Актуальные проблемы психологии в образовании



страница1/25
Дата27.04.2016
Размер4.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием

4-6 апреля 2011 года


I том

МУРМАНСК

2012

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного гуманитарного университета


Редколлегия:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГГУ) (отв. ред.);

Т.В.Тучкова, канд. филос. наук, доцент (МГГУ);

О.Н.Оконешникова, канд психол. Наук, доцент (МГГУ);

А.В. Науменко, ассистент (МГГУ);

Ю.В. Орябинская, специалист по УМР (МГГУ)



Рецензенты:

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске);

Е.Г. Трудкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и

народного художественного творчества, заместитель декана по УР



Факультета художественного образования, технологии и дизайна МГГУ
Коллектив авторов

Актуальные проблемы психологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 4-6 апреля 2011 года /Отв. ред. И.А. Синкевич. - Мурманск: МГГУ, 2012. – 1 том - 333 с.
В первом томе сборника представлены научные статьи участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которых раскрываются основные психолого-педагогические проблемы завершающего этапа модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; проблемы формирования профессионального сознания педагога в современных социокультурных условиях; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, креативности и художественного творчества.

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.


ISBN Мурманский государственный

гуманитарный университет

(МГГУ), 2012
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе актуальным становится формирование наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом социальных отношений через систему российского образования. Объявленная Президентом России национальная инициатива «Наша новая школа» - это приоритетный национальный проект сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов - проект социокультурной модернизации общества на основе системы образования.

Таким образом, меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, природой, обществом. Новая цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В апреле 2011 года в Мурманском государственном гуманитарном университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которой приняли участие ведущие преподаватели высших и средних учебных заведений, практические психологи, социальные работники из разных городов России и зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Гаджиево, г. Заполярный, г. Кировск, п. Молочный, г. Могчегорск, п. Никель, г. Североморск); г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Астрахани, г. Волгограда, г. Екатеринбурга, г. Казани, г. Нижнего Новгорода, г. Пскова, г. Пятигорска, г. Таганрога, г. Ярославля; Ямало-Ненецкого Автономного округа (г. Ноябрьск), Республики Беларусь (г. Минск), Удмуртской Республики (г. Глазов), Венгрии (г. Будапешт), Германии (г. Аугсбург).

В I томе сборника научные статьи участников конференции раскрывают основные психолого-педагогические проблемы завершающего этапа модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; проблемы формирования профессионального сознания педагога в современных социокультурных условиях; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, креативности и художественного творчества.

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.

Раздел I. Психолого-педагогические проблемы модернизации российского образования



А.В. Гущина

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
В нашем представлении «концепция» понимается как основная точка зрения на предмет, руководящая идея. При разработке Концепции ППИ были учтены следующие ведущие направления развития высших учебных заведений, в соответствии с законопроектом «Об образовании»:

  1. Реализация основных образовательных программ высшего образования, соответствующих международным стандартам качества образования.

  2. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий для развития региона.

  3. Выполнение прикладных научных исследований по психолого-педагогическому спектру наук, обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

  4. Обеспечение развития высшего образования региона, являясь научным и методическим центром.

Реализация Концепции потребует структурной модернизации с акцентом на подготовку специалиста нового уровня в области практической педагогики и психологии. Ядром этого модернизационного процесса и должен стать психолого-педагогический институт, интегрирующий потенциал высококвалифицированных специалистов данного профиля. Психолого-педагогический институт является структурным подразделением МГГУ, основная цель которого – объединение в единую систему общего, специального педагогического, психологического образования Северо-Западного региона.

В рамках подготовки специалистов в ППИ действуют:



  1. Лаборатории:

  • «Исключительный ребенок как субъект образовательного процесса»;

  • «Современные проблемы дошкольного и начального образования»;

  • «Духовно-нравственное воспитание: в эпоху трансформации общества».

  1. Студенческий дискуссионный клуб «Школьный психолог»

  2. Проблемные группы:

  • «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»;

  • «Проявление копинг-поведения и механизмов психологической защиты у студентов»;

  • «Школьный социальный педагог»;

  • «Лингвистическое развитие детей и подростков»;

  • «Здоровье и молодежь»;

  • «Технологическое обеспечение экологического воспитания детей»;

  • «Младший школьник как субъект обучения и воспитания».

  1. Центр «Поддержка инклюзивного образования».

Миссия института – «производство» технологий в области педагогики, психологии как прикладных наук, а также подготовка, переподготовка кадров, способных позитивно влиять на региональные процессы. Предлагаемая Концепция ППИ предусматривает реализацию его ведущей идеи – «Образование как основная составляющая успешности» (непрерывное образование), она позволяет удовлетворить все возрастные социокультурные потребности человека. Этим обусловлена ведущая проблематика научной работы Института: «Психолого-педагогические механизмы развития и формирования личности на разных этапах социализации».

Р
еализация ведущей идеи модели ППИ - «Образования как основная составляющая успешности (непрерывное образование)

Исходя из ведущих направлений Законопроекта «Об образовании», на основании программы развития университета и для достижения стратегической цели развития психолого-педагогического института необходимо решить следующие задачи:



  1. М
    одернизация научно-образовательной инфраструктуры ППИ:




  1. Модернизация учебного процесса:

  2. Развитие системы непрерывного образования в рамках регионального кластера «образование - наука - бизнес». Интеграция задач социально-экономического развития региона и программ подготовки специалистов:






  1. Участие в региональных проектах:

С
оздание механизма включения ППС в процесс разработки и реализации инновационных программ развития региона.

5. Развитие кадрового потенциала, повышение квалификации и переподготовка преподавателей:

6. Модернизация материально-технической, научно-исследовательской, учебно-методической базы института. Внедрение современных информационных и образовательных технологий на всех этапах процесса непрерывного образования:




Решение поставленных задач будет достигаться за счет реализации следующего комплекса мероприятий:



Этапы реализации задач:

  • планирование (разработка программы развития ППИ) - 2010-2011 гг.;

  • реализация программы развития ППИ - 2011-2013 гг;

  • закрепление позиций в региональном научно-образовательном пространстве - 2013-2014 гг.;

Содержание I этапа состоит в подготовке условий:

  • кадровых;

  • материально-технических;

  • организационных.

При максимальном использовании ранее приобретенных преимуществ, выделении приоритетных областей научной и образовательной деятельности, включая определение ведущих направлений научных исследований.

2010 г. - год функционирования новой структуры ППИ.



Содержание II этапа:

  • завершение формирования новой структуры ППИ, переход на уровневую систему подготовки, кредитно-модульную систему образовательного процесса;

  • выход на качественно новый уровень научно-педагогического состава ППИ (увеличение доли докторов, профессоров и кандидатов наук);

  • расширение спектра образовательных услуг;

  • выход на доходный режим работы институтского комплекса (комерциализация деятельности);

  • превращение ППИ в ключевое звено региональной системы подготовки специалистов психолого-педагогического направления.

Содержание III этапа:

  • закрепление позиций ППИ как креативного научно-образовательного и инновационного центра в региональном пространстве, а именно расширение научно-образовательных приоритетных областей.


Г.Л. Филиппова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница