Цель курса: формирование у магистров системных представлений о психологических аспектах руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения, т е. психологических особенностях управленческих отношений



Скачать 219.38 Kb.
Дата06.06.2016
Размер219.38 Kb.

________СДМ.03 Психология управления в образовании______________ (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)




1. Цель и задачи курса


Цель курса: формирование у магистров системных представлений о психологических аспектах руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения, т.е. психологических особенностях управленческих отношений.

Задачи курса:

  1. Изучение теоретико-методологических основ психологии управления, включающее знакомство с концепциями, понятиями, закономерностями психологии управления в образовании;

  2. Изучение психологических особенностей управленческого труда вообще, его специфики в педагогической сфере деятельности;

  3. Овладение психологическим анализом личности в процессе управленческих взаимодействий;

  4. Формирование знаний о закономерностях межличностных взаимоотношений в организации;

  5. Ознакомление с технологиями управления по ценностям и ценностным ориентациям;

  6. Овладение знаниями по оптимизации управленческих взаимоотношений в звене «руководитель- подчиненный»;

  7. Приобретение практических навыков поведения в условиях конфликтных ситуаций.

2. Требования к уровню подготовки.

Студенты в результате освоения курса «Психология управления в образовании» должны:



  • Выделять психологическую составляющую процесса управления.

  • Знать теоретические положения, основные ключевые понятия психологии управления в образовании.

  • Выявлять и анализировать психологические особенности эффективности управления.

  • Разбираться в особенностях психологии индивида и группы.

  • Иметь представление о методиках изучения оптимизации психологических явлений в сфере управления и образования.

Появление новейших информационных технологий, развитие управленческой мысли, переход к новым социально-экономическим отношениям, складывающимся в постиндустриальном обществе, привели к пониманию того, что на первое место в обеспечении эффективности деятельности любой организации выдвигаются человеческие ресурсы. В связи с этим возрастает роль психологического содержания процесса управления в образовании. В процессе осуществления профессиональной деятельности магистры педагогики неизбежно участвуют в управленческих взаимоотношениях. Педагогический труд зачастую осуществляется в условиях ненормированного рабочего дня, в сложных психологических ситуациях. Все это требует умения работать в коллективе (команде), эффективно осуществлять межличностные коммуникации, находить пути выхода из конфликтных ситуаций и т.д. Курс «Психология управления в образовании» дает возможность обучающимся приобрести данные навыки.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 10

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

52

52

Лекции

26

26

Практические занятия (ПЗ)

26

26

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

48

48

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Зачет


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Предмет, цели, основные принципы и задачи психологии управления. История становления и развития психологии управления в образовании.

3


1




2

Личность в управленческих взаимодействиях в системе образования.


2

2




3

Психология управления поведением личности в образовательной системе.


2

2




4

Современные представления об управлении по ценностям.


1

1




5

Психология управления групповыми явлениями и процессами в коллективе педагогов и учащихся.

3

4




6

Психологические особенности личности руководителя в образовании


2

1




7

Психология индивидуального стиля управления.


2

4




8

Специфика психологического влияния в управленческой деятельности педагога.


2

1




9

Психологические последствия применения манипулятивных технологий в управлении


4

4




10

Психология делового общения


2

2




11

Психология управления конфликтными ситуациями

3

4



4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Предмет, цели, основные принципы и задачи психологии управления. История становления и развития психологии управления в образовании.


Сложность и многоаспектность управленческого труда в системе образования. Субъекты и объекты управленческой деятельности. Психологическое содержание управленческой деятельности. Причины возрастания роли психологического начала в педагогическом управлении.

Место психологии управления в системе научного и педагогического знания. Объект и предмет психологии управления. Современная дискуссия о предмете психологии управления. Психология управления как смежная наука. Связь психологии управления с общей, социальной и педагогической психологией, теорией управления, культурой и этикой управления и другими науками. Основные задачи психологии управления в образовании. Методы психологии управления в образовании. Основные направления современных исследований в психологии управления.


Раздел 2. Личность в управленческих взаимодействиях в системе образования

Понятие личности в психологии. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Психические процессы. Биографические характеристики (возраст, пол, социально-экономический статус, образование). Темперамент. Общие и частные способности личности. Черты личности. Характерологические особенности личности. Акцентуированный и не акцентуированный характер. Мировосприятие личности. Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение и самоэффективность личности. Социальный статус и социальная роль педагога в обществе и в организации.


Понятие профессиограммы и психограммы. Зависимость эффективности профессиональной деятельности от особенностей психических процессов, биографических характеристик, темперамента, способностей, черт личности.

Раздел 3. Психология управления поведением личности в образовательной системе.

Понятие поведения личности. Основные теории, объясняющие поведение. Трудовое поведение личности. Особенности поведения личности в структуре педагогического процесса.Понятие мотива и мотивации в психологии, управлении и педагогике. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Элементы мотивационного процесса: потребность, интерес, мотив, действия, вознаграждение, устранение потребности. Понятие и структура самомотивации. Понятие и функции социальной установки. Структура социальной установки. Взаимосвязь установок личности и ее поведения в структуре педагогического процесса. Теории, объясняющие влияние установок на поведение личности. Способы изменения социальных установок личности. Использование позитивного и негативного подкрепления, наказание для изменения установок личности. Методика модификации организационного поведения.

Раздел 4. Современные представления об управлении по ценностям.


Понятие ценности. Виды ценностей. Терминальные и инструментальные ценности, витальные, интеракционистские ценности. Формы существования ценностей в обществе. Трансформация ценностей в современном российском обществе. Ценности организации. Теория «7-S». Ценностное управление К. Бланшара и М. Коннора. Принципы управления по ценностям. Понятие и функции ценностных ориентаций. Ценностные ориентации руководителя и подчиненного. Особенности применения наказания и поощрения исходя из ценностных ориентаций сотрудников.

Раздел 5. Психология управления групповыми явлениями и процессами в коллективе педагогов и учащихся.


Группа как объект управления. Понятие группы в психологии. Виды групп. Малая группа. Функции группы. Нормы и ценности группы. Особенности педагогического коллектива. Характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, система групповых ожиданий. Структурные характеристики группы: статусно-ролевая, социометрическая и коммуникативная структура группы, структура социальной власти в группе. Официальные и неофициальные роли в группе. Группообразование. Группы разного уровня развития: когломерат, номинальная, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив, корпорация. Понятие коллектива и команды. Виды команд. Пути создания эффективной команды. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство группы. Психологическая совместимость сотрудников, ее формы: срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость. Понятие социально-психологического климата, его показатели. Пути оптимизации психологического климата. Методы изучения внутригрупповых отношений. Эффекты воздействия группы на личность. Конформизм. Коллективизм. Деиндивидуализация. Фрустрация. Групповая поляризация. Групповое мышление. Проявления социальной фасилитации и социальной ингибиции, эффекта социальной лености, условия их возникновения.

Раздел 6. Психологические особенности личности руководителя в образовании.


Понятие личности руководителя. Особенности профессиональной деятельности руководителя в образовании. Руководитель - лидер. Профессиограмма руководителя. Влияние биографических характеристик руководителя на эффективность его деятельности. Способность руководителя к управленческой деятельности в системе образования. Интеллектуальные характеристики руководителя. Управленческие знания, управленческие умения, управленческие навыки. Черты личности успешного руководителя. Самооценка, социальная ориентация руководителя. Ведущие мотивы деятельности успешного руководителя. Акмеология руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет. Методики изучения психологических качеств руководителя. Роли руководителя в педагогическом коллективе. Этапы вхождения в роль. Межличностные и информационные роли. Роли, связанные с принятием решений. Коммуникативная компетентность руководителя. Имидж руководителя. Имиджеформирующая информация. Структура имиджа. Влияние имиджа на эффективность деятельности руководителя. Стресс в деятельности руководителя. Причины появления стресса в организации. Факторы, влияющие на индивидуальный стресс. Последствия стресса. Способы борьбы со стрессом.

Раздел 7. Психология индивидуального стиля управления.


Понятие стиля управления, стиля руководства, стиля подчинения, стиля соподчинения, стиля работы руководителя. Одномерные и многомерные стили управления. Адаптивный и антикризисный стиль управления. Классификация стилей управления: по характеру принятия решений в социальной группе; в зависимости от носителя субъекта стиля; по отношению к форме и содержанию; по особенностям поведения руководителя высшего ранга в процессе разрешения организационных задач; по отношению персонала к нововведениям; по форме передачи управленческих решений на исполнение; по способу передачи информации; по способу реализации управленческих решений; в зависимости от сферы деятельности управленческих работников; по целевой ориентации руководителей; по формам сотрудничества руководителя с подчиненными; по технологии воздействия на людей; по форме проявления. Психологические особенности использования руководителем различных стилей управления. Влияние стиля управления на формирование коллектива и команды. Взаимосвязь стиля управления и состояния социально-психологического климата в коллективе.

Раздел 8. Специфика психологического влияния в управленческой деятельности педагога.


Власть и влияние в системе образования. Психологическая сторона власти и подчинения. Психологические теории власти. Социально-биологическая теория (Аристотель, Ф. Ницше). Компенсаторная теория (К. Хорни). Полипотребностная концепция А. Каверина. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении. Психологические мотивы стремления к власти. Власть как средство и самоцель. Индикаторы ярко выраженного стремления к власти. Принятие власти, распоряжений на психологическом уровне. Психологические мотивы подчинения. Источники власти. Психологическая легитимность власти. Механизмы психологического влияния. Способы психологического влияния. Способы влияния, направленные на сферу бессознательного. Способы влияния, обращенные к рациональному в человеке. Понятие и функции психологического заражения и подражания. Использование средств заражения и подражания в педагогическом коллективе. Внушение. Виды внушения. Факторы, влияющие на эффективность внушения. Нейролингвистическое программирование. Приемы, средства НЛП и их применение. Убеждение. Факторы, обуславливающие эффективность убеждения. Психологические особенности использования руководителем просьб и приказов.

Раздел 9. Психологические последствия применения манипулятивных технологий в управлении


Понятие манипуляции. Управление и манипулирование. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Предпосылки манипуляции: культурные, социальные, внутриличностные. Психологические основы манипулирования: «тень» человека как основа манипуляции; манипулирование на основе стереотипов; манипулирование на основе создания вторичных потребностей; манипулирование на основе обращения к эмоциям и воображению. Феномен «массовости» и манипулирование. Идеология и манипулирование. Исследования К. Мангеймом идеологического манипулирования через средства массовой коммуникации. Техники и приемы манипулирования используемые в педагогической деятельности.

Раздел 10. Психология делового общения


Общение в профессиональной деятельности руководителя. Современные представления о психологии общения. Гуманистический и манипулятивный подходы к общению. Типология общения. Коммуникативная сторона делового общения. Структура коммуникативного процесса Коммуникативные барьеры и основные причины их возникновения. Барьеры, возникающие по вине руководителя. Понятие обратной связи в общении, ее роль в деловом общении. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Перцептивная сторона делового общения. Механизмы формирования восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия. Феномен каузальной атрибуции. Эффекты межличностного восприятия: ореола, новизны, первичности, края, стереотипизации. Интерактивная сторона делового общения. Типы взаимодействия: кооперация – конкуренция, приспособление – оппозиция, согласие – конфликт. Формы взаимодействия. Позиции сторон в деловом общении. Формы делового общения. Деловая беседа, психологические предпосылки ее успешности. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

Раздел 11. Психология управления конфликтными ситуациями


Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Роль объективных интересов и психологических факторов в конфликте. Конструктивный и деструктивный конфликт. Психологическая структура конфликта. Инцидент и его восприятие. Конфликтная ситуация. Объект конфликта, его участники. Закрытость - открытость как важные психологические позиции различных сторон конфликта. Эффективность открытой позиции в конфликте и психологические препятствия для нее. Субъективная реальность конфликта. Представление участников о конфликте и необходимость их сближения. Деструктивные последствия эгоцентричных представлений о конфликте. Динамика конфликта: объективные предпосылки конфликта, осознание конфликта, конфликтные действия, разрешение конфликта. Отсутствие нормальной динамики, «застревание» в конфликте как предпосылка перерастание конфликта в кризис. Типичные ошибки конфликтного поведения. Возможности управления конфликтом. Руководитель как непосредственный участник конфликта и как посредник. Модель поведения в конфликте Томаса - Киллмена. Уклонение, противодействие, компромисс, приспособление, сотрудничество как способы управления и регулирования конфликтами, их эффективность в различных ситуациях. Правила поведения в конфликте.

5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. – М., 1999.

  2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков, 1998.

  3. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Уч.пос. для студентов вузов. – М., 2002.

  4. Кох И.А. Конфликтология. - Екатеринбург, 1997.

  5. Майерс Д. Социальная психология. / Пер. с англ. – СПб., 1998.

  6. Психология управления. Учебное пособие - Екатеринбург, 2005.

  7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М., 2003.

  8. Спивак В.А. А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

б) дополнительная литература


  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технологии формирования команды. Учебное пособие – М., 2002.

  2. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. – М., 1999.

  3. Айзенк Г. Исследования человеческой психики: Почему мы ведем себя именно так. – М., 2001.

  4. Акмеология. Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М., 2002.

  5. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. Социология и психология управления. – Ростов – на - Дону, 2001.

  6. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей. Учебное пособие – М., 2000.

  7. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции. – СПб., 2002.

  8. Берн Ш. Гендерная психология. – М., 2002.

  9. Берн Э. Иры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

  10. Бланшар К., О?Коннор М. Ценностное управление. - Минск, 2003.

  11. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

  12. Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшего периода России. – Ставрополь, 2002.

  13. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2004.

  14. Вересов Н.Н. Психология управления. Учебное пособие. – М., 2001.

  15. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. – М., 2002.

  16. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика. / Пер. с англ. – М., 1999.

  17. Глумаков В.Н. Оргнизационное поведение. – М., 2002.

  18. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000.

  19. 1Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск, 1995.

  20. Душкина М.Р. Психология влияния. – СПб., 2004.

  21. Душков Б.А., Королев А.В., Смитрнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М., 2003.

  22. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2001.

  23. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. – Екатеринбург, 1995.

  24. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М., 2002.

  25. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002.

  26. Занковский А.И. Организационная психология. – М., 2002.

  27. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем.. - М., 1990.

  28. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. – СПб., 2004.

  29. Зинченко Г.П., Овчаренко Р.К. Гендерные отношения на государственной службе: механизмы и регуляция. – Ростов – на - Дону, 2004.

  30. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. – СПб., 2003.

  31. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие – М., 2003.

  32. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение. – М., 2003.

  33. Кишкель Е.И. Управленческая психология. – М., 2002.

  34. Конфисатор А.Г. Психология власти. – 2-е изд. – СПб., 2004.

  35. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М., 2003.

  36. Коузер Льюис. Основы конфликтологии. - СПб., 1999.

  37. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

  38. Кукушкин В.С. Психология делового общения. Учебное пособие – М., 2003.

  39. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие – М., 2002.

  40. Луман Н. Власть / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. – М., 2001.

  41. Митин А.Н. культура и этика управленияперсоналом. - Екатеринбург, 2001 г.

  42. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М., 1996.

  43. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. – СПб., 2000.

  44. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. – М., 1990.

  45. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. – М., 1981.

  46. Пиз А. Язык телодвижений. – Н.Новгород, 1992.

  47. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М., 2000.

  48. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М., 2000.

  49. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. - М., 2001.

  50. Психология конфликта. Хрестоматия. - СПб., 2001.

  51. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия. - СПб., 2001.

  52. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. Ред. М.Ф. Удальцова. – Новосибирск, М., 2001.

  53. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. – Самара, 1999.

  54. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. Учебное пособие – М., 2003.

  55. Романов П.В. Власть, управление и контроль в организациях: антропологические исследования современного общества. – Саратов, 2003.

  56. Русаликова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипнюк. – СПб., 2001.

  57. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., 2004.

  58. Семиков В.Л. Организационнное поведение руководителя. – М., 2004.

  59. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев, 1991.

  60. Скрипник К.Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

  61. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – М., 2002.

  62. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Ред. сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 1996.

  63. Тернер Дж. Социальное влияние. – СПб., 2003.

  64. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов \ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.М. Еремина. – М., 2002.

  65. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие – Минск, 2003.

  66. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. – М., 1992.

  67. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2000.

  68. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний. // Социс. – 2003. - №1.

  69. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – Мн., 2000.

  70. Шепель В.М. Управленческая антропология: человедческая компетентность менеджера. – М., 2000.

  71. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. Учебное пособие – М., 2003.

  72. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. – М., 1994.

  73. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. – М., 1993.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.

8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Место психологии управления в системе научного и педагогического знания.

2. Методы психологии управления в образовании.

3. Темперамент и его влияние на взаимодействие в группе.

4. Влияние характерологических особенностей личности на поведение в группе.

5. Понятие мотива и мотивации в психологии.

6. Понятие ценности и их виды.

7. Понятие группы в психологии. Виды групп.

8. Методы изучения внутригрупповых отношениях.

9. Способы борьбы со стрессом.

10. Власть как средство и сама цель.

11. Механизмы психологического влияния.



8.2. Примерная тематика рефератов

  1. Психологическое содержание управленческой деятельности в системе педагогического образования.

  2. Психологическая сторона власти в педагогическом коллективе.

  3. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.

  4. Организационная культура как социально-психологическая проблема.

  5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.

  6. Психологические особенности женщин-руководителей.

  7. Влияние социальных установок личности на ее поведение в процессе педагогической деятельности.

  8. Современные подходы к управлению по ценностям.

  9. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности педагога.

  10. Психологические аспекты самоменеджмента педагога.

  11. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических характеристик, способностей и черт личности.

  12. Эффекты влияния группы на личность.

  13. Особенности делового общения.

  14. Коммуникативная компетентность руководителя (педагога) как условие эффективной управленческой деятельности.

  15. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива.

  16. Социально-психологические основы принятия управленческих решений.

  17. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров.

  18. Средства психологического влияния.

  19. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия в образовательных учереждениях.

  20. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

  21. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе учащихся.

  22. Социально- психологические особенности педагогического труда.

8.3. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы. Связь психологии управления с другими науками.

  2. История становления и развитие психологии управления.

  3. Понятие делового общения, его основные функции.

  4. Деловое общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

  5. Эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении.

  6. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

  7. Деловое общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса.

  8. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения.

  9. Социально-психологические проблемы управления в образовании.

  10. Стресс в управленческой деятельности. Причины и последствия появления стрессов.

  11. Психологическая защита, формы ее проявления.

  12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.

  13. Управление поведением личности в организации.

  14. Группа как объект управления. Виды групп. Функции групп.

  15. Характеристики малой социальной группы: композиция, структура, групповые процессы.

  16. Групповая динамика. Этапы развития и функционирования группы.

  17. Коллектив как высшая ступень развития группы: понятие и этапы развития коллектива.

  18. Команда: понятие, особенности построения.

  19. Сплоченность группы как условие ее эффективности. Понятие сплоченности. Факторы, влияющие на ее возникновение и развитие.

  20. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.

  21. Психологическая совместимость членов группы: понятие, виды и уровни.

  22. Понятие группового давления. Проявления конформизма и деиндивидуализации в деятельности членов группы.

  23. Возникновение группового мышления и его влияние на принятие решений в группе.

  24. Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, социальной ингибиции и социальной лености.

  25. Методы изучения социально-психологических характеристик личности и группы.

  26. Конфликт в организации: определение и виды.

  27. Причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.

  28. Психологическая составляющая педагогического конфликта. Виды поведения в педагогическом конфликте.

  29. Динамика конфликта.

  30. Управление конфликтом.

  31. Психологические аспекты власти и влияния в организации на примере педагогического коллектива.

  32. Психологическое влияние на подчиненных посредством приказания и убеждения.

  33. Психологическое влияние на подчиненных средствами заражения и подражания.

  34. Психологическое влияние на подчиненных путем внушения, нейролингвистического программирования.

  35. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования в образовательном процессе.

  36. Психологические особенности личности руководителя-педагога.

  37. Роли руководителя в педагогическом коллективе. Виды ролей, их содержание. Этапы вхождения в роль.

  38. Коммуникативная компетентность руководителя - педагога.

  39. Психологические особенности стилей управления в системе образования. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

  40. Психологические детерминанты имиджа руководителя-педагога.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Н.В. Жигинас

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница