Анализ методической и инновационной деятельности коллектива Центра образования№2030 за 2011-2012 учебный год



Скачать 260.53 Kb.
Дата28.04.2016
Размер260.53 Kb.
Анализ методической и инновационной деятельности коллектива Центра образования№2030 за 2011-2012 учебный год и план работы на следующий 2012-2013 учебный год
Модернизация образования является одной из главных приоритетных составляющих модернизации всей страны и находится на ее острие. Это прослеживается в новом законе «Об образовании в РФ», в Столичной программе образования до 2016 года, в Федеральном образовательном стандарте начального образования и Федеральном образовательном стандарте общего образования.

На протяжении шести лет деятельности коллектив Центра образования выстраивал свою работу в соответствии с концептуальными принципами Приоритетного национального проекта в области образования и программы «Школа будущего». Идеи развития школы, изложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» были созвучны с определением и целями программы Школы будущего и отражали модель выпускника как человека, который должен обладать многомерным сознанием, способностями и компетентностями.

Таким образом, сложились условия перехода российского образования к новому технологическому укладу. И прежде всего это переход школы, ориентированной на ЗУНы к школе развития способностей и формирования компетентностей.

Коллектив школы определился в новой образовательной парадигме, принял новую Программу развития, направленную на переход школы, ориентированной на ЗУНы, к школе развития базовых способностей, универсальных навыков и ключевых компетентностей. Образовательная политика школы - приоритет интереса каждого ребенка. Это легло в основу проектирования и организации уклада школы.

Достижение нового уровня профессионализма, совершенствование профессиональной компетентности педагогов осуществлялось через курсы переподготовки учителей на базе НИИ ИСРОО по программе «Мыследеятельностная педагогика – эксперимент и инновация в образовании», на базе ЦИТУО «Школа информатизации» и участие в 4-х городских площадках:


  1. Инфраструктурная платформа Школы будущего: мыследеятельностная педагогика.

  2. Экспериментальная инновационная сетевая площадка: школьное информационное пространство. Школа информатизации.

  3. Создание модели многопрофильной (диверсифицированной) психологической службы «Школа будущего».

  4. Создание системы мониторинга развития способностей и компетентностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода.

Деятельность экспериментальных площадок была завершена к 2012-2013 учебному году. Несколько лет работы в них дали возможность коллективу разработать новые образовательные программы с ориентацией на системнодеятельностный подход, создать систему методической работы педагогов на основе профессионального сообщества, ввести новые измерители образовательных достижений учащихся, развить открытую информационную образовательную среду, разработать и внедрить программу психолого-педагогического сопровождения детей. Внедрение ФГОС потребовало от школы создание новых форм инновационного развития, что помогло естественным образом войти в следующий этап своего развития.

Следующим этапом развития школы стал этап освоения и введения новых образовательных стандартов второго поколения для начальной школы в пилотном проекте.

В соответствии с новыми требованиями к образовательным результатам, изложенными в ФГОС, коллектив выдвинул новую методическую тему: «Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования». Была создана новая Программа развития и новая Образовательная программа Центра образования.

Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт» сподвигло коллектив на изучение и внедрение одного из перспективных механизмов интеграции образования и науки, которое получило документальное воплощение в концепции непрерывного междисциплинарного конвергентного образования.

Год интенсивной работы коллектива в этом направлении дали хорошие результаты, которые требуют тщательного анализа, осмысления, коррекции и дальнейшего развития.



Новым этапом развития можно считать вхождение в пилотный проект ФГОС в средней школе и дальнейшее совершенствование междисциплинарного подхода в образовании.

Коллектив оперативно реагирует на вызовы, с которыми сталкивается школьное образование. Такие понятия как глобализация, историческая миссия образования, междисциплинарность, метапредметность прочно вошли в круг мыслительных действий педагога. С 2012 года пересмотрены и вновь созданы Программа развития и Образовательная программа Центра образования, разработаны Положение и Концепция Курчатовского центра непрерывного междисциплинарного конвергентного образования.

На педагогическом совете 27 августа «Междисциплинарный подход в решении задачи повышения качества образования учащихся» коллектив Центра образования определил дальнейшую инновационную стратегию. Представил ее как новую форму экспериментальной и инновационной деятельности – стажировочные площадки в области информатизации, в области системно-деятельностного и междисциплинарного подходов, метапредметной интеграции, в области пилотного освоения стандартов второго поколения в начальной школе, выдвинул новую методическую тему школы на 2012-2013 учебный год: «Освоение непрерывного междисциплинарного конвергентного содержания образования как условие формирования целостной картины мира и достижения высокого качества образования».

В соответствии с этим происходило обновление содержания образования.

Содержание образования (дидактика) складывается в соответствии с принятой образовательной парадигмой.

Существует великое множество образовательных парадигм. Ни одна из них не может быть названа худшей или лучшей. Каждая отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса. Их многообразие увязывают с педагогическими цивилизациями; человечество прошло стадии природной педагогики, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в креативно-педагогическую цивилизацию.

Изучение педагогических парадигм позволили каждому педагогу выявить слабых и сильных сторон в своей личной практике. Стало очевидным, что внутренние ресурсы репродуктивно-педагогической цивилизации исчерпаны, и мы вынуждены сделать шаг вперед, в следующую цивилизацию - креативно-педагогическую, в которой стремительно возрастает рефлексивная культура.

В содержании образования выделяются три типа.



Первое – это содержание образование, которое связано с учебным материалом. В школе ребенок, в соответствии с новой парадигмой, приобретает опыт и умение работать в предметной области, понимая, как формируется знание, как происходит его наращивание, как оно может быть оформлено и представлено. Разворачивается работа по серьезному разбору базовых оснований, идеализаций, моделей, лежащих в основе тех или иных предметных областей. В ходе выстраивания понятий учащиеся осуществляют «переоткрытие открытий». Результатом является знание, по отношению к которому ученик может показать и способы их получения и ограничения.

Примером может служить формирование понятия числа, площади, медианы треугольника, объема фигур вращения, построения треугольников и т.д. Такие уроки мы наблюдаем на уроках начальной школы, такими технологиями пользуются учителя математики Амелина Л.В., Солодушенкова Е.Н., Шутенко Т.Ф., учитель физики Шудрик Н.А., учителя русского языка Субботин Д.И., Орлова И.И.



Второе – это деятельностное содержание. Не всякая активность детей является деятельностью. Часто ошибочно под деятельностным подходом понимают следующее: а) дети погружаются в разные типы активности, но по отношению к ней не строится никакого типа рефлексии. При этом навыки, приобретенные детьми, им навязаны; б) деятельность превращается в определенный предмет, который преподносится детям. При этом, их собственная попытка достичь чего бы то ни было отсутствует.

Деятельностное содержание образования предполагает организацию двойного движения детей – осуществление ими определенной деятельности и ее последующего рефлексивно-мыслительного описания. Причем, рефлексия должна выводить на уровень нормативных требований, которые после их описания и обсуждения начинают играть регулятивную роль (сравни с н-технократическим: найти алгоритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» нормативное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспечить наиболее полное и точное его воспроизведение). В различных типах деятельности – исследовании, проектировании, конструировании, управлении, сценировании, - сам деятельностный характер подчеркивается наличием цели, средств и результата. Учащиеся при этом овладевают простейшими приемами коммуникации и способами мышления. Этот подход осуществляется все более качественно на тех занятиях, где реализуются ФГОС.



Третье – это мыследеятельностное содержание образования, которое проблематизирует обе имеющиеся формы содержания (предметное и деятельностное). Мыследеятельностное содержание – это единственное содержание образования, которое способно работать со смыслами учащегося. При этом учащиеся выстраивают свои личные формы, личные смыслы, свои личные отношения к тем предметам, которые мы разворачиваем, и тем формам, в которые мы их включаем.

Достаточно ли высок профессионализм наших учителей на этом этапе осмысления своей компетентности? Существенные продвижения в этом наблюдаются в работе учителей начальных классов. Причем, знакомство с мыследеятельностными технологиями позволили им качественно осуществить переход на новые образовательные стандарты.

Мероприятия, проводимые в сфере методической и экспериментальной работы, способствовали осмыслению и самоопределению учителями данной сверхзадачи. Образовалась креативная группа педагогов, которые плотно занимаются мыследеятельностной педагогикой и могут предложить хорошие результаты к передаче коллегам. Но, по большому счету, работа в этом направлении несколько отодвинулась на задний план. Появились новые сверхзадачи. Но решить качественно их мы не можем, переступив через координальные изменения содержания образования.


Метапредметная интеграция и междисциплинарный подход.

Мыследеятельностный подход употребляется не только для достижения высокого качество в освоении предметного и деятельностного материала, но и может быть передана в форме специальных метапредметов.

Эти предметы («Знак», «Знание», «Проблема», «Задача») являются основой для складывания у учащихся индивидуального стиля работы со знаниями, знаковыми средствами, осуществления проблематизации и подходов к выработке способов. Индивидуальный стиль складывается не в результате автономного развития некоторых задатков, а в результате сложнейшей рефлексивной и мыслительной работы в пространстве культурных образцов и реальных деятельностных ситуаций.

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В его основе лежит мыследеятельностный тип интеграции, предполагающий освоение учащимися универсальные способы мышления, коммуникации и действия. На таких уроках ученик не запоминает важнейшие определения и понятия, а промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знаний, переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы. В метапредмете заложена и воплощена идея обобщенного способа действия. .

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня становится конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В нашей школе реализация принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования была положена в основу методической и инновационной работы. Этот принцип прослеживался на уроках многих учителей. Достаточно основательно метапредметные технологии воплощаются на уроках истории и математики, которые ведут учителя Колдаев М.Я. и Амелина Л.В.

Тестирование учащихся 5г класса на овладение метапредметными умениями, проводимое в апреле, показало высокие результаты. Он составил 75%, тогда как по городу этот процент равен 53. Половина учащихся – это высокий уровень овладения метапредметными результатами, и ровно половина – это средний уровень. Тестирование было направлено на определение уровня познавательной деятельности и уровня информационно-коммуникативной деятельности. Уровень методологических умений составляет 53% (по городу 42%), уровень овладения общелогическими умениями составляет 74% (по городу 51%). Работа с текстом – 80% (по городу 60%), работа с информацией 79% (по городу 55%).

Для обеспечения интегративных процессов, имеющих своим результатом восстановление единства, объединения, целостности реального мира необходим междисциплинарный подход, представляющий собой высшую форму интегративной тенденции в науке. Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. В результате появляются «междисциплинарные дисциплины» — биофизика,  биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. При этом необходимо развивать и использовать в образовательном процессе конвергентное мышление (лат. convergere - приближаться, сходиться), характеризующееся сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. При этом, не забывая о такой важнейшей задаче как развитие креативности - творческих способностях человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, рассматривая креативность как важнейший фактор одаренности.


Именно такую задачу поставили перед школой руководители НИЦ «Курчатовский институт».

Создавая Курчатовский Центр непрерывного междисциплинарного образования в рамках ГБОУ ЦО №2030, мы стремимся к более полной интеграции образования с фундаментальной практико-ориентированной наукой и инновационной наукоемкой промышленностью. Развитие современной науки невозможно без компетентных специалистов, способных использовать в работе физику, химию, биологию, информатику и математику. Примером такой деятельности может служить соединение возможностей современных технологий с конструкциями, созданными живой природой. Узкая специализация уходит в прошлое. Научная раздробленность не позволяет эффективно решать комплексные современные проблемы.

Реализация проекта началась в апреле 2011 года по инициативе НИЦ «Курчатовский институт» и при поддержке Департамента Образования города Москвы. Основная работа сейчас ведётся с учащимися начальной школы путём интеграции физики, химии, биологии, информатики в курс «Окружающий мир. С 2012-2013 учебного года в проект включаются 5 классы.
Базовыми принципами Центра непрерывного междисциплинарного образования являются:

- создание атмосферы труда и познания;


- развитие способностей и талантов на основе широкого горизонта образовательных возможностей;
- компетентностный подход;
- деятельностный подход в изучении предметов;
- формирование образовательной среды, в которой возможно непрерывное образование, целостный образовательный цикл, предусматривающий изучение, исследование, творчество, анализ, дискуссию, публикацию;
-информатизация;
-интеграция, в основе которой лежит проектная деятельность и метапредмет.

Развивая естественно-научную и математическую составляющую образования, мы предполагаем не отбор лучших детей, а именно создание условий для диагностики и развития способностей всех детей, поддержки интереса и стремления к поиску и эксперименту, мотивации к самоопределению в будущей жизни.


Это требует создания таких условий, при которых ребенок мог бы:
- в практических исследованиях конкретных задач выходить на границу новых знаний;
- применять современные технологии и использовать новейшее оборудование;
- участвовать в совместных проектах с сотрудниками научно-исследовательских вузов.
Необходимо обновление содержания образования в соответствии с принципами интеграции, в том числе метапредметной, и требованиями действующих и разрабатываемых стандартов.
Создание Курчатовского Центра непрерывного образования на базе Центра образования №2030 имеет следующие цели:

  • Внедрение в систему образования междисциплинарной конвергентной идеологии и междисциплинарной интеграции. Необходимо добиться такого уровня междисциплинарного взаимодействия, при котором ребёнок перестает делить свою жизнь на изучение отдельных предметов в школе.

  • Создание системы непрерывного образования, формирующего у учащихся целостной картины мира. Чем раньше ребёнок осознает, что мир один, а законы физики, химии и биологии – универсальные инструменты для его изучения, тем интереснее ему будет учиться и легче найти своё место в жизни.

  • Формирование мировоззрения и мотивации на весь образовательный цикл;

  • Установление взаимосвязи, взаимопроникновение предметов, изучающих природу и общество, где учащиеся смогут реализовать свой творческий потенциал как в учебно-научных лабораториях, так и в различных проектах;

  • Обеспечение поиска одаренных детей через комплекс интеллектуальных соревнований;

  • Внедрение новых образовательных технологий, обучающих детей перспективным способам работы со знаниями и выводящих ребят к передовым рубежам развития современной науки и практики.

Для выполнения этих целей нами решаются следующие задачи:

  • Пересмотр содержания естественно-математического цикла на разных ступенях образования учащихся в соответствии с логикой метапредметной интеграции и отражения единой картины мира;

  • Коррекция образовательной программы в соответствии с целями Центра непрерывного междисциплинарного образования;

  • С целью эффективного функционирования Центра непрерывного междисциплинарного образования анализ имеющегося в школе оборудования, дооснащение имеющихся в школе лабораторий;

  • Осуществление дидактического дизайна программы «Окружающий мир» для эффективной и целесообразной конвергенции и интеграции в соответствии с требованиями стандартов и программы;

  • Создание учебника по естествознанию для начальной школы и разработка методических материалов;

  • Создание системы детско-взрослых прорывных проектов, определение условий и процедур их защиты и оценки;

  • Рассмотрение вопроса о педагогическом составе преподавателей, владеющих знаниями по всему блоку естественных дисциплин, решение проблемы их переподготовки.

  • Организация участия специалистов НИЦ «Курчатовский институт» в деятельности Центра непрерывного междисциплинарного образования: обзорных научно - познавательных лекций о передовых достижениях отечественных и зарубежных ученых, о научном вкладе отечественных ученых в мировую науку и т. д.;

  • Разработка структуры Центра непрерывного междисциплинарного образования и ее места как в Центре образования №2030, так и в НИЦ «Курчатовский институт»»

  • Создание системы взаимодействия с аналогичными центрами, с целью коррекции и совершенствования работы, передачи опыта;

  • Разработка системы оценки знаний учащихся в течение определенного этапа обучения, конкурсного подхода при поступлении в специализированные профильные и предпрофильные классы;

  • Создание программы поддержки талантливых и одаренных детей;

Роль учителя – предметника в реализации проекта «Курчатовский центр»

В процессе подготовки учителей начальной школы к работе в Курчатовском центре мы столкнулись с необходимостью их тесного сотрудничества со специалистами-предметниками. Речь не идёт о недостаточной квалификации. Проблема в том, что начальная школа раньше не сталкивалась с серьёзными исследовательскими задачами и проектами в естественнонаучной сфере. Без консультанта или помощника практически невозможно реализовать работу на высоком уровне. В ГБОУ ЦО 2030 реализуется одновременно несколько моделей сотрудничества. Например, консультации - уроки готовятся и проводятся учителем начальной школы, но методически и информационно обсуждаются с учителями-предметниками. Модель «Два учителя в классе» означает, что на уроке присутствуют два учителя. Это очень удобно при организации групповой исследовательской деятельности учащихся. Также, возможна подготовка и проведение урока в 1-4 классах учителем старшей школы. Главное в сотрудничестве учителей предметников и начальной школы - профессиональный уровень всех участников такой работы заметно повышается, качество работы улучшается, а дети, безусловно, выигрывают.



Структура и планирование курса «Окружающий мир» для 1-4 классов в рамках Курчатовского проекта

На первом этапе работы мы столкнулись с отсутствием учебно-методических материалов, соответствующих целям проекта. Несмотря на введение новых ФГОС для начальной школы, программы и учебники, которые нам предлагаются, практически не содержат в себе межпредметного исследовательского компонента. Необходимо было разработать собственные методические материалы. Начали мы с создания модульной структуры, содержащей все возможные исследовательские направления. Структура создавалась силами учителей физики, химии, биологии, географии и начальной школы. Необходимо было учесть существующие стандарты образования и предложить достаточно материалов для научной и проектной деятельности.

На основании этой структуры 2011-2012 учебном году нами разрабатывались варианты тематического планирования курса «Окружающий мир» для 1-4 классов. В каждой параллели учитель должен был выстроить единую логически обоснованную линию. При этом содержание всего курса должно соответствовать требованиям ФГОС, на уроках реализовываться системно-деятельностный подход, и учитываться преемственность при переходе ребёнка в следующий класс. Для повышения интереса учащихся к курсу были предложены очень интересные сюжетные линии, соответствующие возрастным особенностям детей. Первые классы совершают «Интересное путешествие» вместе с Колобком. Очень подвижный герой всюду успевает, встречает множество интересных персонажей. Помогает детям с математикой, чтением и рисованием. Превращается в снежок, капельку, мячик, планету. Знакомит с понятиями: расстояние, время, скорость, температура, масса. Урок похож на научную сказку. Дети проращивают зёрна пшеницы, наблюдают за ростками, учатся тесто замешивать ( взвешивая все компоненты ) и пекут настоящий колобок. И это далеко неполный пересказ содержания курса для первого класса.

Второй класс работает с «Любопытным лучиком». Он осветить может любой интересный уголок и сам по себе ценный объект для исследований. Основы геометрической оптики для учеников оказались вполне понятны и очень интересны. А её практическое применение в самых разных ситуациях позволило взглянуть на окружающий мир под новым углом.

Для учеников третьего класса раздел мы назвали «Живое и неживое». От изучения свойств различных веществ, наблюдения за объектами живой природы и человеком мы переходим к моделированию и основам биотехнологии.

Четвёртый класс изучает раздел «Наш дом – планета Земля». Всё ранее пройденное необходимо не просто вспомнить, но и заметно развить. Основы астрономии, физической географии, экологии, физики тепловых явлений, электромагнитных, биологии и других «взрослых» наук ребёнку нужно увидеть вокруг. Учащимися проводятся серьёзные научные исследования. Например, при изучении тепловых поясов Земли необходимо экспериментально доказать, что при изменении угла падения солнечных лучей на поверхность меняется количество энергии, которое эта поверхность поглощает. А переход от тепловых поясов к природным зонам и сообществам требует сложной аналитической работы. Человек, животные, растения живут на планете вместе и защита родного дома от разрушения – наша основная задача.

Таким мы увидели курс «Окружающий мир» в этом учебном году. Работа над ним только началась и самое трудное ещё впереди. Мы предлагаем Вам познакомиться с работой наших учителей. В этом сборнике представлены: варианты тематического планирования курса для 1-4 классов, сценарии и планы уроков, фотографии и работы детей. Надеемся, что наши методические разработки будут полезны всем участникам Курчатовского проекта и учителям начальной школы.

Задача продвижения профессионализма педагогов в освоении и внедрении новых технологий, осуществление ими деятельностного подхода и метапредметной интеграции решалась на протяжении всех лет в соответствии с планом работы, в том числе планом работы Ресурсного центра по мыследеятельностной педагогики. Оказывая организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности учителей и повышающих качество образования учащихся, ведущие учителя школы способствовали распространению передового педагогического опыта. При этом коммуникативное освоение новых технологий позволили адаптировать их к условиям школы и индивидуальным особенностям учащихся, что ведет к повышению эффективности преподавания, осуществлению диагностики и индивидуальному подходу к учащимся, к повышению качества их образования.



Наряду с этим, большая группа учителей повысили свою профессиональную подготовку на КПК при МИОО, МКЦО, НИИ ИСРОО, ГОУ ВПО МГАДА.

Программа

образовательной и стажировочной деятельности

Ресурсного центра ЦО №2030

№пп

Ведущие специалисты

Тема инновации

Сроки проведения лекций и стажировки

1.

Тищенко Ирина Владимировна

Развитие способности понимания на уроках литературы, русского и иностранного языков

Ноябрь - февраль

2.

Орлова Ирина Игоревна

Развитие способности понимания на уроках литературы, русского и иностранного языков

Ноябрь - февраль

3.

Амелина Лариса Васильевна

Метапредметный компонент «Задача» на уроках естественно-математического цикла

Декабрь - март

4.

Колдаев Михаил Яковлевич

Метапредметный компонент «Проблема» на уроках гуманитарного цикла

Январь - апрель

5.

Титарова Лидия Александровна

Метапредметный компонент «Проблема» на уроках гуманитарного цикла

Январь - апрель

6.

Гребенькова Ольга Игоревна

Развитие способности воображения на уроках в начальной школе

Ноябрь - февраль

7.

Черезова Татьяна Павловна

Мониторинг, диагностика и технология обработки полученных материалов развития способностей учащихся

Декабрь - март

8.

Бочарова Виктория Михайловна

Мониторинг, диагностика и технология обработки полученных материалов развития способностей учащихся

Декабрь - март

Профессиональное совершенствование учителей, направленное на освоение новых образовательных технологий обучения универсальным способам мыслительной работы, позволили успешно запустить проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» и продолжить внедрение в учебный процесс стандартов второго поколения.

На протяжении года работа Курчатовского центра освещалась на педсоветах, семинарах и конференциях.



Дата

Мероприятия

Тема

Участники

25.10.11

Окружная конференция

Междисциплинарное непрерывное образование – стратегический ориентир для современной системы образования

Учителя и руководители школ, участвующие в проекте

8.12.11

Городской семинар

Междисциплинарное непрерывное образование – стратегический ориентир для современной системы образования

Учителя и руководители школ, участвующие в проекте

16.12.11

Городская детско-взрослая конференция

Я - исследователь

Учащиеся и учителя школ, участвующие в проекте

16.03.12

Расширенный педагогический совет

Формирование системы междисциплинарного конвергентного непрерывного образования в начальной школе – одно из приоритетных направлений модернизации образования

Директора школ г. Москвы, а также Калина Исаак Иосифович - руководитель Департамента образования города Москвы, Ковальчук М.В., директор НИЦ «Курчатовский институт», Семенов Алексей Львович, ректор МИОО, Громыко Н.В., заместитель директора НИИ ИСРОО, руководители управления образования и методического центра Смирницкая М.В., Лебедева М.В.


05.12

Городской конкурс методических разработок в предметной области Окружающий мир

Междисциплинарный конвергентный подход в развитии целостной картины мира в сознании учащихся

Учителя Гребенькова О.И. и Терехова А.А. заняли призовые места

Активная деятельность коллектива школы в парадигмальном самоопределении и увеличении своего профессионального потенциала стали показатели степени участия учителей и учащихся в различных конкурсах:

Ф.И.О. учителя

Участие в профессиональных конкурсах

Участие в конкурсах как руководители проекта

Издания, публикации

Субботин Д.И.

Победитель городского конкурса «Самый классный классный»







Хасянова Т.В.

1.Лауреат конкурса «Грант Москвы». 2.Лауреат конкурса «Учитель третьего тысячелетия»,

Конкурс мультимедийных проектов для школьников «Грант префекта», 3 место




Драбкина С.В., Субботин Д.И.







Пособие «Оптимальный банк знаний для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения»

Пшеничная О.Ю.




Городской конкурс рисунка им. Нади Рушевой
победители окружного тура




Пшеничная О.Ю.




Мультфильм анимационной студии "Фокус" "Как лиса училась летать" стал финалистом международного детского творческого конкурса "Сказки красивого сердца",




Пшеничная О.Ю.




Проект "Одуванчик и ежик" 1 место на городском конкурсе вторичного использования упаковки




Пшеничная О.Ю.

Создан рекламный ролик компании ADOBE -об использовании их программного обеспечения в общеобразовательных школах Москвы







Титарова Л.А.







Статьяв методических разработках участников выездного лагеря-семинара молодых педагогов «Мои первые шаги в построении метапредметного урока»

Терехова А.А.







Методическое пособие для учителей и учащихся 3-4 классов «Математический тренажер»

Шудрик Н.А.

1.Финалист окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы»;

2.Призер конкурса цифровых лабораторий «Архимед»









Задачи работы школы на 2012-2013 учебный год

  • Продолжить активно и на высоком научно-методическом уровне внедрять образовательные стандарты в жизнедеятельность школы в соответствии с требованиями к результатам освоения, структуре и условиям ее реализации;

  • Осваивая и внедряя в практику своей работы междисциплинарный подход, обеспечить повышение качества образования.

  • Разработать и внедрить в образовательный процесс внеурочную деятельность как неотъемлемую составляющую единого процесса междисциплинарного образования.

  • Совершенствовать свой научно-методический уровень и профессиональные компетенции с помощью самообразования, на курсах повышения квалификации и в системе педагогического просвещения через стажировочные площадки.

  • Принять методическую тему школы на 2012-2013 учебный год: «Освоение междисциплинарного конвергентного содержания образования как условие формирования целостной картины мира и достижения высокого качества образования».

  • Развивать общественно-государственную составляющую в управлении школы.

План методической и инновационной работы

на 2012-2013 учебный год
Тема методической работы: «Освоение непрерывного междисциплинарного конвергентного содержания образования как условие формирования целостной картины мира и достижения высокого качества образования».
Цель инновационной работы: Разработка и апробирование новой формы экспериментальной и инновационной деятельности – стажировочных площадок, проектирование учебных модулей, решающих междисциплинарное взаимодействие.

Задачи методической работы:

  • Повышение качества образования учащихся.

  • Продвижение профессионализма педагогов в освоении и внедрении новых технологий, осуществление ими системно-деятельностного, междисциплинарного подходов и метапредметной интеграции.

  • Повышение эффективности преподавания, осуществление диагностики и индивидуального подхода к учащимся.

Задачи инновационной деятельности:

  • Определить технологию работы стажировочных

площадок и спланировать их работу на учебный год.

  • Продолжить работу в проекте «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования», включив в него 5 классы.

  • В работе Ресурсного центра «Мониторинг развития базовых способностей учащихся» перейти от кадровой подготовки к плановой работе по оказанию услуг.

  • Продолжить внедрение в учебный процесс стандартов второго поколения, в том числе и в 5 классах.

Темы педагогических советов:

  1. Междисциплинарный подход в решении задачи повышения качества образования учащихся.

  2. Организация образовательного процесса в 3-х и 5-х классах согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО.

  3. Организация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

  4. Альтернативные формы оценки образовательных достижений учащихся. Инструмент объективной оценки уровня развития способностей учащихся.

  5. Непрерывная образовательная среда в создании индивидуального образовательного пространства учащихся.

Темы конференций:

  1. Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования», тенденции развития и уровень достижений. (сентябрь, март).

  2. Универсальные учебные действия (УУД) в стандартах второго поколения (октябрь-ноябрь) – в рамках фестиваля передового педагогического опыта.

Темы методических советов:

  1. Эффективность работы методических объединений. Планирование работы.

  2. Технологии в сценировании образовательной ситуации «учение-обучение».

  3. Дидактический дизайн как способ структурирования образовательных модулей.




Дата

Мероприятия

Ответственные

Примечания

Август

Конструирование дидактического модуля и планирование курса математики 5-х классах

Инициативная группа




Сентябрь



Планирование работы методических объединений, секций, стажировочных площадок, работы предметных недель.

Заместители директора




Конференция: «Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования», тенденции развития и уровень достижений».

Директор ЦО, ответственный заместитель директора




Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по математике согласно требований ФГОС ООО.







Октябрь


Подготовка и проведение конференции «УУД в стандартах второго поколения» в рамках фестиваля передового педагогического опыта.

Заместители директора по УВР и Э-М работы




Проведение школьных олимпиад по иностранному языку, географии, русскому языку и литературе, обществознанию, химии, физики, ИКТ, биологии

Руководители МО




Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по естествознанию в рамках проекта «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования»

Инициативная группа







Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по математике согласно требований ФГОС ООО.







Ноябрь


Предметные недели по иностранному языку

Руководитель МО иностранного языка




Педсовет: «Организация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС ООО».


Директор ЦО







Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по математике согласно требований ФГОС ООО.







Декабрь


Педагогическая мастерская «Метапредметный компонент в преподавании различных дисциплин»

Учителя, прошедшие курсы по метапредмету




Методический совет «Эффективность работы методических объединений. Новые формы методической работы.


Руководитель МС







Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по математике согласно требований ФГОС ООО.







Январь-февраль

Мониторинг развития способностей учащихся 1-е, 4-е, 5-у, 9-е, 11-е классы

Руководитель Ресурсного центра




Февраль

Предметные недели по математике







Педагогическая мастерская «Разработка сценариев занятий и диагностических заданий с метапредметным компонентом»

Учителя, прошедшие курсы по метапредмету




Предметные недели по русскому языку и литературе

Руководители МО




Методический совет « Технологии организации обучения в сценировании образовательной ситуации «учение-обучение»

Руководитель МС






Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по естествознанию в рамках проекта «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования»

Инициативная группа









Заседание инициативной группы по анализу сценирования и проведения занятий по математике согласно требований ФГОС ООО.






Март


Педсовет «Альтернативные формы оценки образовательных достижений учащихся. Инструмент объективной оценки уровня развития способностей учащихся».


Директор ЦО




Предметные недели предметов естественного цикла

Руководитель МО




Апрель

Методический совет « Дидактический дизайн как способ структурирование образовательных модулей»

Руководитель МС




Май

Итоги методической работы

Руководитель МС





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница