Целью курса является подготовка студентов к планированию, реализации и анализу занятий по пространственной ориентировке в дошкольных учреждениях и школах для слабовидящих. Курс состоит из двух разделов



Скачать 251.14 Kb.
Дата29.04.2016
Размер251.14 Kb.
Целью курса является подготовка студентов к планированию, реализации и анализу занятий по пространственной ориентировке в дошкольных учреждениях и школах для слабовидящих.

Курс состоит из двух разделов:

1.Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.

2.Социально- бытовая ориентировка слепых и слабовидящих.



Основными задачами курса являются:

  • Систематизация знаний студентов по вопросам содержания образования по курсу

«Пространственная ориентировка» в современных коррекционно-образовательных учреждениях;

  • знакомство со своеобразием форм, методов, приемов организации образовательного процесса по курсу «Пространственная ориентировка»

  • вооружение студентов практическими умениями и навыками по планированию, по реализации и анализу занятий.


Студент должен знать:

  • основные положения пространственной ориентации человека;

  • значимость состояния зрительного аппарата и зрительного восприятия и в целом сигнальной системы в ориентации в пространстве;

  • стадии компенсаторного развития детей с нарушениями зрения;

  • современные программы и методический материал по обучению ориентации;

  • содержание и методику социально-бытовой ориентации.

Студент должен уметь:

  • обследовать готовность сохранных анализаторов и психофизического состояния организма детей к обучению знаниям и умениям ориентироваться;

  • применять методики и методы коррекционно- педагогической работы по формированию у детей умений ориентироваться в пространстве с учетом полиморфности в развитии детей;

  • подбирать адекватный дифференцированный наглядно-дидактический материал, оптические и тифлотехнические средства к занятиям;

  • использовать в процессе организации занятий с детьми знания из смежных дисциплин ( по психологии, по развитию зрительного восприятия);

  • анализировать специальную методическую и теоретическую литературу и эффективно ее использовать в практической работе с детьми и их родителями.


Темы для самостоятельного изучения


Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

СР

Форма контроля выполнения самостоятельной работы













Понятие ориентировки в пространстве и мобильности.

Раскройте понятие и значение пространственной ориентировки.

Выделите шесть направлений формирования навыков ориентировки.



5

Выполнение тестов.


Обучение ориентировке и мобильности детей раннего возраста.

Что должно быть сформировано у ребенка до того, как он начнет ходить?

Дайте характеристику развития ориентировки в пространстве на первых двух стадиях компенсаторного развития.



5

Выполнение тестов.


Ориентировка и мобильность детей дошкольного возраста.

Назовите условия успешного развития дошкольных стадий компенсаций слепоты.

Что является важной составной частью в развитии ориентировки в пространстве?



5

Выполнение тестов.


Обучение ориентировке детей 3-4лет.

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите приемы и методы работы.

Приведите примеры практических заданий


5

Выполнение тестов.


Обучение ориентировке детей 4-5лет.

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите методы и приемы обучения.

Приведите примеры практических заданий


5

Выполнение тестов.


Обучение ориентировке детей 5-6лет.

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите методы и приемы обучения.

Приведите примеры практических заданий


5

Выполнение тестов.


Обучение ориентировке детей 6-7лет.

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите методы и приемы обучения.

Приведите примеры практических заданий


5

Выполнение тестов.


Зарубежный опыт обучения пространственной ориентировке.

Реферирование литературы по теме

5

Защита рефератов.

Всего: 40час.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Планы практических занятий.
Занятие 1. Понятие ориентировки в пространстве и мобильности.»2час.»

План

1 Понятие ориентировки в пространстве.

2 Условия для реализации мобильности.

3 Классификация видов пространственной ориентации.
Вопросы для обсуждения.

1. Психофизиологические механизмы овладения пространством.

2.Дифференцированный подход к различным группам слепых и слабовидящих.

Задания для самостоятельной работы.

Выполнить конспекты статей из основного списка литературы.


Литература. (основная и дополнительная)
1. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. - М. .1982.

2. Обучение инвалидов по зрению ориентировке в пространстве.- М., 1990.

3. Психолого-педагогические аспекты элементарной реабилитации слепых. – Воронеж, 1994.

Занятие 2. Основные причины трудностей пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.» (4час)

План


  1. Значение различных сенсорных систем в процессе ориентирования.

  2. Особенности пространственной ориентации детей с нарушениями зрения.

  3. Использование тифлотехнических и оптических средств в пространственной ориентировке


Вопросы для обсуждения.

1.Общие трудности всех групп лиц с нарушенным зрением.

2.Специфические трудности ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
Задания для самостоятельной работы

Составить таблицу трудностей ориентировки в пространстве.


Литература. (основная и дополнительная)

1.Бубнова Т.В. Особенности формирования пространственных представлений у учащихся школ для слепых и слабовидящих детей. //Дефектология. - 1970, №4.

2.Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. - М., 1951.

Занятие 3. Методика формирования ориентировки детей с нарушениями зрения. 6час

ПЛАН


  1. Диагностика исходного уровня готовности к обучению ориентированию в пространстве детей с нарушениями зрения.

  2. Анализ вариантов программно-методического обеспечения по обучению детей с нарушениями зрения пространственной ориентировке.

  3. Составление вариативных программ для обучения детей ПО.

  4. Планирование коррекционной работы и подбор форм и средств для занятий.

Вопросы для обсуждения.

1.Учет уровня сформированности пространственной ориентировки при организации занятий.

2.Основной принцип обучения ориентировке в пространстве.

3.Основные приемы обучения.

4.Структура занятия.

5.Формы работы.

6.Оборудование кабинета ориентирования для слепых и слабовидящих.
Задания для самостоятельной работы.

Составить конспект занятия по ориентировке в пространстве.


Литература. (основная и дополнительная)

1.Семенов Л.А. Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. - М., 1991.


Занятие 4. Использование игровой деятельности в процессе ориентирования.»6час.»
План

  1. Значение игровой деятельности в развитии дошкольника.

  2. Развитие игровой деятельности у дошкольника с нарушениями зрения.

  3. Условия для развития эффективной игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения.

Вопросы для обсуждения.

1.Значение специальных игр и упражнений в ориентировке в пространстве.

2.Офтальмо-гигиенические и тифлопедагогические условия проведения игр по ориентировке в пространстве.

3.Приемы, используемые при проведении игр и упражнений.

4.Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов.

5.Игры и упражнения на ориентировку с применением схем.

6.Игры и упражнения на ориентировку в процессе передвижения.

7.Игры и упражнения на микроориентировку.


Задания для самостоятельной работы.

1. Выполнить конспекты из основного списка литературы.

2. Составить таблицы офтальмо-гигиенических и тифлопедагогических рекомендаций.

3. Составление конспекта дидактической игры по пространственной ориентировке.

4. Составление конспекта сюжетно- ролевой игры по пространственной ориентировке.

Литература. (основная и дополнительная)

1. Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы.

2. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников.// Дефектология. – 1991, № 4.



Занятие 5. Социально-бытовая ориентировка. 2час

План


1 Формирование навыков самообслуживания.

2 Формирование навыков хозяйственно-бытового труда у дошкольников с учетом состояния их зрительных возможностей.

3.Преемственность в обучении социально-бытовой ориентировке между дошкольными и школьными заведениями.

Вопросы для обсуждения.

1.Краткий обзор программы по социально-бытовой ориентировке.

2. Место и роль социально- бытовой ориентировки в системе реабилитации и социальной интеграции лиц с нарушенным зрением.

3. Формы и методы обучения социально- бытовой ориентировке.

4. Роль семьи в решении задач социальной и бытовой адаптации ребенка с патологией зрения.
Задания для самостоятельной работы.

1.Выполнить конспекты статей из основного списка литературы.

2. Составление словаря специальных терминов по пространственной и социально-бытовой ориентировке.
Литература. (основная и дополнительная)

1. Патапова Т.В. Занятия по социально - бытовой ориентировке - новое направление в работе спецшколы: Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению в свете требований перестройки всех сфер жизни общества.- Минск, 1989.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература.
(основная)


  1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964.

  1. Боровская, И. К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития : пособие для работы с детьми : в 2 ч. Ч. 1 : Для младшего и среднего дошкольного возраста / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2003

  2. Боровская, И. К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития : пособие для работы с детьми : в 2 ч. Ч. 2 : Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004

  3. Боровская, И. К.Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития : пособие для работы с детьми : в 2 ч. Ч. 1 : Для младшего и среднего дошкольного возраста / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2003

  4. Боровская, И. К.Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития : пособие для работы с детьми : в 2 ч. Ч. 2 : Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004

  5. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики : развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб.пособие для студ.вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Владос, 2000. - 237 с.

  6. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики : развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб.пособие для студ.вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Владос, 2000. - 237 с.

  7. Завражин, С. А.Адаптация детей с ограниченными возможностями : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. - М. : Академический Проект : Трикста, 2005.

  8. Кислякова, Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития : путешествие в мир окружающих предметов : для дошк. и мл. шк. возраста : пособие для учителя-дефектолога / Ю. Н. Кислякова. - М. : ВЛАДОС, 2004

  9. Кислякова, Ю. Н.Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития : путешествие в мир окружающих предметов : для дошк. и мл. шк. возраста : пособие для учителя-дефектолога / Ю. Н. Кислякова. - М. : ВЛАДОС, 2004

  10. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих : учеб. пособие для педагогов спец. (коррекционных) образоват. учреждений III и IV видов, тренеров, врачей любого ранга и проф. направл. / Д. М. Маллаев. - М. : Советский спорт, 2002. Гриф

  11. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих : учеб. пособие для педагогов спец. (коррекционных) образоват. учреждений III и IV видов, тренеров, врачей любого ранга и проф. направл. / Д. М. Маллаев. - М. : Советский спорт, 2002. Гриф

  12. Подколзина, Е. Н.Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения : метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М. : Линка-Пресс, 2009

  13. Толмачев, Р. А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р. А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004.


(дополнительная)


  1. Бондаренко М.П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям с глубокими нарушениями зрения.\Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.\ - 2011.-№5 –с.53-56.

  2. Дружинина Л. Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы .\Дошкольное воспитание.\ 2011.-№ 9.- с.104-107.

  3. Дружинина Л. Индивидуальная работа, направленная на развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников, страдающих нарушениями зрения. \Дошкольное воспитание.\ 2010.- №12.- с.78-82.

  4. Подугольников В.А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в пространстве. \Дефектология.\ 2011.- №1.-с.73-79.

  5. Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. \ Дефектология.\ 2008. -№4.-с.64-68.

  6. Подколзина Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентировке в пространстве. \Дефектология.\ № 4.-с.73-79;.№6.-с.74-77.

  7. Фомина Л. О развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения. -\Дошкольное воспитание\.-2007.-№9.-с.98-99.


Примерные зачётные тестовые задания.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
Общие сведения

1.

Кафедра

Специальной педагогики и специальной психологии

2.

Специальность/направление

Специальная дошкольная педагогики и психология.

3.

Дисциплина

Методики развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.

4.

№ протокола и

дата заседания кафедры



07 февраля 2013 года, № 6

5.

Авторский коллектив

разработчиков



Полюсова Н.И.

6.

Количество вариантов

2

7.

Количество ДЕ (разделов, тем и т.д.)

3

8.

Количество вопросов в одном варианте

6-7


Выделенные ДЕ и количество заданий в каждой ДЕ

ДЕ-1 Теоретические основы пространственной ориентации и восприятия пространства.

7

ДЕ-2 Методика формирования знаний и навыков пространственной ориентировки.

7

ДЕ-3 Формирование знаний и умений по социально-бытовой ориентировке.

6







Итого:






1 вариант

ДЕ-1: Теоретические основы пространственной ориентации и восприятия пространства.

  1. Назовите 6 направлений формирования навыков ориентировки в пространстве.

  2. У ребенка до ходьбы должны быть сформированы:

А- представления и знания о своем теле,

Б- моторная координация,

В- сенсорные модальности.


  1. На второй стадии компенсации слепоты особое значение приобретает:

А- развитие предметности восприятия,

Б- совершенствование двигательной сферы,

В- развитие слуха и речи


  1. Важной составной частью ориентировки в пространстве является….

  2. Абсолютный сензитивный период развития зрительных функций длится:

А- от 0 до 3 лет,

Б- от 0 до 5 лет,

В- от 0 до 6 лет.


  1. Что входит в содержание обучения детей 3-4 лет?

  2. Что входит в содержание обучения детей 5-6 лет?


ДЕ-2: Методика формирования знаний и навыков пространственной ориентировки.


  1. Назовите активные и пассивные технические средства передвижения.

  2. Способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой называется…..

  3. К основным приемам обучения относятся:

А-совместное выполнение действий

Б- поэтапный показ последовательности выполнения действий,

В- совместное выполнение некоторых элементов действий.


  1. Основная форма обучения-…

  2. К наглядным средствам обучения относятся:

А- рельефные пособия,

Б- макеты помещений,

В- схемы-планы.


  1. Приведите примеры заданий для развития вестибулярной чувствительности.

  2. Предметы, звуки, запахи постоянные в данном месте, позволяющие определить свое местоположение называются ….


ДЕ-3: Формирование знаний и умений по социально-бытовой ориентировке.


  1. Зона точных движений рук слепого:

А - 30 см

Б - 60 см

В - 80 см


  1. Какие ощущения являются единственными при обследовании большого пространства?

А- статические

Б- слуховые

В- осязательные.

17. Назовите искусственные источники звука



  1. На расстоянии лучше ощущаются препятствия:

А- находящиеся впереди,

Б- находящиеся сбоку,

В- находящиеся сзади.


  1. Основа системы ориентировки в пространстве

  2. Назовите отечественных тифлопедагогов, занимающихся проблемой ориентировки.


2 вариант

ДЕ 1: Теоретические основы пространственной ориентации и восприятия пространства.


  1. Раскройте содержание понятия «ориентировка в пространстве».

  2. Первая стадия компенсаторного развития заканчивается;

А- к 5-6 мес.

Б- к 9 мес.

В- к 12 мес.


  1. На второй стадии компенсации слепоты ориентировка связана:

А- с самостоятельным передвижением в пространстве,

Б- с развитием речи,

В- с предметной деятельностью.


  1. Дошкольные стадии компенсации слепоты зависят от:

А- биологического созревания,

Б- воздействия социальной среды.



  1. Наибольшая чувствительность сензитивного периода развития зрительных функций наблюдается:

А- от 0 до1 года,

Б- от 1 до 2 лет,

В- от2 до3 лет.


  1. Что входит в содержание обучения детей 4-5 лет?

  2. Что входит в содержание обучения детей 6-7 лет?


ДЕ-2: Методика формирования знаний и навыков пространственной ориентировки.


  1. Назовите комплекс специальных приемов ориентировки детей 5-6 л.

  2. Осязательные ориентиры …

  3. К основным причинам трудностей относятся:

А- переоценка своих зрительных возможностей,

Б- страх передвижения в пространстве,

В- нарушение координации движений.


  1. Структура занятия: …

  2. К формам работы относятся:

А- фронтальная,

Б- групповая,

В- индивидуальная.


  1. Приведите примеры заданий для развития обоняния.

  2. Вестибулярный аппарат, зрительный суставно-мышечный и др.анализаторы, различные интериорецепторы являются …


ДЕ-3: Формирование знаний и умений по социально-бытовой ориентировке.


  1. Инструментальное осязание:

А- руками,

Б – палкой, ножом, тростью,

В- ртом.


  1. От чего зависят слуховые ощущения?

А- от атмосферного давления,

Б- от времени суток,



В- от температуры воздуха.

  1. Назовите естественные источники звука.

  2. Карта-путь и карта-план – виды…

  3. Перспективная цель обучения ориентированию в пространстве и мобильности-…

  4. Назовите отечественных тифлопедагогов, занимающихся проблемой ориентировки.


Примерный перечень вопросов к зачёту.


  1. Понятие ориентировки в пространстве (ориентация, ориентировка, мобильность).

  2. Значение и роль пространственной ориентировки в жизни слепых и слабовидящих.

  3. Уровни развития навыков в пространственной ориентировки.

  4. Взаимосвязь пространственной ориентировки и мобильности.

  5. Использование остаточного зрения в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

  6. Использование слуха в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

  7. Использование обоняния и вкуса в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения.

  8. Использование осязания в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

  9. Использование кожных ощущений (тактильных, температурных, болевых, двигательных) в пространственной ориентировки лиц с нарушениями зрения.

  10. Роль статических ощущений в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Способы обследования состояния вестибулярного аппарата.

  11. Ощущение слепыми препятствий или предметов на расстоянии.

  12. Роль высших психических функций в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

  13. Пространственные представления слепых и слабовидящих.

  14. Понятие о топографических представлениях. Виды топографических представлений.

  15. Формирование предпосылок к ориентировочной деятельности у детей с нарушениями зрения младенческого и раннего возраста.

  16. Особенности ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

  17. Особенности ориентировки в пространстве у младших школьников с нарушением зрения.

  18. Условия овладения не зрячими умениями ориентировки в окружающем пространстве.

  19. Содержание диагностики исходного уровня готовности к обучению ориентированию в пространстве у детей с нарушениями зрения.

  20. Основные задачи обучения пространственной ориентировки детей со зрительной патологией.

  21. Содержание программного материала обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения.

  22. Содержание программного материала обучения пространственной ориентировке младших школьников с нарушением зрения.

  23. Структура занятия по пространственной ориентировке.

  24. Формы работы по развитию пространственной ориентировке у детей нарушением зрения.

  25. Использование игровой деятельности в процессе ориентирования.

  26. Взаимосвязь и приемственость обучения пространственной ориентировке в образовательном процессе для детей с нарушением зрения.

  27. Значение СБО в учебно-воспитательном процессе детей с нарушением зрения.

  28. Оборудование кабинета по пространственной ориентировке.

  29. Использование тифлотехнических средств в работе по формированию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения.

  30. Трость, ее виды и функции при использовании в ориентировке в пространстве.


Примерная тематика рефератов.
1. Понятие и значение пространственной ориентировки.

2. Трудности и особенности ориентировки в пространстве при слепоте и слабовидении.

3. Полисенсорная основа ориентировки в пространстве.

4. Обучение ориентировке и мобильности.

5. Значение формирования представлений об окружающем в процессе ориентировки.

6. Формирование пространственного мышления, мотивации, интереса, смелости и уверенности при ориентировке в пространстве.

7. Связь занятий по ориентировке с другими занятиями и видами деятельности в условиях специального детского сада.

8.Социально-бытовая ориентировка ( значение. содержание, формы работы, методы и приемы).


Примерная тематика курсовых работ.
1.Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями зрения.

2. Роль физического развития и навыков ходьбы в обучении детей с нарушениями зрения ориентировке и мобильности в пространстве.

3. Компенсаторное значение технических средств в процессе ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения.

4. Дидактические основы обучения ориентированию в пространстве и мобильности детей с нарушениями зрения.

5. Освоение обобщенных знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве и мобильности детьми с нарушениями зрения.

6. Роль органов чувств в ориентировке в пространстве и мобильности детей с нарушениями зрения.

7. Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности ( основные понятия ориентировочно-мобилиторной деятельности).

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.
1. Психолого-педагогические основы обучения детей с нарушениями зрения ориентированию в пространстве и мобильности.

2. Методика формирования ориентировки в пространстве и мобильности детей с нарушениями зрения.

3. Развитие ориентировки в пространстве и мобильности как направление коррекционно-педагогической работы специального учреждения для детей с нарушениями зрения.
Методические указания по изучению дисциплины.
Дисциплина « Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения» посвящена обучению детей с дефектами зрения умениям ориентироваться в пространстве. Это способствует расширению их кругозора и предметных представлений об окружающей действительности, а также позволяет им лучше социально адаптироваться, быть самостоятельными и интегрироваться в общество своих сверстников и взрослых.
Материалы дисциплины излагаются на лекционных занятиях, практических, а также совершенствуются в процессе самостоятельной работы студентов.

На лекционных занятиях уделяется внимание изложению различных проблемных вопросов, связанных с дифференцированным подходом к обучению детей с нарушениями зрения. Поэтому в отдельных темах делается акцент на учет зрительных возможностей детей и активизацию их сохранных анализаторов, учет разнообразных вариантов психофизического развития.

На практических занятиях рассматриваются и обсуждаются методики, методы и приемы, необходимые для усвоения детьми разных видов ориентировки, использование различных тифлотехнических средств и оптических приспособлений, анализируются и составляются образцы пособий.

На самостоятельных занятиях студенты реферируют специальную литературу, обобщают теоретический материал, подбирают различный дидактический и игровой материал, осуществляют разработки занятий.

Полученные знания закрепляются на педагогической практике в дошкольно-школьных заведениях для детей с нарушениями зрения 3 и4 вида.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1.Понятие ориентировки в пространстве (ориентация, ориентировка, мобильность).

2.Значение и роль пространственной ориентировки в жизни слепых и слабовидящих.

3.Уровни развития навыков в пространственной ориентировки.

4.Взаимосвязь пространственной ориентировки и мобильности.

5.Использование остаточного зрения в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

6.Использование слуха в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

7.Использование обоняния и вкуса в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения.

8.Использование осязания в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

9.Использование кожных ощущений (тактильных, температурных, болевых, двигательных) в пространственной ориентировки лиц с нарушениями зрения.

10.Роль статических ощущений в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Способы обследования состояния вестибулярного аппарата.

11.Ощущение слепыми препятствий или предметов на расстоянии.

12.Роль высших психических функций в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих.

13.Пространственные представления слепых и слабовидящих.

14.Понятие о топографических представлениях. Виды топографических представлений.

15.Формирование предпосылок к ориентировочной деятельности у детей с нарушениями зрения младенческого и раннего возраста.

16.Особенности ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

17.Особенности ориентировки в пространстве у младших школьников с нарушением зрения.

18.Условия овладения не зрячими умениями ориентировки в окружающем пространстве.

19.Содержание диагностики исходного уровня готовности к обучению ориентированию в пространстве у детей с нарушениями зрения.

20.Основные задачи обучения пространственной ориентировки детей со зрительной патологией.

21.Содержание программного материала обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения.

22.Содержание программного материала обучения пространственной ориентировке младших школьников с нарушением зрения.

23.Структура занятия по пространственной ориентировке.

24.Формы работы по развитию пространственной ориентировке у детей нарушением зрения.

25.Использование игровой деятельности в процессе ориентирования.

26.Взаимосвязь и приемственость обучения пространственной ориентировке в образовательном процессе для детей с нарушением зрения.

27.Значение СБО в учебно-воспитательном процессе детей с нарушением зрения.

28.Оборудование кабинета по пространственной ориентировке.

29.Использование тифлотехнических средств в работе по формированию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения.

30.Трость, ее виды и функции при использовании в ориентировке в пространстве.


Словарь терминов (глоссарий)
Ориентация – это процесс определения своего положения на местности или направления своего пути относительно сторон горизонта и предметов или объектов, являющимися ориентирами на местности.

Карта- путь – последовательное прослеживание изменений направлений маршрута и объектов, находящихся на нем.

Катра-план – одномоментный мысленный охват местности.

Мобильность – способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой.



Топографические представления – это представления о местности. Возникающие на основе восприятия и локализации объекта, находящихся на данной местности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница