CД. дс. Ф. 9 Работа классного руководителя



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ


CД.ДС.Ф.9
Работа классного руководителя
основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
020201.65 Биология со специализацией Теория образования и методика преподавания биологии

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Раздел 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Автор программы: Черник В.Э., к.п.н., доцент

1.2. Рецензенты: Д.Г. Левитес, д.п.н., профессор МГГУ; Е.И. Малеева, завуч муниципального образовательного учреждения дополнительного образования г. Мурманска «Дом детского творчества им. А. Бредова», Почетный работник просвещения РФ

1.3. Пояснительная записка:


Цель курса:
- содействовать формированию у будущих специалистов в области образования педагогической культуры, подготовке к выполнению функций классного руководителя в школе.
Задачи курса:


  • расширить профессионально-педагогический кругозор; приобщить студентов к комплексу знаний и умений, обеспечивающих успешность организации воспитательной деятельности в качестве классного руководителя;

  • ознакомить с содержанием и особенностями деятельности классного руководителя в современных условиях;

  • способствовать накоплению студентами методического материала для практического осуществления функций классного руководителя в школе в период предстоящей педагогической практики, а также будущей профессиональной деятельности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения в процессе «проигрывания» педагогических ситуаций, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.

Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- Содержание деятельности и роль личности классного руководителя в истории отечественного образования; задачи и содержание работы классного руководителя в современных условиях; требования к целеполаганию и планированию деятельности классного руководителя; направления работы классного руководителя с детьми; роль педагогической диагностики в работе классного руководителя; методы изучения учащихся и классного коллектива; основы организации ученического самоуправления; технологии организации групповой деятельности учащихся; основы методики организации общеобразовательных и этических бесед; основы организации и проведения диспутов; основы работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников; направления и формы деятельности классного руководителя с родителями учащихся; направления и формы взаимодействия классного руководителя и социального педагога;


В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- Изучать отдельных учащихся и ученический коллектив; определять цели педагогической деятельности и отдельных действий; составить план работы классного руководителя в соответствии с возрастом и уровнем воспитанности учащихся; взаимодействовать с ученическим самоуправлением; организовать групповую деятельность учащихся; провести общеобразовательную, этическую, профориентационную беседу, диспут.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО не предусмотрено

1.5. Объем дисциплины и виды учебных занятий

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

форма отчетности

трудоемкость

Всего удит

ЛК

ПР/С

СР

Р

1


020201.65

Биология со специализацией Теория образования и методика преподавания биологии


4

8

78

40

20

20

38

зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Задачи и содержание работы классного руководителя




2

2




2

Педагогическая диагностика и анализ в работе классного руководителя




2

2




2

Целеполагание и планирование работы классного руководителя




2

2




2

Организация самоуправления в классе




2

2




4

Технология организации групповой деятельности школьников




2

2




6

Методика организации классных часов




2

2




6

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации учащихся




2

2




4

Сотрудничество классного руководителя со школьным психологом и социальным педагогом




2

2




4

Работа классного руководителя с родителями учащихся




2

2




4

Педагогическое общение




2

2




4

Итого

40

20

20




38


1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Задачи и содержание работы классного руководителя

Отечественный опыт становления и развития института классных руководителей. Место и задачи воспитания в современной системе образования, роль классного руководителя в их решении. Профессиональные функции классного руководителя (диагностическая, воспитательная, координирующая, коммуникативная, социальной защиты ребенка). Направления деятельности классного руководителя.



Педагогическая диагностика и анализ в работе классного руководителя

Педагогическая диагностика как совокупность методов изучения детей в педагогических целях. Методы изучения учащихся и классного коллектива. Примерная программа изучения личности школьника. Примерная программа изучения класса. Анализ воспитательной работы с классом.



Целеполагание и планирование работы классного руководителя

Целеполагание как важнейший компонент деятельности классного руководителя. Требования к целеполаганию. Планирование работы классного руководителя. Структура плана воспитательной работы классного руководителя, основное содержание разделов плана.



Организация самоуправления в классе

Исторические модели ученического самоуправления. Отечественный опыт ученического самоуправления. Принципы построения и развития самоуправления. Структура школьного самоуправления. Рабочий управленческий цикл в деятельности органов самоуправления. Функции ученического самоуправления. Условия успешности развития ученического самоуправления.



Технология организации групповой деятельности школьников

Деятельностный подход в работе классного руководителя. Принцип добровольности участия детей в деятельности, не предусмотренной учебным планом. Личностно ориентированный подход к воспитательному процессу. Требования и технологические правила в организации групповой воспитательной деятельности детей.



Методика организации классных часов

Понятие и виды беседы. Цели и особенности общеобразовательных бесед. Этическая беседа как форма нравственного просвещения в системе воспитательной работы. Этапы организации беседы. Значение подготовительного этапа. Особенности проведения беседы.



Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации учащихся

Система профориентационной работы классного руководителя как совокупность профдиагностики, профинформации, профконсультации. Возрастные этапы профориентационной работы. Особенности и содержание работы на поисково-зондирующем этапе, в период развития профессионального самосознания, на этапе уточнения социально-профессионального статуса.



Сотрудничество классного руководителя со школьным психологом и социальным педагогом

Роль социального педагога в школе и содержание его деятельности. Основные направления деятельности школьного психолога. Формы совместной деятельности классных руководителей, школьного психолога и социального педагога.


Работа классного руководителя с родителями учащихся

Цель, принципы, направления, формы, методы работы классного руководителя с родителями учащихся. Изучение условий семейного воспитания. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Взаимодействие с родительским комитетом.


Педагогическое общение

Сущность профессионально-педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическое взаимодействие.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Задачи и содержание работы классного руководителя

конспектирование

2

проверка конспектов

2.

Педагогическая диагностика и анализ в работе классного руководителя

конспектирование

2

проверка конспектов

3.

Целеполагание и планирование работы классного руководителя

конспектирование

2

проверка конспектов

4.

Организация самоуправления в классе

реферат

4

защита реферата

5.

Технология организации групповой деятельности школьников

вопросы для самостоятельного изучения

6




6.

Методика организации классных часов

конспект классного часа

6

проведение классного часа

7.

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации учащихся

вопросы для самостоятельного изучения

4




8.

Сотрудничество классного руководителя со школьным психологом и социальным педагогом

вопросы для самостоятельного изучения

4




9.

Работа классного руководителя с родителями учащихся

вопросы для самостоятельного изучения

4




10.

Педагогическое общение

конспектирование

4

проверка конспектов

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Практическая работа № 1

Тема: Содержание работы классного руководителя


План (вопросы для обсуждения):

  1. Цели, задачи и содержание работы классного руководителя.

  2. Современная модель классного руководителя.

Литература:

1. Ясницкая В. Р. Функционал классного руководителя / В. Р. Ясницкая // Народное образование . – 2010. - № 2. – С. 221-225.

2. Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель / Е. Н. Степанов// Народное образование . – 2010. - № 2. – С. 226-230.

3. Глоба Е. Г. Примерная программа индивидуальной работы классного руководителя / Е. Г. Глоба// Классный руководитель. – 2012. - № 5. – С. 95-104.



Тема занятия: Педагогическая диагностика и анализ в работе классного руководителя

Вопросы для обсуждения:



  1. Педагогическая диагностика.

  2. Анализ воспитательной деятельности.

Литература:

1. Глоба Е.Г. Программа отслеживания результатов воспитательной деятельности классного руководителя / Е. Г. Глоба// Классный руководитель. – 2012. - № 5. – С. 104-108.

2. алева Н. Л. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса / Н. Л. алева// Специальная психология. – 2012. - № 2. – С. 33-39.

Практическая работа №2

Тема: Целеполагание и планирование работы классного руководителя

План (вопросы для обсуждения):


  1. Педагогическая диагностика.

  2. Анализ воспитательной деятельности.

Литература:

1. Царева О. В. Нормообразование как функция классного руководителя / О. В. Царева// Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 7. - С. 19-21.

2. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология в работе современного классного руководителя / Н. Е. Щуркова// Классный руководитель. - 2009. - № 8. - С. 111-119.

3. Ижогина Е. Ю. Система работы классного руководителя старших классов / Е. Ю. Ижогина// Классный руководитель. - 2010. - № 2. - С. 10-80.



Практическая работа № 3

Тема: Организация самоуправления в классе

План (вопросы для обсуждения):

  1. Понятие самоуправления.

  2. Способы организации самоуправления.

Литература:

1. Ижогина, Е. Ю. Система работы классного руководителя старших классов / Е. Ю. Ижогина// Классный руководитель. - 2010. - № 2. - С. 10-80.

2. Романова М. И. Организация работы: памятка классному руководителю / М.И. Романова// Классный руководитель. - 2010. - № 7. - С. 49-56.

Практическая работа №4

Тема: Технология организации групповой деятельности школьников

План (вопросы для обсуждения):



  1. Понятие групповой деятельности.

  2. Способы организации групповой деятельности школьников.

Литература:

1.Сивиринова И.А., Горнакова Н.В. Организация групповой деятельности учащихся

Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/537182/
2.Карасева И.В. Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/104728/

3.Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Интернет-ресурс http://www.openclass.ru/pages/221595

Практическая работа № 5

Тема: Методика организации классных часов.

План (вопросы для обсуждения):



  1. Методика организации и проведения классных часов.

  2. Анализ классного часа.

Литература:

1. Тужикова Т. А. Направления воспитательной работы и тематика классных часов в 1-11 классах / Т. А. Тужикова// Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С. 16-20.

2.Щуркова Н. Е. Классный час в системе воспитания школьника (еще и еще раз о классном часе) / Н. Е. Щуркова// Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 64-91.

3. Щуркова Н. Е. Классный час в системе «нового воспитания» / Н. Е. Щуркова// Классный руководитель. – 2012. - № 2. – С. 44-82.

4. Нечаев М. П. Методика педагогического анализа тематического классного часа / М. П. Нечаев// Классный руководитель. – 2012. - № 2. – С. 32-37.

5. Котова О. Ф. Схема экспресс-анализа классного часа / О. Ф. Котова// Классный руководитель. – 2012. - № 2. – С. 37-38.



Практическая работа № 6

Тема: Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации учащихся

План (вопросы для обсуждения):



  1. Возможности профориентационной работы в школе.

Литература:

1.Альфимова И., Свинцова Н., Дюжева А. Урок для учащихся 8-11 классов по профориентации «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Интернет-ресурс http://www.moeobrazovanie.ru/vse_raboty_horoshi_vybirai_na_vkus.html

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница