Белгу в системе подготовки педагогических кадров региона



Скачать 120.15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер120.15 Kb.
БелГУ в системе подготовки педагогических кадров региона

В. ТКАЧЕВ, доцент, проректор по учебной работе


Белгородский государственный университет был создан на базе педагогического вуза. За девять лет он превратился в многопрофильный университетский комплекс - третий из числа провинциальных вузов Центральной России по количеству обучающихся в нем студентов. Более 20 тысяч российских и иностранных студентов обучаются по 52 специальностям, перечень которых расширяется и обновляется на основе технологий инновационного развития, освоения новых актуальных направлений образования. Сегодня БелГУ - это научно-образовательный комплекс, успешно адаптирующийся к современным социально-экономическим и общественно-политическим изменениям, играющий активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.

Развитие университета осуществляется на постоянно модернизирующейся учебно-лабораторной базе, не уступающей по многим параметрам ведущим российским и зарубежным университетам. Оборудование учебных и научных лабораторий позволяет решать самые сложные задачи: производить крупномасштабные научно-прикладные работы федерального значения, осуществлять физические эксперименты с получением результатов мирового уровня, изобретать и изготавливать медицинские приборы, соответствующие мировым стандартам.

Образовательная деятельность университета ориентирована на подготовку специалистов как для социальной сферы региона: образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной работы, правоохранительной и судебной системы, так и для отраслей, осуществляющих жизнеобеспечение региона: экономики и управления, природопользования, сервиса, телекоммуникации и др.

Дифференциация направлений подготовки кадров базируется на гибком реагировании на запросы населения, работодателей будущих специалистов, и в первую очередь на потребности региона. Она состоит в открытии новых специальностей в традиционных областях образовательной деятельности БелГУ: журналистики, теологии, управления персоналом, социальной работы, фармации, сестринского дела. Наряду с этим, в университете открыты специальности, составляющие нетрадиционные для вуза образовательные области: домоведение, поиск и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания, земельный кадастр, прикладная информатика (в экономике), математическое обеспечение и администрирование информационных систем, сети связи и системы коммутации и др.

Одним из приоритетных направлений деятельности университета остается подготовка педагогических кадров для региона и других областей России.

Особенностью этой подготовки в БелГУ является ее двойная ориентация. С одной стороны, она направлена на передачу навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагогической деятельностью. С другой стороны, акцентируется внимание на воспитании универсального специалиста, имеющего широкое научное мировоззрение и способного к самостоятельному творчеству. Таким образом, университет готовит специалистов-учителей (преподавателей) по двум образовательным моделям:



  • институтской модели подготовки учителя-специалиста, обладающего глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности;

  • университетской модели подготовки преподавателя-специалиста как универсала, способного к всесторонней творческой и в том числе педагогической деятельности.

В рамках первой модели ведется подготовка специалистов по 14 педагогическим специальностям: математике, физике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, биологии, химии, географии, физической культуре, педагогике и методике начального образования, дошкольной педагогике и психологии, логопедии, изобразительному искусству, истории, информатике. С учетом потребностей региона, а также на основании предшествующего опыта своей деятельности как педагогического вуза, опираясь на сложившийся кадровый потенциал и созданную учебно-лабораторную базу, университет осуществляет подготовку педагогических кадров в прежних объемах. Особенностями реализации этой модели является наличие в образовательных программах специальностей широкого спектра, непосредственно связанных с явлениями социально-экономической жизни общества.

Вторая модель представлена 10 классическими специальностями с дополнительной квалификацией «Преподаватель»: математика, физика, химия, биология, география, природопользование, психология, история, филология, теология. Основу содержания профессиональной подготовки будущих педагогических кадров составляют здоровый научный плюрализм и гуманистическая направленность. Отличительной чертой содержания университетского педагогического образования является в сравнении с институтским более широкая научно-теоретическая подготовка студентов.

В соответствии с требованиями квалификации «Преподаватель», присваиваемой выпускнику университета, это является дополнением к его основной квалификации. Перед педагогическими коллективами таких факультетов стоит сложная и ответственная задача - за 5-летний срок обучения подготовить высокопрофессионального специалиста в конкретной области и одновременно преподавателя этой дисциплины.

Принятое недавно нашим государством решение об обучении школьников основам православной культуры потребовало специальной подготовки будущих преподавателей, профессионально владеющих и предметом обучения, и педагогическими технологиями его преподавания. Такие преподаватели могут появиться только через пять лет, а до этого будет сохраняться опасность профанации благого начинания энтузиастами, являющимися дилетантами либо в теологии, либо в педагогике. Между тем, прогнозируя ситуацию, БелГУ уже три года назад открыл первый в России социально-теологический факультет, в котором объединены лучшие интеллектуальные силы университета и местной епархии. Научно-педагогические связи преподавателей университета с коллегами из Белгородской духовной семинарии, совместные научные и массовые мероприятия стали повседневным и благотворным явлением вузовской жизни. Такой сплав позволил превратить факультет не только в место профессиональной подготовки преподавателей основ православной культуры, но также и в центр духовной жизни города и области.

Для подготовки педагогических кадров на базе университета реализована модель регионального университетского комплекса в форме ассоциации. Университетский комплекс объединяет четыре педагогических колледжа, институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, медицинский и сельскохозяйственный колледжи, 12 специальных и общеобразовательных учреждений. Профессиональная подготовка педагогических кадров ведется по сопряженным образовательным программам, обеспечивающим их эффективную подготовку на основе действующих государственных образовательных стандартов, В процессе непрерывного обучения в системе «педколледж - университет» студенты имеют возможность как обучаться по избранной специальности, так и изменять направление и формы обучения. Сочетание очной и заочной форм обучения ведет к закреплению учительских кадров, особенно на начальном этапе, в школах и дошкольных учреждениях области.

На базе двух педагогических колледжей созданы филиалы университета, что в системе непрерывного профессионального образования дает возможность повышать уровень педагогической работы в колледже, более эффективно использовать кадровый, материально-технический и библиотечный потенциал комплекса, а также делает более экономически выгодным обучение для студентов и их семей.

В процессе реализации программ непрерывного образования учебно-методическое управление университета разработало сопряженные учебные планы (учебные интегрированные планы) для ряда специальностей: изобразительное искусство и черчение, иностранный язык, преподавание в начальных классах, дошкольное образование, коррекционная педагогика в начальном образовании, физическая культура и др.

Существенным компонентом в системе подготовки педагогических кадров выступает формирование и интеграция регионального информационного и образовательного пространства на базе ресурсного центра по информатизации и федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов. Этот комплекс стал основой развертываемого университетом дистанционного образования, а также телекоммуникационной базой создания специализированного Интернет-портала БелГУ. Ядро портала в виде программной поддержки основных сервисов и информационного наполнения учебно-методического, организационного сопровождения образовательных процессов в школах региона, образовательных учреждениях университетского комплекса вводится в строй уже в этом году. Это позволяет объединить учебные заведения области в единое образовательное информационное пространство, создать и развивать систему баз данных и других информационных ресурсов и на этой основе совершенствовать образовательные процессы в рамках университетского комплекса.

Нынешняя ситуация в регионе такова, что подавляющее большинство выпускников педагогических специальностей не связывают свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью. Все еще недостаточной остается методическая подготовка будущих учителей, зачастую плохо организуется педагогическая практика, отмечается невысокий уровень овладения выпускниками педагогических специальностей компьютерными технологиями.

В этой связи университету необходимо приступить к созданию целостной программы модернизации педагогического образования. Эта программа должна включать в себя:



  • анализ современного состояния и основных проблем развития педагогического образования в структуре университета (изучение рынка образовательных услуг, выявление механизмов формирования заказа на подготовку специалистов и т.д.);

  • профессиональную ориентацию и профессиональный отбор на педагогические специальности (организацию педагогической ориентации в школах, лицеях, гимназиях, училищах; целевой набор; создание школ и классов для одаренных; проведение олимпиад и конкурсов на базе университета и других учебных заведений);

  • основные направления модернизации образовательного процесса (открытие новых педагогических специальностей; разработку преемственных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; подготовку будущих учителей к работе в профильной школе, малокомплектной школе, в сельских культурно-образовательных комплексах; разработку личностно-ориентированных моделей организации всех видов студенческих практик; развитие дистанционного образования в системе непрерывного педагогического образования и др.);

  • создание единой информационной сети для работы с базами данных в образовательных учреждениях региона (единой автоматизированной сети в системе непрерывного образования; базы данных о кадровом составе; базы данных о системе управления);

  • формирование целевых региональных программ научных исследований в системе непрерывного педагогического образования (разработку мер по развитию научно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей; создание и реализацию международных программ в области педагогического образования и др.);

  • совершенствование экономических и управленческих механизмов реализации региональной политики в области педагогического образования (введение дополнительных форм стипендиального обеспечения студентов, социальных гарантий обучающимся; создание социально-бытовых, санитарно-гигиенических условий учебы, труда, отдыха, проживания; развитие сферы социально-культурного обслуживания студентов);

  • материально-техническое обеспечение (строительство учебных корпусов, студенческих общежитий, жилья для преподавателей и сотрудников);

  • совершенствование управления под готовкой учительских кадров (проведение постоянного мониторинга качества педагогического образования; создание систем комплексной оценки уровня подготовь выпускников).

Характеризуя специфику подготовь будущих учителей и преподавателей в Белгородском университете, следует иметь виду и качество кадрового обеспечения самого университета, а также учреждений среднего профессионального образования, филиалов, входящих в состав университетского комплекса. К сожалению, в российских вузах на протяжении последних лет не останавливается процесс сокращения кадров, и тому несколько причин. К ним можно отнести: невысокую оплату труда, отсутствие возможности проводить полноценные научные исследования на современном оборудовании, а также падение общественной привлекательности и престижности научной работы. Все это может привести к разрушению нормального воспроизводства научно-педагогических кадров, способных обеспечивать качественную подготовку специалистов для системы образования региона.

Как сохранить региональный научно-педагогический кадровый потенциал? Как развить, использовать и умножить достижения регионального научного и образовательного сообщества? Как обеспечить повышение профессионализма преподавателя?

Ответом на эти вопросы стало создание в БелГУ нового менеджмента и новых условий экономической деятельности, что позволило немедленно приступить к строительству и реконструкции одновременно объектов. Создана социальная инфраструктура, обеспечивающая достойные условия жизни и отдыха: три жилых дома для профессорско-преподавательского состава, благоустроенные общежития для преподавателей и студентов, молодежный культурный центр, спортивно-оздоровительный комплекс, конно-спортивная школа и др.

Новая экономическая политика университета позволила в течение прошлого года дважды произвести увеличение заработной платы преподавателей из внебюджетных средств. Сейчас профессор БелГУ зарабатывает не менее 15 тысяч рублей ежемесячно. Источником заработка преподавателя стала не только учебная, но и научная деятельность. Существенно увеличилось количество федеральных научных грантов. Осуществляется внутренний конкурс университетских грантов на сумму 15 миллионов рублей. При этом обеспечена возможность конкуренции в науке и для молодых ученых. Для них проводится отдельный конкурс, победителями которого становятся самые талантливые и перспективные ассистенты, аспиранты и студенты. Так естественным образом осуществляется селекция кадров, закладывающая основы будущего научного потенциала БелГУ. Соответственно возросла эффективность научных исследований. Треть из них — фундаментальные исследования по широкому научному спектру. По их результатам за последние три года издано 39 монографий, 170 учебников и учебных пособий.

Но может ли простое увеличение финансирования решить проблемы повышения профессионализма вузовских научно-педагогических кадров? Целесообразны ли такие финансовые «вливания» лишь во имя увеличения заработной платы как опытных, так и молодых ученых вне связи с потребностями развития региона, вне контекста проблем области в целом и в сфере образования в частности?

Безусловно, нет. В самом деле, каждый на личном опыте знает, что денег всегда не хватает. Не хватало денег на науку, когда весь научный, промышленный, экономический потенциал страны был направлен на разработку ядерного оружия, когда все человечество научилось произносить слово «спутник », когда в различных уголках нашей страны вырастали замечательные Академгородки и современные научно-технические центры. Нынешнее финансирование также находится на недостаточном уровне.

И как бы сегодня ни увеличивалась зарплата, существенным тормозом является нехватка квалифицированных вузовских преподавателей. В настоящее время высшему образованию, в том числе педагогическому, не хватает мыслящих рыночными критериями преподавателей. Сегодня нужны научно-педагогические кадры с инновационным стилем работы, способные подготовить специалиста в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и рыночной экономики. Только такой специалист, молодой учитель будет в состоянии воспитать интеллектуально развитых учеников, способных нравственно жить в новых экономических реалиях.

В этой связи существенным фактором развития кадрового обеспечения образовательных учреждений следует обозначить аспирантуру и докторантуру. За последние шесть лет количество специальностей в аспирантуре возросло с 19 (1999 г.) до 41 (2004 г.), в докторантуре — соответственно с 1 до 4 специальностей. Контингент обучающихся в аспирантуре БелГУ возрос в три раза (с 98 человек в 1999 г. до 302 человек в 2003 г.). В докторантуре университета в 2003 г. обучались 7 человек (в 1999 г. - 3).

Изменился состав диссертационных советов. Если в 1999 г. функционировал один докторский совет по педагогическим наукам и 4 кандидатских совета, то в 2003 году работали 4 докторских совета, что позволило увеличить количество защит докторских диссертаций с 2 до 8. В 1,6 раза увеличилось количество кандидатских диссертаций, защищаемых в советах БелГУ (с 69 до 107 соответственно). Возросло число защит кандидатских диссертаций сотрудниками университета. Если за период с 1997 по 1999гг. было защищено 6 докторских и 45 кандидатских диссертаций, то за период с 2001 по 2003 гг. - 15 докторских и 68 кандидатских диссертаций.

Стимулирование преподавателей университета к защите диссертаций позволило сохранить качественный показатель профессорско-преподавательского состава при увеличении числа сотрудников с 502 человек в 2000 г. до 717 человек в 2003 г. на уровне, предъявляемом лицензионными требованиями (численность штатных преподавателей с ученой степенью составила 60,1%; численность докторов наук—12,3%).

Таким образом, в Белгородском государственном университете сложилась развивающаяся система подготовки педагогических кадров, включающая в себя следующие составляющие: учебную (значительное место в образовательных программах отводится педагогическим, психологическим и методическим дисциплинам); учебно-методическую (обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой, методическими рекомендациями по различным видам деятельности: выполнению дипломных работ, прохождению всех видов практик, подготовке и сдаче промежуточных и итоговых аттестаций, организации самостоятельной работы студентов); кадровую (наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов по всем блокам дисциплин); научную (наличие аспирантуры и докторантуры, возможностей издания учебно-методической литературы); материально-техническую (учебные лаборатории, необходимые аудиторные площади, базовые школы для педагогической практики); социально-воспитательную (наличие благоустроенных общежитий, актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков, системы воспитательных творческих дел, деятельность студенческого научного общества и др.).

Необходимо включиться в создание системы многоуровневой подготовки учителей. Это позволит готовить для профильной школы магистров, имеющих глубокую предметную и психолого-педагогическую подготовку.



Ткачев, В. БелГУ в системе подготовки педагогических кадров региона [Текст] / В. Ткачев // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 39-44.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница