Беляев Внеклассная работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся



Скачать 44.27 Kb.
Дата26.06.2016
Размер44.27 Kb.

Беляев Внеклассная работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Д.В. Беляев

Руководитель: Е.Д.Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.

Сущность активизации познавательной деятельности рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств - познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

В качестве комплекса средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, конкретные методы и методические приемы обучения, организационные формы учебно-познавательной деятельности. Система средств должна обеспечить активизацию всех компонентов процесса учения. В то же время конкретное выражение системы активизации обусловлено целью деятельности на данном этапе учения. Эта система нераздельно связана с компонентами учения, а эти компоненты функционируют только в единстве. Следовательно, конкретные средства активизации учения школьников выступают в единстве и взаимосвязи.

Одним из таких средств выступает внеклассная и внеурочная работа по предмету.

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу. Она не всегда носит добровольный характер. Определяющая роль в ее планировании принадлежит учителю. Внеклассные мероприятия можно рассматривать как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Велика роль внеклассной работы в организации свободного времени, в развитии познавательных интересов, творческих способностей учащихся и проведении индивидуальной работы с ними. В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования. Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая.

Целями внеклассной работы являются:


  • расширение и углубление знаний, умений и навыков;

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы [1, 14].

Р.Р. Сулейманов выделяет следующие задачи внеклассной работы:

  • популяризация и знакомство с достижениями в предметной области;

  • привитие учащимся интереса к исследовательской работе;

  • воспитание интереса к чтению научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними;

  • профориентационная работа с учащимися [5].

Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д. [4, с.36].

По охвату учащихся выделяют:



  • Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д.

  • Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад [4, с.15].

По дидактической цели Д.М. Златопольский различает два вида внеклассной работы по информатике:

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении материала, т.е. дополнительные занятия по предмету.

  • Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета[3, с.35].

По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу [3, с.40].

регулярная

эпизодическая

  • олимпиады

  • тематические конференции и вечера по предмету

  • стенная печать

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе [2, с.35].
Литература

  1. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961. – 235с.

  2. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1975. – 425с.

  3. Златопольский Д.М. Внеклассная работа //Информатика: Приложение к «Первому сентября». – 2001. - №44.

  4. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике //Информатика и образование. – 2001. - №1.

  5. Сулейманов Р.Р. Внеклассная работа по информатике в школе //Педагогическая информатика. – 2002. - №4.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница