Б., Емельянова Н. П. Использование проектных технологий в детском саду



Скачать 53.53 Kb.
Дата26.06.2016
Размер53.53 Kb.
Кудаева В.И., Романова О.Б., Емельянова Н.П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования проектных технологий в детском саду. Охарактеризованы задачи и этапы проектной деятельности, приведены конкретные примеры применения проектных технологий в детском саду.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных, коллективных действий воспитанников. В современных условиях данный метод стал особенно актуален. Одни из основоположников данного метода - французские педагоги-новаторы Селестэн Фрэнэ и Эдуард Клапаред, в качестве основных факторов, обеспечивающих эффективность процесса обучения в рамках проектной методики отмечают: 1) мотивацию учащихся (продукт процесса обучения имеет конкретное воплощение и может быть полезен окружающим); 2) междисциплинарный подход (содержание создаваемого учебного продукта должно носить междисциплинарный характер, чтобы разнообразить педагогические подходы); 3) коллективный характер ответственности обучаемых за конечный результат проекта.

Эффективность проектных технологий обусловлена тем, что они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает успешно адаптироваться к школе. Поэтому в нашей практической деятельности работы мы стали активно использовать данный метод.

С целью приобщения семей наших воспитанников к здоровому образу жизни и формированию у детей основ культуры здорового питания нами был разработан краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Как питаешься, так и улыбаешься». Основными задачами проекта мы ставили следующие: сформировать у детей представление о правильном питании, воспитывать ценностное от ношение к здоровью; познакомить дошкольников с некоторыми компонентами пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины), их значением для организма, пользой и вредом отдельных продуктов; закреплять и расширять знания дошкольников о профессиях, связанных с приготовлением пищи, о свойствах и качествах продуктов, способах их приготовления; развивать стремление детей к исследованию и экспериментированию, умение вести наблюдения, сравнивать, анализировать, делать выводы.

За несколько дней до начала работы по проекту воспитатель объявила детям, что к ним в гости приедет Антошка, и они смогут поиграть с ним. Дети с нетерпением ожидали Антошку, планировали, в какие игры смогут с ним поиграть. В назначенный день радостное ожидание сменилось удивлением и огорчением: гость сообщил, что не может играть с ними, так как у него болит живот. Проблема поставлена: Антошка заболел от того, что неправильно питался. Ребята, проникнувшись сочувствием к Антошке, решили ему помочь: объяснить, как нужно правильно питаться. Начался поиск решения проблемы. С помощью наводящих вопросов педагог подвел детей к выводу о том, что, чтобы объяснить что-либо другому и научить его, нужно самому много знать. После обсуждения поиска решения проблемы был составлен план действий: беседы со старшей медсестрой в медкабинете, с поваром на кухне, с мамой дома, с младшим воспитателем в детском саду. Так были определены конечные результаты проекта: составить для Антошки «Золотую книгу здоровья» и пригласить его на вечер досуга «Как питаешься, так и улыбаешься». На протяжении всего проекта воспитатель предоставлял детям возможность проявить активность, инициативу. Роль взрослых ограничивалась тактичной помощью в виде наводящих вопросов, в ненавязчивом подведении к выводам, а также в тактичной реализации детских идей.

С воспитанниками были проведены игры-исследования «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!», «От фермы до холодильника», «Вкусная каша – матушка наша», «От зёрнышка до каравая» и др.; подготовлены и проведены опыты «Определение жира в пище», «Растворение соли и сахара в воде», «Выявление наличия крахмала в продуктах». Вниманию детей были представлены итоги бесед в форме презентаций на темы «Правила здорового питания», «Где живут витамины», «Страницы «Золотой книги здоровья». Большая работа велась и с родителями: анкетирование «ЗОЖ и питание в семье»; консультация «Здоровая семья – здоровый ребенок»; фоторепортаж «Вкусно, полезно, красиво!»; изготовление страниц «Золотой книги здоровья»; круглый стол с родителями.

По окончанию проекта был проведен мониторинг его результативности. Опрос родителей показал, что более 70% родителей уверены в том, что проект повлиял на гастрономические пристрастия детей (они стали есть меньше сладкого и охотнее овощные блюда, отказываются от газировки, выражают желание участвовать в приготовлении блюд вместе с мамой). 60% родителей признались в том, что участие в проекте заставило их пересмотреть свои взгляды на организацию семейного питания. 80% семей ввели в свое меню новые блюда из овощей и молочных продуктов. У 20% семей появились новые традиции, связанные с питанием (совместный с детьми выбор блюд, их приготовление и украшение).

В настоящее время нами ведется работа над двухгодичным психолого-педагогическим проектом для детей младшей и средней групп «Развиваем пальчики». Важность развития тонких движений пальцев рук у детей признана педагогами давно, но сегодня назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей. Вот почему и был составлен психолого-педагогический проект «Развиваем пальчики». Обучая родителей, мы стараемся показать им, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости, взаимопонимания. От развития мелкой моторики пальцев рук напрямую зависит формирование речевой деятельности детей раннего возраста, работа речевых и мыслительных центров головного мозга, подготовленность руки к письму в школе. Поэтому перед проектом мы поставили цель: научить родителей проводить с детьми младшего дошкольного возраста речевые пальчиковые игры.

Реализация проекта проходит в несколько этапов.

1. Подготовительный этап: изучение методической литературы по данной теме; подготовка наглядного материала: слайдов для мультимедийного демонстрирования; письменных консультаций для стенда информации; современных многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

2. Основной этап:

- составление перспективного плана проведения с детьми игр по развитию мелкой моторики рук в течение 2-х лет;

- работа с родителями: проведение консультаций («Этот пальчик – я» о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте, «Игры на кухне» о подручных материалах, которые есть на кухне и могут использоваться для развития мелкой моторики рук и др.); мастер-классов («Оставляй ладошкой след», «Пластилиновый барашек»); семинаров-практикумов с использованием мультимедийного оборудования («Развитие моторнодвигательной координации руки ребенка раннего возраста в домашних условиях», «Рисуем на манке» и др.);

- проведение совместно с родителями выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком («Пальчиками играем – стихи повторяем!», «Играем пальчиками»);

- включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий, прогулки;

- использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями;

- домашняя мастерская «Руки мамы и мои ручки» (выставка поделок из природного материала «Дары Золотой Осени», из бросового материала «Хоровод осенних деревьев», изготовление семейного генеалогического древа «Моя родословная», фотовыставки т.д.).

В результате использования метода проектов дети в нашем детском саду стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.



Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще принимают на себя роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создавали в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию дошкольников.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница