Анализ работы кафедры «Здоровье» моу «Лицей» Эрудит» за 2010-2011 учебный год



страница1/4
Дата16.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4
Анализ

работы кафедры «Здоровье»

МОУ «Лицей» Эрудит»

за 2010-2011 учебный год

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка

это важнейший труд воспитателя

В.А.Сухомлинский

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Каждый ребенок должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Одним из путей решения данной проблемы является воспитательная программа «Здоровье», призванная сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни, восстановить авторитет семьи, как основного социального института, формирующего здоровье каждой личности и ее самобытный характер, возрождающий ценные нравственные ориентиры, отличающие российский менталитет, российскую культуру, российскую семью.

В Уставе МОУ «Лицей «Эрудит», Концепции валеообразования лицея, Декларации и Положении об организации работы кафедры «Здоровье» и положении о валеологической службе лицея указывается на то, что сохранение здоровья – это одна из важнейших проблем лицея, вызвавшая острую необходимость решительных действий по организации активной профилактики и предупреждению заболеваний учащихся и педагогов.

Существует множество причин, способных побудить в человеке желание заботиться о своем здоровье. Чем большее их число будет принято человеком близко к сердцу, тем лучше станет здоровье.

С целью привлечения внимания детей к своему здоровью педагогический коллектив лицея работает по программе «Здоровье», т.к реализация программы в учебно – воспитательном процессе способствует формированию среди детей, педагогов, родителей следующих компетенций:

- формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- проведение пропаганды ЗОЖ;

- повышение знаний и умений учащихся в области культуры здоровья;

- уменьшение поведенческих рисков, опасных для здоровья.

Цель образовательного учреждения: создание здоровьеформирующей образовательной среды, культуры и ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья среди всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели:

1. Укреплять материально-техническую базу лицея через обеспечение новыми комплектами школьной мебели, техническим оборудованием кабинетов, оборудованием спортивной площадки;

2. Создать условия для рациональной организации учебного процесса и режима учебной нагрузки;

3. Создать условия для рационального питания участников образовательного процесса;

4. Обучать педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе;

5.Осуществлять реализацию мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;

6. Совершенствовать медико-психологическое сопровождение образовательного процесса;

7. Осуществлять организацию образовательного процесса на основе широкого использования гибких инновационных, личностно-ориентированных технологий, сохраняющих здоровье учащихся, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию обучения и развития

В 2010-11 году принята программа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья на 2010-2015 г.г.

Основополагающие принципы построения программы:


  1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

  2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

  3. Единство физического и психического развития.

  4. Наглядность.

  5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

  6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

  7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

  8. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала


Идея программы: создание условий для формирования у лицеистов ценностного отношения к своему здоровью, обучение их приёмам (переходящим в навыки) формирования, укрепления и сохранения своего здоровья, повышение знаний и умений учащихся в области культуры здоровья, уменьшение поведенческих рисков, опасных для здоровья.

Цель: Создание условий для формирования устойчивой мотивации здорового образа жизни, овладение эколого-валеологической культурой в ходе реализации учебно-воспитательного процесса.

Задачи реализации программы «Здоровье»

1.Продолжить реализацию на всех этапах УВП непрерывного эколого-валеологического образования и воспитания через раскрытие всех разделов ФПЗ.

2.Активно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья учащихся.

3.Совершенствовать профилактическую работу по заболеваниям учащихся и педагогов.

4.Повысить роль семьи в формировании у лицеистов устойчивой мотивации ведения ЗОЖ.

Тема кафедры «Здоровье»: Обучение учащихся с учетом ведущей сенсорной модальности восприятия информационной среды с целью повышения качества образования.

Цель: Формирование среди всех участников образовательного процесса на всех его этапах устойчивой мотивации в здоровом образе жизни, овладение здоровьеразвивающей технологии обучения с учетом сенсорной модальности восприятия информационной среды.

Задачи:


  1. Внедрить в учебно-воспитательный процесс здоровьеразвивающую технологию обучения с учетом сенсорной модальности обучения.

  2. Совершенствовать санитарно-просветительную работу через новые формы: блогосферу сайта лицея, обсуждение тем по здоровьесбережению на форуме сайта лицея.

  3. Активизировать профилактическую работу по заболеваниям учащихся и педагогов.

  4. Продолжить проведение диагностики и мониторинга личностного развития и физического состояния учащихся и педагогов лицея.

Ожидаемый результат:

  1. Расширение образовательного пространства учеников средствами включения в учебный план лицея элективных курсов, интегрированного проведения уроков здоровьесберегающего содержания, реализация УВП лицея ФП «Здоровье».

  2. Внедрение в УВП здоровьеразвивающую технологию обучения с учетом сенсорной модальности обучения.

  3. организация научно-исследовательской деятельности здоровьесберегающего направления

  4. Создана в лицее комплексная система мониторинга и диагностики уровня состояния здоровья учащихся.

  5. Выработана устойчивая мотивация у всех участников образовательного процесса к ведению ЗОЖ, сохранению и укреплению своего здоровья.

Участники мероприятий, проводимых по программе «Здоровье»

Валеологи, психолог, социальный педагог, медсестра, инструктор ЛФК, логопед, учителя физкультуры, преподаватель – организатор курса ОБЖ, учителя лицея, учащиеся, родители лицеистов.



Условия, необходимые для работы по программе «Здоровье»

  • -Наличие материально-технической базы для обеспечения полноценного проведения каждого мероприятия;

  • - Готовность педагогического коллектива реорганизовать преподавательскую деятельность в соответствии со здоровьесберегающим аспектом;

  • - Согласование и готовность всех работников лицея оказывать друг другу помощь в качественном проведении каждого мероприятия.

Критерии оценки эффективного проведения мероприятий по программе «Здоровье»

  • - Участие каждого класса во всех мероприятиях, проводимых в рамках программы «Здоровье»;

  • - Создание условий для улучшения физического здоровья учащихся;

  • - Положительные результаты по развитию психических процессов у детей «группы риска»;

Наметившиеся проблемы 2009-2010 уч.года вошли в задачи и реализовывались в течение года:

1. Расширение информативности учащихся и практической ориентации учащихся на здоровый образ жизни.

2. Выпуск информационных буклетов по вопросам здоровьесбережения

3. Работа с электронными сетевыми ресурсами и сайтом лицея



В 2010-2011 уч.году решались поставленные задачи, которые частично или полностью были реализованы педколлективом и сотрудниками кафедры лицея.

Задачи

Выполнение

Причины




Полностью

Частично

Не выполнена

1.Продолжить реализацию на всех этапах УВП непрерывного эколого-валеологического образования и воспитания учащихся через раскрытие всех разделов ФП «Здоровье», «Полезные привычки» «Полезные навыки», «Мой выбор», «Все цвета кроме черного», «Разговор о правильном питании»;


+







Реализация непрерывного эколого-валеологического образования учащихся прослеживается при проведении всех мероприятий, занятий. Внедряются в образовательный процесс междисциплинарные программы «Полезные привычки» «Полезные навыки», «Мой выбор», «Все цвета кроме черного», «Разговор о правильном питании», «Формула правильного питания». Создано тематическое планирование программ «Разговор о правильном питании», «Формула правильного питания»

2.Продолжить внедрение в УВП и разработку методик преподавания по сенсорно-модальному обучению;

+







Анализ посещенных уроков показывает, элементы сенсорно-модального обучения присутствуют на уроках, необходимо расширить практику обмена опытом по данной технологии

3. Активизировать профилактическую работу по заболеваниям учащихся и педагогов через тематические семинары факультета «Здоровье педагога»;





+




Тематические семинары, проводимые для педагогов касались профилактики заболеваний ЖКТ, респираторно-вирусные инфекций, профилактики гриппа. Выпускались информационные стенды по профилактике сезонных заболеваний, были представлены на стендах «Узнай для себя», «Занимательная переменка», проводились беседы с учащимися и педагогами, вывешивались листовки с необходимой информацией

4. Привлекать к сетевому взаимодействию педагогов, психолого-коррекционную, медицинскую, ЛФК- службы лицея, с городским реабилитационным центром «Здоровье», библиотекой «Здоровье», медицинским музеем.





+




К сетевому взаимодействию привлекались : психолог, соцпедагог, логопед, медработники лицея, руководитель ЛФК Диагностика личностного развития , физического состояния педагогов проводилась частично: осуществлялась диагностика по типологии личности и профессиональных качеств учителя.

5. Акцентировать внимание педагогов на качество и актуальность исследовательских работ, совершенствовать содержание и формы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам;





+




Исследовательские работы, выполненные по тематике здоровьесбережения актуальны, использованы темы по видеоэкологии, мыслительных процессов: памяти, мышления, гимнастики мозга. Основ гигиены : гигиена обуви, социальное воздействие мультфильмов на психику ребенка

Программа «Здоровье» реализуется через 5 взаимосвязанных блоков:

  • методический,

  • учебно-воспитательный,

  • медико-диагностический,

  • спортивно – оздоровительный,

  • консультационно-коррекционный.

1. Методический блок (организационно- прогностический, информационно-просветительный)

В УВП осуществляется реализация межпредметных программ «Здоровье» (В.Касаткин), «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула здорового питания». Программы профилактики вредных привычек, асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни: «Полезные привычки» (1-4кл), «Полезные навыки»(5-7кл), «Мой выбор»(8-11кл), «Все цвета, кроме черного» (2-11кл).

Для планирования деятельности в текущем учебном году, в начале учебного года проводился вводный контроль состояния уровня знания ЗОЖ, среди учащихся, уровня владения здоровьесберегающими технологиями педколлектива.

Оценка уровня сформированности здоровьесберегающей деятельности показало анкетирование учащихся 11 классов по следующим позициям:



      • Считаете ли вы, что ведете здоровый образ жизни? 48% учащихся ответили «да, веду», «скорее да, чем нет»-23%, т.о. среди 71% выпускников сформирована мотивация на здоровый образ жизни.

      • Что препятствует вести ЗОЖ?39% считают, что ничего не мешает, 35% респондентам-большая занятость, 13 % суета жизненных проблем, 9% собственная лень, 4% усталость, апатия.

      • Считаете ли вы, что в лицее достаточно уделяется внимание формированию здорового образа жизни?67% считают, что в лицее достаточно многое делается для формирования ЗОЖ, 23% дали ответ «скорее да, чем нет».

      • Дайте свое определение «здоровье»

Выпускники назвали все слагаемые здоровья:2% -физическое и духовное совершенство, 26% -хорошее самочувствие, отсутствие хронических заболеваний; 16% соблюдение правильного образа жизни, основ здорового питания; 19 % отсутствие заболеваний, вредных привычек, регулярное занятие спортом; 10% правильный, здоровый образ жизни во всем;

В марте и апреле было проведено анкетирование по теме «Качество формирования культуры здоровья в МОУ «Лицей «Эрудит». Качественную реализацию программ, направленных на формирование навыков здорового образа жизни отметили: 92% уч-ся начальной школы, 79% средняя, 83% старшая школа, соответственно- родители 89%(нач.школа), 82%(средняя), 81%(старшая).

По опросу обучающихся и родителей о проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых они принимали участие в учебном заведении, качественный уровень отметили учащиеся: 85% начальная школа, 91% средняя, 82% старшая, соответственно родители: 85% начальная школа, 89% средняя и старшая.

Анализ ответа на вопрос «Можете ли вы сказать, что в Лицее создана здоровьеразвивающая среда?»- утвердительно ответили: 94% уч-ся начальной школы, 76-77% средняя и старшая Родители по данному вопросу ответили, соответственно:94% начальная школа, 92% средняя, 98% старшая школа.



Материалы соцопроса позволяют увидеть проблемное поле дальнейшей реализации замечаний и повышения качества формирования здоровьесозидающей среды в лицее.

Мониторинг уровня владения здоровьесберегающими технологиями педагогами лицея, показал следующее:

Реализация здоровьесберегающих технологий

2008-2009уч.год

2009-2010уч.год

2010-2011уч.год

воспроизводят методики и приемы

23%

14%

7%

используют элементы технологий

57%

49 %

52%

модифицируют технологии

20%

37 %

41%

В ходе учебно-воспитательного процесса назрела необходимость в проведении лекционных бесед и практикумов для педагогов по темам:

  • эффективность протекания адаптационного периода учащихся 1,5, 10 классов;

  • способы создания комфортной психологической среды на уроке;

  • Информированность педагогов по СПИД-ситуации в городе Рубцовске;

  • Профилактика сезонных инфекционных заболеваний (ОРВИ)- вакцинация грипполом;

Тематика и материалы семинаров были рекомендованы учителям для проведения родительских собраний, классных часов для старшеклассников.

Информационные беседы, практикумы проводили для педагогов, родителей, старшеклассников: педагог-психолог, валеологическая служба лицея, врач-нарколог, представитель СПИД-центра , психолог кризисного центра мужчин.

В лицее действует виртуальная методическая папка «Здоровье» для педагогов» в школьной информационной сети, пополняемая материалами для проведения классных часов и самообразования педагогов и родителей. На сайте лицея существует страничка по рациональному питанию во время школьных занятий и в экзаменационный период, где размещаются материалы соцопроса, викторин, действует вкладка «Акции» в которой освещается ход проводимых мероприятий лицея, акций, декад, месячников.

Для координации методической работы учителя по программе «Здоровье», действует стенд «Экологическое и валеологическое образование», где еженедельно обновляется материал по методике проведения валеологически обоснованного урока (методы, технологии, временные требования, разработки, новое в науке), а для учащихся - информационный стенд «Узнай для себя»», где стабильно меняются тематические обзоры материалов по сохранению здоровья. В рамках проведения тематических акций и месячника по здоровью материал дополнительно размещался в форме тематического коллажа на 3 этаже. Тематика информационных стендов в 2010-11г.г.:



  • Как сделать учебу интересной?

  • 15 октября- день мытья рук

  • Профилактика наркозависимости

  • Что мы знаем о курении?

  • Подростковая алкоголизация - в чем ее опасность?

  • Мифы о наркотиках

  • 1 декабря- день борьбы со СПИДом

  • Болезни грязных рук

  • Грипп и его симптомы

  • Почему нужна вакцинация грипполом?

  • Заболевания дыхательных органов: ларингит, бронхит, пневмония.

  • Олимпийские зимние виды спорта

  • Олимпийские летние виды спорта

  • Что мы знаем о режиме дня?

  • Каково значение сна для старшеклассника?

  • По страницам печати о здоровье

  • «Осторожно - туберкулез!»,

  • «В мире двойственных изображений»

  • «Смехотерапия»

  • «Упражнения по снижению психоэмоционального стресса»

  • Что мы знаем о рациональном питании?

  • Овощи и фрукты

  • Инфекционные заболевания ЖКТ

  • Болезни грязных рук

  • Польза и вред овощей и фруктов

  • Как питаться во время экзамена?

В кабинетах биологии и экологии всегда размещена информация о профилактике заболеваний, в каждом классе есть действующий уголок здоровья.

Материалы по классным часам размещаются в виртуальной сетевой папке «Здоровье для педагогов»

Педагоги кафедры «Здоровье» активно диссеминируют опыт работы по формированию культуры здоровья: обобщен и представлен материал для краевого сборника «Из опыта работы школ по пропаганде ЗОЖ»; 22.04. Бобровская Е.В. выступила с докладом на окружном семинаре АКИПКРО по теме «Система работы МОУ «Лицей «Эрудит» по формированию культуры здоровья», на лицейском педсовете «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, повышение культуры здоровья».

Педагоги лицея, совместно с учащимися активно в течение года принимали участие в конкурсах, олимпиадах по формированию здорового образа жизни:



  • в краевом конкурсе «Новая школа- школа здоровья» Бобровская Е.В.; участие в краевом конкурсе «Система работы по программе «Разговор о правильном питании», Бобровская Е.В.( участие), Казанцева Н.В. (3 место),

  • конкурс семейного фото «Я готовлю для своей семьи!»( семья Яниных-участие).

  • в краевом конкурсе "Мы здоровью скажем ДА!" заняли 1 место в номинации сюжетных видеороликов, 6 место в номинации исследовательских работ,

  • в краевой акции «Мир без табака и алкоголя» буклет- 1 место и стали призерами учащиеся 5-10 кл в сочинениях по данной тематике;

  • педагоги стали победителями во Всероссийском дистанционном конкурсе: методических разработок «Ювента»-1, 3 места( Казанцева Н.В., Бобровская Е.В.)

  • Всероссийский заочный конкурс «Педагогические инновации»- Казанцева Н.В. - участие,

  • международная педагогическая олимпиада Бобровская Е.В.- лауреат.

  • Учащиеся 7 класса стали призерами в городской олимпиаде по здоровью «Здоровье и разум».

  • В краевом биологическом марафоне команда 7 класса заняла 2 место ( Казанцева Н.В.)

  • Всероссийский чемпионат по биологии 7-11 кл ( Казанцева Н.В. , Бобровская Е.В.- 26 чел)

Одним из факторов, оказывающим влияние на здоровье человека, является окружающая среда. Именно данной теме посвящены исследования лицеистов, принявших участие в различных конференциях:

  • Краевая заочная научно-практическая конференция «Мы здоровью скажем «Да!» - Леопа Анастасия 11А – тема работы «Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат» заняла 6 место;

  • Городская научно-практическая конференция «Интеллектуал», секция «Психология» Папышева Екатерина – тема работы: «Влияние мультфильмов на личностную тревожность подростков» ( грамота НПК «Эврика»)

  • Участие в конференции филиала АГУ «Молодежь в 21веке» Понтус Т. «Видеоэкология г.Рубцовска»

  • Участие в НПК «Эврика», конференция УРАО Местовской А. «Выявление типа мышления и активной памяти среди учащихся информационно-математического профиля 9б класса»- грамота, Янина С. «Гимнастика мозга»
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница