«Алгоритмизация и программирование» для учащихся специальных школ VIII вида



Скачать 54.52 Kb.
Дата26.06.2016
Размер54.52 Kb.
Разработка интерактивного тренажера по теме «Алгоритмизация и программирование» для учащихся специальных школ VIII вида

И.В. Кардопольцева

Научный руководитель: С.Ю. Парфенов

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему образования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является основным толчком для развития и интенсификации специального образования. Под влиянием новых социокультурных изменений, происходящих в России, осуществляется переход системы специального образования на качественно новый этап своего развития, ведущей тенденцией которого становится интеграция, а атрибутом и важнейшим инструментом – компьютер.

Сегодня в России заложена научно – практическая база в области разработки и применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Разрабатывается концепция национального программного обеспечения для сферы специального образования, создан ряд программ, которые внедряются в специальных школах.

Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии, внедрение которых предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими не глубокие интеллектуальные нарушения, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей и современные средства обучения, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Исходя из вышесказанного, актуальным является разработка программного продукта по информатике для школ VIII вида.

Огромным шагом на пути к решению проблем и задач системы специального образования стало появление специальной компьютерной учебной среды, содержащей интерактивные виртуальные учебные объекты.

Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы, способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру.

При этом одним из преимуществ информационно-технологических средств обучения заключаются в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями.

Рассмотрим основные существующие программы для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

Таблица 1.



Название программы

Развитие качеств обучаемых

Основные средства взаимодействия с пользователем:

  1. Графические редакторы,

  2. Манипуляторы типа «мышь»,

  3. Аудио-видео проигрыватели,

  4. Устройства ввода-вывода информации.

«Мир за твоим окном»

• Обеспечение деятельности, необходимой для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта в области сезонных явлений,

• Свободно переходить от одних форм знакового опосредования к другим,

• Осознавать цель общения, поэтапно извлекать полную информацию о партнере по диалогу; сравнивать собственное мнение и чужое, понимать, что эмоциональные оценки одного и того же погодного явления могут быть у разных людей разными,

• Искать и находить значимые ориентиры для решения соответствующих возрасту социальных задач, вступать в коммуникацию и аргументировать собственное решение для других, оценивать аргументы собеседников, корректировать в случае необходимости принятое решение на основании приведенных аргументов,

• Учиться осмысливать одну и ту же фразу вне контекста и в разных контекстах,

• Связать события своей жизни с календарной структурой года.



«Ромашка»

Отработка навыка устного счета.

«Словарные слова»

Закрепление правописания словарных слов и пополнения словарного запаса.

«Подпиши конверт»

Отработка навыка заполнения деловых бумаг.

«Вставь математический знак»

Развивающая и обучающая игра для отработки навыков устного счета, сформированных на уроке математики, для систематизации знаний и умений, для проверки и оценки этих навыков, позволяет фиксировать уровень самооценки результатов игры.

«Дэльфа-142»

• Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса,

• Формирование фонематического восприятия,

• Обучение грамоте,

• Формирование и коррекция навыка чтения,

• Формирование лексико-грамматической стороны речи,

• Формирование связного высказывания.



В ходе многолетних исследований в области специального образования, академиком, сотрудником Института коррекционной педагогики РАО О.И. Кукушкиной были сформулированы следующие принципы, которым должны соответствовать программные продукты для обучения детей с нарушениями в развитии:

  1. Вариативности способов инструктирования ребенка.

  2. Последовательного усложнения инструкции.

  3. Обеспечения речевого и наглядного уровня решения одной и той же учебной задачи с возможностью перехода от одного уровня к другому.

  4. Усложнения материала для решения учебной задачи по одному параметру.

  5. Многократной вариативности видов упражнения одного типа.

  6. Поэтапности обучения с очень маленьким размером "шага" при переходе от одного уровня сложности к другому.

  7. Построения системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи.

  8. Построения системы заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня.

Подводя итоги вышесказанному, мы пришли к выводу, что компьютеризация специального образования ведет к повышению качества обучения, адаптации учащихся в окружающем социуме, способствует эффективной коррекционной работе по преодолению врожденных отклонений в развитии, формирует информационную культуру учащихся, развивает базовую компьютерную грамотность.

ИКТ обладают большим потенциалом для поддержки процесса обучения на протяжении всей жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение средств ИКТ может компенсировать нарушение естественных функций организма, способствуя, таким образом, созданию подходящих условий обучения для учащихся с инвалидностью.



Список литературы

  1. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании в России // Интегративные тенденции современного специального образования.- М.: Полиграф-сервис, 2003.- С. 270-282.

  2. Кукушкина О.И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Полиграфсервис, 2003.

  3. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика.- 2001.- № 6.- С. 33-39.

  4. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 3.

  5. Малофеев Н.Н. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 1.

  6. http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt3.html

http://www.iite.ru/policy_and_research/icts_in_special_needs/


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница