Аналитическая справка по результатам изучения психологических особенностей учащихся 4 — х классов на этапе перехода из начальной в среднюю школу



Скачать 155.43 Kb.
Дата26.06.2016
Размер155.43 Kb.


Аналитическая справка

по результатам изучения психологических особенностей учащихся 4 — х классов

на этапе перехода из начальной в среднюю школу


  • Для решения задач, стоящих перед психологом на этапе перехода детей из начальной в среднюю

школу, использовались следующие диагностические методики:

  • Тест школьной тревожности Филлипса;

  • Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

В исследовании приняли участие: в Групповом интеллектуальном тесте 83 ученика, а в тесте школьной тревожности 89 учащихся 4-х классов.

Анализ результатов Группового интеллектуального теста выявил, насколько учащиеся овладели предлагаемыми им в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые интеллектуальные действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащихся, существенного для успешного освоения школьного курса. ГИТ содержит 7 заданий — субтестов.

Рассмотрим анализ каждого субтеста.
1 субтест - выполнение инструкций - направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов. Результативность его выполнения зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервных процессов на речевом уровне (проще говоря, скорости переработки вербальной информации)


Субтест 1: Инструкция

(20 заданий)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

10

9

10,7

10,4

%

50

53,5

53,5

52


2 субтест - арифметические задачи - диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению.


Субтест 2: Арифметика

(20 заданий)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

4

5,4

5,5

4,4

%

20

27,5

27,5

22


Низкие результаты по данному субтесту свидетельствуют о механизме математической инертности. Необходимо обратить внимание на решение разнотипных задач, на анализ их условий ( на графический способ записи условий, наглядное восприятие их решения) для развития гибкости математического мышления.
3 субтест - дополнение предложений - оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся, чутье языка.



Субтест 3: Дополнение

предложений

(20 заданий)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

7,6

9,2

8,7

8,5

%

38

43,5

43,5

42,5


4 субтест - определение сходства и различия понятий - проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.


Субтест 4: Сходства и

различия

(40 заданий)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

22

20

29,9

30

%

55

50

74,7

75



5 субтест - числовые ряды (последовательности) - выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, Выявляет аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.


Субтест 5: Числовые ряды

(20 заданий)



К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

9

9

10,4

9,2

%

45

45

52

47

Задания данного субтеста учащиеся выполнили значительно лучше арифметических задач.


6 субтест - установление аналогий - диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений - с возрастом значительно повышается успешность решения задач на аналогии.


Субтест 6: Установление

аналогий

(40 заданий)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

17

21,9

21,9

18,4

%

42,5

54,7

54,7

46

Анализ результатов показал, что по данному субтесту высокие результаты показали быстрые, сообразительные учащиеся, но менее успешные в других заданиях.


7 субтест - (40 баллов за кодирование 200 знаков) - символы - проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, не связанной с речью, показывает точность и скорость простой мыслительной деятельности, (скорость переработки невербальной, символической информации), лабильность нервной системы.


Субтест 7: Символы

К Л А С С Ы

4 «А» (n=21)

4 «Б» (n=17)

4 «В» (n=29)

4 «Г» (n=26)

Средний балл по классу

18

16,6

25,7

26

%

45

64,2

64,2

65

Помимо анализа по каждому субтесту были выявлены средние значения по классу оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных вербально - логических операций, скоростных характеристик умственной работы.

Гуманитарная направленность определялась по сумме показателей 3 - х заданий: 3 (предложения); 4 (сходства-различия понятий) и 6 (аналогии).

Математическая направленность определялась по сумме показателей 2 - х субтестов - заданий: 2 (арифметические задачи) и 5 (числовые ряды).

Показатели лабильности могут считались по сумме баллов, полученных за выполнение 1 субтеста (инструкции) и 7 - субтеста (символы) заданий.


КЛАССЫ

П О К А З А Т Е Л И




Вербальные

(3+4+6) (1,0



%

Математические

(2 + 5) (0,4)



%

Лабильность

( 1 + 7) (0,6)



%

4 «А»

46

46

12,7

31,8

25,8

42,9

4 «Б»

54

54

15,1

37,6

25,8

42,9

4 «В»

59

59

16,2

40,5

36,9

61,5

4 «Г»

56,8

56,8

13,5

33,7

36,2

60,3

Таким образом, мы получили обобщенные показатели умственного развития учащегося. О преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%.

Скоростные характеристики могут оцениваться как суммарно, так и сравниваться между собой. Низкие показатели по обоим субтестам на лабильность, а также и по другим заданиям, могут свидетельствовать об инертности нервных процессов, замедленном темпе умственной деятельности ученика.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволила оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.

Рассмотрим содержательную характеристику каждого фактора тревожности.
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.


Общая тревожность в школе

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

5

9

14

15

Повышенный

14

14

8

7

Высокий

1

1

2

3

По фактору общей тревожности уровни распределились следующим образом: 43,8% учащихся показали возрастную норму, 48,3 % - повышенный уровень и 7 учащихся (7,8%) - высокий уровень.





    1. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).



Переживание социального стресса

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

5

6

9

10

Повышенный

14

13

14

13

Высокий

1

1

1

2



Анализ результатов по фактору переживание социального стресса показывают, что у 54 учащихся (60,6%) выявлен повышенный уровень, а высокий — только у 5,6%.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.


Фрустрация потребности в достижении успеха

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

4

4

9

7

Повышенный

15

15

14

10

Высокий

1

1

1

6


По данному фактор наибольшее количество учащихся (54 ученика — 60,6%) показали повышенный уровень, что позволяет говорить о завышенных потребностях как учащихся, так и их родителей.


    1. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.



Страх самовыражения

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

7

7

15

9

Повышенный

4

4

9

8

Высокий

9

9

-

8

Анализ результатов по фактору страха самовыражения показал, что у 29,2% учащихся выявлен высокий уровень. Данные подтвержают психологические особенности младших подростков.





    1. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.



Страх ситуации проверки знаний

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

11

11

9

8

Повышенный

3

3

7

8

Высокий

6

6

8

9



Из таблицы видно, что 29 учащихся ( 32,5% ) испытывают страх в ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.



Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

14

13

19

15

Повышенный

3

4

3

5

Высокий

3

3

2

5



Показатели по данному фактору тревожности говорят, что 14,6 % учащихся 4-х классов испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих.



    1. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

15

15

21

19

Повышенный

3

3

1

4

Высокий

2

2

2

2

Анализируя результаты по фактору низкой физиологической сопротивляемости стрессу видно, что у 79% учащихся возрастная норма и только 8,9% показали высокий уровень.


8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Проблемы и страхи в отношениях с учителями

(уровни)


К Л А С С Ы

4 «А» (n=20)

4 «Б» (n=20)

4 «В» (n=24)

4 «Г» (n=25)

N (возрастная норма)

5

5

10

13

Повышенный

4

3

6

7

Высокий

11

12

8

4

Анализ результатов по данному фактору выявил высокий уровень у 35 учащихся, что составляет 39 %. Наименьшие показатели тревожности у учащихся класса с предметным обучением, что позволяет говорить о хорошем уровне адаптации к разным педагогам — предметникам.


По результатам исследований каждому ученику был выдан профиль интеллектуального развития и характеристика школьной тревожности с рекомендациями для учащихся и их родителей.
Педагог-психолог Колодяжная Н.А.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница