Цель дисциплины



Скачать 357.87 Kb.
Дата30.04.2016
Размер357.87 Kb.




Цель дисциплины: подготовить студентов к работе по половому воспитанию детей с нормой развития и имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Организационно-педагогическая цель курса: создание условий для формирования элементарных знаний в области полового воспитания и просвещения как основы здорового образа жизни.

Задачи дисциплины:

-раскрыть биологические, психолого-педагогические, методические и нравственные аспекты проблемы полового воспитания;

-повысить теоретическую и практическую подготовку студентов-дефектологов в вопросах полового воспитания и просвещения;

-повысить уровень знаний студентов в вопросе полового просвещения для дальнейшего использования в повседневной жизни и педагогической деятельности;

-показать закономерности нормального и нарушенного психосексуального и соматосексуального развития детей;

-познакомить студентов с основными видами нарушений сексуального поведения детей и подростков;

-познакомить студентов с содержанием, целями, задачами, формами и методами полового воспитания детей и подростков с нормой развития и имеющими ограниченные возможности здоровья;

-познакомить с организацией полового воспитания в России и за рубежом в общеобразовательных и специализированных школах.

В результате изучения дисциплины «Половое воспитание» студенты должны знать:

-основные категории полового воспитания (внутриутробное развитие, половое созревание, подростковый кризис, оплодотворение, репродуктивная система человека и т.д.);

-основные виды нарушений психосексуального и соматосексуального развития и нарушения сексуального поведения;

-основные темы содержания полового воспитания, цели, задачи, принципы его построения и формы и методы его реализации.



Студенты должны уметь:

-работать с детьми в направлении полового просвещения;

-выявлять психофизические особенности деятельности детей и грамотно проводить организацию полового просвещения

-составлять тематические планы уроков с элементами полового воспитания опираясь на основные принципы полового просвещения.



Принципы отбора содержания и структурирования учебного курса

1)хронологический принцип позволяет рассматривать половое воспитание как многомерное, развивающееся явление, имеющее сложную структуру и разнообразные формы взаимодействия с социумом;

2)принцип историзма предполагает рассмотрение педагогических фактов, явлений и событий в определенный исторический период;

3)принцип ретроспективизма рассматривает значимость имеющегося историко-педагогического наследия для решения современных проблем полового воспитания и просвещения;

4)принцип целостности ориентирует рассмотрение проблемы полового воспитания в единстве с общими тенденциями развития мировой культуры и человеческой цивилизации;

5)принцип вариативности допускает внесение определенной авторской
коррекции в представленный курс в соответствии с собственной концептуальной моделью;

6)принцип уровневой дифференциации позволяет освоить содержание курса на нескольких уровнях, определяемых активностью и самостоятельностью студентов при выполнении тестовых заданий.

Содержание учебного курса строится на основе целостного рассмотрения полового воспитания в русле универсальной общечеловеческой культуры. Предлагаемая программа ориентирована на цивилизованный подход, позволяющий определить как общие тенденции мировой педагогики в половом воспитании, так и национальные. Одновременно с чтением лекций предполагается проводить семинарские занятия, ориентированные на развитие активности и самостоятельности студентов при выполнении типовых занятий по предложенной тематике.



Темы для самостоятельного изучения.





Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Виды выполнения самостоятельной работы и формы контроля

1. Подготовка к аудиторным семинарским занятиям

1

Теоретико-методологические основы полового воспитания

Пути и принципы полового воспитание

2

Составление и заполнение таблицы: Наиболее значимые принципы полового воспитания.

2

Норма и отклонения в сексуальном поведении.

Сексуальные злоупотребления в отношении детей и подростков

2

Выписки по теме из первоисточников.

3

Современная семья

Виды контрацепции

2

Составление и заполнение таблицы: Эффективность различных методов предупреждения беременности.

4

Современная семья

Болезни, передающиеся половым путем

2

Составление таблицы-брошюры: Болезни, передающиеся половым путем.

5

Современная семья

Разговор о сокровенном (проблема абортации в России)

2

Эссе на тему: При каких обстоятельствах я смогла бы пойти на аборт?

2.Темы для самостоятельного изучения

1

Психосексуальное и соматосексуальное развитие человека

Репродуктивная система человека


2

Составление и заполнение таблицы: Анатомическое строение и функции половой системы человека

2

Психосексуальное и соматосексуальное развитие человека

Внутриутробное развитие

2

Заполнение таблицы: Внутриутробное развитие зародыша человека. Графическая работа: Строение половых клеток человека.

3.Контрольные вопросы и задания

1

Психосексуальное и соматосексуальное развитие человека

Подростковый возраст

2

Контрольная работа

2

Норма и отклонения в сексуальном поведении

Сексуальные злоупотребления в отношении детей и подростков

2

Контрольная работа

5.Зачетные тестовые задания по всему курсу

2




ИТОГО:

20





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Пути и принципы полового воспитания
План:

  1. Принципы полового воспитания, основные авторские системы.

  2. Ведущие принципы полового воспитания.

  3. Общая характеристика путей реализации полового воспитания.

  4. Роль каждого пути полового воспитания в формировании полноценной и сексуально здоровой личности.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Принципы полового воспитания по Кагану В.Е.,Орлову М.Ю., Трушкину А.М. и др.

  2. Характеристика содержания путей реализации полового воспитания.




Задания для самостоятельной работы

  1. Сотавить таблицу: Наиболее значимые принципы полового воспитания




Автор системы принципов полового воспитания

Принципы полового воспитания

1.




2.




3.




4.




5.







  1. Познакомиться с содержание статьи «Половое воспитание школьников и модели агрессивного поведения на ТВ» (5) и сделать рабочие выписки.

  2. Составить схему по степени значимости: «Пути реализации полового воспитания »


Литература:

Основная:

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4. Платонова А. А. Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов / Платонова А. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. . - 2001.-№4.. - с.31-47.

5.Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.


Дополнительная:

1.Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание : кн. для учителя / Орлов Ю. М. - М. :Просвещение, 1993. - 237 с. - (Психологическая наука - школе). - 85-00.

2.Ивченкова Н. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузна О. П.// Вопросы психологии.. - 2001.-№ 3.. - С.49-57.

3.Зайцев Г. К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью / Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. // Вопросы психологии.. - 2002.-№ 3.. - С.33-40.

4.Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с.

5.Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл.

6.Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика,1991.-225с.:илл.

7.Собкин В., Кузнецова Н. Половое воспитание школьников и модели агрессивного поведения на ТВ// Народное образование.-1999-№ 7-8, с.250-255.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Сексуальные злоупотребления в отношении детей и подростков
План:

  1. Понятие сексуальное злоупотребление, общая характеристика.

  2. Виды сексуального злоупотребления: совращение, развращение, насилие.

  3. Юридическая защита детей столкнувшихся с сексуальным насилием.

  4. Роль родителей и школы в предупреждении сексуального насилия над детьми.

Вопросы для коллективного обсуждения
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Сексуальное насилие –исторический обзор.

  2. Основные нормативные документы по защите детей от сексуального насилия.

  3. Общественные организации и вилы реабилитационных программ после сексуального насилия.

  4. Виды профилактики сексуального насилия.


Задания для самостоятельной работы

  1. Ознакомиться со статьями уголовного кодекса Российской Федерации(4) и сделать выписки из тех статей, которые могли бы уберечь и помочь детям и их родителям в случае сексуального насилия.

  2. Сделать выписки, касающиеся сексуального насилия и наказания преступников из статьи Кона И.С. «Совращение детей и сексуальное насилие», (3).

  3. Пранализировать статьи Конвенции по правам ребенка (1989) и сделать выписки по теме. Определить какая статья наиболее соответствует теме сексуального насилия, имеются ли варианты?


Литература:

Основная:

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.

5.Статьи уголовного кодекса Российской Федерации №№121,122,131,132,134,240,241,242.

6.Статьи Конвенции по правам ребенка , часть 1,№№ 2,6,9,11,16,19,23,24,32,36.
Дополнительная:

1.Платонова А. А. Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов / Платонова А. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. . - 2001.-№4.. - с.31-47.

2.Руководство по предупреждению насилия над детьми : учеб. изд. для психологов, дет. психиатров, психотерапевтов, студ. пед. вузов / гл. ред., сост., предисл., послесл. Н. К. Асановой; Ин-т дет. психотерапии и психоанализа, Акад. гуманит. исслед. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 504 с. - ISBN 5-691-00051-9 : 33-60;30-00.

3.Медведева И. Я.Прощание с детством, или Эбьюз нерушимый : [сексуальное насилие над детьми] / Медведева И. Я., Шишова Т. Л.// Дитя человеческое. - 2005. - №1. - С. 18 - 25.

4.Власова Л. С.Психологическая реабилитация последствий физического и сексуального насилия методами НЛП / Власова Л. С.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 4. - С. 46-50.

5.Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с.

6.Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл.

7..Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, 1998-№5, с.58-66.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Виды контрацепции
План:

  1. Современные методы предупреждения нежелательной беременности.

  2. Предупреждение беременности естественным путем.

  3. Барьерные методы контрацепции.

  4. Внутриматочные средства (ВМС).

  5. Пероральные конрацептивы.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.История контрацепции человека.

2.Эффектитвность различных методов контрацепции.

3.Особенности мужской контрацепции.

4.Просмотр видеофильма «Контрацепция»
Задания для самостоятельной работы


  1. Составить таблицу:

«Эффективность различных методов предупреждения беременности».

Наименование метода контрацепции

Низкая степень эффективности

Средняя степень эффективности

Высокая степень эффективности
















  1. Что такое планирование семьи?


Литература:

Основная:

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.
Разделить (основная и дополнительная)

1.Лемешев Т. Все о противозачаточных средствах - М: Аквариум, 1995.

2.Любовь без риска. -М:РАПС, 1999.

3.Марьясис Е.Д. Интимный разговор. -Ставрополь: Книжное издательство, 1990.

4.Махов Ф.С. Стремясь к любви неуловимой...-М.: Просвещение, 1993.

5.Несколько вопросов и ответов для подростков. - М.: Ассоциация САНАМ, 1995.общеобр.учр11кл. / Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н.-М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.

6.Стоппард М. Полезные советы девушкам. - М.:Медицина,1991

7.Торджман Ж., Коэн Ж., Кан-Натан Ж., Верду К., Энциклопедия сексуальной жизни для подростков.- М.: Дом, 1994.

8. Спок Б.Молодым людям о любви и сексе / Спок Б. ; пер. с англ. В. Н. Гаврилова, М. В. Тарасова. - СПб. ; М. : Сова;Эксмо, 2002. - 336 с. - ISBN 5-699-01046-7 : 37-58.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Болезни, передающиеся половым путем
План:


  1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путем.

  2. Особенности путей передачи венерических заболеваний.

  3. Звенья эпидемического процесса.

Вопросы для коллективного обсуждения

1.Статитстические данные эпидимиологической ситуации по БППП в Мурманске и России.

2. Профилактика ЗППП.

3. Вред здоровью и последствия для будущего ребенка (ЗППП и беременность).


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу-брошюру:

«Болезни, передающиеся половым путем».

п/н


Название заболевания

Симптомы протекания

Последствия заболевания

















  1. Беременная женщина заражена сифилисом, какие могут быть последствия для ее здоровья и будущего ребенка?

  2. Как уберечься самому и уберечь своих близких от вируса иммунодефицита человека?

  3. Объяснить различия следующих терминов: вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита.

  4. Какие условия нужно соблюдать, чтобы исключить возможность заражения венерическими заболеваниями?


Литература:

Основная:

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.
Дополнительная:

1.Шабалов Н. П.Детские болезни. В 2-х т. Т. 2. : учебник для студ. педиатр. фак. мед. вузов / 2.Шабалов Н. П. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 736 с. - (Национальная медицинская библиотека). - ISBN 5-94723-451-3[Гриф] : 164-27.

Шабалов Н. П.Детские болезни. В 2-х т. Т. 1. : учебник для студ. педиатр. фак. мед. вузов / Шабалов Н. П. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 832 с. - (Национальная медицинская библиотека). - ISBN 5-94723-451-3[Гриф] : 164-27.

3.Юнусова Л. Ф.Влияние социокультурной среды на распространение вич-инфекции среди молодежи / Юнусова Л. Ф.// Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - № 7. - С. 8-12.

4.Глинских Н. П.Актуальные проблемы вирусных инфекций / Глинских Н. П.// Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - № 7. - С. 4-5.

5.Азбука СПИДа / Под ред. М. Адлера.- М.: Мир, 1991,с.72.

6.Болезни, передающиеся половым путем: ВИЧ-инфекция, сифилис, гонорея./ Пособие для Центров здоровья и др./ -М.: Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья, 1991.

7.3абота о людях (Брошюра о болезнях, переносимых половым путем)./Под. ред.Рамстед К.-8.Стокгольм: Council Communication, 1996.

9.Секс должен и может быть безопасным. - Мурманск: Областной центр

медицинской профилактики, 1995. Просвещение, 1991.

10.Хламидиоз - Мурманск: Областной кожно-венерологический диспансер, 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.

Тема: Разговор о сокровенном (проблема абортации в России).
План:


  1. Аборт и его виды (современное состояние проблемы).

  2. Причины, ведущие к использованию искусственного прерывания беременности.

  3. Влияние искусственного прерывания беременности на организм женщины.

  4. Моральные и нравственные стороны аборта.

Вопросы для коллективного обсуждения
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Ретроспективный взгляд на вопрос аборта.

  2. Виды причины, ведущих к использованию искусственного прерывания беременности.

  3. Влияние искусственного прерывания беременности на организм женщины.

  4. Моральные и нравственные стороны аборта.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте список, по каким причинам возможен легальный аборт.

  2. Познакомьтесь с содержанием статьи «Безмолвный крик» разговор о сокровенном (2) и дайте характеристику данному уроку.

  3. Напишите эссе на тему «При каких обстоятельствах я смогла бы пойти на аборт?», просмотрев видеофильм «Не убий. Безмолвный крик».


Литература:

Основная:

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.
Дополнительная

1.Тихонова Н.Мама, не убивай меня! : информ. к размышлению / Тихонова Н.// Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 49-54.

2.Сгречча Э.Биоэтика : учебник / Сгречча Э., Тамбоне В. ; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея (ББИ), [2002?]. - 413, [7] с. - (Богословие и наука). - ISBN 5-89647-051-7 : 280-00.

3.Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл.

4.Знаков В. В.Понимание мужчинами и женщинами моральной допустимости абортов / Знаков В. В.// Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 90-100.

5.Латышева А. В.Исследования понимания моральной допустимости абортов в зарубежной психологии / Латышева А. В.// Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 138-145.

6.Выходцева И.О. «Безмолвный крик»разговор о сокровенном//Биология в школе.-2001.-№2, с.49-54.
1.8..Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

2.Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.

3.Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития / Андреева С. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 40-43.

4.Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников / Абдрашитова А. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 12-18.

5.Орлов Ю. М.Половое развитие и воспитание : кн. для учителя / Орлов Ю. М. - М. : Просвещение, 1993. - 237 с. - (Психологическая наука - школе). - 85-00.

6.Спок Б.Молодым людям о любви и сексе / Спок Б. ; пер. с англ. В. Н. Гаврилова, М. В. Тарасова. - СПб. ; М. : Сова;Эксмо, 2002. - 336 с. - ISBN 5-699-01046-7 : 37-58.

7.Розин В. М.Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. и гуманит. спец. и направл. / Розин В. М. - М. : Логос. - 208 с. - ISBN 5-88439-096-3 [Гриф МО] : 50-00.

8.Ивченкова Н. П.Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузна О. П.// Вопросы психологии.. - 2001.-№ 3.. - С.49-57.

9.Зайцев Г. К.Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью / Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г.// Вопросы психологии.. - 2002.-№ 3.. - С.33-40.

10.Платонова А. А.Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов / Платонова А. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. . - 2001.-№4.. - с.31-47.

11.Гарифуллина З. С.Программа "Половое воспитание учащихся" / Гарифуллина З. С.// Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 11-23.



Дополнительная литература:

  1. Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 96с.

  2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985.

  3. Блонский Б.П. Очерки детской сексуальности. М-ЛД,1935.

  4. Гадасина А.Д. Плоды запретов. -М.: Просвещение, 1991.

  5. Гудкович Л. Для мальчиков и девочек // Семья и школа.- 1988-№2-с.38-41.

  6. Дейнега Г.Ф. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. - М.: Просвещение, 1992,с.96.

  7. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. -М.: Знание, 1986.

  8. ЗайцевГ.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью //Вопросы психологии.-2002- №3-с.33-40.

  9. ЗайцевГ.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков //Педагогика.-2002- №3-с.40-44.

  10. Исаев Д.Н, Каган В.Е. Половое воспитание детей.- СПб.: Медицина, 1988.

  11. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии - М.: Педагогика, 1991.

  12. Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков.- СПб: Педагогика,1990.

  13. КлеМ. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). -М.:Педагогика,1991.

  14. Колеганова М. Без пошлости не обойтись? // Ваш доктор.- 1999-№3-с.52-53.

  15. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.- М.: Педагогика, 1986.

  16. Колесов Д.В. Биология и психология пола.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.-176с.

  17. Кон И.С.Совращение детей и сексуальное насилие//Педагогика,1998-№5,с.58-66.

  18. Кон, И. С.Подростковая сексуальность на пороге XXI века : Социально-педагогический анализ / И. С. Кон ; Ин-т этнологии и антропологии РАН. - Дубна : Феникс+, 2001. - 208 с. - ISBN 5-9279-0025-9

  19. Кон. И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века, 1998.

  20. Конвенция по правам ребенка, 1989.

  21. Контрольная работа в школе, 1989, № 6.

  22. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/ Под, ред. Кардашенко В.Н..-М: Просвещение, 1986.

  23. Кузнецов М.Т. К основам нравственно-полового воспитания//Советская педагогика,1996-№6,с.32-36.

  24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М: Просвещение, 1991.

  25. Либертович А.П., Озерная З.А. Возраст любви. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1983.

  26. Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с.

  27. МалаховБ.Б. Половое воспитание подростков .-Л: Знание, 1981.-36с.

  28. Маш Р.Д. Вопросы гигиены в школьных учебниках по естествознанию в России // Биология в школе.-1990 - №6.

  29. НагаевВ.В. Сексуальное насилие над детьми, по данным судебно-психологической оценки. Дети России: насилие и защита. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва, 1-3 октября 1997г.) – М.,1997.

  30. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи//Психолог в детском саду. 2000,№ 2-3. -с.182-187.

  31. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. -М.: Просвещение, 1993.

  32. ПанковаЛ.М. У порога семейной жизни.:Книга для учителя.- М.: Просвещение,1991.-144с.

  33. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков.- Мн.: Народная асвета, 1990.-160с.

  34. Половая социализация ребенка в семье и школе/ сост.Татарникова Л.Г-СПб: СГИУ-1992.

  35. Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.-320с., с илл.

  36. Проблемный Совет Р.А, образования. Концепция Российской академии образования и проблеме "Половое воспитание российских школьников" // Педагогика.- 1998-№2-21.

  37. Ренодэн Как говорить про "это" с подростками // Биология в школе.-1995-№2.с.16-18.

  38. Саломатина И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников (обзор зарубежной литературы)// Дефектология.-1996, №1.с.33-40.

  39. Собкин В., Кузнецова Н., Половое воспитание школьников и модели агрессивного поведения на ТВ.//Народное образование,1999-№7-8,с.250-255.

  40. Соковня, И. И.Социальное взросление и оздоровление школьников : метод. пособие для учителя / И. И. Соковня. - Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 2005. - 224 с. : ил. - (Воспитание в современной школе). - ISBN 5-09-014088-Х

  41. Справка о деятельности здравоохранения и состоянии здоровья населения Мурманской области в 2001 году (по данным годовых статистических отчетов).

  42. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка (Гигиена детей и подростков)/Под.ред. Сердюковой Г.Н.-М.: Медицина, 1986.

  43. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1991.

  44. Уилки Дж.Б. Чудо секса. Как рассказать об этом ребенку? -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992, с. 128.

  45. Устинова С. К чему ведет преждевременное сексуальное просвещение// Биология в школе.-1998-№2-с.94-96.

  46. Филозоп А.А.Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы,2002-№3, с.59-69

  47. Хомяк Г.Н. Урок по теме «Размножение и развитие человека»//Биология в школе, 1999-№2,с.33-36.

  48. Чугунов В.В. Сексологические аспекты тифлологии.//Дефектология.-1995, № 3,с.27-30.

  49. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социальная защита детей с нарушением интеллекта.- СПб.: Издательство «Дидактика плюс», 2002-с.496.

  50. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя /Под. ред. Гребенников И.В. и др.2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение,1987.

  51. Ячевский А., Кобылецкая В., О мальчиках и девочках. -М.: Профиздат,1991.

  52. Азбука СПИДа / Под ред. М. Адлера.- М.: Мир, 1991,с.72.

  53. Болезни, передающиеся половым путем: ВИЧ-инфекция, сифилис, гонорея./ Пособие для Центров здоровья и др./ -М.: Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья, 1991.

  54. 3абота о людях (Брошюра о болезнях, переносимых половым путем)./Под. ред. Рамстед К.-Стокгольм: Council Communication, 1996.

  55. Ди Снайдер. Курс выживания для подростков // Ровестник.-1989-№10,12.

  56. Ди Снайдер. Курс выживания для подростков // Ровестник.-1990-№ 1,2,4,6.

  57. Диалоги о воспитании./ Под ред. В.Н.Столетова.- М.: Педагогика, 1985,с. 124.

  58. Добсон Дж. Родителям и молодоженам -М: Центр общечеловеческих ценностей,1984, с.520-522.

  59. Доннер К. Тайны анатомии. - М.:Мир,1998, с. 159.

  60. Естествознание: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений // Хрипкова А.Г. -М: Просвещение, 1992,с. 190,203,206.

  61. Катин П. Клетки в клетке, или откуда ты взялся? - М.: Детская литература, 1984, с.32.

  62. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980. ;

  63. Лемешев Т. Все о противозачаточных средствах - М: Аквариум, 1995.

  64. Мавров И. Половые болезни(Энциклопедический справочник)-Киев, Москва: АСТ-пресс,1995,с.5-8.

  65. Любовь без риска. –М.:РАПС, 1999.

  66. Марьясис Е.Д. Интимный разговор.-Ставрополь: Книжное издательство, 1990.

  67. Махов Ф.С. Стремясь к любви неуловимой...-М.: Просвещение, 1993.

  68. Маш Р.Д. Вопросы гигиены в школьных учебниках по естествознанию в России // Биология в школе.-1990 - №6

  69. Несколько вопросов и ответов для подростков. - М.: Ассоциация САНАМ, 1995.общеобр.учр11кл. / Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н.-М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.

  70. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / Смирнов А.Т., Мишин Б.Н., Васнев В.А.-М.: Просвещение, 2000.

  71. Природоведение. 5кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- 3-е изд.,/ сост. Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. Дрофа, 1998.

  72. Развитие личности ребенка: Пер.с англ. / Обл. ред. Фонарева А.М.-М.: Прогресс, 1987.

  73. Ротенберг П.Р. Расти здоровым (Энциклопедия здоровья.) – М.: Физ-ра и спорт,1993,с.89-135.

  74. Русские народные сказки /сост. Круглов Ю.Г.- М.: Просвещение, 1983.

  75. Секс должен и может быть безопасным. - Мурманск: Областной центр

  76. медицинской профилактики, 1995. Просвещение, 1991.

  77. Семейное воспитание (Краткий словарь)/сост. Гребенников И.В., Ковинько Л.В.-М: Политиздат, 1990.

  78. Спок Б. Ребенок и уход за ним - М: Галатея, 1991,с.512,527,350.

  79. Стоппард М. Полезные советы девушкам. - М.:Медицина,1991

  80. Страница редактора. Половое воспитание не терпит ханжества и дилетантства // Биология в школе.- 1998-№2-с.3-4.

  81. Сухова Т.С., Кучменко B.C. Проблема пола в системе биологических знаний // Биология в школе.- 1998-№2-с.26-29.

  82. Торджман Ж., Кантан Ж., Коэн Ж., Верду К., Энциклопедия сексуальной жизни, физиология и психология, для детей 7-9 лет. - М.: Дом, 1990.

  83. Торджман Ж., Коэн Ж., Кан-Натан Ж., Верду К., Энциклопедия сексуальной жизни для подростков.- М.: Дом, 1994.

  84. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., В семье сын и дочь. - М.: Просвещение, 1985

  85. Хламидиоз - Мурманск: Областной кожно-венерологический диспансер, 1999.

  86. Человек (Серия наглядных словарей) / сост. Страйт Г. -Лондон: Дорлинг Киндерсли, 1991.

  87. Энгельс Ф., Маркс К. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1983,том 3, с.639.

  88. Янес X. Мальчик и девочка. - Таллин: Валгус, 1988.


Электронно-библиотечные системы

  1. www.ibooks.ru

Программное обеспечение

  1. .Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. очной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Демяшина. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 60 с. - ISBN нет : 16-55.

  2. Половое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие в схемах и таблицах для студ. дефектол. спец. очной и заочной форм обучения / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Демяшина]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 52 с. - ISBN нет : 30-35.



Примерные зачетные тестовые задания.
1)Определите правильный ответ

Половое просвещение – это:



А.процесс, направленный на распространение информации о межполовых отношениях и передачу знаний о противоположном поле и культуры семейных отношений.

Б.система медико-психологических, гражданских и педагогических мер направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

В.процесс, систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения.
2)Дайте определение следующим понятиям:

А. Половое созревание; Б.Половые железы; В.Половая идентификация.
3)Созревание женской половой клетки, готовой к оплодотворению, осуществляется в:

А.яичнике; Б.маточной трубе; В. матке; Г. влагалище; Д. яичнике или матке
4)Заполните таблицу:

№/№

Венерические заболевания.

Болезни, передающиеся половым путем











Примеры: Синдром приобретенного иммунодефицита, сифилис, микоплазмоз, мягкий шанкр, хламидиоз.
5)Определите вид психосексуального нарушения:

А.пациент ощущает собственную принадлежность к противоположному полу, при правильном формировании гениталий и вторичных половых признаков;

Б. пациент получает сексуальное возбуждение при показе незнакомым людям своих половых органов;

В.пациент испытывает половое влечение к детям.
6)После рождения наиболее интенсивный рост и развитие у человека происходят в:

А.первый год жизни и ясельный период;

Б. ясельный и дошкольный периоды;

В.дошкольный период и период полового созревания;

Г.первый год жизни и период полового созревания
7)Дайте определение следующим соматосексуальным нарушениям:

А. Тестикулярная феминизация; Б.Крипторхизм; В. Гипогонадизм.
8)Какого аспекта сексуального здоровья детей и подростков не хватает в этом списке:

А.Психологический аспект; Б.Социальный аспект.
9)В какой период внутриутробного развития человека возможно определение пола по двум признакам:

А. 5-6 недель; Б.10 недель В.20 недель
10)Сперматогенез (период от начала развития сперматозоида до его полного созревания) у человека составляет, в сутках:

А. 10-20; Б. 25-35; В. 40-50; Г. 55-60; Д. 65-70
11)В каком возрасте формируется «любовная карта» человека:

А.от 5 до 8 лет; Б.от 10 до 13 лет В. от 16 до 18 лет
12)В процессе оогенеза (развития и созревания яйцеклетки) происходит:

А.размножение клеток, предшественниц ооцитов;

Б.рост клеток (появление ооцитов 1 порядка);

В.деление ооцитов 1 порядка (с уменьшением в ядрах дочерних клеток числа хромосом вдвое) и появление ооцитов 2 порядка;

Г.появление яйцеклетки из ооцита 2 порядка.
13) К внутренним мужским органам размножения относятся:

А.половые железы и их придатки; Б.семявыносящие протоки;

В.семенные пузырьки; Г. предстательная железа.


14)Заполните пустые ячейки таблицы:


Модель П.В.

Объем информации

Содержание информации

Общий тон




Необходимая информация

Делай так, а не иначе, ибо…Есть много путей -выбирай лучший…

Да,но…




Чем меньше, тем лучше

Нельзя делать, то-то и то-то, потому что…

Нет!




Вся информация

Могут быть следующие пути… Все пути хороши…

Да!


15) Яички, или семенники, - это железы секреции:

А. внешней; Б. внутренней; В. внешней и внутренней.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Какие модели полового воспитания вам известны?

  2. Какая модель, на ваш взгляд, наиболее совершенна? Почему?

  3. Опишите особенности каждой модели П.В., преимущества и недостатки.

  4. Дайте характеристику темпам полового созревания.

  5. В чем проявляются трудности реорганизации тела у подростков?

  6. Причины начала ранней половой жизни и мотивы, сдерживающие половые контакты?

  7. Перечислите  отдаленные последствия перенесенного сексуального насилия.

  8. Роль родителей в предупреждении сексуального насилия над ребенком вне семьи.

  9. Какие виды помощи применяются  для смягчения психических и физических травм?

  10. Пути полового воспитания

  11. Перечислить принципы, предложенные сексологом В.Е.Каганом (1991).

  12. Перечислить принципы, предложенные психологом Ю.М.Орловым (1993).

  13. Причины бесплодия в молодой семье.

  14. Появление ребенка, как нового члена семьи и проблемы с этим связанные.

  15. Проблемы общения с ребенком подросткового возраста.

  16. Возрастные особенности отклонений психосексуального и соматосексуального развития

  17. Психосексуальное и соматосексуальное развитие ребенка с нормой развития

  18. Аборт и его виды (современное состояние проблемы).

  19. Причины, ведущие к использованию искусственного прерывания беременности.

  20. Влияние искусственного прерывания беременности на организм женщины.

  21. Моральные и нравственные стороны аборта.

  22. Основные темы затрагиваемые в процессе полового просвещения.

  23. Краткая характеристика существующих программ полового воспитания  в общеобразовательных и специализированных школах («Этика и психология семейной жизни», «Изменения», «Гигиена и половое воспитание в условиях Севера» и др.).

  24. Гармоничные взаимоотношения родителей как пример межличностных отношений и полоролевого поведения.

  25. Значение брака и материнства для женщины.

  26. Импотенция и бесплодие.

  27. Влияние различных типов родительской власти на психосексуальное развитие детей (автократичный, авторитарный, демократичный, эгалитарный, разрешающий, попустительский, игнорирующий).

  28. Правильные формы общения родителей с взрослым ребенком.

  29. Мотивы, сдерживающие преждевременные половые контакты

  30. Подготовка подростков ко взрослой, семейной жизни, к родительской и супружеской ролям.

  31. Основные способы и методы предупреждения беременности (естественный путь предупреждения беременности, барьерные методы, внутриматочные средства).

  32. Нежелательная беременность, аборт  и его последствия.

  33. Оценка эффективности противозачаточных средств.

  34. Особенности применения различных видов контрацепции.

  35. Влияние контрацептивов на женский организм. Доступность

  36. Классификация заболеваний, передающихся половым путем.

  37. Общая характеристика ЗППП. Три звена эпидемического процесса.

  38. Основные особенности венерических заболеваний. СПИД и пути решения борьбы с чумой ХХ века. Группы риска.

  39. Медицинская и психологическая помощь больным.

  40. Современные средства лечения и новые методики диагностики ЗППП.

  41. Различные подходы к проблеме нормы и отклонения в сексуальном поведении.

  42. Три аспекта сексуального здоровья детей и подростков.

  43. Признаки и проявления нарушения половой идентичности в дошкольном возрасте (транссексуализм, трансвестизм).

  44. Расстройство сексуального предпочтения в подростковом возрасте (фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, зоофилия и т.д.)

  45. Взаимосвязь девиантного поведения с характером сексуального поведения. Последствия харассемента.

  46. Различные подходы к проблеме нормы и отклонения в сексуальном поведении.

  47. . Совращение, развращение и сексуальное насилие.

  48. Причины, признаки и последствия (отдаленные последствия) сексуального насилия. Инцест как одна из самых распространенных форм насилия.

  49. Медицинская, психологическая и юридическая помощь (Конвенция о правах ребенка).

  50. Роль родителей в предупреждении сексуального насилия над детьми.



Примерная тематика рефератов.

1.Нравственные и правовые основы брака.

2.Болезни, передающиеся половым путем и венерические заболевания.

3.Современное состояние проблемы «Чума ХХ века - СПИД».

4.Психологическая помощь детям, испытавшим сексуальное насилие.

5.«Острые» вопросы и как на них ответить?

6.История развития полового просвещения в России.

7. Особенности полового воспитания в странах зарубежья.

8. Религиозный взгляд на половое воспитание.

9. Состояние проблемы полового просвещения в коррекционной педагогике.

10.Роль родителей в процессе половой идентификации ребенка.
Примерная тематика курсовых работ.


  1. Современный состояние полового воспитания в СКОУ.

  2. Особенности половой идентификации у детей с ОВЗ.

  3. Содержательный аспект программ полового воспитания детей и подростков с ОВЗ


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

  1. Половое воспитание учащихся СКОУ.

  2. Особенности консультирования родителей в области полового воспитания детей с ОВЗ.

  3. Возможности современных педагогических технологии в половом воспитании детей и подростков с ОВЗ.


Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Введение дисциплины «Половое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» обусловлено актуальностью вопроса о половом просвещении в общеобразовательной и специализированной школах, усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования.

Педагоги всех ступеней общего образования должны быть вооружены элементарными знаниями о процессе полового воспитания, основными темами для обсуждения, и необходимостью обеспечения учета индивидуальных особенностей учащихся с различными возможностями здоровья и их социальным статусом.

В лекциях раскрываются методические и теоретические основы полового воспитания в общей и коррекционной педагогике, рассматриваются основные виды нарушений психосексуального и соматосексуального развития; формы и методы организации полового просвещения для детей с ограниченными возможностями.

На семинарских занятиях систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами реализации полового воспитания и совершенствуют свои знания о межполовых отношениях.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку реферативных сообщений на заданные темы или творческие работы.


Словарь терминов (глоссарий).

Аборт - прерывание беременности у женщины в сроки до 28 недель.

Барьерные методы контрацепции - методы противозачатия, основанные на создании преграды на пути сперматозоидов в матку.

Беременность - физиологический процесс в организме женщины и самок живородящих животных, связанный с развитием плодного яйца. У женщины беременность длится в среднем 280 суток.

Гениталии - медицинский термин, обозначающий половые органы;

Гиперсексуальность – повышение сексуального влечения, проявляющаяся в выраженности и напряженности сексуального влечения, психической фиксации на сексуально-эротических переживаниях.

Интимность - глубокая личная значимость, сокровенность.

Контрацепция - предупреждение беременности.

Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины.

Менархе - первая менструация.

Менструальный цикл- период между двумя менструациями (от 25 до 35 дней). В середине цикла происходит овуляция- выход созревшей яйцеклетки из яичника.

Овуляция - ежемесячный процесс выхода созревшей яйцеклетки из яичника в маточную трубу. Происходит на 14-й день менструального цикла и соответствует периоду максимальной вероятности зачатия.

Пол - совокупность генетических и морфофизиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов. Мужской или женский пол организма обусловлен генетически: специальными половыми хромосомами.

Половая дифференциация- процесс и результат формирования пола.

Половая идентичность- переживание своей соотнесенности с характеристиками пола.

Половая жизнь- совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение.

Половая роль- модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского или женского пола.

Половое размножение - способ размножения, при котором новая особь развивается обычно из зиготы, образующийся в результате слияния женской и мужской половых клеток.

Половое созревания - период жизни человека и животного, в течение которого организм достигает биологической зрелости (способности производить потомство).

Половые железы (гонады) - органы, образующие половые клетки у животных и человека, а также вырабатывающие половые гормоны.

Половые клетки (гаметы) или продуктивные клетки- женские(яйцеклетки или яйца) и мужские (сперматозоиды или спермии) половые клетки животных и растений, обеспечивающие при слиянии появлении новой особи и передачу наследственных признаков от родителей к потомкам.

Половая социализация- процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

Половое воспитание- система медико-психологических, гражданских и педагогических мер направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

Половое просвещение- предоставление знаний о поле и сексуальности;

Половые извращения - болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения.

Половые органы- органы полового размножения у животных и человека. Представлены половыми железами (семенники и яичники), половыми протоками(семяпроводы и яйцеводы) и копулятивными органами;

Половые преступления - преступные посягательства на половую неприкосновенность.

Половые хромосомы- пара хромосом у раздельнополых организмов, в которых расположены гены, определяющие пол.

Секс- пол, сексуальность, совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с удовлетворением и проявлением полового влечения;

Сексуальность - широкий термин, описывает комплекс действий, ощущений и относительно простых эмоций, связанных с реализацией полового инстинкта.

Сексуальные роли - существующие в культуре модели сексуального поведения мужчин и женщин.

Сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которых связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Фемининность - совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница