Бутко Е. Я., Мосичева И. А., Шестак В. П. Дополнительное образование России. XXI век



Скачать 146.11 Kb.
Дата29.04.2016
Размер146.11 Kb.



Бутко Е.Я., Мосичева И.А., Шестак В.П.
Дополнительное образование России. XXI век

...Я выступаю за постоянное образование всех во время всей их жизни. Я считаю, что у нас концепция образования должна в корне поменяться. Это связано не только с Россией, это связано с миром. На сегодняшний день самое блестящее образование, которое вы получили в лучшем университете, вам хватит на 5, максимум на 10 лет. Независимо от того, какое образование вы получили… А.А. Фурсенко
Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания (knowledge-based economy) и информационные технологии (формируется так называемая новая экономика)1.

В новой экономике мировой рынок товаров и услуг представляется сетью взаимосвязанных цепочек добавления стоимости, формирующих единую систему, в которой основная масса добавленной стоимости предположительно концентрируется в звеньях, отвечающих за разработку инновационных технологических и управленческих решений. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг (в том числе знаний); фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами, включая зарубежных. При этом большую роль играют локальные (региональные) кластеры и глобальные альянсы по созданию, распространению и применению инноваций, прямые иностранные инвестиции, «рождение» малых фирм, наукоемкие деловые и консультационные услуги, мобильность квалифицированных кадров, особенно в плане их внедрения в новые области производства (переподготовка и повышение квалификации).

Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг2, конкурируя по мощности финансовых потоков и размерам добавленной стоимости с другими сегментами рынка. Образовательные учреждения (далее - ОУ) все чаще рассматриваются как «экономические корпорации», и, следовательно, с них как бы снимается особый статус – статус просветительского центра, диссеминирующего «разумное, доброе, вечное». Рынок или экономика диктуют требования о приравнивании ОУ к ряду других субъектов рыночных отношений1. При этом все чаще используется новый термин - «полезное знание» (useful knowledge). Специфика «полезного знания» заключается в том, что оно ограничено в принципе, сфокусировано на конкретике и нацелено на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это знание оформляется в некие комбинации (программы, курсы, циклы, специализации) практических умений и технологий с ограниченной зоной социальной ответственности, которые и определяют содержание образовательных услуг. Внешнее оформление подобных гибридов всегда ярко, привлекательно, знания хорошо структурированы и упакованы, что обеспечивает их рыночный успех. При вынужденном разрушении гибриды быстро возникают в новой конфигурации. Хорошим подтверждением сказанному служат программы, используемые в бизнес-образовании.

Летом 2004 года Правительство Российской Федерации определило основные направления своей деятельности на период до 2008 года2. Относительно сферы образования было признано, что сложившаяся в России система не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в реальный сектор экономики.

К приоритетным направлениям модернизации российской системы образования отнесено: законодательное обеспечение новаций в образовании, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

До 2008 года предполагается решить следующие основные задачи:



    • внедрение и развитие передовых информационных образовательных технологий, направленных на повышение творческих способностей и закрепляющих фундаментальные преимущества российского образования;

    • формирование эффективного рынка образовательных услуг, в первую очередь за счет оптимизации структуры профессионального образования и перепрофилирования учебных заведений среднего профессионального образования с учетом потребности экономики в кадрах различной квалификации;

    • обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля.

Предполагается разграничить полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществить передачу учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функций программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений.

Одной из приоритетных задач названо углубление интеграции в сфере научных исследований и образования, включая культурные аспекты, на пространстве СНГ и развитие стратегического партнерства Российской Федерации с Европейским союзом, с США, Китаем, Индией, Японией.

Предполагается в возможно короткие сроки завершить двусторонние переговоры по вопросу присоединения России к ВТО. Для этого следует ускорить приведение правоприменительной практики, в том числе в сфере образования, в соответствии с нормами и правилами ВТО. Это будет содействовать привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, позволит защитить интересы российских компаний за рубежом.

Важным для модернизации образовательного пространства России является развитие непрерывного профессионального образования (continuous vocational education - CVE). Речь идет о непрерывности процессов в системах начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. CVE может рассматриваться как формальная часть структуры так называемого «обучения в течение всей жизни» (lifelong learning - LLL)1. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование (advanced vocational educationAVE) по принятой терминологии относятся к образованию взрослых2 (adults education). LLL также включает: неформальное образование взрослых и информальное образование. На рис. 1 изображена схема образовательного пространства России на фоне рынка труда. Дополнительное как формальное, так и неформальное образование в диапазоне возрастов от 16 до 65 лет включает в себя: повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов. В диапазоне возрастов от 30 до 60-65 лет образование выполняет заказы рынка труда и сводится к образованию взрослых.

На современном этапе можно утверждать, что в системе формального образования обучающиеся не получают знания в том объеме и форме (качестве), которые требует рынок труда. Это означает, что, во-первых, получаемое до 30 лет образование не является «судьбоносным» для слушателей и они воспринимают его только с точки зрения владения дипломом государственного образца, обеспечивающего условный карьерный старт, во-вторых, задача приобретения «полезных знаний» возлагается на дополнительное профессиональное образование.

В сфере дополнительного профессионального образовании существует очевидное отставание России от мирового уровня, обусловленное недостаточностью понимания в обществе происходящих процессов и, в частности, непониманием необходимого уровня образования для каждого индивида, который требуется для поддержания продуктивной рабочей силы и института гражданского общества в целом.

Функция государства должна состоять, во-первых, в воспитании членов общества как самообучающейся системы путем их соответствующей мотивации и проведения PR кампаний, во-вторых, в контроле качества, доступности и справедливости распределения образовательных услуг, и, в-третьих, в экспертном участии в процессах организации и проведения мероприятий, относящихся с областям непрерывного образования.

Новые идеи и концепции (know how, know what, know where), как источники экономического роста и развития, существенно влияют на то, как люди получают и применяют знания на протяжении своей жизни. Концепция компетенций1 имеет несколько характерных особенностей, обусловленных тем, что компетенции косвенно определяются внешними факторами, объединяют взаимозависимые социальные особенности и ценности, приобретаются посредством как формального, так и неформального/информального обучения. Очевидно, что только путем обучения индивида в течение всей жизни возможно поддержание его ключевых компетенций на уровне, обеспечивающем его конкурентоспособность и высокий уровень жизни.

Процесс обучения в течение всей жизни существует в пределах экономики знаний. Это означает, что процесс обучения должен вовлекать ряд партнеров, например, обучающегося индивида, его семью, работодателя, государство. Функции управления процессом обучения в непрерывном обучении намного шире традиционных функций,


Рынок труда

6 лет

100 лет

15 лет

65 лет

~30 лет

обязательное

образование



профессиональное

образование



образование на заказ, образование взрослых

Рис.1. Образовательное пространство России

Базовое (формальное) образование:

Школа


НПО

СПО


ВПО

ППО


Послевузовское

Информальное образование



Дополнительное (формальное/неформальное) образование:

  • повышение квалификации

  • переподготовка

  • подготовка специалистов

выполняемых министерствами образования. Государство не может быть более единственным финансистом и поставщиком образования, несмотря на то, что формальное образование в начальной и средней школах, начальное и среднее профессиональное образование по-прежнему являются определяющими в структуре образовательного пространства России.

Удовлетворение дополнительных потребностей в знаниях обучающихся и обеспечение их личной «образовательной траектории» должно осуществляться путем дополнительного профессионального и непрофессионального образования.

Это означает, что ОУ должны в большей мере сотрудничать с отдельными гражданами, предпринимателями и любыми инвесторами, используя сравнительные преимущества и положительные эффекты от кооперации (синергию) для достижения общих целей в образовании. У дополнительного образования есть интересная особенность: «образование на заказ» ограничено короткими программами дополнительного образования (менее 1000 часов). Именно это дает шанс малым предприятиям, начинающим бизнесменам получить необходимые знания в короткий период, и, следовательно, облегчает инновационный путь развития бизнеса. В свою очередь, это определяет интерес к инвестициям в экономику – инвестор в стране с высоким уровнем образования получает преимущества – он нанимает уже подготовленный персонал, оплачивая только его текущее содержание. Доход от инвестиций в дополнительное образование наиболее велик.

Инновационные процессы в сфере образования, связанные с новой экономикой, наличие определенного «содержательного вакуума» в базовом образовании с позиций рынка труда, стимулировали бурное развитие сегмента дополнительных образовательных услуг, предоставляемых как частными, так и зарубежными провайдерами.

На рис. 2 представлена диаграмма, отражающая распределение наиболее активной части из 300 зарубежных организаций, корпораций, фондов, фирм и объединений1, работающих в российском образовательном пространстве. Почти половина из них – американские. Фигурируют весьма крупные суммы, инвестируемые в российское образование (более 100 млн. долларов в год). Образовательные проекты, реализуемые зарубежными организациями в России, с одной стороны, обеспечивают финансовую поддержку ОУ и поднимают качество образования, с другой стороны, привносят в Россию чужую культуру и идеологию.

Мотивы у финансирующих организаций разные, например европейские инвесторы реализуют идею создания единого «европейского пространства» в сфере образования. Эта идея - самая важная среди содержащихся в Болонской декларации - «Совместной декларации министров образования стран Европы». У американских инвесторов ярко выражено стремление перестроить российское образование по американскому образцу.

Практические вопросы международного сотрудничества сегодня решаются не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных ОУ, юридических и физических лиц. В соответствии с российским законодательством, вузам предоставлено право осуществлять международную деятельность самостоятельно, без привлечения или даже извещения государственных органов власти. И, как показал опыт прошедших лет, это имеет как позитивную, так и негативную стороны. К позитивным моментам можно отнести накопление практического опыта работы в международной сфере, развитие совместных научных исследований, доступ к информации, возможность участия в академических обменах и, конечно, привлечение дополнительных внебюджетных источников на развитие российского образования.

Негативная сторона заключается в отсутствии общей информации об объемах и направлениях международного сотрудничества, приводящим к дублированию тематики программ, к нерациональному использованию средств. Все международные проекты, осуществляемые в России, могут быть разделены на три основные категории:


    • проекты, в которых Рособразование является непосредственным участником;

    • проекты, непосредственно координируемые Рособразованием или инициируемые при его участии;

    • проекты, реализуемые образовательными учреждениями на основе прямых соглашений с зарубежными организациями и фондами без участия Рособразования.

Первая и вторая категории проектов реализуются в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Проекты третьей группы реализуются по прямым соглашениям между организациями и фондами, а также в рамках соглашений с органами образования на региональном и муниципальном уровнях. При этом число прямых соглашений и договоров, заключаемых российскими университетами и ассоциациями с зарубежными партнерами резко превышает количество всех других проектов. Итак, сегменты российского образования, финансируемые международными и зарубежными организациями таковы: общее среднее образование;

управление системой образования; поддержка академической и студенческой мобильности; дополнительное профессиональное образование; новые информационные технологии в образовании; научно-техническое сотрудничество.

Можно говорить о том, что основные инвестиции зарубежных провайдеров образовательных услуг поступают в сферу дополнительного образования, в частности, в профессиональное образование взрослых. Активная координация этой деятельности на уровне Рособразования, ее мониторинг, анализ опыта и его диссеминация могут обеспечить более эффективное использование зарубежных инвестиций, защиту перспективного сегмента российского рынка образовательных услуг по предоставлению «полезных знаний».

Комплекс проблем, связанных с функционированием и развитием дополнительного профессионального образования, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента обучающихся, а также своеобразием задач.

Характерная тенденция изменений в дополнительном образовании – его усиливающееся содержательное и организационное обособление от формального образования, выраженное в расширении сети учреждений дополнительного образования1,2, предназначенных исключительно для взрослого населения, возникновение новых ОУ с хорошим сервисом для клиентов, расположенных удобно, с ясностью образовательного продукта, с его соответствием требованиям рынка труда, с наличием в учебных планах «изюминки», недоступной в других ОУ, с необременительностью пребывания в ОУ, с увеличивающимся многообразием предлагаемых ими программ и технологий освоения этих программ.

Россия в своем развитии не имеет особых отличий от других стран. Также как всюду неформальное образование взрослых в России преследует цели от продвижения по служебной лестнице до самоутверждения и интересного проведения досуга. Проблемность данной формы образования заключается в правовой асимметрии между формальным и неформальным образованием3. Многие зарубежные провайдеры образовательных услуг «решают» эту проблему путем, например, выдачи российским слушателям «европейских сертификатов/свидетельств». Признание неформального профессионального образования де-факто имеет место со стороны частных работодателей, что не только вступает в противоречие с государственной позицией при лицензировании и аттестации образовательных учреждений, но и деформирует представление о реалиях рынка труда.

В заключение следует отметить, что в соответствии с современными тенденциями развития образования в условиях становления новой экономики дополнительное образование становится основным сегментом образовательного рынка, что объясняется и излишне зарегулированным рынком труда1, не согласованным с формальным образованием, и тем обстоятельством, что наша страна не готова к тому, чтобы ввести платное образование2. В этих условиях «компетентностная мобильность» квалифицированных кадров, особенно в плане их внедрения в новые области производства, будет определяться образовательной переподготовкой и непрерывным повышением квалификации, плата за которые будет вносится, скорее всего, работодателями. И поскольку сфера образования по оценкам должна характеризоваться мощными финансовыми потоками и размерам добавленной стоимости, серьезное внимание должно быть уделено формированию эффективного рынка образовательных услуг, что подразумевает:

проведение PR-компаний, обеспечивающих понимание необходимого уровня образования каждым индивидом;

оптимизацию структуры профессионального образования, в том числе развитие непрерывного профессионального образования;

широкое привлечение целевых инвестиций в дополнительное образование;

законодательное подкрепление формата сегмента дополнительных образовательных услуг, предоставляемых как частными, так и зарубежными провайдерами;

информационную поддержку процессов создания среды дополнительного образования независимо от места нахождения образовательного учреждения (создание баз учебных модулей по разным образовательным программам, создание информационных баз, электронных библиотек, образовательных порталов, виртуальных образовательных учреждений и др.);



преодоление стереотипов, сложившихся у профессорско-преподавательского состава, в том числе по отношению к значимости фундаментальных знаний, приоритетности аудиторных занятий в сравнении с самостоятельной работой обучающихся, роли и месте преподавателей в учебном процессе.

1 Кузьминов Я.И., Яковлев А.А. Новая экономика – шанс для России. Препринт WP5/2003/01, М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2 Гребнев Л.С. Образование в России: документы и размышления.//Высшее образование в России, 2005, № 1, С. 20

1 Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка.//Журнал социологии и социальной антропологии. № 4 (28), Т. VII, 2004, С. 152.

2 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.


1 Шленов Ю.В., Мосичева И.А., Шестак В.П. Непрерывное образование в России. //Высшее образование в России. 2005, №

2 Проблема образования взрослых обозначена как проблема номер один в Кельнской Хартии (2003), подписанной руководителями стран «большой восьмерки».

1 Концепция, согласно которой смысл образования может быть сведен к получению ряда знаний, умений, навыков – компетенций, признаваемых на рынке труда и обеспечивающих конкурентоспособность индивида. В отличие от квалификации включает и такие качества, как инициатива, способность к сотрудничеству, умение логически мыслить и т.п. Оценивается, например, по способности человека использовать имеющиеся у него знания.


1 Международные региональные и национальные организации, фонды, программы: Справочник./Под ред. И.Н. Зорникова, - 5 изд., доп. и перераб. Воронеж, ВГУ, 2002.

1 //Работа & Карьера, 2005, № 8(51), С.66-86

2 Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции. //Вестник общественного мнения, Интернет, март 2004.

3 Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004, С. 7.


1 Кузьминов Я. Рынок труда и спрос на профессии//Интернет, 2004

2 Садовничий В.А. Кто заплатит за образование?//Интернет, 2004






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница