и перспективы его развития;

- методы планирования и обработки результатов эксперимента с помощью компьютера;

- пакеты программ для персонального компьютера, предназначенные для проектирования и отбора содержания профессионального обучения;



б) уметь:

- решать профессионально-педагогические и научно-педагогические проблемы с помощью прикладных программ;

- применять в профессионально-педагогической деятельности современные информационные и коммуникационные технологии;

- проводить научный эксперимент;

- анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессионально-педагогическую деятельность;

- работать с различными источниками информации;

- применять практические приемы охраны интеллектуальной собственности;

- оценивать стоимость объектов интеллектуальной собственности;

- работать с системами мультимедиа;

в) владеть:

- методологией и методами научных исследований в области педагогического образования;

- методами организации научно-исследовательской работы в системе общего образования;

- методами получения, хранения и переработки информации;

- способами развития интеллектуального и общекультурного уровня;

- инновационными методами управления коллективом.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих учебных дисциплин общенаучного и профессионального циклов. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный вклад в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которая определяется как профессиональная компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации (ОК-8);

- способностью и готовностью осуществлять самооценку, ценностное социокультурное самоопределение, культурное саморазвитие (ОК-9);

- способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в профессионально-педагогической деятельности новые области знаний (ОК-9);

- способностью и готовностью глубоко осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности (ОК-14);

- способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК-16);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся


(ПК-4);

- способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-5);

- способностью и готовностью организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- способностью и готовностью исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся (ПК-9);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- способностью и готовностью определять пути стратегического развития образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО в регионе (ПК-14);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

- способностью и готовностью организовывать внеаудиторную, воспитательную, социально-педагогическую деятельность обучающихся образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-24);

- способностью и готовностью осуществлять мониторинг и оценку деятельности учреждений профессионального образования (ПК-28);

- способностью и готовностью использовать углубленные специализированные знания, практические навыки и умения для проведения научно-отраслевых и профессионально-педагогических исследований (ПК-30).
4. Общая трудоемкость дисциплины __2__ зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего 72

2 семестр

Аудиторные занятия

15

15

Лекции

15

15

Практические занятия







Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

57

57

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

тестирование

тестирование



5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работы

Всего

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

Интерактивные формы обучения

1

Теоретико-методические

основы профессионального

образования





3







1

12

2

Проблемы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста




3







1

12

3

Профессионально-педагогическая культура преподавателя.




3







1

12

4

Система непрерывного профессионального образования.




3







1

12

5

Экономика и нормативно-правовое обеспечение профессионального образования.




3







2

9




Итого

72 час./

2 зач. ед.



15







6

57


5.2. Содержание разделов дисциплины.
РАЗДЕЛ I.

Теоретико-методические основы профессионального образования.

Профессиональное образование как социокультурный институт. Функции профессионального образования: реляционная, регулятивная, аксиологическая, интегративная, образовательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая, статусная, политическая.

Взаимосвязь профессионального образования, экономики и труда. Назначение профессионального образования. Понятие профессии и специальности. Содержание профессионального образования и обучения. Модель профессии. Государственный образовательный стандарт.

Профессиональное образование как педагогическая система. Ступени профессионального образования. Соотношение теоретической и практической общеобразовательной подготовки. Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

Организация учебного процесса. Профессионально-трудовая социализация. Профессиональная подготовка. Профессиональное становление личности. Фундаментализация содержания образования. Функциональная грамотность. Профессиональная квалификация. Профессиональная компетентность.

Проблемы истории становления и развития системы профессионального образования.

Современные подходы к периодизации истории профессионального образования: аксиологический, цивилизационный, культурологический.

Дореволюционный, советский и современный периоды развития отечественного профессионального образования.


РАЗДЕЛ II.

Психологические проблемы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста.

Проблемы профессионально-личностного развития рабочего и специалиста в учебно-профессиональной деятельности. Развитие мотивационно-ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности. Трансформация внешних факторов во внутренние. Система мотивов: понимания предназначения профессии, профессиональной деятельности, профессионального общения, проявления личности в профессии.

Профессионально важные психологические качества. Взаимосоответствие человека и профессии. Профессиональные способности. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор.

Психологические механизмы профессионального развития. Профессиональное воспитание будущих рабочих и специалистов. Сущность и структура профессионального воспитания. Содержание профессионального воспитания. Технологии, методики, условия и факторы профессионального воспитания.


РАЗДЕЛ III.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Сущность профессионально-педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры преподавателя: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя: Общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.
РАЗДЕЛ IV.

Система непрерывного профессионального образования.

Теория и методика начального профессионального образования (НПО). Организационно-педагогические основы НПО. Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего рабочего и специалиста. Содержание НПО. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений НПО.

Идеология, содержание, технология среднего профессионального образования (СПО). Характеристика и перспективы развития СПО. Структура и основные направления развития содержания СПО. Технологии подготовки специалистов в СПО. Учебный план, программы, технологии, формы организации учебных занятий.

Идеология. Содержание, технологии высшего профессионального образования (ВПО). Сущность, значение, роль ВПО. Функции, статус, субъекты ВПО. Миссия вуза в регионе. Вузовский комплекс. Содержание и образовательные программы ВПО. ФГОС ВПО. Уровни ВПО и их содержание. Образовательные технологии ВПО: проблемно-деятельностного, модульного, контекстного, игрового обучения, информационная образовательная технология. Особенности реализации образовательных технологий в вузах различного профиля.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО). Особенности ДПО как подсистемы непрерывного образования взрослых. Цели, задачи, функции, виды, содержание ДПО. Процесс обучения в ДПО. Формы и методы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Зарубежные подходы к системе ДПО.
РАЗДЕЛ V.

Экономика и нормативно-правовое обеспечение профессионального образования.

Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений. Спрос на образовательные услуги и их предложение. Структура и динамика преобразования профессионального образования в России. Кадровое обеспечение системы профессионального образования. Материальное стимулирование работников сферы образования. Тенденции и перспективы развития профессионального образования. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования. Правовое регулирование профессионального образования в России.


6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Корнетов, Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие./ Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009. – 184с.

  2. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс : методическое пособие для вузов/ Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. - 206 с.

  3. Марцинковская, Т.Д., Григорович, Л.А. Психология и педагогика: учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. – М.: Проспект, 2009. – 464с.


6.2. Дополнительная литература:

    1. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник./ Е. В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008. – 584 с.

    2. Краевский, В.В. Бережнова, Е.В. Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие./ В. В. Краевский, Е. В. Бережнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400с.

    3. Загвязинский, В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие./ В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 208с.

    4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для студентов вузов./ Т. Г. Лешкевич.- М.- 2001.

    5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие./ А. Л. Никифоров.- М.- 1998.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателями кафедры технологии и предпринимательства ТГПУ, методические рекомендации для студентов, контрольно-измерительные материалы, библиотечные фонды ТГПУ.



6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Теоретико-методические

основы профессионального

образования


База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

2.

Проблемы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

3.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

4.

Система непрерывного профессионального образования.

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска

5.

Экономика и нормативно-правовое обеспечение профессионального образования.

База данных «e-Library

Библиотечный фонд ТГПУ



Компьютерный класс с выходом в интернет», интерактивная доска


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю


Содержание учебной программы дисциплины М.1.01 «Современные проблемы науки и образования» реализуются посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция пресс-конференция.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ технологий, составление опорных схем, разработка тестовых заданий, сценариев дидактических игр, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос, (устный и письменный), итоговое тестирование, собеседование (зачет).

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет) – в виде устных ответов студентов на вопросы; по окончании изучения каждой темы студентам предлагаются тестовые задания, разработанные преподавателем.


7.2. Методические рекомендации для студентов
Самостоятельная работа по дисциплине М.1.01 «Современные проблемы профессионального образования» составляет 57 часов. В начале семестра каждому студенту выдается задание для самостоятельного изучения. В качестве задания для самостоятельной работы выступает теоретический анализ научных понятий, их структура, формы представления, проблемы динамики развития науки, взаимосвязь развития науки и образования.

Перечень заданий для самостоятельной работы изложен в пункте 8.2. По мере готовности студенты устно защищают свой проект во время аудиторных занятий по данной дисциплине. Время доклада – до 10 минут. Для повышения эффективности самостоятельной работы, преподаватель оказывает студентам консультативную помощь.

По окончании изучения каждой из четырех тем студент должен выполнить тестовое задние, разработанное преподавателем. Задание считается выполненным при количестве правильных ответов не менее 50 % от общего числа вопросов. Студент, посетивший 80% аудиторных занятий, защитивший самостоятельное исследование и выполнивший все тестовые задания, освобождается от сдачи зачета.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Перечень контрольных вопросов
Раздел I.


  1. Каковы общие и специфические функции профессионального образования?

  2. Какова сущность основных функций профессионального образования как социального института?

  3. Какова связь профессионального образования с экономикой и общественным трудом?

  4. Какова структура профессионального образования как педагогической системы?

Раздел II.



  1. Каковы проблемы содержания профессионального образования?

  2. В чем сущность и особенности профессионального воспитания будущих специалистов?

  3. Каковы инвариантная и вариативная составляющие профессионального воспитания будущего специалиста?

  4. Проблемы профессионально-личностного развития рабочего и специалиста в учебно-профессиональной деятельности.

  5. Профессионально важные психологические качества. Взаимосоответствие человека и профессии. Профессиональные способности. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор.

Раздел III.



  1. Сущность профессионально-педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры преподавателя: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя: общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

  2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

Раздел IV.



  1. Теория и методика начального профессионального образования (НПО). Организационно-педагогические основы НПО. Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего рабочего и специалиста. Содержание НПО.

  2. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений НПО.

  3. Идеология, содержание, технология среднего профессионального образования (СПО). Характеристика и перспективы развития СПО. Структура и основные направления развития содержания СПО.

  4. Идеология. Содержание, технологии высшего профессионального образования (ВПО). Сущность, значение, роль ВПО. Функции, статус, субъекты ВПО. Миссия вуза в регионе.

  5. Дополнительное профессиональное образование (ДПО). Особенности ДПО как подсистемы непрерывного образования взрослых. Цели, задачи, функции, виды, содержание ДПО. Процесс обучения в ДПО.

Раздел V.



  1. . Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений. Спрос на образовательные услуги и их предложение.

  2. Структура и динамика преобразования профессионального образования в России.

  3. Кадровое обеспечение системы профессионального образования. Материальное стимулирование работников сферы образования.

  4. Тенденции и перспективы развития профессионального образования.

  5. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования. Правовое регулирование профессионального образования в России.

8.2. Перечень тем заданий для самостоятельной работы

1. Взаимосвязь профессионального образования, экономики и труда. Назначение профессионального образования. Понятие профессии и специальности. Содержание профессионального образования и обучения. Модель профессии. Государственный образовательный стандарт.

2. Профессиональное образование как педагогическая система. Ступени профессионального образования. Соотношение теоретической и практической общеобразовательной подготовки. Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

3. Организация учебного процесса. Профессионально-трудовая социализация. Профессиональная подготовка. Профессиональное становление личности. Фундаментализация содержания образования. Функциональная грамотность.

4. Профессиональная квалификация. Профессиональная компетентность.

Проблемы истории становления и развития системы профессионального образования.

5. Современные подходы к периодизации истории профессионального образования: аксиологический, цивилизационный, культурологический.

6. Дореволюционный, советский и современный периоды развития отечественного профессионального образования.

7. Взаимосоответствие человека и профессии. Профессиональные способности. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор.

8. Психологические механизмы профессионального развития. Профессиональное воспитание будущих рабочих и специалистов.

9. Сущность и структура профессионального воспитания. Содержание профессионального воспитания. Технологии, методики, условия и факторы профессионального воспитания.

10. Сущность профессионально-педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры преподавателя: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

11. Ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя: Общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

12. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

13. Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений. Спрос на образовательные услуги и их предложение.

14. Структура и динамика преобразования профессионального образования в России. Кадровое обеспечение системы профессионального образования. Материальное стимулирование работников сферы образования.

15. Тенденции и перспективы развития профессионального образования. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования. Правовое регулирование профессионального образования в России.


8.3. Перечень вопросов к зачету

  1. Каковы общие и специфические функции профессионального образования?

  2. Какова сущность основных функций профессионального образования как социального института?

  3. Какова связь профессионального образования с экономикой и общественным трудом?

  4. Какова структура профессионального образования как педагогической системы?

  5. В чем заключаются особенности профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки, профессионального становления личности?

  6. В чем проявляется функциональная грамотность, профессиональная квалификация и профессиональная компетентность как этапы развития профессиональной образованности?

  7. Каковы периоды становления и развития профессионального образования в России?

  8. Какова структура профессионального образования по периодам становления.

  9. Каковы проблемы содержания профессионального образования?

  10. В чем сущность и особенности профессионального воспитания будущих специалистов?

  11. Каковы инвариантная и вариативная составляющие профессионального воспитания будущего специалиста?

  12. Проблемы профессионально-личностного развития рабочего и специалиста в учебно-профессиональной деятельности.

  13. Развитие мотивационно-ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности. Трансформация внешних факторов во внутренние. Система мотивов: понимания предназначения профессии, профессиональной деятельности, профессионального общения, проявления личности в профессии.

  14. Профессионально важные психологические качества. Взаимосоответствие человека и профессии. Профессиональные способности. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор.

  15. Психологические механизмы профессионального развития. Сущность и структура профессионального воспитания. Содержание профессионального воспитания. Технологии, методики, условия и факторы профессионального воспитания.

  16. Сущность профессионально-педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры преподавателя: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя: общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

  17. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

  18. Теория и методика начального профессионального образования (НПО). Организационно-педагогические основы НПО. Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего рабочего и специалиста. Содержание НПО.

  19. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений НПО.

  20. Идеология, содержание, технология среднего профессионального образования (СПО). Характеристика и перспективы развития СПО. Структура и основные направления развития содержания СПО.

  21. Технологии подготовки специалистов в СПО. Учебный план, программы, технологии, формы организации учебных занятий.

  22. Идеология. Содержание, технологии высшего профессионального образования (ВПО). Сущность, значение, роль ВПО. Функции, статус, субъекты ВПО. Миссия вуза в регионе.

  23. Вузовский комплекс. Содержание и образовательные программы ВПО. ФГОС ВПО. Уровни ВПО и их содержание. Образовательные технологии ВПО: проблемно-деятельностного, модульного, контекстного, игрового обучения, информационная образовательная технология. Особенности реализации образовательных технологий в вузах различного профиля.

  24. Дополнительное профессиональное образование (ДПО). Особенности ДПО как подсистемы непрерывного образования взрослых. Цели, задачи, функции, виды, содержание ДПО. Процесс обучения в ДПО.

  25. Формы и методы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Зарубежные подходы к системе ДПО.

  26. Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений. Спрос на образовательные услуги и их предложение.

  27. Структура и динамика преобразования профессионального образования в России.

  28. Кадровое обеспечение системы профессионального образования. Материальное стимулирование работников сферы образования.

  29. Тенденции и перспективы развития профессионального образования.

  30. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования. Правовое регулирование профессионального образования в России.

Программа составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 051000.68 Профессиональное обучение (магистерская программа Управление корпорациями).


Программу составил:

Профессор кафедры технологии и предпринимательства, д. пед.н.___ ___ В.Н. Куровский



Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства

протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.


Зав. кафедрой ТиП, к.б.н. __________________ Е.В. Колесникова
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства,



к.пед.н. ______________ А.С. Федотов




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница