Анализ работы педагога-психолога I ступени мбоу весёловская сош №1 за 2014- 2015 учебный год



Скачать 104.47 Kb.
Дата29.04.2016
Размер104.47 Kb.
Анализ работы педагога-психолога I ступени

МБОУ Весёловская СОШ № 1 за 2014– 2015 учебный год.


В 2014 – 2015 учебном году психологическая служба определила приоритетной следующую цель: создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

Реализация этой цели была осуществлена путём решения следующих задач:




  • отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения;

  • создание условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся;

  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;

  • профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом развитии;

  • содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

Поставленные задачи решались по основным направлениям деятельности:


1. Психологическое просвещение и профилактика.

2. Психологическая диагностика.

3. Развивающая и коррекционная работа.

4. Консультативная деятельность.


В 2014-2015 учебном году в рамках направления психологическое просвещение и профилактика работа проводилась с родителями, учащимися и педагогами. Для достижения результатов использовались разнообразные формы работы.

Для работы с детьми, вступающими в школьную жизнь, была проведена адаптационная программа «ЗДРАВСТВУЙ, ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОД!» (1-а,1-б ,1-в класс).


В направлении профилактика и просвещение для педагогов в выпусках газеты «Советы психолога» были представлены материалы по темам: «Адаптация первоклассников», «Как рассадить детей за парты», «Как улучшить психологический климат в классе», «Первая помощь при остром стрессе», «Агрессивные дети», «Уютно ли учителю в школе», «Причина и профилактика эмоциональных срывов», «О синдроме профессионального выгорания», «Идеальные родители», «Леворукий ребёнок».
Для родителей будущих первоклассников было проведено общешкольное родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе». Для родителей первоклассников «Трудности в адаптации к школе». Тематические собрания по классам «Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику» (1-в, 1-а,1-б), «Первая оценка»(2-б, 2-в), «Детская тревожность» (2-б,2-в,1-в), «Детская агрессия. Причины и последствия.»(2-б).
Психологическая диагностика проводилась по следующим направлениям.

  1. Диагностика уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.

  2. Диагностика «Уровень тревожности вашей личности» (учителя начальных классов).

  3. Диагностика уровня тревожности (учащиеся 1классов)

  4. Диагностика учащихся с признаками одаренности.

  5. Диагностика учащихся «группы риска».

  6. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

  7. Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении для ПМПК.

  8. Диагностика дошкольников по определению готовности к школьному обучению.

  9. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся по запросам самих учащихся, учителей, родителей.

Всего за прошедший учебный год диагностической работой было охвачено 6 классных коллективов. По результатам психодиагностических обследований написаны заключения, даны соответствующие рекомендации ученикам, учителям, родителям.


Консультативная деятельность велась с педагогами, учащимися и их родителями или законными представителями.

Всего за учебный год получили индивидуальные консультации психолога 52 человека. Из них –12 педагогов, 24 учащихся, 16 родителей.

Педагоги чаще всего обращались за консультациями по вопросам обучения и воспитания неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся и за методической литературой к часам общения и родительским собраниям. Родители консультировались по поводу подготовки ребенка к школьному обучению, конфликтов с детьми, снижения их успеваемости и учебной мотивации. Обучающиеся интересовались способами установления контактов со взрослыми и дружеских взаимоотношений со сверстниками.

В течение года педагогам оказывалась методическая помощь в подготовке родительских собраний и часов общения.

Коррекционная и развивающая работа была реализована в следующих направлениях:

В течение учебного года велись индивидуальные занятия с учащимися нуждающихся в коррекции познавательных процессов или поведения.

Развивающая работа с учащимися с признаками одаренности была реализована в рамках сессии.

В рамках реализации стандартов второго поколения ведется развивающая программа «Я и МИР» (4-а,4-б, 4-в классы). Основной целью данных занятий является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. А так же уроки психологического развития направлены на развитие у учащихся чувства сотрудничества, коллективизма, толерантности, дружбы, умения контролировать свое поведение, эмоции и чувства.

В течение года на этих занятиях проводятся различные диагностики: познавательных процессов, «Моя школа», «Мои мысли и чувства», «Моя семья», «Мой характер», «Я - ученик, я - ученица».

2015-2016 учебном году планируется продолжить работу по всем направлениям.


Педагог психолог: Беркун Е.А.

Анализ работы

педагога-психолога за 2014 – 2015 учебный год.
Деятельность педагога-психолога реализуется согласно «Плана работы психологической службы на 2014 – 2015 учебный год».

Работа велась в соответствии с поставленной целью: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.

Деятельность педагога-психолога включает пять основных направлений:


  • Психологическое просвещение;

  • Психологическая диагностика;

  • Развивающая и коррекционная работа;

  • Консультативная деятельность;

  • Психологическая профилактика.

Психологическое просвещение и профилактика:

В рамках данных направлений были реализованы следующие мероприятия:

Участие в общешкольном родительском собрании по вопросам зависимости детей от социальных сетей, а также по вопросам использования нецензурной брани в речи.

Участие в педагогическом совете по здоровьесберегающим технологиям.

Также в рамках данного направления был проведен малый педагогический совет по вопросам адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене школы. Выступление на родительских собраниях в классных коллективах по раскрытию особенностей младшего подросткового возраста и результатов диагностического исследования адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.

По мимо выше указанных мероприятий проводилось индивидуальное психологическое просвещение родителей и педагогов школы по вопросам взаимоотношения детей в классном коллективе, индивидуальных и возрастных особенностей детей, по вопросам внутрисемейных взаимоотношений в период подросткового возраста.

Велась практическая работа по профилактике школьных трудностей, девиантного и агрессивного поведения и школьной неуспеваемости и неуспешности в среде одноклассников.

Во втором полугодии особое внимание было уделено подготовке выпускников к прохождению итоговой аттестации. Учащимся на классных часах и в рамках недели психологии были продемонстрированы методы снятия тревожности и способы преодоления стрессовых ситуаций. Также ученикам была представлена информация о способах более качественной подготовки к экзаменам исходя из индивидуальных особенностей каждого.

Также были проведены и родительские собрания, на которых рассматривались вопросы оказания содействия ребенку в подготовке к сдаче экзаменов и оказание помощи в преодолении тревоги и стресса.

В начальной школе также проводились родительские собрания с участием педагога-психолога и были рассмотрены вопросы готовности четвероклассников к переходу в среднее звено школы. В рамках данной работы родителям были даны рекомендации.


Психологическая диагностика:

Психологическая диагностика учащихся классов была проведена, согласна плана работы на 2014 – 2015 учебный год

2 – 4 класс:

Диагностическая работа 2- 4 классов:



  • Корректурная проба А.Г. Иванова – Смоленского.

  • Методика диагностики уровня воспитанности.

  • Диагностика психологического климата в классе.

  • Диагностика агрессивности. Агрессия. Ребёнок глазами ребёнка.

  • Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

5 – 9 классы:

  1. Исследование адаптации пятиклассников:

  • Социометрическая методика Дж.Морено.

  • Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.

  • Методика оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой.

  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора,

  • Методика на определение концентрации внимания «Корректурная проба»,

  • Методика исследования мышления «Простые аналогии»;

  • Методика исследования логической и механической памяти «Запомни пару»;

  • Адаптационная игра для пятиклассников.

  1. Исследование учащихся на предмет «Отношения учащихся к социальным сетям».

  2. Исследование учащихся на предмет «Отношения учащихся к нецензурной брани».

  3. Комплексная диагностика учащихся с задержкой психического развития и девиатным поведение (когнитивная сфера, поведенческая сфера, взаимоотношения с одноклассниками).

  4. Комплексная диагностика учащегося, обучающего по индивидуальной программе развития (когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера, поведенческие особенности, особенности взаимодействия с учениками и взрослыми, особенности внутрисемейных отношений).

  5. Мониторинг социально-психологических показателей здоровья обучающихся в рамках проекта «Наша здоровая школа».

  6. Электронное тестирование учащихся 9-х и 11-х классов средствами автоматизированной системы оценки личностных и метапредметных результатов.

  7. Индивидуальное обследование учащихся по запросу классных руководителей, педагогов-предметников, законных представителей, по запросу Отдела образования (психологическое состояние ребенка после утраты родителей, оценка детско-родительских отношений, самооценка учащихся, уровень тревожности подростков, вовлеченность подростков в неформальные группы).

10 класс:

  • Диагностическая работа исследования адаптации 10 классов к обучению в старшем звене школы.

11 класс:

  • Определение ведущего канала восприятия информации;

  • Готовность учащихся к прохождению итоговой аттестации;

  • Уровень тревожности учащихся.

Тест для педагогов «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и по-настоящему работать?»
Развивающая и коррекционная работа:

Коррекционно-развивающая работа 2 – 4 классы:



  • Занятие по коррекции агрессивного поведения.

  • Комплексная диагностика учащегося, обучающего по индивидуальной программе развития (когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера, поведенческие особенности, особенности взаимодействия с учениками и взрослыми, особенности внутрисемейных отношений).

  • Развитее эмоционально-волевой сферы.

  • Курс «Познай себя» для учащихся пятых, шестых и седьмых классов во второй половине дня.

В пятых классах занятия были направленны на развитие восприятия, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы и принятие своей социальной роли.

В шестых классах занятия были направлены на развитие навыков самовоспитания и самосовершенствования: принятие своего физического тела, создание своего имиджа, направленность интересов (музыка, поэзия, искусство), умение правильно подчеркивать свои особенности и личностные качества.

В седьмом классе занятия были направлены на развитие умения учиться: ставить перед собой реальные достижимые цели, планировать свой день и свою деятельность, организовывать свое пространство, деятельность и самого себя; умение работать с информационными источниками и правильно использовать и усваивать получаемую информацию. В первой четверти занятия курса были направленны на развитие навыков по самовоспитанию и самосовершенствование своей личности.

Развивающая и коррекционная работа велась с учащимися с девиантным поведением и задержкой психического развития. Каждый учащийся проходил ряд диагностических процедур и в дальнейшем развивающая и коррекционная работа велась в соответствии выявленных проблем по следующим направлениям:



  • Коррекция самооценки;

  • Коррекция отношения к своему будущему, развитие навыков целеполагания и планирования своих действий и будущего в целом;

  • Коррекция и развитие коммуникативных навыков;

  • Формирование позитивной мотивации на обучение, труд, общение и т.д.;

  • Коррекция девиантного и аддиктивного поведения;

  • Коррекция эмоциональных состояний.

Консультативная деятельность:

В рамках данного направления велась следующая работа:



Консультирование учащихся:

  • по вопросам взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами;

  • по вопросам жизненного самоопределения;

  • по вопросам «правильного» поведения;

  • по вопросам жизненного самоопределения и жизненных ценностей;

  • по развитию навыков самоконтроля эмоциональных переживания и поведенческих проявлений.

Консультирование педагогов:

  • по вопросам взаимодействия с «трудными» учащимися;

  • по вопросам взаимодействия с родителями «трудных» учащихся и из семей, находящихся в социально опасном положении;

  • по вопросам взаимоотношений между учащимися в классе;

  • по вопросам сплочения классного коллектива;

  • по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • по вопросам агрессивности детей, причин и факторов ее вызывающих;

  • по вопросам девиантного, делинкветного и аддиктивного поведения, причинах этому способствующих.

Консультирование родителей:

  • по вопросам особенностей развития в определенный возрастной период;

  • по вопросам коррекции стилей воспитания;

  • по вопросам взаимодействия с ребенком при возникновении конкретных проблем (в обучении, в поведении, во взаимоотношениях);

  • по вопросам развития учебной мотивации и коррекции жизненных интересов и ценностей.

Педагоги-психологи: А.С.Коваленко



С.В.Николаенко


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница