Цели и задачи дисциплины



Скачать 496.07 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер496.07 Kb.
  1   2   3
Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - ознакомление студентов с мето­дологией и практикой изучения структуры дефекта детей с комплексными нарушениями в развитии и оказание помощи в системе коррекционно-педагогической работы с ними в условиях специальных коррекционных образовательных учреждений.

Основные задачи дисциплины:

- ознакомление студентов с теоретическими основами проблемы сложных нарушений развития;

-обеспечение студентов общетеоретическими знаниями и практическими навыками по организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;

- формирование практических навыков построения индивидуальных образовательных траекторий воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития.


2. Требования к уровню подготовки студента

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:

- теоретико-методологическими основами обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития;

- современными подходами к организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;

- современными методами проектирования индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания;

- специфическими приемами логопедической работы по развитию коммуникативных навыков.

Студент должен уметь:

- ориентироваться в структуре комплексного нарушения развития;

- организовывать и проводить коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими комплексные нарушения развития;

- определять структуру коррекционно-педагогической работы для каждого конкретного случая;

- консультировать родителей по вопросам оказания помощи в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.
Основная цель курс помочь будущему дефектологу разобраться с анатомических и функциональных позиций в структуре дефекта, учитывая не только локализацию поражений тех или иных мозговых структур, но и многообразие и степень зрелости их связей, выраженность патологических проявлений в зависимости от морфологической и функциональной завершенности созревания спинного и головного мозга к моменту действия патогенного фактора. Такой подход к органическим и функциональным поражениям нервной системы в детском возрасте делает очевидным специфику патологических знаков, а соответственно и их коррекцию с большей результативностью.

Задача курса «Комплексные интеллектуальные и сенсорные нарушения» заключается в помощи будущему дефектологу разобраться с анатомических и функциональных позиций в структуре комплексного дефекта аномального ребенка.

В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:



  • знание клинических проявлений основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы,

  • умение дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы,

  • знание механизмов компенсации при различных патологических процессах,

  • умение проводить обследование больного ребенка,

  • умение сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.


1.3.2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны знать:

-основные неврологические синдромы;

-болезни нервной системы разной этиологии;

-пути коррекционной работы с детьми, имеющих комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения


Студенты должны уметь:

-определять клинические проявления основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы;

-дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы;

-определять механизмы компенсации при различных патологических процессах;

-проводить обследование больного ребенка;

-сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.



1.6.3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Содержание и объем работы студентов


п/п


Наименование раздела дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

вар.


2

вар.


1

Исторический экскурс. Предмет и задачи курса.

Контрольная работа

4

4

Проверка контрольных работ

2

Причины сложных нарушений развития.

рефераты

6

4

Защита рефератов

3

Группы детей с комплексными нарушениями в развитии

Вопросы для самостоятельного изучения

8

4

Реферативные сообщения

4

Клинико-психическая характеристика детей с комплексными нарушениями в развитии

Контрольная работа

8

4

Проверка контрольных работ

5

Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии

рефераты

8

6

Защита рефератов

6

Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями в развитии.

Вопросы для самостоятельного изучения

8

4

Реферативные сообщения



ИТОГО:

42

26





1.7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1.ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Практическое занятие № 1

Тема: Группы детей с комплексными нарушениями в развитии
План:

1.Слепоглухие дети как особая категория аномальных детей.

2.Дети со сложным дефектом (нарушение сенсорных систем.)

3.Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом.

4. Дети с нарушениями зрения и интеллекта.

5. Дети с нарушениями ОДА и интеллекта.

6.Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, ОДА, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.

7.Речевые нарушения первичного характера у детей со слуховой недостаточностью.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Просмотр художественного фильма «Сотворившая чудо».

2 Характеристика отдельных групп комплексных нарушений.
Задания для самостоятельной работы

Составить характеристику в виде схем и таблиц «Сложная структура дефекта» при котором сочетаются:

- нарушения слуха и интеллекта;

-нарушения зрения и интеллекта;

-интеллектуальные нарушения с ДЦП.

- речевые нарушения у детей с ДЦП.

-нарушения слуха и речи первичного характера.
Литература:

Основная:

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.

3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.

4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.

5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.


Дополнительная:

1.Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектол. фак. выс. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2.Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3.Бурминская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

4.Жигорева М. В.Концептуальное обоснование специальной подготовки дефектолога для работы с детьми со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 4. - С.60-62.

5.Жигорева М. В.Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 15-20.

6.Жигорева М. В.Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Специальная психология. - 2005. - № 1. - С. 38-50.

7.Жигорева М. В.Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2004.-№ 2(4). - с.16-20.


Практическое занятие № 2

Тема: Клинико-психическая характеристика детей с комплексными нарушениями в развитии

План:

  1. Этиология (врожденный, наследственный, приобретенный факторы).

  2. Особенности «краснушных» детей.

  3. Синдромы Ушера, Маршалла, Альпорта, Марфана, Сьегрен-Ларсена.

  4. Структура дефекта: слепотугоухие, слепоглухие, слабовидящие тугоухие, слабовидящие глухие

  5. Общая психопатология сложного нарушения.

  6. Структура сенсорных и интеллектуальных нарушений.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Основные понятия курса сходства и отличия терминов.

2. Нарушения речи. Особенности психомоторики.

3.Особенности эмоционально-волевой сферы.

4.Соматические и неврологические изменения.
Задания для самостоятельной работы

1.Чем объясняется актуальность теории Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития?

2.Назовите причины, которые в большей степени предопределяют те или иные отклонения в развитии.

3. Постройте схему указанных видов нарушений.

4.Что такое «осложненный дефект»?

5.Представьте схематично структуру комплексного и осложненного нарушения развития.



Литература:

Основная:

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.

3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.

4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.

5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.


Дополнительная:

  1. Басилова Т.А. Дети с врожденными сенсорными и множественными нарушениями развития: новые этиологии. В кн. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.:1998;

  2. Браун Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения//Дефектология, 2000, 1, с. 82 - 84

  3. Жигорева М.В. Изучение симптоматики речевых нарушений у слепоглухих детей. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 1993

  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.: Педагогика, 1974

  5. Московкина А.Г. Полиморфизм сенсорных и психических нарушений при синдроме Ушера//Дефектология, 1984, 4, с. 89 - 91

  6. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А.Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей. - В сб.: Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М.: изд. АПН СССР, 1986, с. 17 - 32

  7. Подопригорова М.В. Слепоглухие дети с локальными расстройствами//Дефектология, 1993, №3

  8. Александрова Н.А. Результаты клинического обследования детей раннего возраста со сложной структурой дефекта. / В сб. науч. статей. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. - М.: Права человека, 2003. - С. 118 - 127.

Практическое занятие № 3

Тема: Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии
План:

1.Проблемы комплексной помощи детям со сложными нарушениями развития.

2.Основные положения построения службы коррекционно-педагогической помощи детям сложными нарушениями развития.

3. Модульная система комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития.


Вопросы для обсуждения:

1.Раскройте основные направления системы коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.

2.Охарактеризуйте основные направления коррекционно-педагогической работы со слепоглухими детьми.

3.Прокоментируйте программное содержание обучения глухих и слабослышащих детей в специальных классах 1 и 2 вида.



Задания для самостоятельной работы

1.Анализ содержания модульной системы комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития (краткий конспект).

2.Выписать основные положения построения службы коррекционно-педагогической помощи детям сложными нарушениями развития.
Литература:

Основная:

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.

3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.

4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.

5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.


Дополнительная:

  1. Блюмина М.Г., Деминцева В.С., Подугольникова О.А. Аномалии аутосом у детей с нарушениями психического и физического развития. - В сб.: Наследственные формы олигофрении и других аномалий развития детей. - М., 1983.

  2. Казначеева В.П.. Лисиченко О.В., Мутина В.М., Субботин В.М. Некоторые данные клинико-морфологических изменений при наследственных заболеваниях соединительной ткани. - В кн.: Физиология и патология соединительной ткани. - Новосибирск, 1980.

  3. Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей, матери которых перенесли краснуху//Дефектология, 1989, 3, с. 19 - 23

  4. Бертынь Г.П., Лукашева И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей. - В кн.: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М.: изд. АПН СССР, 1985

  5. Басилова Т.А. Дети с врожденными сенсорными и множественными нарушениями развития: новые этиологии. В кн. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.:1998;

  6. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.: Педагогика, 1974

Практическое занятие № 4

Тема: Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями в развитии.
План:

1.Физическое воспитание.

2.Сюжетно-ролевая игра.

3.Изобразительная деятельность и труд.

4.Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Вопросы для обсуждения:

1.Особенности обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями.

2. Условия использования метода календарей.

3.анализ существующих программ по обучению и воспитанию детей с комплексными нарушениями.


Задания для самостоятельной работы
1.Описать специфику индивидуальных коррекционных программ для детей с комплексными нарушениями развития?

2.Составьте индивидуальную программу для детей с комплексными нарушениями развития(группы детей на выбор).


Литература:

Основная:

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.

3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.

4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.

5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.


Дополнительная:

1.Жигорева М. В.Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 5-12.



2.Вайзман Н. Г. Реабилитационная педагогика. — М., 1996.

3.Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф

4.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : Питер, 2007 Гриф

5.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 2004.

6.Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение. - 1983. - 208 с., ил.
1.8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.

3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.

4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.

5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.


Дополнительная литература:
Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектол. фак. выс. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  1. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Бурминская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

  3. Жигорева М. В.Концептуальное обоснование специальной подготовки дефектолога для работы с детьми со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 4. - С.60-62.

  4. Жигорева М. В.Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 15-20.

  5. Жигорева М. В.Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Специальная психология. - 2005. - № 1. - С. 38-50.

  6. Жигорева М. В.Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2004.-№ 2(4). - с.16-20.

  7. Программы для специализированных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1991. 34. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). -М,, 2003.

  8. Басилова Т.А. Дети с врожденными сенсорными и множественными нарушениями развития: новые этиологии. В кн. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.:1998;

  9. Браун Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения//Дефектология, 2000, 1, с. 82 - 84

  10. Жигорева М.В. Изучение симптоматики речевых нарушений у слепоглухих детей. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 1993

  11. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.: Педагогика, 1974

  12. Московкина А.Г. Полиморфизм сенсорных и психических нарушений при синдроме Ушера//Дефектология, 1984, 4, с. 89 - 91

  13. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А.Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей. - В сб.: Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М.: изд. АПН СССР, 1986, с. 17 - 32

  14. Подопригорова М.В. Слепоглухие дети с локальными расстройствами//Дефектология, 1993, №3

  15. Александрова Н.А. Результаты клинического обследования детей раннего возраста со сложной структурой дефекта. / В сб. науч. статей. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. - М.: Права человека, 2003. - С. 118 - 127.


Электронно-библиотечные системы

1.www.ibooks.ru
Программное обеспечение

1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф] : 321-38.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница