Цель дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой изучения особенностей развития детей дошкольного возраста с различными нарушениями. Курс «Психолого-педагогическая диагностика детей»



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4
Цель дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой изучения особенностей развития детей дошкольного возраста с различными нарушениями.

Курс «Психолого-педагогическая диагностика детей» ориентирован на решение следующих задач:



  1. Обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психолого-педагогической диагностики.

  2. Сформировать у студентов прочные смысловые и деятельностные установки на практическое использование психолого-педагогических знаний.

  3. Познакомить студентов с существующими методами психолого-педагогической диагностики и специальными методиками изучения психофизического развития детей дошкольного возраста.

  4. Сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей дошкольного возраста с отклонениями в психофизическом развитии.

  5. Научить анализу результатов психолого-медико-педагогического исследования и составлению индивидуальной коррекционной программы

  6. Сформировать у студентов способности оказывать профессионально грамотную, квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку и семье, в которой он воспитывается.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных проблемах психодиагностики; об истории создания методов определения уровня психофизического развития; о современном состоянии комплектования специальных учреждений за рубежом и в России.

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями:



  • теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

  • современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;

  • основными психодиагностическими методиками.

Студенты должны уметь:

  • выбирать методы диагностики в зависимости от психического развития ребенка;

  • адаптировать методики к возрастным особенностям испытуемого;

  • проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;

  • на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- проводить консультирование родителей и педагогов по коррекционно-воспитательной работе с детьми.

Темы для самостоятельного изучения.



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

История развития методов психолого-педагогического исследования детей с нарушениями в развитии

Составить таблицу «Основные этапы развития психолого-педагогической диагностики», реферат «Значение идей ( на выбор студента) для психолого-педагогической диагностики».

4

Анализ таблиц, обсуждение вклада персоналей

2

Концептуальные основы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии

Составить таблицы «Особенности дизонтогенеза у детей», «Виды психолого-педагогической диагностики»

4

Бланочное тестирование, анализ таблиц

3

Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ

Составить таблицу «Диагностические методики»

Составить программу педагогического и психологического изучения ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

Составить программу нейропсихологического исследования ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).


10

Анализ таблицы, программ, самостоятельная работа

4

Психолого-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка раннего возраста с ОВЗ (нарушение на выбор студента)

6

Анализ психолого-педагогических характеристик

5

Психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста

Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение на выбор студента)

8

Анализ психолого-педагогических характеристик

6

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Изучить уровень речевого развития дошкольника (нарушение на выбор студента)

6

Самостоятельная работа, анализ результатов, проведенных методик

7

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Провести психологическую диагностику к обучению в школе

10

Анализ результатов диагностики

8

Коррекционно-педагогическая и коррекционно-психологическая работа с дошкольниками с ОВЗ

Составить системы коррекционно-развивающих занятий в раннем и дошкольном возрастах (предмет системы студент выбирает самостоятельно)

10

Анализ программ, бланочное тестирование

9

Психолого-педагогическое консультирование

Составить таблицу «Техники психолого-педагогического консультирования»
Составить схему консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (возраст ребенка и нарушение на выбор студента)

10

Анализ таблиц, ролевая игра, самостоятельная работа



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тема 1. История развития методов психолого-педагогического исследования детей с нарушениями в развитии

План:

1.Теоретико-методологические основы диагностики.

2.История развития тестологии.

3.Диагностика в отечественной науке.


Вопросы для обсуждения:

1.Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом и в России.

2.Зарождение методов тестового обследования. Основные тенденции развития метода тестов.

3.Значение взглядов А. Ф. Лазурского на проблему изучения детей. Основные положения работы «Естественный эксперимент и его школьное применение».

4.Идеи Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах развития; о системном строении высших психических функций; о необходимости изучения актуального уровня развития и потенциальных возможностей детей и др.

5.Значение исследований Л. С. Выготского для психодиагностики.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить таблицу «Основные этапы развития психолого-педагогической диагностики».

2.Реферат «Значение идей (персональ на выбор студента) для психолого-педагогической диагностики».
Основная литература:

1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009.

2.Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Речь, 2004. - 440 с

3.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

4.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

5.Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

6.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: [учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. "Специальное образование"] / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

7.Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. "Психология" всех форм обучения / Шанина Г. Е. - М. : [б. и.], 2010. - 215 c .


Дополнительная литература:

1.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

2.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

3.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001.

4.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.

5.Худик, В. А. Психологическая диагностика детского развития : методы исследования / В. А. Худик. - Киев : Освiта, cop. 1992. - 219 с.


Тема 2. Концептуальные основы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии

План:

1.Современные представления о дизонтогенезе.

2.Задачи и принципы психолого-педагогической диагностики.

3.Виды психолого-педагогической диагностики.


Вопросы для обсуждения:

1.Современные представления о нарушениях развития у детей.

2.Основные принципы диагностики интеллектуальных нарушений у детей.

3.Задачи психолого-педагогической диагностики.

4.Этапы психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задания для самостоятельной работы:

1.Составить таблицу «Особенности дизонтогенеза у детей»




Тип дизонтогенеза

Возраст

Особенности психического развития


















2.Составить таблицу «Виды психолого-педагогической диагностики»




Вид диагностики

Преимущества

Недостатки




















Основная литература:

1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009.

2.Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Речь, 2004. - 440 с

3.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

4.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

5.Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

6.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: [учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. "Специальное образование"] / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

7.Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. "Психология" всех форм обучения / Шанина Г. Е. - М. : [б. и.], 2010. - 215 c .


Дополнительная литература:

1.Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

2.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

3.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001.

4.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.

5.Худик, В. А. Психологическая диагностика детского развития : методы исследования / В. А. Худик. - Киев : Освiта, cop. 1992. - 219 с.


Тема 3. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ



План:

1.Стандартизированные диагностические методики.

2.Малоформализированные диагностические методики.

3.Требования к диагностическим методикам.

4.Психолого-педагогическое изучение ребенка с ОВЗ.

5.Нейропсихологическая диагностика.


Вопросы для обсуждения:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Психолого-педагогическая характеристика.

3.Программа педагогического изучения ребенка с ОВЗ.

4.Программа психологического изучения ребенка с ОВЗ.

5.Нейропсихологическая диагностика детей.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить таблицу «Диагностические методики»




Формализированные методики

Вид методики

Преимущества

Недостатки










Малоформализированные методики

Вид методики

Преимущества

Недостатки









2.Составить программу педагогического изучения ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

3.Составить программу психологического изучениея ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

4.Составить программу нейропсихологического исследования ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).


Основная литература:

1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009.

2.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр. спец. образования. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 132 с

3.Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / [Григорьева Л. П., Фильчикова Л. И., Алиева З. С. и др.] ; под ред. Л. П. Григорьевой. - М. : Академкнига, 2002. - 414

4.Диагностика познавательных способностей: методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009 ; Альма Матер. - 533 с.

5.Дробинская, А. О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты : пособие для специалистов ПМПК / Дробинская А. О. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 80 с.

6.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

7.Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Захарова И. Ю., Моржина Е. В. ; Центр лечебной педагогики (Москва). - М. : Теревинф, 2010. - 74 с.

8.Калягин В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2005.[ Гриф]

9.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. - СПб. : Питер, 2006. - 80 с.

10.Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Полонская Н. Н. - М. : Академия, 2007. - 192 с.

11.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: [учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. "Специальное образование"] / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

12.Стребелева, Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 143 с.
Дополнительная литература:

1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : Учеб.пособие для студ.пед.вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ,Упр.спец.образования. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 132 с.

2.Забрамная, С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1981. - 45 с.

3.Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : хрестоматия / О. В. Защиринская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с. - Библиогр.: с.163-165. - ISBN 5-9268-0630-5.

4.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

5.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой.— Воронеж: «МОДЕК», 2001.

6.Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.

7.Худик, В. А. Психологическая диагностика детского развития : методы исследования / В. А. Худик. - Киев : Освiта, cop. 1992. - 219 с.


Тема 4. Психолого-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

План:

1.Психическое особенности детей младенческого, раннего возраста.

2.Особенности психолого-педагогической диагностики детей младенческого возраста.

3.Особенности психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста.


Вопросы для обсуждения:

1.Психолого-педагогическое обследование детей первого года жизни.

2.Методы психолого-педагогического изучения детей первого года жизни.

3.Диагностика двигательной сферы, общения, эмоционального развития, развития речи, действий с предметами.

4.Особенности психолого-педагогического изучения детей раннего возраста.

5. Методы психологической диагностики детей раннего возраста.

6.Методы диагностики эмоционального благополучия в младенческом и раннем возрасте.
Задания для самостоятельной работы:

1.Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка раннего возраста с ОВЗ (нарушение на выбор студента).


Основная литература:

1.Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина; пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009.

2.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр. спец. образования. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 132 с

3.Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / [Григорьева Л. П., Фильчикова Л. И., Алиева З. С. и др.] ; под ред. Л. П. Григорьевой. - М. : Академкнига, 2002. - 414

4.Диагностика познавательных способностей: методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009 ; Альма Матер. - 533 с.

5.Дробинская, А. О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты : пособие для специалистов ПМПК / Дробинская А. О. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 80 с.

6.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов,обуч.по направл.и спец."Психология" / В. Н. Дружинин. - 2.изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

7.Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Захарова И. Ю., Моржина Е. В. ; Центр лечебной педагогики (Москва). - М. : Теревинф, 2010. - 74 с.

8.Калягин В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2005.[ Гриф]

9.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. - СПб. : Питер, 2006. - 80 с.

10.Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Полонская Н. Н. - М. : Академия, 2007. - 192 с.

11.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: [учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. "Специальное образование"] / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

12.Стребелева, Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 143 с.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница