Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности. Настоящая программа ориентирована на решение следующих



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4
Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности.

Настоящая программа ориентирована на решение следующих задач:



  1. Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить взаимосвязи психолого-педагогических явлений.

  2. Раскрыть сущность и значение различных исследовательских методов, особенности опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования.

  3. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении теории и технологий исследовательской работы.

  4. Приобщить студентов к грамотному ведению научного психологического исследования; к работе в образовательных учреждениях в режиме опытно-экспериментальной деятельности.

  5. Развивать потребность в профессионально-педагогическом самообразовании.

В результате изучения учебной дисциплины «Методы психологического исследования» студенты должны знать:



  1. Основные категории развития научного знания, функции и уровни методологии, методологические принципы и парадигмы науки.

  2. Уровни, структуру, этапы конструирования логики научного исследования, виды и типы научных психолого-педагогических исследований

  3. Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке, исследовательские возможности различных методов; психологические основы эксперимента.

  4. Сущность, специфику ведения опытно-экспериментальной и научной работы в учреждениях образования.

Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Методы психологического исследования».

Для этого они должны уметь:



  1. осуществлять библиографическую подготовку будущего исследования, включающую построение литературного обзора, работу с каталогами, составление библиографии, оформление ссылок на литературу;

  2. определять и формулировать цель, проблему, гипотезу исследования; обосновывать актуальность, новизну и доказательность научного исследования, выделять наиболее важные факторы, определяющие наблюдаемый феномен;

  3. использовать валидные, надежные, репрезентативные методы и методики; формировать достаточную для анализа репрезентативную выборку; применять методы организации и проведения опытно-поисковой работы;

  4. осуществлять количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования (группирование в таблицы), статистическую обработку полученных данных.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения см. работы

1

Раздел 1. Общая характеристика психологического исследования

Тема 1.1. Методология психологического исследования

Тема 1.2. Процесс психологического исследования, его структура и организация

Тема 1.3. Метод и методика психологического исследования



Изучение литературы; составление конспекта;

10

Проверка конспекта

2

Раздел 2. Характеристика методов психолого-педагогического исследования

Тема 2.1. Метод наблюдения, его исследовательские возможности

Тема 2.2. Метод эксперимента, его исследовательские возможности.

Тема 2.3. Общая характеристика метода опроса

Тема 2.4. Метод тестов, его сущность и значение

Тема 2.5. Психосемантические и проективные методики

Тема 2.6. Метод экспертных оценок. Метод анализа продуктов деятельности.


Изучение литературы; составление конспекта;

Реферат


10

Проверка конспекта

Защита реферата



3

Раздел 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования

Тема 3.1. Виды учебно-исследовательской работы студентов

Тема 3.2. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

Тема 3.3. Этические принципы проведения исследования на человеке.



Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

Составление проекта



14

Проверка конспекта, таблицы

Защита проекта



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)


Практическое занятие № 1, 2.

Тема: Методология психологического исследования.
План:

1.Понятие методологии. Методология психологического исследования.

2.Понятия: метод науки; методика исследования, методический прием.

3. Взаимосвязь предмета науки и ее метода.

4. Методологические принципы психологического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Почему методологические принципы можно рассматривать как принципы
    отбора методов психологического исследования?

  2. В чем специфика и функции методологического психологического знания в отличие от теоретического?

  3. В чем отличие общенаучных методологических принципов сущностного анализа и генетического анализа? В чем они пересекаются?

  4. Как можно говорить о принципе объективности, если исследование ведет человек, обладающий собственной позицией, предпочтениями, системой утвердившихся взглядов и ценностей?

Задания для самостоятельной работы:

    1. Выписать в психологический словарь основные понятия темы: Методология.
      Методология психолого-педагогического исследования. Метод науки. Методика исследования. Методический прием. Методологические принципы

    2. Сделать выписки: источники № 1, 2, 3.


Литература основная:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – М.,1997. Гл.1, с.9-13, с. 248-250.

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии.- 1997.-№3.- С. 112-133

Введение и психологию/ Под общ. Ред. Петровского А.В. – М.,1995., гл.11.1, с.88-92.



Литература дополнительная:

1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.-Л.,1989

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994, Раздел 5.- §1. –с. 101-103 .
Практическое занятие № 3.

Тема: Методы психологического исследования.
План:


  1. Уровни, виды и типы научного психологического исследования.

  2. Этапы психологического исследования, задачи и содержание каждого этапа.

  3. Общие требования к организации и проведению психологического исследования.

  4. Этические принципы психологического исследования.

  5. Классификация методов в психологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

  • коллектив педагогов и учащихся средней школы № 1 г. Мурманска;

  • процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

  • психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

  • зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности

2. В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии?

3. Любое ли педагогическое исследование является комплексным?

4. Определите преимущественный характер следующих исследований:


Темы исследования

Характер исследования

Динамика престижности образовательного учреждения

Социологический

Валеологический

Психологический

Педагогический

Комплексный


Сравнительное изучение эффективности разных образовательных технологий

Выявление одаренности детей-дошкольников


Задания для самостоятельной работы:


  1. Выписать основные понятия темы: Научное и практическое исследование. Организационные методы. Эмпирические методы. Методы обработки данных. Интерпретационные методы. Гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Инструкция.

  2. Сделать выписки: Источники № 1,2

  3. Составить таблицу: «Классификация методов в психологии и педагогике» (пользуясь источниками №1, 2, 3).

Литература основная:

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М., 1997, С. 39-45, 13-26

  2. Корнилова Т.В. Введение в педагогический эксперимент.- М., 1997.-Гл.3, С. 36-40

  3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998.-Гл.2, с.29-45


Литература дополнительная:

  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 3.- М., 1997.-Гл.2,с.17-29, Гл.4.-с.58-72

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М., 1994.-Раздел 1,§2.-с.103-110


Практическое занятие № 4.

Тема: Метод наблюдения, его исследовательские возможности.
План:

  1. Определение метода наблюдения. История его использования в науке,

  2. Значение метода наблюдения. Признаки научного наблюдения.

  3. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

  4. Процедура наблюдения. Возможные ошибки наблюдения.

  5. Виды и формы наблюдения, их возможности.

  6. Требования к исследователю, ведущему наблюдение.


Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем состоит проблема надежности наблюдения, и какие существуют меры повышения его точности?

При каком виде записей наблюдаемых фактов достигается большая объективность и информированность описываемых явлений (по материалам задачи источника № 4).
Задания для самостоятельной работы:

Выписать в основные понятия темы: Наблюдения. Виды наблюдения


(определение каждого вида).

Сделать выписки: Источник №1, №2.

Составить таблицу: «Виды наблюдения».

Решить задачу: Источник № 4.



Литература основная:

Введение в психологию / Под общ. Ред. Петровского А.В.-М.,1995. Гл. 3, §3.-с.93-96.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,1997.-с. 27-31, 45-49.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.- М.,1997.-c.51-80.

Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. Пособие для студ. Пед.ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.-с.44-45

Литература дополнительная:

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.,1994.- с.25-32

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. –М.,1995.- с.93-97.
Практическое занятие № 5.

Тема: Метод эксперимента, его исследовательские возможности.

План:


  1. Определение метода эксперимента. История его развития и использования в науке.

  2. Отличительные особенности метода эксперимента, его достоинства и недостатки.

  3. Требования, предъявляемые к проведению эксперимента. Возможные ошибки при его подготовке и проведении.

  4. Структурная система эксперимента. Его процедура и этапы.

  5. Виды эксперимента, их достоинства и недостатки.

  6. Требования к личности экспериментатора.

  7. Личность испытуемого, его деятельность в эксперименте.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь наблюдения и эксперимента?

В чем заключается активность экспериментатора и переменные в психологическом эксперименте?
Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: Эксперимент. Предмет, объект исследования. Гипотеза. Экспериментатор. Экспериментальный фактор. Экспериментальная ситуация. Виды эксперимента (определение каждого вида). Зависимая и независимая переменные.

2. Сделать выписки: Источники № 1 , 2, 3.
Литература основная:

Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.,1994.-Раздел 5, §2.- С.112-114

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,1997.-С.ЗЗ-37, С.55-99.

Немов Р.С. Психология. Кн.3.-М.,1997.-С.17-30, С.58-73.


Литература дополнительная:

Введение в психологию /Под ред. Петровского А.В.-М.,1995.-С.96-100.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.,1995.- С.97-101 .
Практическое занятие № 6.

Тема: Общая характеристика метода опроса.
План:

1. Общее, понятие об опросном методе, его значение и область применения.

2. Структура опросного метода, его основные признаки.

3. Процедура опроса, его этапы.

4. Требования к интервьюеру, ведущему опрос.

5. Требования к поведению опрашиваемого (респондента).

6. Требования к вопросам в опросных методах.

7. Виды опросных методов, их характеристика:

а) анкета, ее отличительные особенности, виды.

Б) интервью как метод опроса, его психологическая характеристика.

В) беседа, ее виды, их характеристика.

Г) групповой опрос как вид опросного метода.

Д) социометрия как специфический вид опросного метода. Его специфика и
техника проведения в детской аудитории.
Вопросы для коллективного обсуждения:

Проанализируйте вопросы и объясните основания их включения в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии –интроверсии и нейротизма:

Бываешь ли ты иногда сердитым?

Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

Тебе можно доверять любую тайну?

Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

Ты когда-нибудь говорил неправду?

Предложите 5 своих вопросов для «Шкалы лжи».


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы: Опросный метод. Опросник. Интервьюер. Респондент.Анкета. Беседа. Интервью. Групповой опрос. Социометрия.

  2. Сделать выписки: источники №1, 2, 3.

  3. Составить таблицу: «Виды опросных методов»

Литература основная:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – М.,1999 (для понятийного словаря).

Введение в психологию / Под общ. Ред. Петровского А.В.- М., 1995.-с. 111-115

Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. –М.,1990.-с.84-87


Литература дополнительная:

  1. Немов Р.С. Психология. Кн.З. – М.,1995.-с.183-186, 375-382.

  2. Основы психодиагностики /Под общ. Ред. Шмелева А.Г. – Р-на-Д, 1996.-с.401-420.



Практическое занятие №7.

Тема: Метод тестов, его сущность и значение.
План:

1. Понятие о тестах как методе психодиагностики. Их общая оценка.

2. История развития и использования тестов в науке.

3. Виды тестов, их классификация и общая характеристика.

4. Технология создания и адаптации тестов: Принципы построения

конструирования тестов, требования к ним.

5. Процедура и фазы тестирования, требования, предъявляемые к ней.

6. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Требования


пользователям методик.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие бывают тесты? В чем заключается особенность разработки и применения проективных тестов?

  2. Какие способы установления тестовых норм существуют? В чем заключается их суть?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы: Тест. Тестирование. Тестология.
    Психологическая диагностика.

2. Сделать выписки: источники №1, 2.

3. Составить таблицу: «Классификация видов тестовых методик»


Литература основная:

Немов Р.С. Психология. Кн.З.-М.,1995.-С.73-83, с.83-89, с. 105-109

Основы психодиагностики / Под ред. Шмелева А.Г.-Р-на-Д.,1996.-с.90-104, 131-156

Литература дополнительная:


    1. Анастази А.Психологическое тестирование.- М.,1982.-Кн.1, часть1.-с.8-10,31-37

    2. Введение в психологию /Под общ. Ред. Петровского А.В.-М.,1995.-с.103-106.

    3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.,1994.-с.116-125.


Практическое занятие № 8.

Тема: Психосемантические методики. Метод экспертной оценки и метод анализа результатов деятельности.

План:

1 . Психосемантические методики, их характеристика и виды. Требования к их

проведению.

2. Проективные методики, их сущность, виды и возможности использования в


детском возрасте.

3. Метод экспертных оценок, его психологическая характеристика, общая


оценка, требования к проведению.

4. Психологическая характеристика метода анализа результатов деятельности,

возможности его использования в детском возрасте.


  1. Общая оценка данной группы методов, их достоинства и недостатки.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы: Психосемантические методики. Проективные методики. Метод экспертных оценок. Метод анализа результатов деятельности.

  2. Сделать выписки: Источники № 2, 3, 4.

Литература основная:

  1. Введение в психологию /Под общ. Ред. Петровского А.В. –М.,1995.-С.111-113

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.,1994.-с. 125-132

  3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е..- Л., 1977.- с. 108-131

  4. Основы психодиагностики /Под общ. Ред.Шмелева А.Г.- Р.-на-Д., 1994.-с. 119-131, 157-180.


Литература дополнительная:

  1. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1991 .-с.66-74, 86-116, 164-240.

  2. Основы психодиагностики / Под ред. Шмелева А.Г.-Р-на-Д.,1996.-с.90-104


Практическое занятие № 9.

Тема: Результаты исследования, их интерпретация и обобщение.
План:

Анализ результатов: количественный обсчет и качественная оценка.

Доказательства правильности гипотезы. Ошибки в доказательствах.

Выводы в психологическом исследовании, требования, предъявляемые к ним, их интерпретация и обобщение.

Практические рекомендации и программа их внедрения.

Формы представления результатов исследования. Требования к научному тексту.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора (опыта, установок, предпочтений, склада мышления) интерпретатора на результаты интерпретации?

Чем апробация отличается от опробирования?

Как требования аспектной частоты при изложении сочетается с требованиями разностороннего рассмотрения предмета?

Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой преступности или необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода к учащимся), используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.


Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: Количественный анализ результатов.


Качественная оценка результатов. Гипотеза исследования. Выводы и
рекомендации.

2. Сделать выписки: Источники №1, 3.

3. Провести анализ результатов исследования на примере результатов своей
исследовательской практики.
Литература основная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997.-с.221-227, с.228-240.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.- М.,1997.-с.183-198

3. Немов Р.С. Психология. Кн.З.-М.,1995.-с.64-71


Практическое занятие №10.

Тема: Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.
План:

    1. Актуальные проблемы, направления и задачи опытно-экспериментальной и
      исследовательской работы в учреждениях образования.

    2. Система и условия эффективности исследовательской и опытно-
      экспериментальной работы в учреждениях образования.

    3. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы: запрос и
      формулирование психологической проблемы. Психологический диагноз и
      рекомендации.

    4. Использование экспериментальных и исследовательских методов в
      профилактической и консультативной работе в учреждениях образования.

    5. Специфика психологических исследований в учреждениях образования
      интернатного типа.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Что может сделать само образовательное (социально-педагогическое) учреждение для оптимизации условий педагогического поиска?

    2. Разумно ли каждому образовательному учреждению разрабатывать свою концепцию, свою программу развития или исследовательский проект?


Задания для самостоятельной работы:

    1. Сделать выписки: Источники № 2, 3.

2. Познакомиться с планом экспериментально-исследовательской работы

психолога в учреждениях образования (по выбору).



  1. Провести его анализ и дать оценку.

Литература основная:

        1. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. – МГУ,
          1990.-С.7-15

        2. Основы психодиагностики /Под общ. Ред. Шмелева А.Г. – Р-на-Д.,1996.-с.197-210; с-211 -449.

        3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.- М.,1991 .-с.3-6, с.21-63.

        4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1996.-с.6-9.


Лабораторное занятие № 1, 2.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница