Цели дисциплины



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Цели дисциплины:

  • формирование у студентов умения соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках проблемы «интонации» с вопросами коррекционной пе­дагогики, а также умений структурно-содержательного модели­рования схем и фрагментов обследования произносительной сто­роны речи, системного анализа его результатов.

  • закрепление имеющихся у студентов знаний о феномено­логии заикания и об особенностях нарушения темпо-ритмоинтонационной стороны речи заикающихся; формирование теоретических представлений о психофи­зиологическом и психолингвистическом значении темпо-ритма в развитии речи и других сторон психики человека;

  • формирование теоретических представлений об использо­вании различных темпо-ритмоинтонационных стилях про­изношения как основы восстановления плавной речи заи­кающихся;

  • поэтапное формирование у студентов практических умений, направленных на выработку автоматизированных навыков темпо-ритмоинтонационной саморегуляции в речи заикающихся и введение этих навыков в их речевую коммуникацию.

Задачи дисциплины:



  • актуализировать знания о структуре речевого дефекта при заикании и способах выявления нарушений темпо-ритмической организации речи заикающихся;

  • ознакомить студентов с различными научными подходами о связи лингвистических параметров языка и особеннос­тями психофизиологии человека;

  • сформировать у студентов научно-практические представ­ления о разнообразных логопедических технологиях вос­становления плавной речи заикающихся, используемых в комплексе различных систем реабилитации;

  • обучить студентов применению различных средств восста­новления темпо-рятмоинтонационной стороны речи заика­ющихся, в частности полному стилю произношения.

  • актуализировать теорию, привлекаемую в процессе харак­теристики онтогенеза и механизмов восприятия и воспро­изведения интонационных структур, в процессе обследо­вания интонационной сферы и анализа его результатов у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью;

  • учить отбору и оценке методических средств и приемов об­следования, коррекции и компенсации дефектов произно­шения;

  • формировать у студентов рефлексивную деятельность, предполагающую овладение действиями самоанализа фак­торов и условий организации и проведения обследования (фрагментов обследования), разработки занятий по разви­тию интонационной стороны речи детей с различной пато­логией;

  • организовать целенаправленную практическую деятель­ность студентов по изучению произносительной стороны речи детей, созданию содержательных и структурных мо­делей (схем) обследования, анализу его результатов;

  • обеспечить условия для овладения студентами методика­ми коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с речевой патологией;

  • предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуаль­ной исследовательской работой, предоставление студентам возможности проведения микроисследований по конкретным темам.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-мето­дический и консультативный виды профессиональной деятельно­сти. Ее изучение способствует решению следующих типовых за­дач:


в области коррекционно-развивающей деятельности:

- коррекционное обучение детей и подростков с нарушения­ми речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

- осуществление профилактики речевых нарушений;
в области диагностика-аналитической деятельности:

- проведение обследования голоса и ритмоинтонационной стороны речи у детей с различными речевыми нарушения­ми;

- проведение психолого-педагогического обследования;

в области учебно-воспитательной деятельности;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных и наиболее адекватных при­емов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;
в области научно-методической деятельности;

- выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;
в области консультативной деятельности:

- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития;

- проведение профилактической работы, направленной на пре­дупреждение нарушений ритмоинтонационной стороны речи.


Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • - характер специфических проявлений заикания в экспрессив­ной речи;

  • характеристики интонации в норме и при заикании, особен­но определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;

  • об использовании разных интонационных стилей как осно­вы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся, где основная роль принадлежит пол­ному стилю произношения;

  • компоненты интонации, подлежащие анализу в процессе об­следования; содержание и структурную организацию обсле­дования интонационной стороны речи;

  • критерии оценки материалов обследования интонации;

  • методические основы разработки и проведения коррекци-онных занятий по формированию интонационной стороны речи у детей с разными формами речевых нарушений;


уметь:

  • - обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи за­икающихся;

  • использовать приемы поэтапного обучения заикающихся разного возраста полному стилю произношения; использовать игровое моделирование ситуации общения я проведение функциональных речевых тренировок в реаль­ных жизненных ситуациях для устойчивого введения на­выков полного стиля произношения в речевую коммуни­кацию заикающихся;

  • определять задачи, содержание, организационные формы об­следования и формирования интонационной стороны речи у детей;

  • разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индиви­дуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;


владеть навыками:

  • - составления протоколов и анализа результатов обследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения приемов коррекции темпо-ритма заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения всех эталонов обучения полному стилю произношения; подбора «эталонных» текстов;

  • моделирования игровых коммуникационных ситуаций для отработки приемов коррекции темпо-ритмической органи­зации речи заикающихся;

  • использование приемов полного стиля произношения и вве­дения их в собственную речевую коммуникацию;

  • составления планов проведения индивидуальных я групповых занятий по формированию плавной речи заикающихся разного возраста.

  • составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализа материалов об­следования;

  • использования приемов развития различных компонентов интонации.


Темы для самостоятельного изучения.



п/п


Наименование

раздела


дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во час

Форма

контроля


1

Паралингвисти-

ческие средства

общения.

Интонация как

паралингвисти

ческое средство

общения.


Проанализируйте работы по

проблеме исследования интона-

ционной стороны речи В.А. Ар-

тёмова, Н.В. Черемисиной, Л.П.

Блохиной,Р.К. Потаповой, Р.В.

Тонковой-Ямпольской, Е.И. Исе-

Ниной, И.Г. Торсуевой.


1

тестовые

задания


2

Онтогенез

интонационной

стороны

речи.


Обзор классификаций паралингвистических средств

общения.


Становление интонационной

стороны речи в норме и при

речевых нарушениях.


1

тестовые

задания


3

Восприятие,

понимание и

воспроизведение

интонации.



Дайте характеристику особен-

ностей восприятия, понимания и

воспроизведения интонации у

детей с речевой патологией.




1

тестовые

задания


4

Связь эмоции и

интонации.



Подготовьте сообщение на тему

«Связь эмоции и интонации».



1

тестовые

задания


5

Методика изучения

интонационной

стороны речи у

детей.


Разработайте протокол

обследования интонации у детей

с речевыми нарушениями.


1

тестовые

задания


6

Проведение

фрагментов

исследования

интонационной

сферы у детей

с различной

речевой патологией

и анализ данных

обследования.


Проведите обследование

интонационной сферы у детей с

речевой патологией на выбор

(2 ) .


Проведите анализ

результатов обследования.

разработайте протоколы обсле

дования, индивидуальных и

фронтальных занятий по формированию интонационной стороны речи с

последующим обсуждением.



1

тестовые

задания


7

Основные

направления

работы и

методические

рекомендации

по формированию

интонационной

стороны речи у

детей

в процессе



коррекционно-

педагогического

воздействия.


Разработайте фрагменты занятий

Посвящённых работе над:

А). восприятием и пониманием

интонации;

Б) использованием интонационных

конструкций.

Подберите дидактический и речевой материал для занятий по совершенствованию интона-

ционной стороны речи.

Анализ образцов занятий по

формированию интонационной

стороны речи.


1

тестовые

задания





Значение темпо-ритма (психозизиологический и психолингвистический аспекты)

Подготовить рефераты «Роль речевого ритма как средства эмоционального воздействия» и «значение слога как основной единицы произнесения для ритмизации речи»

1

реферат




Лингвистический аспект изучения темпо-ритма.

Составить характеристику лингвистических и психолингвистических признаков сходства и различия интонационных стилей (разговорного и полного стиля произношения)

1

выполнение тестов




Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.

Подготовить реферат «Полный стиль произношения – средство восстановления плавной речи у заикающихся»

1

реферат




Характеристика основных методических приёмов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи.

Подобрать эталонные тексты, содержащие обучающий и тренировочный элементы для автоматизации утрированной артикуляции гласных звуков.

1

выполнение тестов




Углублённое изучение отдельных, наиболее эффективных технологий

Подобрать эталонные тексты, содержащие обучающий и тренировочный элементы для автоматизации:

А). «придыхательного» механизмы смычных согласных. Б). максимальной непрерывности речевого потока, в). смешанного использования полного и разговорного стилей произношения.



1

выполнение тестов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1: Паралингвистические средства общения. Интонация как пара лингвистическое средство общения.

План.

  1. Выделение и определение паралингвистических средств общения, их психологическая и психолингвистическая характеристи­ка.

  2. Связь интонации с другими паралингвистическими средства­ми общения, ее значение.

  3. Современная проблематика интонационных исследований (изучение интонации в лингвистике, психолингвистике, психофи­зиологии и педагогике).


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Перечислите паралингвистические средства общения.

  2. Расскажите о связи интонации с другими паралингвистическими средствами общения.

  3. В чём значение связи интонации с другими паралингвистическими средствами общения.

Индивидуальные задания.

  1. Подготовьте сообщение «Современная проблематика интонационных исследований».


Задания для самостоятельной работы.

Проанализируйте работы по проблеме исследования интонационной стороны речи

В.А. Артёмова, Н.В. Черемисиной, Л.П.Блохиной,Р.К. Потаповой,

Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.И. Исениной, И.Г. Торсуевой.


Литература.

Основная.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница