2. Направление подготовки



Скачать 177.92 Kb.
Дата26.06.2016
Размер177.92 Kb.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психолог образования»

3.

Дисциплина (модуль)

Б3. ДВ.13 Сказкотерапия

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (тем)

8


Перечень компетенций

ОПК-5 - готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ПКД-1 - способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • основных категорий и понятий сказкотерапии;

  • основных направлений, подходов, теорий сказкотерапии, истории и современных тенденций разви­тия психолого-педагогических концепций;

  • закономерностей и структурных компонентов сказкотерапии;

  • особенностей художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности, творческие процессы и факторы их обусловливающие;

  • сущности, специфики и основных компонентов художественно-творческой и психолого-педагогической деятель­ности;

  • современных методик разви­тия художественно-творческих способностей детей;

  • новых технологий сказкотерапии.

Умения:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  • давать психологическую интерпретацию различных видов сказок;

  • использовать различные формы работы со сказкой в соответствии с потребностями психологической практики работы с клиентом;

  • применять сказкотерапевтические методы и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • проводить диагностическое исследование с помощью проективных сказкотерапевтических методов;

  • придерживаться современных концепций сказкотерапевтической работы с детьми;

  • анализировать собственную профессиональную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая и др.

Навыки:

  • владения русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, художественно-творческими способностями;

  • владения способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • владении способностью организовать совместную художественно-творческую деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;

  • владения методами диагностики и развития художественно-творческих способностей субъектов образовательного пространства;

  • владения способностью анализировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • владения сказкотерапевтическими методами коррекции трудностей взаимодействия школьников в образовательной среде.

Опыт деятельности:



Этапы формирования компетенций (Количество этапов формирования компетенций: тем

Терапия сказками как древний в человеческой цивилизации способ практической психологии

Понятие комплексной сказкотерапии

Характеристика сказочной терапии

Многообразие сказочных форм. Виды сказок

Коцептуальные источники и принципы сказкотерапии.

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.

Моделирование тематических занятий.

Постановка сказок.



Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%



Тестовые задания по дисциплине «Сказкотерапия»
1 вариант
1. В рамках …. ориентации дано следующее определение: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»

    1. динамической

    2. гуманистической

    3. когнитивной

    4. поведенческой

2. Концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов, принадлежит:

  1. Аристотелю

  2. Демокриту

  3. Платону

  4. Пифагору

3. Основные цели арттерапии — все указанные кроме:

    1. активизации общения пациента с психотерапевтом или психотерапевтической группой в целом

    2. более тонкого выражения своих переживаний, проблем

    3. развития у больного способности стать художником, скульптором и др.

    4. высвобождения скрытого в каждом пациенте потенциала самореализации.

4. В трансактном анализе различают следующие виды трансакций, кроме:

        1. дополнительных

        2. параллельных

        3. перекрестных

        4. скрытых

5. Фазы краткосрочной психодинамической психотерапии:

            1. моделирование поведения

            2. фаза гармонизации

            3. фаза переработки фокального конфликта

            4. фаза надежды

6. Какая форма психотерапии предпочтительнее для лечения детей 5—6 лет с невротическими расстройствами:

          1. игровая

          2. когнитивно-поведенческая

          3. рациональная

          4. гештальт-терапия.

7. Психотерапевт, центрированный на ребенке, стремится передать ему в процессе общения:

              1. «Я с тобой»

              2. «Я контролирую тебя»

              3. «Я оцениваю тебя»

              4. «Я работаю с тобой»

8. Предпочтительная форма индивидуальной психотерапии детей с невротическими расстройствами:

  1. семейная психотерапия

  2. гештальт-терапия

  3. аутогенная тренировка

  4. игровая психотерапия

9. Основной механизм лечебного действия игровой психотерапии детей:

    1. аргументированное переубеждение пациента

    2. обучение релаксации

    3. отреагирование эмоциональных переживаний ребенка в игре

    4. дидактическое воздействие

10. Для традиционной российской психотерапии характерно все указанное, кроме:

  1. психотерапевт работает глубинно-психологически, обычно в индивидуальной форме

  2. психотерапевт «ведет» пациента в основном «суггестивно-директивно»

  3. преобладает суппортивный характер психотерапии (поддерживающая психотерапия)

  4. психотерапевт чаще использует методы краткосрочной («комплексной») психотерапии

11. Психодрама — это метод, направленный, прежде всего, на создание условий для:

        1. диагностики неадекватных поведенческих стереотипов и их коррекции

        2. повышения коммуникативной компетентности

        3. спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой

        4. переработки межличностных конфликтов

12. Для западной психотерапии характерно все указанное, кроме:

                  1. вопрос оплаты открыто обсуждается психотерапевтом уже в самом начале психотерапии

                  2. психотерапевт в большой степени проявляет сочувствие и сострадание к пациентам, большинство психотерапевтов не отказали бы в помощи пациентам лишенным средств

                  3. характер психотерапии должен соответствовать финансовым критериям (подбор метода психотерапии в соответствии с финансовыми возможностями пациента)

                  4. категорически не рекомендуется лечить пациента бесплатно или принимать оплату ниже установленной психотерапевтом границы

13. Термин «опыт» имеет наибольшее значение для:

  1. психотерапии, основанной на теориях научения

  2. динамически-ориентированной психотерапии

  3. гуманистической психотерапии

  4. психотерапии, основанной на когнитивных подходах

14. Метод систематической десенсибилизации основан на:

            1. оперантном обусловливании

            2. классическом обусловливании

            3. научении по моделям

            4. внушении

15. Наименьшее значение в качестве надежной оценки эффективности и устойчивости личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах имеет:

  1. степень восстановления полноценности социального функционирования больного

  2. осознание психологических механизмов невроза

  3. перестройка нарушенных отношений личности, послуживших причиной невротического расстройства

  4. симптоматическое улучшение

16. Архетипы по Юнгу представляют собой «изначальные первообразы», имеющиеся в каждом человеке, и составляют содержание:

                  1. низшего бессознательного

                  2. индивидуального бессознательного

                  3. коллективного бессознательного

                  4. личного бессознательного

17. Основной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии на начальном этапе является:

                1. выработка и закрепление желаемых форм поведения

                2. установление контакта и определение дезадаптивных стереотипов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности

                3. устранение симптома

                4. бессознательные психические процессы должны быть как можно более глубоко раскрыты и представлены сознанию

18. Групповая психотерапия - это:

  1. метод, использующий в лечебных целях групповую динамику

  2. самостоятельное психотерапевтическое направление

  3. метод, ориентированный исключительно на процесс «здесь и сейчас»

  4. метод, направленный на переработку межличностных конфликтов

19. Метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции, это:

  1. драматерапия

  2. арт-терапия

  3. игротерапия

  4. сказкотерапия

20. В концепции клиент-центрированной психотерапии Роджерса основным аспектом учения о личности является следующая гипотеза:

              1. индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации

              2. индивид стремится найти и реализовать смысл жизни

              3. развитие личности определяется наличием постоянного конфликта между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению

              4. индивид обладает врожденной способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой


21. Теория художественного творчества, заключенная в виде имманентной индивидуальности («самости») произведения искусства, его обусловленности не столько психикой личности, сколько импульсами, прорывающимися из области коллективного бессознательного, принадлежит:

  1. З. Фрейду

  2. М. Эриксону

  3. Р. Ассаджиоли

  4. К. Юнгу

22. Наименее конструктивной является следующая роль группового психотерапевта:

  1. комментатор

  2. технический эксперт

  3. активный лидер

  4. опекун

23. Вид групповой психо­терапии, в котором пациенты выступают в качестве акте­ров и зрителей, а их роли направлены на моделирование жизнен­ных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социаль­ной перцепции, более глубокого самопо­знания, - это

  1. арт-терапия

  2. психодрама

  3. библиотерапия

  4. музыкотерапия

24. Понятие «архетип» было предложено:

  1. З.Фрейдом

  2. Д. Морно

  3. К.Юнгом

  4. Ч. Шефером

25. Метод воздействия представлен разными направлениями, связанными с искусством театра, искусством драмы, которое является основным инструментом коммуникации, это:

  1. драматерапия

  2. арт-терапия

  3. игротерапия

  4. библеотерапия


2 вариант
1. Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на:

  1. переучивание

  2. осознание

  3. приобретение нового опыта

  4. переработку иррациональных установок

2. В появлении современной арттерапии существенное значение имели следующие теоретические ее основы, кроме:

  1. аналитической психологии Юнга

  2. теории научения

  3. динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением (Наумберг)

  4. психоаналитических воззрений Фрейда

3. Трансактный анализ относится к:

  1. когнитивной психотерапии

  2. разговорной психотерапии

  3. аверсивной терапии

  4. интеракционной психотерапии

4. Основным принципом краткосрочной позитивной психотерапии является:

  1. принцип надежды, баланса (гармонизации) и консультирования

  2. переработка фокального конфликта

  3. моделирование поведения

  4. использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом

5. Концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов, принадлежит:

  1. Демокриту

  2. Аристотелю

  3. Платону

  4. Пифагору

6. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:

            1. актуальность

            2. суггестия

            3. реализация

            4. недирективность

7. Основной принцип психотерапевтической работы с детьми с пограничными психическими расстройствами:

              1. выявление сексуальных проблем ребенка

              2. сочетание разных психотерапевтических методик

              3. сочетание работы с детьми и работы с родителями

              4. скрывать от ребенка свои эмоции, всегда быть невозмутимым

8. Основной принцип детской психотерапии:

                  1. доминирование и дисциплина

                  2. постепенность и развитие

                  3. повторение и обучение

                  4. безопасность и принятие ребенка

9. Психопрофилактика включает:

          1. только первичную психопрофилактику

          2. первичную и вторичную психопрофилактику

          3. первичную, вторичную и третичную психопрофилактику

          4. психогигиену

10. Для традиционной российской психотерапии характерно все указанное, кроме:

        1. психотерапевт подвергается давлению со стороны руководителей, которые требуют от него успешного лечения многих пациентов, не будучи осведомленным в возможностях и границах психотерапии;

        2. пациент также требует от психотерапевта быстрого успешного лечения, нередко при этом он наделяется почти сверхестественными способностями

        3. психотерапия воспринимается как длительный лечебный процесс, который не всегда может быть успешным

        4. психотерапевт должен учитывать, что в обществе существует немало наивных пациентов, которые верят альтернативным целителям, поэтому должен иметь в своем репертуаре магические элементы или экспресс-техники

11. Для западной психотерапии более характерно все указанное, кроме:

    1. психотерапевт идентифицируется с одним методом (институтом) и работает только в этом направлении

    2. акцент на индивидуальной психотерапии

    3. сертификат психотерапевта можно получить только в каком-либо одном институте после 3-4-летней специальной подготовки в нем

    4. лечение разностороннее и целостно в смысле «комплексной» (интегративной) психотерапии

12. Теория художественного творчества, заключенная в виде имманентной индивидуальности («самости») произведения искусства, его обусловленности не столько психикой личности, сколько импульсами, прорывающимися из области коллективного бессознательного, принадлежит:

  1. К. Юнгу

  2. З. Фрейду

  3. М. Эриксону

  4. Р. Ассаджиоли

13. Термин «научение» имеет наибольшее значение для:

  1. психоанализа

  2. гештальт-терапии

  3. психодрамы

  4. когнитивной психотерапии

14. Оценка эффективности психотерапии осуществляется с учетом следующих плоскостей терапевтической динамики:

  1. социальной

  2. соматической

  3. психологической

  4. всех указанных выше

15. Ассоциативный эксперимент как методика психотерапии и диагностики личности разработана:

      1. Фрейдом

      2. Юнгом

      3. Брейером

      4. Бернгеймом

16. Согласно Адлеру, существенной характеристикой личности является:

  1. чувство общности

  2. ориентация интересов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир

  3. организмический процесс оценки

  4. защитный панцирь

17. В клиент-центрированной психотерапии Роджерса психотерапевт в контакте с пациентом проявляет следующее качество:

  1. манипулирует процессом взаимодействия

  2. безусловно положительно принимает пациента

  3. комментирует поведение больного

  4. интерпретирует скрытый смысл в поведении больного.

18. К приемам личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах относятся:

  1. диалог между частями собственной личности

  2. моделирование

  3. советы относительно способов решения трудной жизненной ситуации

  4. осознание психологических механизмов невроза (причинно-следственных связей между конфликтами, дезадаптивными стереотипами системы отношений и симптоматикой)

19. Вид групповой психо­терапии, в котором пациенты выступают в качестве акте­ров и зрителей, а их роли направлены на моделирование жизнен­ных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социаль­ной перцепции, более глубокого самопо­знания, - это

  1. психодрама

  2. арт-терапия

  3. библиотерапия

  4. музыкотерапия

20. Понятие «архетип» было предложено:

  1. З.Фрейдом

  2. Д. Морно

  3. Ч. Шефером

  4. К.Юнгом

21. Групповая психотерапия - это:

          1. использование любого психотерапевтического метода в группе больных

          2. использование взаимоотношений и взаимодействий в группе как психотерапевтических факторов

          3. ролевая игра

          4. групповая беседа

22. Для психотерапевта динамического направления наиболее характерна следующая роль:

      1. фасилитатор

      2. инструктор

      3. интерпретатор

      4. эксперт

23. Фи­лософское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира (связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности), называется:

  1. аксиология

  2. акмеология

  3. синергетика

  4. синестезия

24. Универсальные коллективные паттерны (модели) или матрицы, которые являются составляющими коллективного бес­сознательного и определяют содержание религий, мифологий, легенд и сказок, а на индивидуальном уровне появляются в сновиде­ниях и грезах, это:

  1. прообразы

  2. рефлексы

  3. архетипы

  4. мотивы

25. Метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции, это:

  1. драматерапия

  2. арт-терапия

  3. игротерапия

  4. сказкотерапия



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключ к тестовым заданиям по дисциплине «Сказкотерапия»


вопроса

Вариант 1

Вариант 2



Б

Б



А

Б



В

Д



Б

Г



В

Б



А

Г



А

В



Г

Г



В

В



А

В



В

Г



Б

А



В

Г



Б

Г



Г

В



В

А



Б

Б



А

Г



Г

А



А

Г



Г

Б



В

Г



Б

А



В

В



А

Г


Критерии оценки результатов тестирования по дисциплине


Кол-во баллов

Отметка

от 22 до 25

5

от 18 до 21

4

от 13 до 17

3

от 0 до 12

2




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница