Цели освоения дисциплины



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4
Цели освоения дисциплины

Повышение качества подготовки учителей-логопедов в плане логопедической работы с детьми, подростками взрослыми.


В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретико-методологические основы логопедии;

  • иметь представление об истории развития логопедии, ее состоянии на современном этапе;

  • уметь применять специальную терминологию при описании тех или иных явлений в сфере логопедии и смежных с ней наук, рассмотренные в ходе техники коррекции в работе с заикающимися разных возрастов.

  • этиопатогенетические механизмы нарушения голоса;

  • клиническую, психолого-педагогическую характеристику
    лиц с нарушениями голоса;

  • методики коррекционного воздействия при нарушениях голоса.

Студенты должны уметь:

  • обследовать лиц с нарушениями голоса;

  • проводить дифференциальную диагностику нарушений голоса;

  • осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения голоса.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.


Найти и выписать в тетрадь различные определения понятия «логопедия».

Подготовить схему «Связь логопедии с другими науками».



6

выполнение тестов

2.

Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии.


Подготовить схему «Основные принципы логопедии».

Подготовить схему «Методы в логопедии»



4

выполнение тестов

3.

Актуальные проблемы современной логопедии

Подготовить конспект статьи Грибовой О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология.-1999.-№3. – С.3.

6

выполнение тестов

4.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Опираясь на учебники по логопедии найти термины (названия речевых нарушений и пр.), которые вышли из употребления в современной логопедии.

8

выполнение тестов

5.

Принципы анализа речевых нарушений

Подготовить схему «Принципы анализа речевых нарушений».

На основе учебника «Логопедия» выделить те разделы логопедии, где Р.Е. Левина внесла существенный вклад.



12

выполнение тестов

6.

Классификация нарушений речи. Виды речевых нарушений: симптоматика и коррекция.

На основе бесед с логопедами детской поликлиники, детского сада и школы составить таблицу «Логопедическая помощь при различной речевой патологии».

Сделать краткие выписки из статьи Киселевой Т.В. Из опыта логопедической работы с детьми первых трех лет жизни в условиях центра восстановительного лечения. // Дефектология.-1991.-№5. – С.80.



15

выполнение тестов

7.

Принципы и методы логопедического воздействия

Сделать схему «Принципы логопедического воздействия».

Сделать схему «Методы логопедического воздействия».



4

выполнение тестов

8.

Профилактика речевых нарушений

Написать развернутый ответ на вопрос «Как сократить количество речевой патологии?».

Подготовка к написанию теста.



17

выполнение тестов

9.

Акустические основы голосообразова-ния.

Составление реферата на тему «Этапы развития детского голоса». Предварительно следует ознакомьться с разделом «Голос» «Большой медицинской энциклопедии».

9

защита реферата на практ. занятии.

10.

Развитие голоса у детей.

Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения занесите в журнал наблюдений.

6

выполнение тестов

11.

Общая характеристика нарушений голоса: статистика, терминология.

В форме таблицы дайте характеристику голоса при различных формах его нарушения (афонии, дисфонии, фонастении, ринофонии). Объясните разницу между этими формами нарушений.

9

выполнение тестов

12.

История развития фонопедии.

Сделайте краткие выписки из учебника «Логопедия»под ред. Л.С. Волковой. – С.203-205.

6

выполнение тестов

13.

Причины, механизмы и классификации, симптоматика нарушений голоса.

В тетради для индивидуальных занятий объясните, какие нарушения голоса могут встречаться у детей дошкольного возраста. Каковы их причины?

Продолжение предыдущего задания. Составьте сообщение на тему «Нарушения голоса у детей дошкольного возраста». По материалам сообщения оформите стенд для воспитателей и родителей.




9

выполнение тестов

14.

Методы исследования голосового аппарата.

Проверка состояния дыхательной функции у ребенка с нарушением голоса. На основе обследования следует сделать выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.

9

выполнение тестов

15.

Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса, прогноз, эффективность.

Конспект статьи: Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 1988.-№4. – С.32.

Раскройте сущность поэтапной системы коррекции дефектов голоса в случаях афонии, дисфонии, фонастении и ринофонии. Предварительно вспомните психолого-педагогическую характеристику детей с данными видами нарушения голоса. Заполните таблицу, включив в нее графу «Состояние дыхания» (см. образец таблицы в плане практ зан.)

Составьте конспект (или план) психотерапевтической беседы с ребенком и его матерью при том или ином нарушении голоса. Обсудите содержание беседы с
товарищами по группе.

Составьте список упражнений пассивной артикуляционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок — логопед», меняясь ролями). Объясните, почему при нарушениях голоса полезно использовать пассивную артикуляционную гимнастику.



12

выполнение тестов

16.

Профилактика нарушений голоса.

Разработайте содержание беседы с воспитателями и родителями на тему «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление».

9

выполнение тестов


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определение логопедии.

  2. Предмет и объект изучения в логопедии.

  3. Структура современной логопедии.

  4. Основная цель логопедии. Задачи логопедии.

  5. Теоретический и практический аспект логопедии.

  6. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.

  7. Значение логопедии.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти и выписать в тетрадь различные определения понятия «логопедия».

  2. Подготовить схему «Связь логопедии с другими науками».


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2012.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 2. Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основоположники логопедии в России.

  2. Основные принципы логопедии: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

  3. Методы в логопедии: организационные, эмпирические, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретационные.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить схему «Основные принципы логопедии».

  2. Подготовить схему «Методы в логопедии»

  3. Проиллюстрировать конкретными примерами каждый из перечисленных выше принципов.

  4. Проиллюстрировать конкретными примерами 3 группы методов в логопедии.


Индивидуальные задания:

  1. Подготовить сообщение «Л.С.Волкова: жизнь и творчество».

  2. Подготовить сообщение «Л.С. Выготский: жизнь и творчество».

  3. Подготовить сообщение «Р.Е. Левина: жизнь и творчество».

  4. Подготовить сообщение «А.Р. Лурия: жизнь и творчество».


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.

Журналы «Дефектология»: 2003, №3 (о Р.Е. Левиной), 2000, №2 (о Л.С. Волковой).

Сайты в сети Интернет: www.vygotsky.ru (о Л.С. Выготском), www.psy.msu.ru/personali/index.html (о А.Р. Лурии).



Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 3. Актуальные проблемы современной логопедии
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Актуальные проблемы логопедии: точки зрения различных авторов.

  2. Состояние логопедической службы в Мурманской области.


Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект статьи Грибовой О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология.-2009.-№3. – С.3.


Литература

Основная

Актуальные проблемы диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств. – Мурманск: МГПИ, 2009.

Брежнева Е.А. Из опыта логопеда. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2.

Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. // Педагогика. – 2003. - №1. – С.21.

Логопедическая служба: проблемы, поиск. – Мурманск: МГПИ, 2000.

Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 2007.



Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.
Тема 4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Основные понятия в логопедии.

  2. Устаревшая терминология в логопедии.


Задания для самостоятельной работы:

Опираясь на учебники по логопедии найти термины (названия речевых нарушений и пр.), которые вышли из употребления в современной логопедии.



Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 5. Этиология нарушений речи
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Термин «этиология». Этиология речевых нарушений: исторический обзор.

  2. Современный взгляд на причины речевых нарушений; органические, функциональные и социально-психологические причины.

  3. Критические периоды в развитии речевой функции.

  4. «Первичные» и «вторичные» речевые расстройства.

  5. Отражение этиологических факторов в речевой карте.


Задания для самостоятельной работы:

На базе детской поликлиники/ДОУ/школы ознакомиться с речевыми картами на детей и проанализировать причину возникновения того или иного дефекта.


Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 6. Принципы анализа речевых нарушений
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Цель анализа речевых нарушений.

  2. Вклад Р.Е. Левиной в отечественную логопедию.

  3. Принципы развития по Р.Е. Левиной.

  4. Принцип системного подхода по Р.Е. Левиной.

  5. Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка по Р.Е. Левиной.

  6. Отражение принципов, выделенных Р.Е. Левиной в работе логопеда.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить схему «Принципы анализа речевых нарушений».

  2. На основе учебника «Логопедия» выделить те разделы логопедии, где Р.Е. Левина внесла существенный вклад.


Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Р.Е. Левиной.


Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 7. Классификация нарушений речи. Виды речевых нарушений: симптоматика и коррекция
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

  2. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

  3. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения чтения и письма; общее недоразвитие речи, фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие.

  4. Вопросы коррекции различных речевых нарушений. Система логопедической помощи в России.


Задания для самостоятельной работы:

1. На основе бесед с логопедами детской поликлиники, детского сада и школы составить таблицу «Логопедическая помощь при различной речевой патологии».




Учреждение

Возраст детей

Речевая патология

поликлиника







детский сад







школа






2. Сделать краткие выписки из статьи Киселевой Т.В. Из опыта логопедической работы с детьми первых трех лет жизни в условиях центра восстановительного лечения. // Дефектология.-2001.-№ 5. – С.80.


Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 8. Принципы и методы логопедического воздействия
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

  2. Специальные принципы: этиопатогенетический, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

  3. Методы в логопедии: практические, наглядные, словесные.


Задания для самостоятельной работы

  1. Сделать схему «Принципы логопедического воздействия».

  2. Сделать схему «Методы логопедического воздействия».

  3. На основе просмотренной видеозаписи логопедического занятия проиллюстрировать конкретными примерами все группы методов.


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 9. Профилактика речевых нарушений
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Первичная профилактика – предупреждение речевых нарушений.

  2. Вторичная профилактика – предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, предупреждение последствий речевой патологии.

  3. Третичная профилактика социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать развернутый ответ на вопрос «Как сократить количество речевой патологии?».

  2. На основе посещения детской поликлиники, ДОУ и школы, а также изучения литературы отметить, какие меры принимают в данных учреждениях для предотвращения возникновения речевых расстройств.


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.


Тема 10. Акустические основы голосообразования

План

1. Строение голосового аппарата.

2. Понятие голоса.

3. Характеристики звука голоса: высота, сила, тембр.

4. Характеристика резонанса.

5. Определение и классификация атаки звука..


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как известно, голос характеризуется с разных ас­пектов: с точки зрения силы, высоты, тембра, диапазо­на. Раскройте содержание этих терминов. От чего зави­сит сила, высота и тембр голоса? Приведите примеры.

  2. Расскажите, какую роль играет голос в речи.

  3. Раскройте значение слуха в процессе формирова­ния голоса. Как снижение слуха отражается на качествах голоса? Рассмотрите эту проблему с учетом возраста ре­бенка.

  4. Раскройте механизмы голосообразования (роль центрального отдела нервной системы — центрального отдела речедвигательного анализатора и периферическо­го отдела). Раскройте значение струи выдыхаемого воздуха в процессе голосообразования. Данный материал можно оформить в виде сообщения в группе (доклада).

  5. Расскажите, какие требования предъявляются к «разговорному» голосу. Обоснуйте эти требования.


Задания для самостоятельной работы:

Составление реферата на тему «Этапы развития дет­ского голоса». Предварительно следует ознакомьться с разделом «Голос» «Большой медицинской энциклопедии».


Литература

Основная

Вильсон Д.Ж. Нарушения голоса у детей, - М., 2010.

Детский голос / Под ред. В.И. Шацкой. — М., 2010.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 2010.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 2006.

Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 2008.-№4. – С.32.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2008.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 2007.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 2004.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная

Василенко Ю.С. Голос. — М., 2002.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 2008.

Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. — М., 2010.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница