Цель дисциплины



Скачать 309.08 Kb.
Дата30.04.2016
Размер309.08 Kb.
Цель дисциплины: познакомить студентов с концептуальными основами современного подхода к обучению языку, и, прежде всего, коммуникативно-деятельностной системы обучения языку.

Задачи дисциплины:

  1. характеристика методологических подходов и принципов формирования речи дошкольников;

  2. знакомство студентов с условиями развития речи в дошкольных учреждениях коррекционного вида;

  3. раскрытие задач, содержания, методов и приемов работы над речью в разных возрастных группах;

  4. формирование умения планировать занятия по развитию речи с учетом современных требований;

  5. знакомство студентов с принципами анализа научной и методической литературы.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: работа по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • методологические основы методики развития речи детей с нарушениями слуха;

  • требования к использованию разных форм речи (устной, письменной, дактильной);

  • методы и приемы развития речи в разных возрастных группах, творчески использовать их;

  • научную и методическую литературу по вопросам развития речи детей с нарушениями слуха;

уметь:

  • охарактеризовать состояние речи дошкольников с недостатками слуха;

  • организовать совместную работу по развитию речи детей с воспитателями и родителями;

  • организовать работу по развитию речи в связи с разными видами детской деятельности (игрой, рисованием, конструированием, трудом и др.);

  • реализовать индивидуальный подход к детям с различным состоянием слуха и речи;

  • работать и аргументировать индивидуальную программу развития речи глухих и слабослышащих детей со сложными недостатками в развитии;

  • планировать работу по развитию речи в разных возрастных группах, оказывать помощь воспитателям и родителям в планировании работы по развитию речи;

владеть:

  • методами изучения речи глухих и слабослышащих дошкольников;

  • методикой организации занятий по развитию речи в дошкольных учреждениях для глухих и для слабослышащих детей.

  • специальными методическими приемами и средствами обучения, для того, чтобы правильно начать работу по формированию словесной речи неслышаших дошкольников;

  • уметь оценить исходный уровень речевого развития, его темпы и результаты на каждом возрастном этапе;

  • разумно сочетать работу над речью с развитием и воспитанием глухого ребенка, как гармонически развитой личности.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Практическое ознакомление с организацией сурдологической работы в детском саду.

-Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-сурдопедагога».

-Представить режим дня группы для детей с нарушением слуха и примерную сетку занятий на неделю- (по результатам посещения ДОУ)



6

«Круглый стол»


2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в группах для детей с нарушением слуха по формированию лексико-грамматических категорий.

- сделать анализ занятий


6

«Круглый стол»

3.

Знакомство с документацией, предметно-развивающей средой и оборудованием группы для детей с нарушением слуха.

-Составить схему видов документов, определяющих деятельность воспитателя в ДОУ,

-Разработать проект группы для детей с нарушением слуха.



4

защита созданных проектов на ПР

4.

Изучить формы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьей.

-Разработать консультацию для родителей по теме « Характеристика речевого развития детей с нарушением слуха»;

-Разработать план родительского собрания по теме « Роль семьи в воспитании неслышащего малыша»



6

«Круглый стол»

5.

Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя

-Подобрать примеры общего и различного в работе сурдопедагога и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;

- Проанализировать тетрадь взаимосвязи воспитателя и сурдопедагога.



4

выполнение тестов

ИТОГО

26





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Практическая работа 1.

Тема: Научные основы методики развития речи.

План:


  1. Предмет, объект, задачи методики.

  2. Характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

  3. Исторический экскурс в обучение глухих и слабослышащих.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте три системы обучения глухих и слабослышащих: «мимическая система», «чистый устный метод», «комбинированная система».

  2. Каковы тенденции в развитии современных научных взглядов на проблему речевого развития при нарушенном слухе?

  3. Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Развитие языковой способности у дошкольников с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №2.

  2. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №6.


Литература

(основная и дополнительная)

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей /Под ред. Л.М. Быковой.- М.,1991.

3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих.- М.,1973.


Практическая работа 2.

Тема: Принципы системы обучения языку.

План:


  1. Система общедидактических принципов.

  2. Специфические принципы в работе с дошкольниками, имеющих нарушения слуха.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительную таблицу общедидактических и специальных принципов.


Литература:

(основная и дополнительная)

1.Вопросы формирования аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой.- М.,1982.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т.- М., 1982.-Тт .1,5.

3. .Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.




Практическая работа 3.

Тема: Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха.
План:

  1. Понятие о речи, языке.

  2. Функции, виды речи.

  3. Формы словесной речи.

  4. Этапы специального обучения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте анализ используемых в обучении разных форм словесной речи.

  2. Что характерно для каждого этапа специального обучения детей с нарушением слуха.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схему по формам словесной речи.

2. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №6.
Литература.

(основная и дополнительная)

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой.-М.,1991.

3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих.- М.,1973.



Практическая работа 4,5,6.

Тема: Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.
План:

  1. Развитие речи в быту.

  2. Речевое развитие детей в игровой и изобразительной деятельности.

  3. Речевое развитие детей в конструктивной и музыкальной деятельности.

  4. Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.

  5. Тематика занятий и отбор речевого материала.

  6. Дидактические приемы.

  7. Требования к дидактическому материалу.

  8. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста.

  9. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

  10. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста.



Задания для самостоятельной работы.


  1. Составить конспект статьи Шаповал И.А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками. // Дефектология.- 2000.- №2.- с. 22-27.

  2. Подготовить сообщение по статье Терьянова Л.Н. , Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе. //Дефектология.-2001.- №2.- с.65-69.

  3. Проанализировать разделы по развитию речи специальных программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

  4. Подготовить дидактический материал к играм для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  5. Составить библиографию по теме занятия.


Литература.

(основная и дополнительная)

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./Под ред . Л.А. Головчиц.- М.,2003.

3 Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих.- М.,1987.

4 Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.- Смоленск,1999.

5 Программы: Воспитание и обучение глухих детей школьного возраста. - М., 1991; Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.- М.,1991.



Практическая работа 7.

Тема: Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите варианты семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.

  2. Каково содержание и методические приемы развития речи плохослышащих детей раннего возраста в семье?

  3. Определите основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.



Литература:

(основная и дополнительная)

  1. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.- Иваново,1996.

  2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье.- М.,1991

  3. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. –М.,2004.

  4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит.-М.,1995.


Практическая работа 8

Тема: Планирование работы по развитию речи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Цели и задачи планирования материала по развитию речи

    2. Типы планов

    3. Перспективный план и его структура

    4. Требования к ежедневному планированию

    5. Структура ежедневных планов занятий по развитию речи


Литература:

(основная и дополнительная)
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./Под ред . Л.А. Головчиц.- М.,2003.

3 Носкова Л.П. Обучен6ие языку в дошкольных группах школ глухих.- М.,1987.

4 Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.- Смоленск,1999.

5 Программы: Воспитание и обучение глухих детей школьного возраста. - М., 1991; Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.- М.,1991.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:



Основная
1. Багрова И. Г.Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. - М. : Просвещение, 1990. - 127 с.

2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология . - М. : Академия, 2002. - 224 с.

3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 125 с.

5. Власова Т. М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.

6. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб. : КАРО, 2006. – 496 с.

7. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб.пособие для студ.вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 302 с.

8. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : Сост.Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - М. : Полиграф сервис, 2001. - 158 с.

9. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык. - М. : Академия, 2002. - 120 с.

10. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ.вузов - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с.

11. Зыкова Т. С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей : учеб. пособие для студ. вузов, - М. : Академия, 2002. - 176 с.

12. Зыкова Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида : пособие для учителя - М. : ВЛАДОС, 2003. - 200 с.

13. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.

14. Красильникова, О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. вузов, - М. : Академия, 2005. - 272 с.

15. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М: ВЛАДОС, 2003. -192 с.

16. Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. вузов, - М. : ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

17. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студ. пед.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

18. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

19. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т. В. Розановой; НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 174 с.

20. Развитие устной речи у глухих школьников: метод.пособие; авт.-сост. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

21. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе : учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

22. Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

23. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой . - М. : ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

24. Сухова, В. Б. Обучение математике в 5-8 классах школ для глухих и слабослышащих детей. - М.: Академия, 2002. - 206 с.

25. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха : учеб. пособие для студ. Вузов.; под ред. Б.П. Пузанова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.


Дополнительная

  1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.,1988.

  2. Исенина Е. И. Родителям о психичсеком развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.-М.,1999.

  3. Королевская Т.К. Поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушенным слухом.// Дефектология,1995, №1.

  4. Королевская Т.К. Видимая речь: новые технологии – новые отношения.// Дефектология,1996, №2.

  5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М.,1991.

  6. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха .- М.,2000.

  7. Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом.//Дефектология,1994, №2.

  8. Рау Ф.Ф., Бельтюков В.И., Волкова К.А. Методика обучения глухих устной речи. – М.,1976.

  9. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология.- 1992.- №2-3.

  10. Салахова А.Д. , Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.// Дефектология .-2001.- №3 .- с.61-67.

11 . Смирнова О.И., Руленкова Л.И. Аудиология и слухопротезирование . –М.,2003.

12. Соколовская Т.Ф. "Развитие слухового восприятия глухих уча­щихся (начальный пери од обучения)".- М., 1987 г.

13. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М.,1995.

14. Яхнина Е.З. Музыкально- ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. –М.,1997.


Примерные зачетные тестовые задания.

1. В процессе целенаправленной работы по РСВ как у глухих, так и у слабослышащих … расстояние при восприятии голоса разговорной громкости.

А) уменьшается,

Б) увеличивается,

В) остается неизменным.
2. Лучше всего на слух, как глухими, так и слабослышащими различаются

А) двухсложные слова,

Б) трехсложные слова,

В) односложные слова.


3. Исследование слуха речью по Л.В. Нейману следует начинать с … расстояния, постоянно его … .

А) наибольшего, уменьшая

Б) наименьшего, увеличивая.
4.Исследование слуха начинается …, затем …, потом… .

А) с плохослышащего уха, лучше слышащего, бинаурально.

Б) с лучше слышащего, плохослышащего, бинаурально.

В), с лучше слышащего, с плохослышащего, бинаурально.


5.Существует два вида слуховой недостаточности:

А) глухота, собственно глухота,

Б) глухота, тугоухость.
6.В основу своей классификации Р.М.Боскис положила принцип …

А) потери слуха,

Б) развития слуха,

В) развития речи.


7.Согласно классификации потери слуха в ДБ, глухота наступает при понижении слуха свыше … ДБ.

А) 70 ДБ,

Б) 80 ДБ,

В) 90 ДБ.


8.Одним из основных условий развития слуховых представлений является…

А) зрительное восприятие слова, предъявленного на слух,

Б) обязательное проговаривание каждого воспринятого на слух слова.
9. Сущностью принципа поэтапного формирования умений по различению речи и элементов речи является

А) многократное повторение речевых символов,

Б) переход от точных дифференцировок к более грубым,

В) последовательный переход от грубых дифференцировок к более точным.




  1. Крики животных и птиц относятся (неправильное зачеркнуть)

А) к речевым звукам,

Б) к неречевым звукам,

В) к шумам.
11. При работе с ЗУА нужно … крики, стук, хлопки.

А) включать,

Б) исключать,

В) чередовать.


12.На уроках в школах глухих и слабослышащих идет опора на … восприятие.

А) слуховое,

Б) слухозрительное,

В) слухозрительное с элементами слухового.

13.Занятия по РСВ проводятся

А) только индивидуально,

Б) только фронтально,

В) и индивидуально, и фронтально.


14. Задача работы с текстами - это использование и развитие потенциального слухового резерва.

А) да,


Б) нет,

В) не знаю.


15. В индивидуальное занятие по РСВ должно входить:

  1. различение материала обиходно-разговорного характера,

  2. различение фраз, связанных с организацией занятий и учебной деятельностью,

  3. различение фраз, предложений из текстов.

А) нет,

Б) не только,

В) да,

Г) не знаю.


16. При интенсивном и длительном использовании слухового анализатора может возникнуть

А) утомление его,

Б) адаптация,

В) стойкое переутомление.


17.Индивидуальные занятия по РСВ длятся:

А) 30 мин.

Б) 20 мин.

В) 40 мин.

18.Речь как средство РСВ используется

А) на всех занятиях,

Б) только на индивидуальных,

В) только на фронтальных.


19.Главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи на родном языке.

А) да,


Б) нет,

В) не знаю.


20 Речь способствует успешной адаптации детей с нар. слуха в среде слышащих.

А) не только,



Б) да,

В) не знаю.


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Предмет, объект и задачи методики развития речи.

  2. Взаимосвязь методики развития речи с другими дисциплинами.

  3. Причины нарушений слуха у детей.

  4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха.

  5. Своеобразие общего и речевого развития дошкольников с нарушениями слуха.

  6. Системы обучения глухих и слабослышащих.

  7. История обучения языку глухих и слабослышащих.

  8. Принципы системы обучения.

  9. Этапы обучения языку.

  10. Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха.

  11. Классификации детей с нарушением слуха.

  12. Коррекционное обучение в специальных дошкольных учреждениях группах.

  13. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах.

  14. Организация педагогической помощи детям с нарушениями слуха в сурдологических кабинетах и центрах.

  15. Организация педагогической работы в семье с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

  16. Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста в семье.

  17. Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушенным слухом, посещающих специальные дошкольные учреждения.

  18. Развитие речи в разных видах деятельности детей.

  19. Развитие речи в быту.

  20. Речевое развитие в игровой, изобразительной и конструктивной деятельности.

  21. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

  22. Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.

  23. Предпосылки к овладению словесной речи.

  24. Тематика занятий.

  25. Отбор речевого материала.

  26. Взаимосвязь разных видов речевой деятельности.

  27. Обучение глобальному чтению

  28. Методические приемы.

  29. Требования к дидактическому материалу.

  30. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста.

  31. Изменения соотношения форм словесной речи у детей среднего возраста.

  32. Объем и содержание речевого материала у детей среднего дошкольного возраста.

  33. Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста.

  34. Развитие разговорной и связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

  35. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

  36. Методика работы над разными видами высказываний с разной лексической наполняемостью у детей старшего дошкольного возраста.

  37. Лексико-семантическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

  38. Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста.

  39. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста.

  40. Работа над разговорной и связной речью у детей старшего дошкольного возраста.

  41. Речевая готовность детей с недостатками слуха к школьному обучению.

  42. Планирование материала по развитию речи.

  43. Понятие планирования, виды планирования.

  44. Роль семейного воспитания в формировании речи детей с нарушениями слуха.

  45. Формы сотрудничества ДОУ и семьи.

  46. Основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.

  47. Психофизиологические, психолингвистические и лингвистические основы овладения языком.

  48. Условия формирования речи у детей в специальных дошкольных учреждениях.

  49. История становления методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха в России.

  50. История становления методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха за рубежом.


Примерная тематика рефератов.


  1. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников.

  2. Исторический обзор методов обучения глухих дошкольников речи.

  3. Коммуникативно-деятельностная система обучению языку глухих детей.

  4. Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.

  5. Учет генетического принципа в формировании речи дошкольника с нарушениями слуха.

  6. Деятельностный принцип в обучении языку детей с нарушениями слуха.

  7. Структурно-семантический принцип в обучении языку.

  8. Развитие речи глухих и слабослышащих дошкольников в игре.

  9. Развитие речи детей раннего возраста с нарушениями слуха в семье.

  10. Условия формирования речи в ДОУ для детей с нарушениями слуха.


Примерная тематика курсовых работ.


  1. Обучение глобальному чтению детей младшего дошкольного возраста.

  2. Лексико-семантическая работа на занятиях по развитию речи.

  3. Методы и приемы развития разговорной речи.

  4. Методы и приемы обучения пониманию прочитанного.

  5. Система работы над текстом с детьми старшего дошкольного возраста.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


  1. Роль и место дактильной речи в обучении языку глухих дошкольников.

  2. Использование письменной речи в обучении языку.

  3. Основные направления работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.

  4. Развитие языковой способности у глухих и слабослышащих дошкольников.

  5. Особенности работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

  6. Система работы над текстом с детьми старшего дошкольного возраста.

  7. Развитие связной речи детей с недостатками слуха.


Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Одной из наиболее ответственных и сложных коррекционных задач воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом является формирование словесной речи. Овладение словесной речью и развитие речевого мышления меняет ход психического развития ребенка со сниженным слухом, приближая его к норме. В значительной степени от уровня речевого развития ребенка с нарушенным слухом зависят возможности общения со слышащими детьми и взрослыми, интеграция в обществе и овладение социальным опытом.

Дисциплина «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха» является одной из ведущих в цикле сурдопедагогических дисциплин.

Предметом данной дисциплины является содержание, пути и методы специального формирования речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Овладение материалом данной дисциплины возможно, с одной стороны, после знакомства студентов с дошкольной сурдопедагогикой и сурдопсихологией, что должно помочь представить специфику и своеобразие взаимодействия различных анализаторов в процессе развития речи в случаях нарушенной слуховой функции. С другой стороны, для понимания психолого-лингвистических основ системы обучения языку важным оказывается ознакомление с такими дисциплинами как «Психология речи», «Психолингвистика».

Важное значение в программе придается характеристике условий формирования речи в дошкольных учреждениях: показаны основные аспекты работы над речью в быту, в ходе формирования основных видов детской деятельности и ознакомления с окружающим. Особо рассматривается значение специальных занятий по развитию речи, их содержание, методы и приемы развития речи детей с нарушенным слухом в разных возрастных группах.

В программе раскрывается значимый для теории и методики вопрос об использовании различных форм речи, их взаимосвязи в обучении языку детей с различной сохранностью слуха.

Важные в теоретическом и методическом плане вопросы раскрываются в лекциях и практических занятиях. На практических занятиях также анализируются вопросы содержания и организации работы по развитию речи на различных этапах, принципы планирования занятий.

Необходимым элементом данной дисциплины является посещение занятий по развитию речи в детском саду, так как часть 1 предлагаемых вопросов и заданий для самостоятельной работы 1 непосредственно связана с анализом этих занятий.

Данную дисциплину целесообразно проводить параллельно с чтением лекций и организацией практических занятий по методике развития слухового восприятия и обучения произношению, чтобы сформировать у студентов представление о целостности процесса речевого развития,

В списке литературы предлагаются книги и статьи, раскрывающие вопросы теории и практики формирования и развития речи у детей с нормальным и с нарушенным слухом.

Знания по методике развития речи студенты смогут реализовать, а также значительно их обогатить и конкретизировать в процессе последующей активной практики в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, развития слухового восприятия и обучения произношению, чтобы сформировать у студентов представление о целостности процесса речевого развития.

В списке литературы предлагаются книги и статьи, раскрывающие вопросы теории и практики формирования и развития речи у детей с нормальным и с нарушенным слухом.

Знания по методике развития речи студенты смогут реализовать, а также значительно их обогатить и конкретизировать в процессе последующей активной практики в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей.



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Раскройте основные принципы коммуникативно-деятельностной системы обучения языку детей с нарушенным слухом.

2. Обоснуйте взаимосвязь методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха с психологией, психолингвистикой, лингвистикой.

3. Раскройте принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.

4. Охарактеризуйте условия формирования языковой способности у детей с нормальным и нарушенным слухом.

5. Раскройте структуру речевой деятельности.

6. Раскройте требования к созданию слухо- речевой среды в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

7. Назовите виды детской деятельности, в которых происходит формирование речи детей с нарушениями слуха.

8. Каковы основные задачи занятий по развитию речи? Проанализируйте объяснительную записку к программе по развитию речи и аргументируйте свои выводы.

9. Назовите основные направления работы по развитию речи.

10. Раскройте взаимосвязь форм речи в обучении глухих (слабослышащих) дошкольников.

11. Определите место письменной речи в процессе развития речи.

12. Раскройте роль и место дактилологии в обучении языку глухих дошкольников.

13. Назовите основные приемы развития языковой способности у детей с нарушенным слухом на начальном этапе обучения.

14. Проанализируйте программу по развитию речи для 1-2 г.г. обучения и составьте примерный тематический план.

15. Каковы основные направления работы по развитию речи в средней группе?

16. Определите содержание этапов в обучении чтению.

17. Из книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам» подберите тексты, при работе с которыми может быть использован инсценированный рассказ и пояснительное чтение.

774

18. Определите тематику занятий в старшей и подготовительной группах.



19. Назовите основные приемы развития разговорной речи детей старшего дошкольного возраста.

20. Опишите методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

21. Опишите последовательность работы по составлению рассказа по закрытой картине

(по серии картин).

22. Адаптируйте одну из сказок для чтения глухими детьми подготовительной группы и составьте план работы над ней.

23. Раскройте последовательность работы над текстом в подготовительной группе.

24. Оформите план занятия по развитию речи, которое вы посетили в детском саду.

25. Составьте перспективный план работы на квартал в младшей (средней, подготовительной) группе.


Словарь терминов (глоссарий).
Адаптация — приспособление организма к окружающим условиям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.).

Анамнез — совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий.

Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова.

Аудиология наука о слухе и его нарушениях,

Аудиометрия - исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов.

Аудиограмма — графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра.

Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процесс использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи

Бинауральный слух восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши.

Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.

Вибрационная чувствительность - чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям.

Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предмет­ми и явлениями.

Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.

Глухота - наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.

Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.

Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая,

Кинестезии речевые - ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании.

Кинестезические ощущения - ощущения движения, положения частей тела в пространстве.

Коммуникация - общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплексные (сочетанные) нарушения - сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребенка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Коррекция - исправление каких-либо нарушений в развитии.

Мимика - совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью.

Онтогенез - развитие индивида от рождения до конца жизни.

Отраженная речь - повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо.

Отоларингология - отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики болезней уха, горла, носа.

Подражание - непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.

Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое специальное обучение.

Ранооглохшие дети - дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается.

Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, обеспечиваемое применением комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сенсорная депривация - недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств.

Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

Слабослышащие дети (дети с тугоухостью) - дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка.

Слепоглухонемота - врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин «слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной).

Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы

Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.

Слухопротезирование - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом.

Слухо-зрительное восприятие - восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Сопряженная речь - одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.

Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Сурдологический кабинет — специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых проводится работа по диагностике, лечению, профилактике нарушений слуха; осуществляется диспансерный учет глухих и слабослышащих, организуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.

Устная речь - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Фонематический слух - слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка.

Фонетическая ритмика - прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.

Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница