А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета



страница1/15
Дата27.04.2016
Размер3.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием

2-4 апреля 2012 года


I том

МУРМАНСК

2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного гуманитарного университета


Редколлегия:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГГУ) (отв. ред.);

М.Ю. Двоеглазова, канд. психол. наук, доцент (МГГУ);

М.А. Тишкевич, старший преподаватель (МГГУ);

А.В. Науменко, ассистент (МГГУ);

Н.В. Егорова, специалист по УМР (МГГУ)



Рецензенты:

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске);

Е.Г. Трудкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, заместитель декана по УР Факультета художественного образования, технологии и дизайна МГГУ
Коллектив авторов

Актуальные проблемы психологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 2-4 апреля 2012 года /Отв. ред. И.А. Синкевич. - Мурманск: МГГУ, 2013. – 1 том - 204 с.
В первом томе сборника представлены научные статьи участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которых раскрываются основные психолого-педагогические проблемы завершающего этапа модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, креативности и художественного творчества.

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.


ISBN 978-5-4222-0182-2(т.1) Мурманский государственный

ISBN 978-5-4222-0181-5 гуманитарный университет

(МГГУ), 2013

ВВЕДЕНИЕ
Изменения в политической, национальной, общественной сферах, реализация приоритетного национального проекта «Образование», определяют новые целевые ориентиры в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов, способных работать в современных социокультурных условиях. Образовательное пространство - это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. Под образовательной средой понимается вся совокупность образовательных учреждений разного типа, взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают условия для развития и среду социализации человека, обеспечивают определенный уровень образованности и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, этических и иных общественных отношений.

Актуальным становится формирование через систему российского образования социальных отношений, наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом. Вся культурная и социальная среда становится в определенном смысле образовательной средой. Новая цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В апреле 2012 года в Мурманском государственном гуманитарном университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которой приняли участие ведущие преподаватели высших и средних учебных заведений, практические психологи, социальные работники из разных городов России и зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Полярный); г. Архангельска, г. Бийска (Алтайский край), Казахстан (г. Павлодар), Республики Беларусь (г. Минск), Республики Мордовия (г. Саранск), Украины (г. Киев). В I томе сборника научные статьи участников конференции раскрывают основные психолого-педагогические проблемы завершающего модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, художественного творчества и др. Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.

Раздел I.

Психолого-педагогические проблемы модернизации российского образования



Д.Г. Левитес

К вопросу об общественно-педагогическом идеале
Общественно-педагогический идеал как системообразующий компонент государственной образовательной политики всегда являлся тем методологическим основанием и ориентиром, который определял деятельность целеполагания в работе образовательного учреждения, педагогического коллектива и отдельного учителя.

Однако, с середины 90-х годов прошлого столетия в отечественном школьном образовании произошло событие размеры которого со временем приняли характер национальной катастрофы: у него (у образования) исчезла цель.

И если двадцатилетние безуспешные поиски пресловутой «национальной идеи» прямо не сказываются на развитии экономики, то школа без нее обходиться не может.

Традиционное представление об этой цели, как собственно и о самой сущности школьного образования в разных странах и в разные времена было связано с трансляцией от поколения к поколению социокультурного опыта, включающего в себя опыт познания, опыт освоения способов деятельности и опыт формирования ценностных отношений.

Каждый из этих трех компонентов этого опыта, и как его педагогически адаптированного отражения в содержания общего школьного образования видоизменился до неузнаваемости.

Так, за последние несколько десятилетий ХХ века ставка на развитие промышленности, определявшее доминирование в содержании образования естественно-научного знания, сменилось в конце 80-х- начале 90-х приоритетами в сторону гуманитаризации содержания образования.

На функционировании школы как государственно-общественного института это сильно не повлияло, а сказалось преимущественно на содержании и структуре учебных планов.

Опыт овладения специальными («предметными») умениями постепенно сдвигается в сторону метапредметных, а от них к компетентностям. Это потребует более серьезных изменений организационных форм учебного процесса и освоения иных методов и технологий обучения.

Однако, разрушение в середине 90-х системы базовых ценностей, на которых было основано само существования советского государство, привело к тому, что из содержания общего школьного образвания на уровне учебного предмета фактически исчез такой его компонент как опыт эмоционально ценностных отношений. Урок постепенно теряет свою воспитательную функцию и школа из института социализации и развития личности постепенно превращается в «дидактическую машину» для подготовки выпускников к поступлению в вузы.

В результате утраты школой своего основного предназначение как социального института выросло поколение - уже не «товарищи», но еще не «господа» - нравственные установки большинства которых (отношение к Жизни, к здоровью, к семье, к Родине, к труду…) не могут не вызывать беспокойства. По этим установкам они выстраивают свои жизненные сценарии и модели поведения, которые хорошо просматривается не только в нашумевшем сериале «Школа», многочисленных публикациях в СМИ, но и тех материалах, который сами школьники выкладывают в социальных сетях.

Так, недавно, один старшеклассник выложил в социальной сети такой пост: «Если завтра начнется война – я немедленно сдамся в плен», чем вызвал массу восторженных откликов. Эпатаж? Возможно. Однако, по данным различных социологических опросов более половины опрошенных старшеклассников готовы уехать из России при первой возможности.

В истории педагогики и образования неоднократно предпринимались попытки осмысления и реализации в различных образовательных практиках и иного подхода как феномену «образование»: образование, как формирование Образа, как становление Образа («ОБРАЗ-ование»)

Образ этот, будь то Образ Божий в средневековой христианской традиции или образ строителя коммунизма в советской школе, и был тем общественно-педагогическим идеалом, который определял миссию школы в государстве, и в логике деятельностного подхода предопределял направления отбора содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания.

Таким образом, трансляция социокультурного опыта становилась не смыслом, не сущностью Образования и не целью функционирования Системы образования, а лишь механизмом реализации и средством для достижения иной цели-формирования заданного извне Типа личности.

В «смутные» переходные времена, когда государство и общество, находясь на переломе своего развития, не могло сформулировать и предложить школе этот идеал, эта функция реализовывалась в преимущественно в закрытых учебных заведениях.

Современные «модели» выпускника школы (гимназии, лицея), которые с поражающей легкостью расписывают в своих программах развития различные образовательные учреждения есть ни что иное как редуцированные Образы, лишенные самого главного «родового» основания – описание ТИПА личности, над формированием которой целенаправленно и осознанно работал бы педагогический коллектив в течении всего периода обучения и воспитания.

Существует и иное понимание Образа в образовании: не как «родового», а как индивидуального ориентира. Образование как непрерывная линия развития личностного потенциала, как движение не к Образу-эталону, общему для всех, а как движение к самому себе. Основная цель такой школы – создание условий для развития личностного потенциала ученика и предупреждение тупиков этого развития.

С гуманистических позиций такое понимание феномена образования кажется наиболее предпочтительным и имеет свою историю, начиная с идеологов Возрождения, ставивших человека в центр мироздания и обосновавшие его личностную автономность и независимость, и педагогов эпохи Просвещения, связывавших с понятием «образование» специфический способ становления человека, и кончая современными концепциями развивающего обучения и личностно-ориентированного образования: актуализация жизненного, доучебного опыта, культивирование и развертывания имеющихся у людей от рождения задатков.

С технологической точки зрения проектирование и реализация этих двух моделей формирования Образа («родового» и « и «личностного») имеет ряд существенных отличий, касающихся, в основном, степени институциализации и времени реализации «проекта». В первом случае оно (образование) всегда конечно, т.е. ограничено ступенями школьного образования. Оно характеризуется стандартизированным содержанием образования, критериями успешности освоения образовательных программ и соответствующими оценочными шкалами, а также и присутствием в жизни ученика специально подготовленных профессиональных педагогов, которые, собственно, и отвечают за успешность формирования заданного Образа.

Во втором случае образование – непрерывная линия развития человека от рождения до старости. Человек, в течение жизни, проходя через поле культуры, впитывает («воспитание») и взращивает в себе только то содержание, которое по своей природе может и хочет усваивать. И успехи в таком образовании фиксируются не сравнением с другими людьми, а только с ним самим – вчерашним, сегодняшним завтрашним.

Учителями – не преподавателями, а педагогами, «ведущими по жизни» – могут выступать книги, музыка, природа, субкультуры, социальные сети, близкое и дальнее окружение… – т.е. сама жизнь.

Ни одна из описанных выше моделей образования в «чистом» виде никогда и нигде не существовала, и, тем более, не может быть реализована в массовой школе сегодня. Так, прямая «трансляция знаний» зашла в тупик вследствие нарастающего по экспоненте объема новой информации: школьные перегрузки давно стали «общим местом» в обсуждении проблем сегодняшней школы, многие знания устаревают до того, как выпускник может ими воспользоваться, и сама необходимость усвоения того, что никогда в жизни не пригодиться все чаще сталкивается с различными формами протеста учеников.



Формирование Образа как общественно-педагогического идеала невозможно ввиду его полного отсутствия на современном этапе развития общества и государства.

Что касается третьего пути – «феноменализации» образования – то в условиях массового характера обучения и его государственно-общественного управления образованием такая школа не сможет охватить и быть доступной для всех: вальдорфские классы, школа Монтессори, школа А.Нейла, система дополнительного и инклюзивного образования…вот пожалуй немногие пути реализации этой идеи.

И, если сегодня школа выступает как «услуга», то впору задастся вопросом: кто выступает ОСНОВНЫМ заказчиком этой услуги, и, может быть, потребовать от этого «заказчика» предельно четко сформулировать свой «заказ-Образ». И тогда интересы к «школьной услуге» со стороны других «заказчиков» должны уйти на второй план, переадресованы другим субъектам социализации молодежи или интегрироваться в основной «заказ»-Образ, В противном случае система школьного образование «буксует» в своем функционировании и развитии, не достигает социально значимых эффектов в своей деятельности и представляет угрозу для безопасности государства в лице своих выпускников.

p.s. Недавно по каналу «Культура» прошла очередная передача «Культурная революция». Художники, писатели, музыканты спорили о предназначении искусства. И вдруг прозвучала реплика одного из гостей студии: «У нас нет заказа на Человека…на профессионала есть, а на Человека нет»! Значит, не только педагогика обеспокоена отсутствием Образа! Что-то такое витает в воздухе!

И.А. Синкевич

Современные требования к профессиональной

психолого-педагогической подготовке студентов

в условиях реформирования образования
На современном этапе развития России главная задача образовательной политики состоит в обеспечении соответствующего качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства за счет его дифференциации и индивидуальности. Социально-психологические, культурные, экономические и интеграционные преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. Образование во всем мире является признанной ценностью и характеризуется многими реалиями, среди которых значимое место занимали и занимают процессы интеграции. Интеграция в области образования есть глобальная синкретическая тенденция стремления различных дифференцированных локальных процессов и опыта в сфере образования к целостному единству.

Следует обозначить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования:



  • глобальные изменения социально-экономической ситуации в России;

  • диверсификация системы общего образования;

  • изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);

  • возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;

  • информатизация общества и негативное влияние на психику и сознание детей неуправляемых информационных потоки;

  • социализация учащихся, происходящая внутри и вне школы.

Цель образования сформулирована с учетом современных проблем России, Стратегии 2020 и опирается на: 1) общественный договор (новые образовательные запросы семьи, общества и государства); 2) новые технологии (широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни). Одним из основных признаков современного общества называют стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций.

По мнению В.А.Плешакова [5], у современных пользователей компьютерных сетей и Интернета возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.

Специфика изменений социальной структуры общества, а также проблемы социализации и общения в Интернет-среде наглядно представлена в работах Е.П. Белинской, С.В. Бондаренко, И.А. Васильевой, В.В. Гудимова, Л.Ю. Иванова, Т. Келер, А.В. Минакова, А.В. Мудрика и др.

Информационная революция - это: 1) стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационной базы; 2) дистанционность, мобильность и интерактивность; 3) формирование социальных образовательных сетей и сообществ. Исследуя проблему в контексте глобализации условий социализации, А.В. Мудрик утверждает, что глобальная сеть Интернет – «непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности» [4, с. 247–248].

В.А.Плешаков [5] отмечает, что в психолого-педагогическом плане применение информационных технологий, с одной стороны, ведет к развитию и преобразованию деятельности человека за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и совсем новых видов деятельности. С другой стороны, отмечается значительное количество негативных последствий – технострессы, компьютерофобия, кибераддикция, сужение круга интересов, некоммуникабельность др.

Основой современного школьного стандарта, который опирается на общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства, являются: 1) Стратегия 2020; 2) идеологическая и методологическая основа (концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России); 3) научная основа (фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход); 4) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: 1) систему базовых национальных ценностей; 2) современный национальный воспитательный идеал; 3) цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников в единстве урочной и внеурочной деятельности.

А.М. Кондаков [2] определил новую цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Таким образом, стоящие перед образованием Российской Федерации задачи, предъявляют принципиально новые требования к подготовке современного педагога, способного:


  • обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание детей, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития России;

  • развить креативные способности учащихся и научить детей «умению учится самостоятельно», т.е. ученик сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, характерный для индустриального этапа развития общества квалификационный подход сменил более адекватный современному развитию общества и наиболее перспективный для осуществления модернизации системы российского педагогического образования компетентностный подход, который: 1) усиливает практическую ориентированность образования; 2) делает акцент на деятельностной стороне результата психолого-педагогического образования; 3) существенно расширяет его содержание личностными, ценностно-смысловыми составляющими, что делает его гуманистически направленным.

Понятие «компетентность» включает в себя: 1) знания, умения, навыки; 2) мотивационный компонент; 3) индивидуальный опыт ученика. Компетентность – устоявшееся личностное качество, позволяющее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях. А.Г. Асмолов [1] характеризует данный феномен, как «компетентность в овладении компетенциями». Компетентность формируется в школе, под воздействием семьи, друзей и т.д. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В современных образовательных программах [7], разработаных на основе компетентностного подхода, описаны ожидаемые результаты обучения в виде ключевых компетенций:



  1. Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика и его способностью: 1) видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; 2) осознавать свою роль и предназначение; 3) уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  2. Общекультурные компетенции определяют: 1) духовно-нравственные основы жизни человека, народов и человечества; 2) культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; 3) роль науки и религии в жизни человека; 4) опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

  3. Информационные компетенции включают: 1) навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах, образовательных областях и в окружающем мире; 2) владение современными информационными технологиями; 3) поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

  4. Коммуникативные компетенции определяют знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе и владение различными социальными ролями.

  5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на: 1) освоение способами физического, духовного, интеллектуального саморазвития и эмоциональной саморегуляции; 2) овладение различными способами деятельности в процессе непрерывного самопознания, развития личностных качеств, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; 3) освоение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности; 4) формирование внутренней экологической культуры и др.

В связи с вышесказанным следует определить требования к современному учителю:

  1. Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI века.

  2. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания школьников, ориентированного на развитие креативной личности.

  3. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных, детей с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.

  4. Способность улучшать и проектировать психологически комфортную образовательную среду.

  5. Умение применять здоровьесберегающие технологии.

  6. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по форме и содержанию психологическая подготовка современного педагога. Следует понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа педагогических дисциплин и количества часов, отводимых на их изучение в основных образовательных программах ВПО. Изменение парадигмы педобразования, превращение его в психолого-педагогическое образование, означает необходимость отражения в подготовке педагогов, позволяющей осуществить в профессиональный деятельности: 1) обучение, ориентированное на развитие учащихся, с учетом индивидуальных особенностей; 2) всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению В.В. Рубцова [6], в системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя. Опираясь на мнение учителей, В.В. Рубцов [6] обозначил причины низкого уровня психолого-педагогической подготовки современного учителя, который:



  • не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей) и типологии детских проблем (детства в целом);

  • не умеет организовать урок в деятельностной парадигме, работу в группах, работать с различными категориями детей и с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.;

  • не владеет общей психологической культурой общения и здоровьесберегающими технологиями.

Исследуя мнения родителей, В.В. Рубцов утверждает, что на качество образовательной среды в школе влияют: 1) школьные перегрузки (85%); 2) конфликтные ситуации (65%); 3) безопасность ребенка пока он в школе (61%); 4) нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%); 5) качество образования (48%); 6) отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%).

Поэтому невозможно говорить об эффективности проекта «Наша новая школа», не связывая его с модернизацией системы высшего профессионального образования. Согласно Концепции «Наша новая школа» - это школа: для всех детей; успешной социализации личности; развития личностной, социальной и профессиональной компетентности; формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду; обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей; интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе; развития одаренности; здорового и безопасного образа жизни; предупреждения и профилактики социальных рисков. Стратегическим ресурсом для развертывания национальной инициативы «Наша новая школа» являются государственные образовательные стандарты: 1) стандарт общего (начального) образования - выполнение требований к условиям, обеспечивающим становление «Новой школы»; 2) стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО – подготовка педагогических кадров для новой школы).

А.М. Кондаков [2] отмечает, что российский учитель:


  • носитель традиционных ценностей России и гражданского общества;

  • патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях народа России;

  • личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию; мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; владеющая содержанием избранной научной области и умеющая эффективно использовать его в профессиональной деятельности;

  • педагог, способный к проектированию образовательной среды, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде, владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;

  • квалифицированный пользователь ИКТ.

Исходя из вышесказанного, следует привести систему педобразования в соответствие: с ФГОС общего образования; целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; стратегическими целями и задачами развития общества и государства. Внедряя ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», можно отметить, что указанным требованиям отвечает построение такой системы ООП ВПО, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном выдающимися отечественными учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым и др.

А.А. Марголис [3] отмечает, что применение данного подхода означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим различные профили подготовки («воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования») является формирование у будущих специалистов знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций. Определены принципы построения новой Модели: 1) «педагогизация»; 2) гибкость и адаптивность к меняющимся запросам семьи, общества и государства; 3) «регионализация» - учет социально-экономических, этнокультурных, региональных особенностей и потребностей обучающихся и их семей; 4) единство и многофункциональность «Один регион – одна система», интеграция в образовательную систему страны; 5) непрерывность. Таким образом, подготовка учителя нового поколения – одно из важнейших условий инновационного развития страны. При этом педагогическое образование должно стать приоритетной областью государственной образовательной политики.

Следует напомнить, что с 2005 учебного года практически все высшие учебные заведения стран Евросоюза согласно Болонскому соглашению перешли на уровневую систему обучения LMD (лицензиат (бакалавр) – мастер (магистр) - доктор). Вузам России была предоставлена возможность самостоятельно определиться в выборе уровневой системы подготовки.

Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ, ныне МГГУ) с 2008 года перешел на уровневую систему подготовки студентов: бакалавр (4 годы) – специалист (5 год) - магистр (2 года). В связи с реализацией концепции модернизации системы высшего образования в МГГУ определены основные цели:



  1. Введение системы уровневого высшего образования (бакалавр-магистр), сопоставимой с общеевропейской системой.

  2. Введение аналогичной европейской кредитной системы учета объема изучаемых дисциплин, позволяющей студенту выбирать важные для него предметы и переходить из одного вуза в другой с заработанными кредитными единицами (1 кредит – 36 академических часов; 1 дисциплина – 2-6 кредитов; за учебный год – 60 кредитов).

  3. Создание соответствующей европейским требованиям целостной системы контроля качества образования (балльно-рейтинговой системы, компьютерного тестирования и др.), информационного обеспечения и обмена; внедрение механизмов контроля качества учебного процесса с участием внешних экспертов.

  4. Применение современных технологий обучения:

  • технологии критического мышления;

  • рефлексивного обучения - осознание собственной деятельности;

  • учебно-педагогического проектирования;

  • совокупность исследовательских технологий (метод кейсов);

  • технологии модульного обучения и т.д.

  1. Модернизация информационного и методического обеспечения учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студента.

  2. Введение принятой в Европе формы приложения к диплому о высшем образовании для повышения академической мобильности студентов (Центр академической мобильности МГГУ):

  • возможность при получении степени бакалавра продолжить обучение в магистратуре в одной из стран Европы;

  • разработка совместных программ вузов в рамках Болонского процесса позволит по завершении курса получить сразу два диплома (российский и зарубежный), не выезжая из России.

  1. Инновации в обеспечении единства процессов обучения и воспитания.

  2. Повышение качества высшего образования.

  3. Содействие трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда и др.

На современном этапе в МГГУ разработана и реализуется система контроля и оценивания знаний студентов: текущий и промежуточный контроль; итоговый контроль по дисциплине; академический рейтинг студентов. Одним из важных элементов подготовки студентов МГГУ к комплексной проверке является оценка качества подготовки студентов, проводимая в виде тестирования - аттестационных педагогических измерений. В Психолого-педагогическом институте (ППИ МГГУ) осуществляется подготовка студентов по следующим специальностям по очной и заочной формам обучения по ГОС ВПО: «050703 «Дошкольная педагогика и психология»; 050706 «Педагогика и психология»; 050708 «Педагогика и методика начального образования»; 050711 «Социальная педагогика»; 050715 «Логопедия»; 050716 «Специальная психология»; 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология».

С 2009 года в МГГУ осуществляется подготовка бакалавров и магистров по ГОС ВПО:



  1. Бакалавров по направлениям подготовки 050700 «Педагогика» Профиль: Технологии подготовки специалиста дошкольное образование».

  2. Магистров по направлению 050700.68 «Педагогика». Магистерская программа «Дошкольное образование»

В психолого-педагогическом институте МГГУ с 2011 года на основе ФГОС ВПО осуществляется подготовка бакалавров по следующим направлениям: 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль: специальная психология; 050100 «Педагогическое образование». Профиль: дошкольное образование»; 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль - психология образования». Сфера трудоустройства и возможной профессиональной деятельности:

  1. Сфера образования: дошкольные образовательные учреждения; средние образовательные школы, гимназии, лицеи; ССУЗы (педагогические колледжи, колледж искусств, техникумы, училища и др.).

  2. Область практической психологии (психологические центры): Центр социальной помощи семье и детям; Комплексный центр социального обслуживания молодежи; Мурманский центр Планирования семьи; Центр медико-социального сопровождения.

  3. Система дополнительного образования: школы искусcтв; дома творчества; спортивные школы.

  4. В структуре МВД и других структур.

  5. Индивидуальная (психоконсульти­рование и психотерапия) и групповая (тренинговая) деятельность.

В 2012 году в ППИ МГГУ планируется набор по следующим направлениям подготовки бакалавров: 050400.62 Психолого-педагогическое образование. Профиль: психология образования (по ОФО и ЗФО); 050100.62 Педагогическое образование. Профиль: дошкольное образование, музыка (по ОФО); 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль: логопедия (по ОФО и ЗФО). Также планируется набор по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование:

  1. Магистерская программа «Социально-педагогическая деятельность в детских образовательных учреждениях» (по ОФО).

  2. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» (по ОФО и ЗФО).

Выпускники магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Социально-педагогическая работа в детских образовательных учреждениях» будут востребованы в образовательных и научно-исследовательских учреждениях Мурманска и области, центрах международного сотрудничества, образовательных учреждениях. Таким образом, сфера трудоустройства и возможной профессиональной деятельности магистров:

  1. Сфера образован­ия: дошкольные об­разовательные учрежде­ния; средние образо­вательные шко­лы; гимназии; преподавательская деятельность; педагогическая деятельность; управленческая деятельность.

  2. Социально-психологические центры: Центр социальной помощи семье и детям; Мурманский Центр планирования семьи; Центр медико-социально-психологического сопровождения.

  3. Система дополнительного образования: школы искусств; Дома творчества; спортивные школы.

  4. Сфера научно-исследовательской деятельности: научно-исследовательская деятельность; аспирантура; докторантура.

  5. Индивидуальная деятельность: комплексная социально-педагогическая диагностика; социально-педагогическое консультирование и др.

Выпускники магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» будут востребованы в образовательных и научно-исследовательских учреждениях области, центрах международного сотрудничества, учреждениях культуры, органах государственной власти.

  1. Сфера образования:

  • психологическая служба в дошкольных образовательных учреждениях; в средних образовательных учреждениях (школы, гимназии, лицеи и др.); в ССУЗах (педагогические колледжи, кол­леджи искусств, техникумы, училища и др.);

  • преподавательская деятельность в ВУЗах и ССУЗах (педагогич­еские колледжи, колледжи искусств, техникумы, училища и др.);

  • педагогическая деятельность в образовательных учреждениях различного типа;

  • управленческая деятельность (менеджмент в образовании).

  1. Организационно-управленческая деятельность в сфере практической психологии (психологические центры):

  • Центр социальной помощи семье и детям;

  • Комплексный центр социального обслуживания молодежи;

  • Мурманский центр планирования семьи;

  • Центр медико-социального сопровождения;

  • психологические службы в организациях и др.

  1. Система дополнительного образования.

  2. Структура МВД, ФСБ и другие силовые структуры.

  3. Сфера научно-исследовательской деятельности: аспирантура, докторантура; научно-исследовательские центры и лаборатории и др.

Профессиональная подготовка студентов МГГУ направлена на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвитие в сложном, полном противоречия современном мире. Эффективность процесса создания социально-культурной и профессионально-образовательной среды в МГГУ существенно повышается в связи с тем, что:

  1. Подготовка учителя к педагогической деятельности ориентирована на формирование его личности как субъекта образовательного учреждения, педагога-исследователя, педагога-гуманиста, педагога-творца.

  2. Обеспечено единство социогуманных, культурологических, психолого-педагогических принципов организации образовательного учреждения.

  3. Руководитель образовательного учреждения осуществляет процесс управления на основе рефлексивных механизмов самопознания, самоанализа, самоорганизации.

Реализация деятельностного подхода в ППИ МГГУ как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО (по направлению «Психолого-педагогическое образование») является основанием для модели подготовки педагогов, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные цели и задачи. Многие студенты ППИ МГГУ работают в ДОУ, СОШ, гимназиях, Центрах начиная уже с 3-4 курсов, имеют возможность на базе МГГУ получить дополнительное образование по различным программам (Менеджмент образования). По окончании вуза выпускники трудоустраиваются в различных образовательных учреждениях; в психологических Центрах; в системе дополнительного образования г. Мурманска, Мурманской области и других регионов России.

Следует заметить, что трудоустройтво выпускников МГГУ задача не только вуза и является социально значимой проблемой на современном этапе развития общества и обусловлено глобальными изменениями социально-экономической ситуации в России и регионе; демографической ситуацией; сокращением ставок психологов и социальных педагогов в системе образования. Учитывая актуальные психолого-педагогические проблемы системы образования, особенности профессионального выгорания педагогов, ведущие к дидактогенному неврозу, влияние различных психотравм на агрессивное поведение детей, необходимо создавать на базе образовательных учреждений социально-психологическую службу и диагностико-консультационные центры на базе научно-исследовательских лабораторий. Преподаватели кафедры психологии (ППИ МГГУ) планируют создать диагностико-консультативный центр «Психея» (под руководством М.Ю. Двоеглазовой, кандидата психологических наук, доцента) на базе научно-исследовательской лаборатории «Социокультурное развитие личности в условиях образовательной среды».

Под образовательной средой понимается вся совокупность образовательных учреждений разного типа, взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают среду социализации человека, условия для развития личности и сознания и обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, этических общественных отношений.

Образовательное пространство - это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. Смысл понятия «гуманитарная образовательная среда» более богат. Оно включает не просто общую гуманитарную направленность образовательного пространства, но и личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал.

На современном этапе происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Все вышесказанное позволит реализовать основную задачу российского образования, которая состоит в достижении нового качества, отвечающего требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических усло­виях. Эти требования заключаются в освоении выпускником вуза компетенций, позволяющих реализовать себя в условиях инфор­мационного общества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница