Анализ основных направлений деятельности Информационно-методического Центра за 2011-2012 учебный год



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4
Анализ основных направлений деятельности

Информационно-методического Центра

за 2011-2012 учебный год
Основными направлениями деятельности Информационно-методического Центра в 2011-2012 учебном году были:

1.Обеспечение сопровождения педагогических работников в рамках реализации ФГОС.

2.Научно – методическое сопровождение развития районной образовательной системы и содействие инновационному развитию образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году.

3.Создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации педагогов.

4.Создание среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческой инициативы, личностной и профессиональной самореализации педагогов.

5.Развитие системы поддержки молодых педагогов.

6.Оказание методической помощи в подготовке и проведении ЕГЭ и ГИА.

7.Создание системы работы со способными и одаренными детьми.

8.Методическое руководство и организационно-технологическое сопровождение процессов сбора, обработки и хранения информации.
Обеспечение сопровождения педагогических работников

в рамках реализации ФГОС
В течение 2011-2012 учебного года Информационно-методический Центр продолжил активную работу по внедрению и реализации новых Федеральных государственных требований (далее ФГТ) и Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

В 2011-2012 учебном году в рамках реализации ФГТ были проведены :

постоянно-действующие семинары для работников ГБДОУ:


  • «Организация методической работы в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями » (35 слушателей);

  • «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ГДОУ» (60 слушателей).

Они были направлены на проблемное осмысление теории и практики дошкольного образования, разработку проектных продуктов организации образовательного процесса в условиях реализации ФГТ.

В области внедрения ФГОС Информационно-методическим Центром были подготовлены и проведены следующие Городские семинары и конференции:



  • Региональная конференция «Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС» (ГБОУ №395) (130 участников из 11 районов города и области);

  • Городской семинар учителей Кировского и Красносельского районов «Современные технологии обучения: проектная деятельность младших школьников» (ГБОУ лицей № 378) (28 участников – педагоги Красносельского района);

  • Городской семинар для директоров ИМЦ «Федеральные образовательные стандарты: от начальной школы к стандартам общего образования» (ГБОУ № 291) (20 участников);

  • Научно-практическая конференция «Стандарты второго поколения. Первый год работы» (ГБОУ №399) (80 участников)

С 2011года ИМЦ является базовой площадкой к Федеральной сетевой стажировочной площадке (далее ФСП) СПб АППО по реализации ФГОС. В рамках обучения педагогов района по ФГОС были проведены следующие курсы повышения квалификации:

  • модули образовательных программ:

-«Идеология и стратегия внедрения новых ФГОС» в рамках образовательной программы «Инновационная деятельность педагогов в современной школе» (17 слушателей);

-«Современные педагогические технологии формирования компетентностей в контексте ФГОС», «Идеология и стратегия внедрения новых стандартов», в образовательных программах «Совершенствование образовательного процесса в современной начальной школе» и «Актуальные вопросы преподавания предметов филологического профиля в контексте компетентностного подхода» (75 слушателей).



  • спецкурсы:

-«Современные технологии в образовании» (15 слушателей);

-«Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности в начальной школе» (75 слушателей);

-«Ключевые методологические компетенции в контексте реализации стандартов нового поколения» (30 слушателей);

- «Работаем по новым стандартам» (постоянно действующий семинар учителей-предметников, работающих в первых классах)



  • семинары

- для руководителей района:

-«Федеральные образовательные стандарты: от начальной школы к стандартам общего образования» для директоров ОУ (ГБОУ № 276);

-«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» для заместителей директоров начальной школы (ГБОУ № 271);

- педагогов района:

-«Современные подходы к организации образовательного процесса в свете требований ФГОС» для председателей МО учителей начальных классов (ГБОУ № 252);

-«Формирование установки учащихся на здоровый образ жизни в свете требований ФГОС» для учителей (ИМЦ);



  • видеоконференция «Школьное тьюторство» для руководителей ОУ

(директоров и заместителей) (ГБОУ лицей № 590).

  • творческие группы учителей начальной школы:

-«Развитие познавательной активности в рамках ФГОС»;

-«Методический инструментарий реализации ФГОС»;

-«Универсальные учебные действия»;

-«Системно-деятельностный подход – основа реализации ФГОС в начальной школе».

В рамках курсов и семинаров рассматривались такие вопросы, как организация учебного процесса в свете требований ФГОС, технология подготовки образовательного учреждения к введению ФГОС, методическое обеспечение реализации ФГОС, организация внеурочной деятельности в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС, использование инновационного инструментария в реальной практике.

В апреле-мае на базе прогимназии №675 «Талант» (в рамках стажировочной площадки) прошло обучение педагогов района по теме «Подготовка учителей к реализации ФГОС» под руководством к.п.н., старшего научного сотрудника Института педагогического образования РАО Панфиловой Л.Г. На вышеуказанных курсах обучено 25 учителей начальной школы.

В течение года, в рамках реализации ФГОС, были проведены следующие мониторинги:

-диагностики метапредметных умений первых классов (входная, промежуточные и итоговая);

-мониторинг метапредметных умений учащихся 4 классов;

-кодификатор готовности ОУ к реализации ФГОС в 1-2 классах;

-мониторинги готовности внедрения ФГОС в средней школе.

Целью мониторингов являлось получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт. По результатам мониторингов можно сказать, что 98% ОУ района готовы к реализации ФГОС в 1-2 классах. Диагностики, проведенные в 1 классах, имели целью выявить уровень готовности первоклассников, а также по итогам года необходимость корректировки Образовательных программ и выбора индивидуальных образовательных маршрутов для некоторых учащихся. Сведения, полученные по результатам мониторингов, активно используются администрацией ОУ для дальнейшей работы по реализации ФГОС.


Научно – методическое сопровождение развития районной образовательной системы и содействие инновационному развитию образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году основными задачами научно – методического сопровождения были:

- разработка программы развития районной образовательной системы;



- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках направления инновационной деятельности;

-совершенствование системы информирования участников ОП о направлениях и результатах инновационной деятельности района;

- создание системы научного и методического сопровождения работы со способными и одаренными детьми;

- создание образовательных кластеров в районе.

С целью информирования широкой общественности о достижениях педагогов образовательных учреждений в области инновационной педагогической деятельности в районе третий год проводится конкурс инновационных продуктов.

В конкурсе приняли участие 20 образовательных учреждений: ГБОУ №№ 131, 200, 167, 237, 242, 252, 262, 285, гимназия №293, 375, 385, лицей №395(3 продукта), гимназия №399, гимназия №505, 546, ГБДОУ №№ 26, 33, 67, 83, ЦРР «Росток». Конкурс проводился в 2 тура: 1- ый тур - заочный: профессиональная экспертиза конкурсных материалов; 2-ой тур - очный: экспертная оценка демонстрации реализуемости инновационного продукта.

По результатам заочного тура 9 образовательных учреждений были допущены к представлению инновационных продуктов на очном туре конкурса: ГБОУ

№№ 167, 200, 242, 252, 505, 546, ГБДОУ №№ 33, 67,ЦРР «Росток».

Впервые в рамках конкурса было предусмотрено проведение общественной экспертизы инновационных продуктов, допущенных к очному туру конкурса. В общественном голосовании приняло участие 859 человек (руководителей -232, воспитателей-51, учителей-139, представителей родительской общественности -363, прочих педагогических работников-74). Средний бал общественного голосования распределился следующим образом: ГБОУ гимназия №505 - 4,4; ГБОУ №167- 3,8; ГБОУ № 546 -3,8; ГБОУ №252 -3,25; ГБОУ №242 -3,13; ГБОУ №200-3,06; ГБДОУ ЦРР№ 33 -2,59; ГБДОУ №67 -2,27; ГБДОУ ЦРР «Росток»-2,2.

По результатам конкурса сформирован сборник «Инновации в образовательном процессе». В сборник вошли инновационных продукты:. ГБДОУ ЦРР «Росток» - Проект формирования основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Как питаешься, так и улыбаешься», ГБОУ №200 - Технология контроля качества образовательных услуг, ГБОУ№546 - Методическое сопровождение учебного проекта «Зеленый музей школы» по поддержке социализации, духовно нравственного развития и воспитания учащихся, ГБОУ гимназии №505 - Технология критериально –ориентированной интегральной оценки компетентности педагога на основе профессиональных стандартов «Как оперативно и системно оценить компетентность педагога?», ГБОУ №252 - Комплект методических пособий: «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника», ГБОУ №242 - Проект «Виртуальный музей- пространство духовно – нравственного развития личности». Анализ участия ОУ в конкурсах инновационных продуктов за 3 года показывает: 3 года - принимают участие ОУ №№ 200, 252, 546, 399 (ОУ 546 дважды призер); 2 года - ОУ №№ 67, 167, 242, 262, 293, 395, 548.

Ни разу не участвовали в районных конкурсах инновационных продуктов ОУ учреждения №№ 30, 247, 391, 590, Прогимназия « Талант», которые на протяжении многих лет занимаются инновационной деятельностью.

Традиционным стало в районе проведение общественной экспертизы инновационной и опытно – экспериментальной деятельности. Главная цель общественной экспертизы - определение эффективности инновационной деятельности опытно экспериментальных площадок образовательных учреждений и обоснования целесообразности дальнейшей работы образовательного учреждения в режиме инновационной деятельности.

В государственно - общественной экспертизе приняли участие 27 образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность в режиме районной экспериментальной площадки. Не приняло участие в общественно – профессиональной экспертизе: ГБДОУ № 38.

В 2011-2012 учебном году экспертиза инновационная деятельность осуществлялась по 7 направлениям:

Таблица №1

Направления инновационной деятельности

Образовательные учреждения

Технологии обучения

ГБОУ №№ 200, 252, 375, 380

Развитие кадрового поте нциала


ГБОУ№№ 383, 399, 548, 590, 505

Расширение образовательного пространства


ГБОУ №№ 242, 285, 395, 247

Социализация и социальная адаптация субъектов ОП

ГБДОУ №№ 30, 67;

ГБОУ № 167; ДДТ



Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении

ГБДОУ ЦРР «Росток»,

ГБОУ №№ 237, 270, 271, 369, 391



Развитие воспитательного потенциала системы образования

Работа с одаренными детьми



ГБДОУ №26;

ГБОУ №№ 262, 546

ГБОУ № 293

В государственно - общественной экспертизе оценки инновационной деятельности образовательных учреждений приняли участие 24 эксперта - представители РГПУ им. А.И.Герцена, СПб АППО, методисты ИМЦ, эксперты районного экспертного совета при ИМЦ, общественные организации.

Конкурс инновационных продуктов, результаты экспертизы и самоэкспертизы, показывают, что инновационный поиск, осуществляемый ОУ, оказывает положительное влияние, как на развитие конкретного образовательного учреждения, так и образовательной системы района в целом.

В 2011 – 2012 учебном году в ИМЦ организовано обучение в рамках сетевого взаимодействия, в рамках которого проведены:



семинар для заместителей директоров по опытно - экспериментальной работе на базе гимназии №505 по направлению « Технология обучения», где представляли свою инновационную деятельность следующие ОУ:

-ГБОУ №375-«Логико-информационные технологии (ЛИТО) как инструмент когнитивного развития школьника»,

-ГБОУ гимназия №505- «Современные технологии обучения и оценки качества образования»,

-ГБОУ №252- «Формирование ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе»;



семинар для заместителей директоров по ОЭР и ответственных за направление «здоровьесбережение» на базе ОУ №270 по теме «Здоровьесозидающая деятельность в образовательном учреждении», где представляли свою инновационную деятельность следующие ОУ:

-ЦРР «Росток»-«Создание интегративной модели формирования здоровьеформирующего и безопасного поведения ребенка- дошкольника на основе метода проектной деятельности,

-ГБОУ № 237- «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы»,

-ГБДОУ № 270- «Проектирование здоровьесозидающей образовательной среды школы в условиях комфортного пространства ОУ»,

-ГБДОУ гимназия № 271- «Целенаправленное оздоровление детей в условиях актуальных проблем современной школы»,

-ГБДОУ № 391- «Построение открытой здоровьесозидающей среды в условиях школы - социокультурного центра микрорайона».

С целью совершенствования системы распространения опыта работы ОУ и продукции инновационной деятельности, создание системы сетевых взаимодействий образовательных учреждений в рамках конкретного направления инновационной деятельности, подготовки образовательных учреждений к участию в районных и городских конкурсах инновационным проектов и продуктов, проведены:

-курсы повышения квалификации по образовательной программе: «Инновационная деятельность педагога в ОУ» (для педагогов- новаторов образовательных учреждений);



-спецкурс для заместителей директоров по ОЭР, методистов, заведующих экспериментальными площадками «Инновационные процессы в пространстве Санкт-Петербурга»;

-постоянно- действующий семинар для методистов ИМЦ и ОУ «Современные образовательные технологии»;

-круглый стол «Опыт разработки программы развития ОУ» для заместителей директоров ОУ по ОЭР, заведующих ОЭП, методистов по ОЭР (на базе ГБОУ №385).

С целью подготовки образовательных учреждений и педагогов к участию в Приоритетном национальном проекте «Образование», проведены курсы по образовательной программе «Проектирование инновационного развития образовательного учреждения: конкурсная защита инновационного продукта» (СПб АППО на базе ИМЦ) для директоров, заместителей директоров, председателей МО образовательных учреждений (командное обучение), индивидуальные консультации.

В течение 2011-2012 учебного года продолжалась работа по формированию программы развития образовательной системы района на период до 2015года.

1.Ежемесячно заседала рабочая группа по разработке Программы РОС «2012- 2015» (далее Программа).

2.Проведены следующие мероприятия для руководителей ОУ:

-круглый стол «Образовательный округ как новая модель управления образовательным процессом» для директоров ОУ (декабрь);

-совещание-семинар «Образовательный округ как новая модель управления образовательным процессом» для заместителей по ОЭР (март).

3.На базе ГБОУ №291 проведена презентация Программы РОС «2012- 2015» с привлечением представителей администрации, педагогических коллективов ОУ, общественности района.

4.Проведена экспертиза Программы Советом образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга.

5.Начата работа по направлениям и проектам Программы, в соответствии с планом реализации на 2012 год.

В 2011-2012 учебном году ИМЦ и ОУ района (ОУ №№ 675, 590) включены как базовые площадки в Федеральную сетевую стажировочную площадку по реализации комплекса программ повышения квалификации педагогических кадров учреждений общего образования «Модернизация образования: Петербургский вектор». Сформирована Программа обучения в рамках Федеральной стажировочной площадки «Развитие общественно - государственного управления образованием».

В рамках федеральной стажировочной площадки проведено обучение резерва руководителей и директоров с небольшим стажем работы по этой программе совместно с ОУ №№ 385, 590, ДДТ (март-июнь).

В течение года подготовлены и обновлены:

-локальные документы по организации инновационной деятельности ОУ в районе:


  • «Положение об экспертном совете при Информационно – методическом центре»;

  • «Положение о государственно-общественной экспертизе инновационной деятельности ОУ»;

  • «Положение о районном конкурсе инновационных продуктов».

-проекты распоряжений РОО:

  • «О совете развития образовательной системы Красносельского района»;

  • «Положение о районном Центре по работе с одаренными и талантливыми учащимися».

На городской конкурс ИМЦ представлена районная программа «Сохранение и укрепление здоровья школьников в Красносельском районе Санкт-Петербурга 2011-2015 год» .

В 2011-2012 году подготовлены к печати и изданы:



  • Буклет «Из опыта работы ОУ по инновационной деятельности»;

  • Сборник « Инновации в образовательном процессе».

Вместе с тем наряду с положительными моментами:

  • увеличение количества ОУ - участников конкурса инновационных продуктов

  • заинтересованность большинства руководителей в реализации проектов Программы РОС,

необходимо выделить проблемы в организации инновационной деятельности:

  • недостаточное понимание руководителями роли опытно – экспериментальной и инновационной деятельности ОУ в современных условиях;

  • отсутствие задания на выполнение опытно – экспериментальной работы.

Повышение квалификации педагогических кадров района
График №1


В 2011-2012 учебном году на базе ИМЦ было обучено 844 педагогических работников, в том числе по ИКТ 193 человека. Обучение проводилось по образовательным программам, а также в рамках спецкурсов и постоянно-действующих семинаров по следующим направлениям:

График №2



График № 3

В 2011-2012г. были реализованы следующие образовательные программы:

Таблица №2


Образовательные программы

Категория слушателей

Учебные модули

«Инновационная деятельность педагога в современной школе»

Учителя ОУ района, принимающие участия в конкурсах различных уровней

-Инновационные процессы в образовании;

-Современные образовательные технологии;

-Проектирование современного учебного занятия;

-Методы обобщения и распространения передового педагогического опыта;

-Психологическое совершенствование педагогической деятельности.


«Актуальные вопросы преподавания предметов филологического профиля в контексте компетентностного подхода»


Учителя русского языка и литературы, иностранных языков

-Психолого-педагогическая компетентность современного учителя;

-Современные формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку;

-Инновационные подходы к преподаванию литературы;

-Традиционные и инновационные технологии в работе учителя иностранного языка;

-Современные формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации по иностранному языку.


«Педагогическое проектирование»


Учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

-Научно-методические основы педагогического проектирования;

-Психологические основы педагогического проектирования;

-Практикум педагогического проектирования.


«Совершенствование образовательного процесса в современной начальной школе»


Учителя начальных классов

-Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса в начальной школе;

-Литературное образование и развитие младших школьников;

- Идеология и стратегия внедрения ФГОС


«Современные подходы к организации сотрудничества дошкольных образовательных учреждений и семьи»

Старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

-Организация сотрудничества педагогов ДОУ, родителей и детей в современном обществе;

-Системный подход в работе педагогов к решению вопросов психолого-педагогического просвещения родителей;

-Семья и детский сад - партнеры педагогического взаимодействия.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница