Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений и навыков в области обучения устной речи глухих и слабослышащих дошкольников



Скачать 481.41 Kb.
страница1/4
Дата30.04.2016
Размер481.41 Kb.
  1   2   3   4
Цель изучения курса «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» – освоение теоретических знаний и практических умений и навыков в области обучения устной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Предметом данного курса является содержание, пути, методы, средства и условия специального обучения устной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.



Задачи изучения курса:

  • раскрыть теоретические и методические основы обучения устной речи дошкольников с нарушениями слуха;

  • познакомить с историческим аспектом проблемы обучения устной речи детей с нарушениями слуха, актуальными вопросами, новейшими исследованиями и ближайшими перспективами развития данной области знания;

  • сформировать представления о содержании, методик, приемах, формах работы над устной речью;

  • в условиях слухо-зрительного восприятия речи детьми разных возрастных групп;

  • освоить содержание и технологию коррекционной работы по обучению устной речи дошкольников с нарушениями слуха, планирование раздела и учет результатов работы;

  • способствовать формированию аналитических, проектировочных, рефлексивных умений в области организации коррекционно-педагогического процесса.

Студенты должны знать:

  • психофизиологические механизмы воспитания, воспроизведения и формирования устной речи при нормальном слухе;

  • последствия нарушений слуха и их влияние на развитие устной речи дошкольников;

  • задачи, содержание и методы формирования произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих детей в условиях специально создаваемой слухоречевой среды при интенсивном развитии слухового восприятия с использованием электроакустических технологий;

  • организацию работы над произношением в специальных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей;

  • методику работы над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, ритмико-мелодической структурой речи, словами и фразами;

- технические средства обучения произношению.

Студенты должны уметь:

- обследовать уровень развития произносительных навыков глухого ребёнка и составить его профиль произношения;

- проектировать и моделировать работу по формированию и развитию устной речи как средства общения и выражения мысли у детей дошкольного возраста в ходе всего коррекционно-педагогического процесса;

- планировать работу по формированию, коррекции, автоматизации произносительных навыков у детей с нарушениями слуха в условиях интенсивного развития их слухового восприятия;

- осуществлять дифференцированный подход к детям с учётом состояния слуховой функции, речевого развития, сформированных навыков восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей;

- методически обоснованно включать в педагогический процесс технические средства обучения и компьютерные технологии.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов




Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вар

2 вар

3 вар

1.

Практическое ознакомление с организацией сурдологической работы в детском саду.

- Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-сурдопедагога»;

- Представить режим дня группы для детей с нарушением слуха и примерную сетку занятий на неделю.



6

4

4

- составление конспекта.

2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях для детей с нарушением слуха.

- Сделать анализ одного любого увиденного занятия по обучению произношению


8

8

8

-составление конспекта;

- анализ увиденного занятия.



3.

Знакомство с документацией сурдопедагога и оборудованием сурдологического кабинета.

-Составить схему видов документов, определяющих деятельность сурдопедагога в ДОУ, дать краткую письменную характеристику каждому виду;

-Разработать дизайн вашего будущего кабинета.




10

6

6

- защита созданных проектов на ПР,

- выполнение тестов



4.

Специфика деятельности воспитателя группы для детей с нарушением слуха. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.

-Составить объединенную таблицу «Специфика деятельности воспитателя группы для детей с нарушением слуха» (2 колонки: 1-вид занятия, например, физкультурное; 2- особенности проведения);

- Сделать анализ одного любого увиденного воспитательного занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)



8

6

6

- составление таблицы;

- «круглый стол».



5.

Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя; сурдопедагога и родителей.

-Подобрать примеры общего и различного в работе сурдопедагога и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;

- проанализировать тетрадь взаимосвязи сурдопедагога и родителя.



8

6

6

- составление консультация для родителей;
- защита созданных проектов.




Итого

40

30

30





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Занятие 1.

Тема: Звуковая природа устной речи
План:

  1. Основные характеристики устной речи.

  2. Базовые компоненты речепроизводящего механизма.

  3. Фонетическая система русского язык.

  4. Механизм образования звуков речи, и их классификация.

  5. Характеристика звуковых средств.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте характеристику звуковых средств (варьирование свойств – принадлежность к тонам или шумам, высота, сила, тембр, длительность, прерывистость, непрерывность).

  2. Раскройте понятия: динамический диапазон речи, частотный диапазон речи.

  3. Охарактеризуйте элементы фонетической системы языка: фонема, словесное ударение, интонация.


Задания для самостоятельной работы:

Выписать термины, составить глоссарий по теме, отразив в нем следующие понятия:



Высота звука

Сила звука

Тембр

Длительность



Прерывистость

Непрерывность

Фонема

Аллофона


Форматы звуков

Словесное ударение

Орфоэпия

Интонация

Синтагматическое ударение

Логическое ударение



Эмфатическое ударение



Литература:

Основная:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница