2 Методика работы с источниками исторических знаний, представленными в виде цор



Скачать 242.29 Kb.
Дата01.05.2016
Размер242.29 Kb.
2.2. Методика работы с источниками исторических знаний,

представленными в виде ЦОР.

С помощью ЦОР при наличии необходимого оборудования можно обеспечить проведение уроков различного типа.

На уроках различного типа могут использоваться различные объекты ЦОР, все они являются источниками исторических знаний:


  • Фото, рисунок (в качестве иллюстрации, в качестве исторического источника, предназначенного для анализа);

  • Анимация (в качестве фрагмента объяснения учителя, в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с исторической картой, без текста диктора - при ответе учащегося);

  • Текст (может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника);

  • Определение (при объяснении нового материала учителем, для самостоятельного изучения учащимися новых понятий, для анализа их содержания учащимися;

  • Таблица, схема (при объяснении учителем нового материала, при изучении и повторении учащимися нового материала, для анализа учащимися, при ответе учащихся в качестве опорного конспекта, для подготовки учащимся домашнего задания, для быстрого повторения, систематизации знаний учащимися);

  • Интерактивный тест (для проверки знаний учащегося на уроке, самостоятельной подготовки и проверки знаний).

На уроках истории учащиеся должны научиться самостоятельно интерпретировать факты. Изучение конкретных исторических явлений должно предшествовать их толкованию. В этом смысле как нельзя лучше подходит работа со свидетельствами исследуемой эпохи, то есть с историческими источниками. Деятельность учащихся в данном случае начинает походить на деятельность профессиональных историков – скрупулезный подбор фактов и “выстраивание” на их основе определенной концепции, формирование собственной точки зрения.

Для анализа всех типов источников можно использовать такую схему1:

1. Является ли источник: письменным? графиком? диаграммой? рисунком? фотографией? картой? предметом?

2. Является ли источник первичным или вторичным?

3. Кто и зачем создал его?

4. Определите цель, с которой он был создан?

5. В каком историческом контексте он был создан?

6. Какую информацию он содержит?

7. На какие исторические вопросы он может помочь ответить?

8. Что источник не может мне сказать?

9. Существуют ли другие источники, которые мне потребуется изучить для того, чтобы понять смысл этого источника?

10. Лжив ли этот источник или же объективен?

11. Какие чувства он демонстрирует?

12. Насколько этому источнику можно доверять?

13. Насколько этот источник полезен для историка?

Методика работы с текстовыми документами.

На уроках истории, безусловно, чаще всего школьники работают с письменными историческими источниками - документами.

На подготовительной стадии учитель должен определить возможные приемы работы с конкретным историческим документом: конспектирование, составление плана, анализ по предложенной схеме и т. д. При этом следует учитывать множество факторов: во-первых, индивидуальные особенности познавательной деятельности отдельных учащихся; во-вторых, уровень развития знаний, умений и навыков; в-третьих, интересы, наклонности школьников. Кроме того, следует учитывать возрастные особенности учеников

Очень важно организовать познавательную деятельность так, чтобы исторический документ выступал в роли свидетеля эпохи, источника новой информации, а не в роли простой иллюстрации к тексту учебника.

Следует отметить, что чаще всего у учителя возникают некоторые затруднения на этапе подготовки к работе с документом: преподаватель заранее должен подобрать текст (или комплект текстов) по изучаемой теме, адаптировать его к уровню восприятия школьников, выделить и объяснить наиболее сложные для понимания отрывки. Могут возникнуть некоторые затруднения и в материальном обеспечении данного вида деятельности, т.к. желательно, чтобы каждый школьник имел копию изучаемого документа, а также схему его анализа.

Использование ЦОР способствует частичному решению данных проблем.

Для анализа текстового источника можно использовать следующий порядок2:

1. Происхождение текста:



  • кто написал этот текст?

  • когда был написан текст?

  • какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)

  • это полный текст или отрывок? (если это отрывок, то кто его подготовил? чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?)

  • оригинальный текст или перевод?

2. Содержание текста

  • о чем говорится в тексте?

  • на какие части делится текст? (можно предложить свои названия для основных частей текста)

  • какие слова, имена, самые важные события можно назвать опорными (самыми важными) для его понимания?

  • все ли слова, имена и события в тексте известны, понятны? где можно найти уточняющую информацию?

3. Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?

  • является ли автор текста непосредственным свидетелем описываемых им событий или же "опосредованным", т.е. пересказывающим то, что он сам не видел?

  • является ли автор текста современником описываемых событий или он – человек другой эпохи?

  • является ли текст первичным или вторичным источником? ( Первичным источником считается первый известный нам текст, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть "опосредованным" свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).

4. Субъективность текста.

Все тексты в той или иной мере субъективны. Автор видит события со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, однако зачастую источники пишутся с определенной целью: автор хочет добиться чего-то от кого-то или пропагандировать какие-то идеи, и т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.

Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:


  • были ли у автора особые намерения? если были, то какие?

  • является ли автор хорошим наблюдателем? понимает ли он то, что видит?

  • есть ли у автора особые симпатии или антипатии?

  • каким языком автор ведет рассказ?

  • является ли автор выразителем определенных взглядов или же он исключение - единственный человек, разделяющий подобное мнение?

  • является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?

5. Использование источников для изучения мышления людей.

Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя. 



Методика работы с понятиями и терминами.

Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, поэтому необходимо разнообразить эту работу. Можно использовать следующие приемы работы с понятиями и терминами3:

1. "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).

2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).

3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.

4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, тогда – зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

6. Дается текст с пропусками, под ним - список слов, которые надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)

7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.

8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.

Варианты: а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения; б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4(5).

9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.



Методика работы с графическими изображениями.

Использование графических изображений направлено на создание зрительного образа – основы или опоры изучения материала. Графическое изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. Как любой другой вид источников, в учебной деятельности картина, рисунок, карикатура, плакат непосредственно выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функции иллюстрации теоретического материала, средства актуализации, закрепления и проверки знаний; формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Компьютерная графика позволяет учителю создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся. Привлекая учащихся к созданию собственных презентаций, компьютерных мини – музеев и виртуальных экскурсий и т.д., подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетенции, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха.

При отборе графических изображений учителю следует принимать во внимание возрастные особенности и наличный опыт учебной группы. Источник должен быть доступным по содержанию, достаточно «ярким», максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока. «Функционально пригодное» изображение предоставляет возможность не только поставить вопросы, но и дать ответы на них.

Выявим особенности работы с графическими изображениями как самостоятельным видом исторических источников.

В работе с графическим источником можно выделить такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка4.

1. Идентификация источника требует ответить на вопросы:

1) Что? (картина, рисунок, карикатура, плакат, фотография)

2) Кто автор?

3) Когда был создан источник?

4) Где был создан?

5) В связи с чем?

На этом этапе происходит первичное помещение источника в исторический контекст. Учащиеся определяют, каким является источник – «первичным» или «вторичным», к какой аудитории был обращен источник (массовой – отдельным группам – отдельным лицам), какую цель, возможно, ставил перед собой автор при создании работы.

2. Понимание источника подразумевает установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником. Важно осознать его «исторический потенциал» и позицию автора. Для этого предлагаются вопросы:

1) Какие важные исторические факты раскрывает источник? Какие детали изображения помогли вам ответить на этот вопрос?

2) Был ли автор свидетелем происходивших событий? Из чего это следует?

3) Каково отношение автора к изображенным событиям?

3. Этап интерпретации предполагает осознание целевых установок автора источника. Здесь используются такие вопросы:

1) Какую цель поставил автор, создавая изображение (выразить себя, информировать, спорить, защитить, выступить против, убедить… )?

2) Какие детали изображения подтверждают вашу точку зрения?

3) Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько ему удалось это?

4. Для оценки источника нужно ответить на вопросы:

1) На какие исторические вопросы помогает ответить источник (ценность источника)?

2) На какие вопросы источник не в состоянии ответить (ограниченность источника)? Почему?

3) Существуют ли другие источники, которые потребуется рассмотреть, чтобы понять историческую ситуацию? Позицию автора?

4) Какова степень достоверности источника?

5) Насколько полезен для историка данный источник?

Систематизировать работу учащихся с источником можно, используя схему5:


Графическое изображение может рассматриваться не только как самостоятельный вид исторических источников. Рассмотрим работу с графическим изображением (картина, рисунок), целью которой является осмысление произведения искусства. Она может включать следующий алгоритм:


  1. Какие персонажи изображены? Кто они? Сколько их, каков их возраст, внешний вид. Что можно сказать об отношениях между ними?

  2. Пейзаж, предметы, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?

  3. Пространство изображения. Где происходит действие? Можно ли выделить несколько планов изображения?

  4. Формы и линии. Какие линии (вертикальные, горизонтальные, диагональные), геометрические фигуры (круги, треугольники, четырехугольники) преобладают?

  5. Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены с помощью использования приема контраста или резкого освещения?

  6. Передается ли движение (статичное, застывшее положение; динамика, направление движения).

  7. Положение зрителя (с какой точки зрения мы разглядываем изображение).

  8. Композиция. На чем прежде всего сосредотачивается наше внимание? Как этот эффект достигается?

  9. Художественная задача и эстетический идеал автора.

Особый вид графического изображения – карикатура также используется при изучении истории. Организация изучения исторического материала на основе карикатуры достаточно сложна. Карикатура – это, как правило, условное и всегда субъективное отражение исторических фактов – сатирическое, юмористическое, содержащее преувеличение. Карикатура «высвечивает» отдельные стороны исторического процесса, воздействует на эмоции и предполагает развитое умение анализировать информацию. При использовании карикатуры как источника получения новых знаний можно привлечь следующую таблицу6:



Изображение

Текст, дополняющий изображение

(подпись, надпись, цифры, даты…)



Уровень 1.

1. Назовите действующих лиц и другие объекты (предметы и пр.)



1. Какие объекты охарактеризованы текстом?

2. Есть ли объект, которому соответствует подпись?

3. Если «да», какую информацию мы получаем об объекте?

4. Если «нет», на какую проблему обращает подпись наше внимание?



Уровень 2.

1. Есть ли условные или символические детали в карикатуре?

2. Какие исторические факты, персонажи, проблемы, по вашему мнению, представлены символически? Докажите свою точку зрения.

3. Какое отношение к событию хочет сформировать автор?



1. Какие элементы текста наиболее существенны? Почему вы так думаете?

2. Передают ли элементы текста отношение автора к событиям?



Уровень 3.

  1. Опишите события, которые отражены в карикатуре.

  2. Объясните, какую роль играет символическое, условное изображение?

  3. Как текстовые элементы помогают понять смысл карикатуры?

  4. В чем заключается главная идея автора?

  5. Какая аудитория согласится (не согласится) с этой идеей? Почему?

  6. Какие исторические (политические, социальные…) идеи и концепции связаны с этим источником? Докажите свою точку зрения.

В изучении истории новейшего времени особую роль играет такое графическое изображение, как фотография. При использовании фотографии как основного источника рекомендуется поставить следующие вопросы7:

1) Что происходит на фотографии? Кто изображен, как выглядят персонажи, чем они занимаются, как связаны действующие лица между собой? Из чего вытекает ваш вывод?

2) О чем свидетельствует выражение лиц «героев» фотографии?

3) Какие объекты попали в объектив фотографа? Было ли это случайностью или специальным замыслом автора?

4) С каким временем связано фотографическое изображение? Приведите доказательства своего мнения.

5) Какие исторические события отражает снимок? Докажите этот факт.

6) Каким был замысел фотографа? Какие идеи он хотел донести до зрителя? Какие чувства хотел возбудить?

7) Насколько удался замысел автора?

8) Насколько достоверным является изображение («выхваченный из жизни» момент, поставленный кадр)?

Третий вариант использования графических изображений - в качестве так называемых «средств наглядности» – иллюстраций в процессе объяснения нового материала, при опросе, закреплении или проверке знаний также широко представлен в методике обучения истории. В данном случае графические изображения не рассматриваются как исторический источник, учитель может ограничиться лишь напоминанием об этом.

При описании событий используются событийные изображения, которые содержат информацию о конкретном единичном историческом факте. Типологические изображения используются при формировании понятий, как зрительная опора при введении исторических терминов. Портретные изображения, изображения произведений искусства, репродукции живописных полотен воссоздают образы исторических личностей, знакомят учащихся с памятниками культуры. Карикатуры и плакаты включаются в урок для подтверждения или опровержения исторической версии, точки зрения. Использование графических изображений в тестовых заданиях создает условия для более глубокой и объективной проверки знаний учащихся, делает тесты более живыми и интересными.

Выбор видов деятельности, формирующих аналогичные умения, должен соответствовать возрасту, интересам, способностям учащихся.

При работе с графическими изображениями учащимся также могут быть предложены индивидуальные, групповые и самостоятельные задания на извлечение и обработку информации источника, на сравнение и оценку источников, творческие задания.

Задания на извлечение и обработку информации источника

1. Установить тип источника (провести идентификацию). Например: «Дайте характеристику исторического источника».

2. Выделить самые важные детали изображения.

3. Составить вопросы к источнику.

4. Придумать или угадать название источника. Рассказать о событиях с использованием источника.

5. Составить характеристику исторического деятеля по источнику.

6. Использовать источник для доказательства или опровержения определенной идеи, тезиса и т.д. Например: «Используя карикатуру, докажите, что крестьянство было недовольно сокращением наделов вследствие реформы 1861 г.»

7. Отобрать графические источники по проблеме. Например: «Подготовьте виртуальную экскурсию по древним Афинам».

Задания на сравнение и оценку источников

1. Сравнить изображение одного события в разных источниках.

2. Сравнить отношение авторов источников к происходящим событиям.

3. Проанализировать несколько источников для выявления специфики исторического процесса.

4. Дать оценку событию, процессу, исторической личности, используя информацию источника.

5. Оценить достоверность и надежность графического изображения как исторического источника.

Творческие задания

1. Персонифицировать изображение. Например: «Представьте и опишите, как отнесется к плакату «Вся власть Советам!» владелец свечного завода в Самаре. Объясните мотивы его отношения».

2. Инсценировать изображение. Например: «Составьте диалог персонажей картины и инсценируйте его».

3. Использовать сопоставительный анализ источников для решения исторической проблемы.

4. Выявить альтернативы исторического развития, используя источники.

5. Прогнозировать тенденцию и динамику процессов, их последствия. Например: «Используя картины И.Е. Репина как исторический источник, определите судьбу движения народников».

6. Сопоставьте различные источники для построения и проверки версии события.

7. Используйте графические источники как аргумент в дискуссии.

8. Напишите творческую работу (эссе, мини – исследование…) на материалах источников.
Методика работы с анимированными картами и Flash-заданиями.

Данный продукт представляет наибольший интерес с точки зрения обеспечения наглядности учебного процесса. В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

Анимированные интерактивные карты в формате Flash-анимации иллюстрируют ключевые темы и события истории.

Flash-фильм сопровождается дикторским текстом, повествующим об основных событиях иллюстрируемого периода. Анимация карт может сопровождаться демонстрацией рисунков и фотографий по теме для достижения большей иллюстративности и лучшего «погружения» в эпоху.



Методика работы с анимированными картами.8

Методика работы с анимированными картами может быть следующей:

1. Демонстрация продукта во время урока с использованием мультимедийного проектора. При этом возможно как построить урок на данной презентации целиком, так и привлечь отдельные ее кадры для иллюстрации и проработки каких-то ключевых моментов. При демонстрации возможно использовать предусмотренное дикторское сопровождение, или же отключить его и сопровождать демонстрацию собственными комментариями (или, что будет точнее, с ее помощью сделать лекцию учителя более наглядной и иллюстративной). Возможна также организация эвристической беседы с опорой на кадры Flash-анимации – вопросы в этом случае нужно будет предусмотреть заранее.

2. Самостоятельная работа учащихся с интерактивными картами на персональных компьютерах. При данном варианте следует предусмотреть контрольные вопросы по изученному материалу – здесь можно обратиться к предлагаемым тестовым и контрольным блокам ресурса.

3. Использование учащимися анимированных карт в подготовке докладов и сообщений по теме как опорных схем и, опять же, иллюстративного приложения.

4. Интерактивные карты можно также использовать для создания и разработки собственных цифровых ресурсов по теме. Учитель может создавать собственные проекты и мультимедийные уроки по избранным темам. Одним из элементов данного урока могут стать и анимированные карты из сборников цифровых образовательных ресурсов.

5. Анимированные карты возможно использовать в качестве источника для экспорта графических файлов, на основе которых можно, к примеру, разрабатывать собственные коллекции раздаточных материалов.

Методика работы с Flash-заданиями.

Другим видом анимационных Flash-объектов являются Flash-задания, предназначенные для повторения и закрепления знаний по изученным темам. Их также можно использовать как в коллективной, так и в индивидуальной работе. В первом случае задание выполняется «у доски», если можно считать таковой экран мультимедийного проектора. Во втором же работа происходит на индивидуальных компьютерах учеников.

Flash-задания могут быть разных типов9:

1. Задания на приведение в соответствие рисунков и надписей к ним. Например, ученику предлагается сопоставить портреты исторических личностей с их именами, или же рисунки архитектурных памятников с их названиями и стилями.

2. Задания на заполнение и приведение в соответствие различных интерактивных таблиц. В первом случае элементы выбираются из общего «банка» и размещаются «мышью» в ячейках таблицы. Во втором – элементы таблицы уже размещены в ячейках, однако их следует расположить так, чтобы они соответствовали друг другу – задание также выполняется при помощи «мыши».

3. Задания на размещение каких-то элементов на интерактивной карте. Данные элементы (значки, надписи) также перетаскиваются «мышью» на соответствующие места карты.

Flash-задания имеют настраиваемый контрольный модуль, при помощи которого проверяются ответы учеников. Предусматривается также возможность выбора либо контрольного, либо тренировочного режима. В последнем случае оценка выполненного задания не производится, и становятся доступными «подсказки» и демонстрация «правильного» выполнения задания.

Работа с контрольно-измерительными материалами.

Тестовые задания

Тесты текущего контроля представляют собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися в процессе изучения материала каждого урока. Тесты промежуточного и итогового контроля проверяют освоение материала разделов и курса в целом.

Тест является оперативной, стандартной формой контроля. Тесты помогают правильно применять историческую терминологию, приучают следить за точностью формулировок, поскольку зачастую ошибки объясняются не только незнанием эмпирического материала, но и неумением грамотно сформулировать свои мысли.

Основные виды ЦОР - тестовых заданий:


  • Тесты, рассчитанные на определение единственно верного ответа из предложенного списка.

  • Тесты, рассчитанные на определение неизвестного заранее учащемуся количества верных ответов по одному признаку.

  • Тесты, рассчитанные на соотнесение понятия и определения, даты и события, автора и произведения.

  • Тесты на восстановление правильной хронологической и (или) логической последовательности событий.

  • Тесты, рассчитанные на отработку и проверку умений извлекать исторические сведения из исторической карты.

  • Тесты на восстановление определенного слова, фразы, утверждения.

  • На заполнение и приведение в соответствие различных интерактивных таблиц. В первом случае элементы выбираются из общего «банка» и размещаются «мышью» в ячейках таблицы. Во втором – элементы таблицы уже размещены в ячейках, однако их следует расположить так, чтобы они соответствовали друг другу – задание также выполняется при помощи «мыши».

Учитель может составить свой вариант текущего, промежуточного и итогового контроля на основании тестовых заданий ЦОР. Учитель может предусмотреть гибкую шкалу оценивания: вопросы теста могут быть как «равновесными» (тогда количество правильных ответов суммируется), так и различаться по «весу» (тогда за правильный ответ на более сложный вопрос ученик получит больше баллов, чем за простой, и суммироваться будут баллы).

К особому виду проверочных заданий можно отнести заполнение кроссворда.

Важнейшей особенностью теста является стандартизация ответов и формализация их оценки (сверка с эталоном), поэтому в применение к области исторического (гуманитарного) знания он не может быть единственной и исчерпывающей формой проверки достижения результатов обучения. По этой причине в процессе обучения истории должны использоваться задания с открытыми вопросами. Они рассчитаны на аналитическую, либо образную мыслительную деятельность, формирование у учеников исследовательских навыков, способности к образной реконструкции объектов прошлого, умения высказывать личные суждения о событиях и деятелях прошлого, сопереживать им (задания на эмпатию). Выполнение подобного задания является обучающим не только с точки зрения самостоятельной выработки технологии ее решения, но и с образовательной точки зрения, поскольку проблемная задача в части предъявления условия сообщает дополнительные статистические данные.

Проектная работа.

Еще одним вариантом использования ЦОР является проектная работа.

В данной работе, в отличие от традиционно применяемого проектного метода, основная деятельность по созданию проектного продукта происходит в ходе уроков. Количество уроков, необходимое для поиска, обработки информации и создания презентации, определяет учитель в зависимости от подготовленности класса и иных обстоятельств. Также варьируются и сами пути получения информации, и ее объем, который надо освоить для подготовки выступления.

Первый уровень сложности – учащиеся используют материалы, размещенные на диске, а также привлекают фрагменты учебников истории. Этот подход порождает дополнительный, как бы свернутый, этап взаимодействия в группе, направленный на уяснение ее членами проблем тематики проекта, поиска собственных решений и написания небольших самостоятельных текстов в качестве ответов на вопросы и задания. Затем на базе готовых ЦОР диска и этих самостоятельных комментариев и создается презентация, которая в ином случае представляла бы компиляцию заранее заготовленных фрагментов, что уменьшало бы педагогическую ценность работы детей.

Второй уровень сложности – учащиеся проводят самостоятельный поиск информации в литературе и Интернете, учебники и материалы набора ЦОР используются как отправная точка ориентации в проблематике темы. В презентации в этом случае должен появиться дополнительный слайд – список использованных источников информации (статьи, книги, сайты).

Работа разделена на несколько этапов10.

1-й этап – Организация и планирование.

Предварительно учащиеся класса делятся на равные группы, каждой из которых (возможно – по жребию) достается работа над одним из проектов.

На уроке ученики внутри своих групп сами должны решить, кто отвечает за каждый конкретный сюжет, раздел будущей презентации, и представить список ответственных лиц учителю.

Также на первый урок участникам группы можно предложить принести любой дополнительный материал по своей теме, который им удастся найти (опережающее домашнее задание).

Результатом работы над проектом каждой группы должно стать представление темы одноклассникам. Для этого готовятся компьютерные презентации (программа PowerPoint). Для организации работы учитель предъявляет обязательную структуру презентации.

В ЦОРе дается примерный список тем, учитель может отобрать интересующие его или/и добавить свои.

После определения ответственных за определенные сюжеты и разделы темы проекта и получения представления о структуре будущей презентации учащимся на уроке предлагается рассмотреть материал, имеющийся в их распоряжении, и спланировать будущую работу в виде таблицы. Свои планы учащиеся представляют учителю для контроля, коррекции и помощи в поиске дополнительного и обработке уже имеющегося материала.

В результате первого этапа работы над проектом каждый учащийся уходит с урока, четко представляя, что он лично должен сделать сам, а что – вместе с партнерами по группе.

2-й этап – Обработка собранного и поиск нового материала.

Ученики работают в группах. Учитель осуществляет мониторинг, оказывает помощь, дает консультации.

На последнем из выделенных на этот этап уроков проходит индивидуальный рубежный контроль собранного материала и качества его первичной обработки (с выставлением оценки за проделанную работу). Одновременно намечаются дальнейшие шаги в работе над проектом, корректируются имеющиеся планы.

3-й этап – Создание презентаций из собранного материала.

4-й этап – Презентации.

Представление первой презентации и ее обсуждение: для первой презентации учитель отбирает наиболее подготовленную работу, предоставляя остальным возможность скорректировать свои продукты на примере представленного. Следующий урок/уроки – представление остальных презентаций. Во время каждой презентации слушатели обязаны фиксировать предлагаемый им материал. По окончании презентаций учитель готовит вопросы самостоятельной работы, основанной на материале выступлений.

Последний урок – самостоятельная работа. Выставление оценок за презентации.

При оценивании учитывается:



  • качество и форма представленного материала;

  • соответствие формы подачи материала задачам устной его презентации;

  • форма устной презентации (чтение текста с экрана, рассказ и т.п.);

  • умение объяснить материал одноклассникам;

  • ответы на вопросы одноклассников и учителя.

Рассмотренная методика работы с объектами ЦОР как источниками исторических знаний, позволяет сделать вывод о том, что их использование способствует становлению следующих умений школьников, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников по истории:



  • локализовать новые факты в историко-культурном времени и пространстве, рассматривая их в контекстах региональной… мировой истории;

  • самостоятельно вести поиск информации и использовать разнообразные источники для образных и аналитических сообщений, решения учебных задач;

  • сопоставлять свидетельства разных источников, проводить критический анализ информации и высказывать суждения о ее ценности и назначении;

  • объяснять смысл важнейших понятий и использовать их в анализе и обобщении соответствующих явлений и процессов;

  • творчески реконструировать образ жизни народов и отношения между людьми в разные исторические периоды, используя необходимые для этого факты, даты, понятия;

  • излагать свои суждения о существенных чертах, причинно-следственных связях исторических событий и явлений, связанных с формированием поликультурного общества;

  • приводить готовые оценки исторических фактов, изложенные в разных источниках, и высказывать свои суждения о подходах, лежащих в основе конкретных версий и интерпретаций;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным фактам истории.

Следует отметить, что рассмотренные приемы работы с ЦОР не являются единственно верными, это лишь основа, предложенная методистами. Учитель, который использует или планирует использовать ЦОР на уроках истории должен исходить из реальных условий, в которых осуществляется учебный процесс, учитывать особенности учащихся, дидактические цели урока.


1 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.

2 Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006

3 Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006

4 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.

5 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.

6 Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006

7 Там же

8 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.

9 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.

10 Кушнерева Ю.В. Методические рекомендации к учебнику Пономарева М.В., Абрамова А.В., Тырина С.В. «История средних веков. 6 класс» / Ю.В. Кушнерева - «1С», 2006.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница