Автоматизированное создание мультимедиа презентаций как отчетов баз данных учебных материалов



Дата01.05.2016
Размер44.1 Kb.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК ОТЧЕТОВ БАЗ ДАННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Е. А. Бычкова

Новосибирский государственный университет

E-mail: bychkova@mmedia.nsu.ru


На сегодняшний день для построения образовательных ресурсов существует огромное множество программных средств, позволяющих создавать как простые формы типа презентаций учебного материала, например, с помощью Microsoft PowerPoint, так и более сложные структуры, используя такие программные продукты, как WebCT или Lotus Learning Space. Привлекательным способом хранения и организации информации в крупных образовательных ресурсах является использование баз данных. Такой подход имеет ряд преимуществ: ресурс легко наполняем новой информацией, базы данных обеспечивают корректное хранение и доступ к информации, предоставляют возможность повторного использования материала, и т.д. С другой стороны, информация, хранящаяся в таблицах, должна быть единообразной и иметь несложную внутреннюю структуру, что не всегда бывает удобным.

Актуальна задача создания учебных материалов мультимедийного характера, так как очень важным в процессе изучения материала является наглядность информации, а также разнообразность ее организации. К таким видам учебных материалов можно отнести лекции, которые читает преподаватель, выписывая на доске формулы. Сложно организованную во времени мультимедийную информацию (сочетание аудио, видео блоков, изображений) будем называть мультимедиа презентациями. Организация мультимедиа презентаций в образовательных ресурсах, основанных на базах данных, является трудоемкой задачей в виду того, что такая информация имеет нерегулярную, сложную внутреннюю структуру и не укладывается в обычную схему хранения данных в базе данных.

В Мультимедиа центре НГУ разрабатывается концепция построения образовательных ресурсов на основе баз данных, функционирующих в Интернет, реализованная в информационной системе ЛЕММА. В первую очередь, при создании ресурса разрабатывается модель данных, представляющая собой набор классов и связей между ними (например, класс лекций, курсов, терминов и т.п.), которые отображаются в реляционные таблицы и связи между ними. Для каждого класса существует набор шаблонов, описывающих интерфейсную часть ресурса. Объекты класса (суть записи в таблице) представляют собой конкретные учебные единицы. Шаблоны - это HTML – документы с включениями тегов на языке представлений системы ЛЕММА. Система шаблонов позволяет создавать любое количество различных интерфейсных представлений объекта.

Для организации мультимедиа презентации использовался ряд решений на основе XML – технологий, и, в частности, языка синхронизированных мультимедийных компонент SMIL. Язык SMIL, разрабатываемый и поддерживаемый консорциумом W3C, позволяет WEB – дизайнерам точно задавать время появления мультимедийных объектов, длительность трансляции и т.д. С помощью SMIL можно в реальном времени проводить по Internet обучающие мультимедиа презентации, которые ничем не будут отличаться от телевизионных программ. Но мультимедийные презентации, написанные на SMIL, проигрываются в специальных приложениях, и существует проблема взаимодействия HTML – компонентов с компонентами SMIL. Поэтому для реализации мультимедиа презентаций образовательных ресурсов, построенных с помощью системы ЛЕММА, была выбрана технология HTML+TIME (Timed Interactive Multimedia Extensions), разработанная компанией Microsoft, которая основывается на идеях SMIL. В этой технологии разработаны средства взаимодействия SMIL – компонент с остальными компонентами WEB – страницы, а презентации, написанные на HTML+TIME, могут проигрываться в браузере Internet Explorer 5.5 и выше.

На основе пользовательских требований, применительно к конкретному образовательному ресурсу, разрабатывается язык мультимедиа презентаций, описанный на XML. Сама мультимедиа презентация, описываемая XML – языком, формируется автором – предметником в редакторе (HTML – форме), являющемся частью WEB - интерфейса работы с данными образовательного ресурса. Хранение мультимедиа презентации происходит в «гипертекстовом» поле (текстовое поле, в котором могут содержаться гиперссылки) таблицы, соответствующей классу мультимедиа презентации. Для представления данных о мультимедиа презентации в пользовательском интерфейсе (браузер) используется шаблон класса мультимедиа презентации, в котором с помощью механизма XML data – islands вставляются данные из базы данных и обрабатывающая их стилевая таблица XSL. Когда клиент желает просмотреть мультимедиа презентацию, отсылается соответствующий HTTP – запрос системе. Сервер образовательного ресурса находит шаблон класса мультимедиа презентации, подставляет в него данные запрашиваемой мультимедиа презентации и отсылает созданный HTML – документ с data – islands клиенту. На клиентской стороне, «на лету» формируется мультимедиа презентация: по окончании загрузки документа в окно браузера вызывается синтаксический анализатор браузера (MSXML Parser), который производит преобразование данных с помощью XSL – таблицы в мультимедиа презентацию (разметка HTML+TIME). Полученный документ проигрывается в браузере.

Описанный подход был применен и опробован в информационном ресурсе «Археологический WEB - музей», построенном с помощью системы ЛЕММА. Для него были созданы электронные экскурсии по учебно–методическому пособию «Древнее искусство кочевников Сибири» по курсу «Археология и этнография Сибири» и др. Каждая электронная экскурсия представлена набором сцен, которые транслируются последовательно, друг за другом. Сцена – это стенд, содержащий набор музейных экспонатов одной тематики, и звуковое сопровождение (рассказ об экспонатах стенда). Звук и изображения одной сцены транслируются в браузере параллельно. Автор – предметник, подготавливающий данные об электронной экскурсии, может указать в сцене, что в данный момент времени речь идет о каком-либо конкретном экспонате. Тогда при проигрывании электронной экскурсии в браузере в указанное время объект будет показан на переднем плане.

Ресурс «Археологический WEB - музей» доступен по адресу www.mmedia.nsu.ru.

Описанный подход к организации мультимедиа презентаций в ресурсах, в основе которых используются базы данных, сохраняет идею отделения данных от представления. Таким образом, легко можно организовывать различные интерфейсы, используя одни и те же данные мультимедиа презентаций, что способствует повторному использованию материала. Для этого достаточно создать новый метод соответствующего класса.



Литература:

Казаков В.Г. Исследование, разработка и применение курсового обеспечения с использованием мультимедиа-технологий в учебном процессе вуза: Канд. дисс. Новосибирск, 1999.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница