Цели освоения дисциплины



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4   5
Цели освоения дисциплины

  1. формирование представления о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психологической диагностике;

  2. становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления об индивидуальных особенностях;

  3. сформировать представления об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методов и методик;

  4. обеспечить усвоение профессионально-этических норм психодиагноста.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • методологию психического исследования;

  • практические аспекты психологической диагностики;

  • методы и методики психологической диагностики.


уметь:

  • организовывать процесс психологического тестирования;

  • работать с компьютеризированными психодиагностическими методиками;

  • прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики;

  • профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы личности с целью гармонизации психического функционирования;

  • составлять психологическую характеристику личности.


владеть:

  • методами психологического обследования личности на основе учёта принципа онтогенетического развития;

  • критериями выбора психодиагностических методик;

  • статистическими методами обработки и интерпретации результатов психологической диагостики;

  • компьютерными методами и методиками психологической диагностики;

  • навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.



Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методология психологического исследования

Составить конспекты статей В.В.Рубцова «Методологические основания психологических исследований», «Современное состояние и перспективы научных исследований»




Обсуждение статей, опрос по лекционному материалу

2

Практические аспекты психологической диагностики

Составить таблицу «Основные психодиагностические методы», составить конспект статьи К.М.Гуревича, М.К.Акимовой «Основные направления психологической диагностики», проанализировать профессиональные кодексы психологов, принятые в разных странах




Проверка таблицы, обсуждение статей и профессиональных кодексов

3

Метод стандартизированного наблюдения

Провести наблюдение по схеме: общие интересы, деятельность, выраженность, устойчивость, умственная активность, сложность, владение навыками, творческая выраженность, составьте схему наблюдения, составить таблицу «Отличие научного наблюдения от житейского»




Анализ схем и результатов наблюдения

4

Метод самонаблюдения

Составить конспект статьи К.Коффки «Самонаблюдение и метод психологии», составить схему и провести самонаблюдение




Анализ конспектов, схем и результатов самонаблюдения, тестирование по пройденному материалу

5

Метод опроса в психологии

Подготовить и провести беседу, анкетирование, составить таблицу «Личностные опросники»




Анализ бесед, анкетирования, таблиц, контрольная работа

6

Интервьюирование как разновидность методов психологического исследования

Подготовить и провести диагностическое и клиническое интервью




Обсуждение результатов диагностического и клинического интервью

7

Анализ продуктов деятельности

Проанализировать продукты изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников и младших школьников, составить конспект статьи Щеблановой Е.И. «Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников»




Обсуждение результатов диагностики, анализ конспектов, бланочное тестирование

8

Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности

Провести контент-анализ




Анализ результатов контент-анализа

9

Экспериментальный метод в психологии

Подготовить и провести эксперимент, составить конспект статей Рубцова В.В., Зак А.З. «Механизмы мышления как формы познания», Чуприковой Н.И. «Проблема соотношения мышления и речи. Экспериментальные исследования и некоторые вопросы теории»




Анализ результатов эксперимента, статей

10

Генетический тип исследования в психологии

Составить конспекты статей Равич-Щербо И.В. «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека», Малыха С.Б. «Психогенетика и проблема развития», Егоровой М.С. «Исследование природы психологических характеристик»




Анализ статей, контрольная работа

11

Метод моделирования в психологии

Смоделировать условия для психического развития личности (возраст определяется самостоятельно)




Анализ полученных моделей

12

Метод тестирования в психологии

Разработать тест с учетом требований к построению тестовых методик




Анализ и проведение тестов

13

Статистические методы обработки и интерпретации результатов в психологии

Обработать результаты психологического исследования методами статистической обработки данных




Анализ полученных результатов

14

Компьютерные методы в психодиагностике

Провести психологическое исследование с использованием компьютерных методов




Анализ полученных результатов, бланочное тестирование

15

Проективные методики

Провести психологическую диагностику личности с использованием проективных методик.




Анализ полученных результатов

16

Социометрия

Провести социометрию




Анализ результатов социометрии, кортрольная работа

17

Диагностика когнтивной сферы

Провести комплексную диагностику когнитивной сферы, составить и провести диагностику когнитивной сферы с использованием узконаправленных методик, составить конспект статьи Самохваловой В.И. «Развитие логической памяти (осмысленного запоминания)»




Анализ результатов диагностики, обсуждение статьи

18

Диагностика личности

Провести диагностику личностного развития с использованием опросников и психосемантических методов, результаты обработать с помощью методов математической статистики, составить конспект статьи Чудновского В.Э. «Исследования психологии личности с 1970 г. по настоящее время».




Анализ результатов диагностики, обсуждение статьи

19

Диагностика способностей

Провести диагностику специальных способностей (возраст респондента студент определяет самостоятельно), составить конспект статей Изюмовой С.А. «Исследование проблем индивидуальных особенностей памяти», Лейтеса Н.С. «Разработка Б.М.Тепловым проблемы способностей и одаренности»




Анализ результатов диагностики, обсуждение статей

20

Нейропсихологическое обследование

Провести нейропсихологическое обследование




Анализ результатов нейропсихологического обследования

21

Диагностика профессиональной пригодности

Провести диагностику профессиональной пригодности




Анализ результатов диагностики, контрольная работа


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Тема 1. Методология психологического исследования

План

1.Методология научного познания.

2. Метод научного познания.

3.Психологическое исследование.

4.Технические и методические принципы психологического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Теоретические подходы к определению научного познания.

2.Приницпы психологического исследования.

3.Роль системы в научных исследованиях.

4.Статистические понятия, возрастные нормы, внутригрупповые нормы, относительность норм, надежность, валидность, анализ заданий.
Задания для самостоятельной работы

1.Составить конспект статьи В.В.Рубцова «Методологические основания психологических исследований».

2.Составить конспект статьи В.В.Рубцова «Современное состояние и перспективы научных исследований».
Литература

Основная


  1. Век психологии. К 100 — летию Психологического института Российской академии образования. 1912 — 2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.)/ под общей редакцией В.В.Рубцова. - СПб.: Нестор — История, 2012. - 920 с.

  2. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учебное пособие. М.: Академия, 2008. - 240с.

  3. Глуханюк Н. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология» / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 272 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0598-5 [Гриф УМО].

  4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов, обуч.по направл.и спец. «Психология». 2-е изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

  5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.– 381 с. [Гриф МО].

  6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –М., Юрайт. 2011. - 483 с.

  7. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.

  8. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Дополнительная



  1. 1.Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

  2. 2.Готтсданкер P.M. Основы психологического эксперимента: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. - 367 с.

  3. 3.Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

  4. 4.Корнилова Т.В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. - 254 с.

  5. 5.Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: учеб. пособие. М.:НПО "Модэк", 2005. - 224 с.

  6. 6.Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб.: Речь, 2003. - 480 с.

  7. 7.Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007. – 256 с.

  8. 8.Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 528 с.

  9. 9.Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139.

  10. 10.Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

Тема 2. Практические аспекты психологической диагностики

План

1.Классификация методов психологического исследования.

2.Этические проблемы в практической деятельности психолога – диагноста.

3.Психологический диагноз..


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Классификация методов психологического исследования.

2.Этические и социальные аспекты психологической диагностики.

3.Требования к личностным и профессиональным качествам психолога.

4.Психологические исследования, опосредованные применением Интернета.

Задания для самостоятельной работы

1.Составить таблицу «Основные психодиагностические методы».

2.Составить конспект статьи К.М.Гуревича, М.К.Акимовой «Основные направления психологической диагностики».

3.Проанализировать профессиональные кодексы психологов, принятые в разных странах.


Литература

Основная


  1. Анастази А. Психологическое тестирование / пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. - 688 с.

  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. Психологии. СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

  3. Век психологии. К 100 — летию Психологического института Российской академии образования. 1912 — 2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.)/ под общей редакцией В.В.Рубцова. - СПб.: Нестор — История, 2012. - 920 с.

  4. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учебное пособие. М.: Академия, 2008. - 240с.

  5. Глуханюк Н. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология» / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 272 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0598-5 [Гриф УМО].

  6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов, обуч.по направл.и спец. «Психология». 2-е изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

  7. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.– 381 с. [Гриф МО].

  8. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –М., Юрайт. 2011. - 483 с.

  9. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.

  10. Носс И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов психол. спец.] / Носс И. Н. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с. : ил. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1354-5[Гриф].

  11. Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с. [рек. Советом по психологии УМО вузов РФ].

  12. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Дополнительная



  1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2004. - 440 с.

  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

  3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

  4. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  5. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы // Психологические исследования, 2010. № 3 (11). Электронный ресурс http://psystudy.ru/index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html

  6. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: учеб. пособие. М.:НПО "Модэк", 2005. - 224 с.

  7. Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб.: Речь, 2003. - 480 с.

  8. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2005. - 320 с.

  9. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. Вузов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.

  10. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007. – 256 с.

  11. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 528 с.


Тема 3. Метод стандартизированного наблюдения

План

1.Наблюдение как основной метод психологического исследования.

2.Характеристики наблюдения как психодиагностического метода.

3.Схема наблюдения.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.История использования наблюдения в психологии.

2.Виды наблюдений.

3.Общая характеристика наблюдения.

4.Система категорий и оценочных шкал в наблюдении.

5.Протоколирование наблюдения.

6.Психологическое шкалирование в наблюдении.
Задания для самостоятельной работы

1.Проведите наблюдение по схеме: общие интересы, деятельность, выраженность, устойчивость, умственная активность, сложность, владение навыками, творческая выраженность.

2.Составьте схему наблюдения.

3.Составьте таблицу «Отличие научного наблюдения от житейского».

4.Проведите карту Д.Стотта.

Литература

Основная


  1. Анастази А. Психологическое тестирование / пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. - 688 с.

  2. Глуханюк Н. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология» / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 272 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0598-5 [Гриф УМО].

  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов, обуч.по направл.и спец. «Психология». 2-е изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

  4. Носс И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов психол. спец.] / Носс И. Н. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с. : ил. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1354-5[Гриф].

  5. Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с. [рек. Советом по психологии УМО вузов РФ].

  6. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Дополнительная



  1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2004. - 440 с.

  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 2006. - 271 с.

  4. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  5. Никандров В.В. Неэмпирические методы в психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. - 53 с.

  6. Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб.: Речь, 2003. - 480 с.

  7. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. Вузов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.


Тема 4. Метод самонаблюдения

План

1.Интроспекция как метод психологической диагностики.

2.Разновидности метода интроспекции.

3.Преимущества и недостатки интроспекции.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.История развития самонаблюдения.

2.Метод аналитической интроспекции.

3.Метод систематической интроспекции.

4.Трудности в применении самонаблюдения.
Задания для самостоятельной работы

1.Составить конспект статьи К.Коффки «Самонаблюдение и метод психологии».

2.Составить схему и провести самонаблюдение.
Литература

Основная


  1. Анастази А. Психологическое тестирование / пер. с англ. и общ. науч. ред. проф. А. А. Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009. - 688 с.

  2. Глуханюк Н. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология» / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 272 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0598-5 [Гриф УМО].

  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : Учеб.для студ.вузов, обуч.по направл.и спец. «Психология». 2-е изд.,доп. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

  4. Носс И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов психол. спец.] / Носс И. Н. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с. : ил. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1354-5[Гриф].

  5. Психологическая диагностика: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с. [рек. Советом по психологии УМО вузов РФ].

  6. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Дополнительная



  1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2004. - 440 с.

  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 2006. - 271 с.

  4. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  5. Никандров В.В. Неэмпирические методы в психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. - 53 с.

  6. Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб.: Речь, 2003. - 480 с.

  7. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. Вузов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница