Б б 1 Методика обучения физической культуре



Скачать 162.73 Kb.
Дата30.04.2016
Размер162.73 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б.3.Б.6.1 Методика обучения физической культуре
Общие сведения

1.

Кафедра

ФКСиБЖД

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование. Профиль Физическая культура, Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)

3.

Дисциплина (модуль)

Б.3.Б.6.1 Методика обучения физической культуре

4.

Тип заданий

Бланочное тестирование

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

16 ДЕ (разделов)


Перечень компетенций

ОПК-1 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-1 - способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-3 - готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-4 - готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-5 - способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса



Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

- роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации;

- современные концепции организации и реализации преподавания физической культуры в образовательных учреждениях различных типов;

- содержание предмета «Физическая культура», принципы и подходы к его построению, многообразие образовательных программ;

- суть образовательно-инструктивной, оздоровительно-рекреативной и воспитательно-развивающей направленности содержания и методов преподавания предмета;

- возрастные закономерности развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков, их дифференцирование по половой принадлежности учащихся;

- теорию и методику урока физической культуры;

- методы и средства регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры.



Умения:

- отбирать учебный материал, адекватный целям и задачам предмета;

- разрабатывать документы перспективного (годового), оперативного (семестр, триместр, четверть) и текущего планирования целей, задач, содержания образования, форм организации учебного процесса по предмету;

- определять характерные ошибки усвоения двигательного действия на уроке;

- находить эффективные средства и методы предупреждения и исправления ошибок техники выполнения двигательного действия;

- обеспечивать взаимосвязь обучения и развития двигательных качеств на уроке;

- обеспечивать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач на уроке физической культуры;

- проводить контрольные мероприятия на уроке после завершения изучения темы (раздела), четверти (семестра, триместра) и учебного года;

- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь учащимся при травмах и других непредвиденных чрезвычайных ситуациях


Навыки:

- методикой реализации индивидуального подхода к учащимся на уроке;

- методикой формирования мотивации учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры.



Этапы формирования компетенций:

ДЕ-1 Содержание предмета «Физическая культура» и дидактические процессы в педагогической системе

ДЕ-2 Типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура»

ДЕ-3 Дидактические принципы и урок в дидактической системе предмета «физическая культура»

ДЕ-4 Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Анализ урока

ДЕ-5 Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «физическая культура»



Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание:
ДЕ-1 Содержание предмета «Физическая культура» и дидактические процессы в педагогической системе
1. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает возможности реальной личности и системы образования по его достижению – это

а) государственный образовательный стандарт

б) примерная (типовая) учебная программа

в) базисный учебный план

г) учебная или авторская программа
2. Основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них – это

а) государственный образовательный стандарт

б) примерная (типовая) учебная программа

в) базисный учебный план

г) учебная или авторская программа
3. Нормативный документ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала – это

а) государственный образовательный стандарт

б) примерная (типовая) учебная программа

в) базисный учебный план

г) учебная или авторская программа
4. Главные составляющие дидактических процессов

а) учитель и учащиеся

б) цель из задачи урока

в) деятельность преподавания и деятельность учения

г) двигательное умение и двигательный навык
5. Мотивы занятий на уроках физической культуры делятся

а) общие и конкретные

б) устойчивые и неустойчивые

в) новые и устоявшиеся

г) реализуемые и не реализуемые
6. Основной мотив младших школьников

а) осваивать красоту форм движений

б) «хочу быть чемпионом»

в) желание быть физически развитыми

г) улучшение здоровья
ДЕ-2. Типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура»
1. Структура процесса обучения состоит из

а) 3 этапов

б) 4 этапов

в) 5 этапов

г) 6 этапов
2. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме

а) первый этап процесса обучения

б) второй этап процесса обучения

в) третий этап процесса обучения

г) четвертый этап процесса обучения
3. Закрепление освоенного двигательного действия

а) первый этап процесса обучения

б) второй этап процесса обучения

в) третий этап процесса обучения

г) четвертый этап процесса обучения
4. Цель первого этапа процесса обучения

а) сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом

б) обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему

в) обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия

г) достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях
5. Цель третьего этапа процесса обучения

а) обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия

б) достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях

в) обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему

г) сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом
6. Второй этап в структуре деятельности учителя

а) отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям и задачам средств педагогического воздействия

б) непосредственное дидактическое взаимодействие с деятельностью учения

в) программирование того, что подготовлено, отобрано и обосновано для организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры

г)учитель конкретизирует цель и задачи учебно-воспитательного процесса до непосредственного взаимодействия с учащимися
7. Четвертый этап в структуре деятельности учителя

а) непосредственное дидактическое взаимодействие с деятельностью учения

б) контроль учебно-воспитательных воздействий на учащихся, их восприятия и результатов взаимодействия преподавания и учения

в) программирование того, что подготовлено, отобрано и обосновано для организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры

г) анализ позитивных и негативных сторон завершающего «шага», рекомендации для начала нового цикла
8. Пятый этап в структуре деятельности учителя

а) контроль учебно-воспитательных воздействий на учащихся, их восприятия и результатов взаимодействия преподавания и учения

б) анализ позитивных и негативных сторон завершающего «шага», рекомендации для начала нового цикла

в) программирование того, что подготовлено, отобрано и обосновано для организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры

г) непосредственное дидактическое взаимодействие с деятельностью учения
ДЕ-3. Дидактические принципы и урок в дидактической системе предмета «физическая культура»
1. Принцип, на базе которого традиционно формируются теория и практика образования, предъявляет конкретные требования к уровню профессионально-педагогической компетентности учителя

а) принцип научности

б) принцип сознательности и активности

в) принцип систематичности

г) принцип доступности
2. Содержание образования должно быть адекватно возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности обучаемых

а) принцип доступности

б) принцип научности

в) принцип систематичности

г) принцип сознательности и активности
3. Форма организации, предусматривающая выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя

а) индивидуальная форма

б) групповая форма

в) фронтальная форма

г) круговая форма
4. Форма организации, предусматривающая временное деление коллектива класса на несколько групп и выполнение каждой группой «своих» заданий

а) фронтальная форма

б) групповая форма

в) индивидуальная форма


г) коллективная форма
5. Совокупное представление об этапных результатах реализации генеральной цели предмета по ступеням общеобразовательной школы

а) генеральная цель в) тактическая цель

б) перспективная цель г) оперативная цель
6. Педагогически обработанное представление о результатах учебно-воспитательного процесса, ориентированных на обеспечение достижения перспективной цели по годам обучения школьников

а) генеральная цель

б) перспективная цель

в) тактическая цель

г) оперативная цель
ДЕ-4. Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Анализ урока
1. Определение цели и ведущих педагогических задач на учебный год, для каждой параллели классов, установление рационального объема учебного времени для каждой параллели классов

а) текущее программирование

б) перспективное программирование

в) оперативное программирование

г) этапное программирование
2. Составление плана на каждый очередной урок

а) перспективное программирование

б) оперативное программирование

в) текущее программирование

г) этапное программирование
3. Определение умения учителя регулировать физическую нагрузку в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем и интенсивность

а) метод педагогического наблюдения

б) метод хронометрирования

в) метод пульсометрии

г) метод рейтинга
4. В изучаемых явлениях выявляются такие элементы, которые поддаются измерению и оценке

а) метод педагогического наблюдения

б) метод хронометрирования

в) метод пульсометрии

г) метод рейтинга
5. Отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах

а) общая плотность

б) двигательная плотность

в) наглядная плотность

г) учебная плотность
6. Определение исходного состояния объекта управления, выявление готовности к усвоению программного материала, реализуется в начале учебного года, семестра – это

а) предварительный контроль в) оперативный контроль

б) текущий контроль г) итоговый контроль
ДЕ-5. Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «физическая культура»
1. Результатом оценивания является

а) отметка

б) похвала учителя

в) сдача норматива

г) анализ выполнения задания
2. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая связанность движений, в играх учащийся проявлял себя недостаточно активно

а) отметка 5 в) отметка 3

б) отметка 4 г) отметка 2

3. Двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно, допущены значительные ошибки, в играх учащийся обнаружил неловкость, неумение играть в коллективе

а) отметка 5

б) отметка 4

в) отметка 3

г) отметка 2


4. Учитель задает краткие, конкретно сформулированные вопросы, на которые учащиеся должны дать адекватные ответы

а) устный опрос

б) письменный контроль

в) контрольные испытания

г) педагогическое наблюдение
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Выполните тестовое задание закрытого типа, выбрав единственный правильный ответ их 4х предложенных.


Вопросы к зачету/экзамену:

  1. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» в структуре содержания подготовки специалистов физической культуры.

  2. Методологические основания курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

  3. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: цель, задачи, содержание, организация.

  4. Предмет «Физическая культура» в содержании физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений: место, функции, цель, содержание.

  5. Основные этапы развития научно-теоретических основ предмета «Физическая культура».

  6. Предмет «Физическая культура» в структуре содержания общего образования: определение, место, функции, цель, задач, особенности содержания.

  7. Государственный образовательный стандарт общего образования по предмету «Физическая культура».

  8. Образовательный минимум по предмету «Физическая культура».

  9. Основные концепции модернизации учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  10. Основные направления совершенствования научно-теоретических основ организации учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  11. Системный подход к построению учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  12. Общая характеристика педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»: определение, элементы, структура, функции.

  13. Цель учебного предмета «Физическая культура» в структуре его педагогической системы: определение, функции, варианты формулировки.

  14. Виды целей предмета «Физическая культура», источники целевыведения.

  15. Содержание образования по предмету «Физическая культура»: определение, место в педагогической системе, уровни представления.

  16. Типовая структура (основные блоки) содержания образования по предмету «Физическая культура».

  17. Современные подходы к построению содержания образования по физической культуре.

  18. Общая характеристика действующих типовых учебных программ по предмету «Физическая культура».

  19. Федеральный и региональный компоненты содержания образования по предмету «Физическая культура».

  20. Учебники по предмету «Физическая культура» для учащихся учреждений среднего образования.

  21. Дидактические процессы как элемент педагогической системы предмета «Физическая культура».

  22. Психолого-педагогические основы дидактических процессов по предмету «Физическая культура».

  23. Педагогические основы дидактических процессов по предмету «Физическая культура».

  24. Особенности структуры дидактических процессов по предмету «Физическая культура».

  25. Единица функционирования («шаг») дидактических процессов по предмету «Физическая культура»: определение, структура, связь с этапами.

  26. Циклический характер дидактических процессов по предмету «Физическая культура»: определение, классификация циклов и их общая характеристика.

  27. Типовая структура цикла дидактических процессов по предмету «Физическая культура».

  28. Дидактические принципы построения и практической реализации дидактических процессов по предмету «Физическая культура».

  29. Урок в структуре дидактических процессов по предмету «Физическая культура»: определение, место, развитие теории и практики урока.

  30. Типы и виды уроков по предмету «Физическая культура»: классификация и общая характеристика.

  31. Содержание и структура урока по предмету «Физическая культура»: определение понятий, характеристика частей и элементов структуры урока.

  32. Деятельность учителя и учащихся на уроке по предмету «Физическая культура»: структура во взаимосвязи и последовательности.

  33. Формы организации деятельности учащихся на уроках по предмету «Физическая культура».

  34. Учитель на уроке по предмету «Физическая культура»: характеристика учебной деятельности.

  35. Учащиеся на уроке по предмету «Физическая культура»: характеристика половозрастных особенностей учебных возможностей по дисциплине.

  36. Технология учебного процесса по предмету «Физическая культура»: характеристика существующих подходов к организации и практическому осуществлению.

  37. Структура педагогической технологии по предмету «Физическая культура» (типовая структура).

  38. Целеполагание в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура»: определение, место в технологии, сущность, содержание самой процедуры.

  39. Целеполагание и целевыдвижение в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  40. Программирование дидактических процессов в структуре технологии учебной работы по предмету «Физическая культура»: определение, содержание, виды программирования.

  41. Документ перспективного программирования дидактических процессов по предмету «Физическая культура»: назначение, содержание, требования к разработке.

  42. Стимулирование и мотивация учебной деятельности на уроках по предмету «Физическая культура».

  43. Непосредственное дидактическое взаимодействия учителя и учащихся в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  44. Формы организации и методы реализации непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся на уроках физической культуры.

  45. Текущий контроль за результатами учебной деятельности школьников и коррекции воздействия учителя на учащихся.

  46. Промежуточный контроль за результатами учебной деятельности и коррекция технологии преподавания предмета «Физическая культура».

  47. Итоговый контроль по предмету «Физическая культура»: цель, задачи, содержание, методы.

  48. Оценка и отметка в оценочно-аналитическом компоненте технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  49. Использование компьютерной техники в технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура».

  50. Взаимосвязь учебного процесса по предмету «Физическая культура» с содержанием занятий физической культурой во внеурочное время.

  51. Подготовка учителя к уроку физической культуры.

  52. Анализ урока физической культуры.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница