Ценности учителя в условиях информационного общества



Скачать 35.91 Kb.
Дата27.04.2016
Размер35.91 Kb.
ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Мишенина Галина Владимировна (galmi@yandex.ru)

ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (РО ИПК и ПРО)

Аннотация

Специфика информационного общества обуславливает необходимость пересмотра ценностных приоритетов современного образования. Переход от культуры полезности к культуре достоинства определяет аксиологические ориентиры современного учителя его личностно-смысловые характеристики. Требования современного образования в условиях информационного общества актуализируют проблему развития ценностно-смысловой сферы учителя в системе послевузовского образования

Формирование информационного общества в мире относят к концу 70-х годов ХХ века и связывают с радикальным ускорением технического прогресса, становлением нового менталитета у значительной части населения в большинстве развитых стран мира. Переход к информационному обществе, прежде всего, начинается в сфере менталитета и связывается с изменением сознания человека.

Изменения, возникающие в информационном обществе, затрагивая экономическую, политическую, производственную, социальную и культурные сферы, не обходят стороной культурные и образовательные аспекты.

Информационное общество, в котором информация и уровень ее использования непосредственным образом обуславливают перспективы экономического и социального развития, а также качество жизни, формирует и новое информационное сознание. Новые ценности информационного общества определяют постановку вопроса: каким должно быть современное образование, на какие аксиологические ориентиры должен опираться современный учитель? Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Одной из наиболее важных характеристик информационного общества является изменение человеческого бытия в сторону культуры, которая, пронизывая все аспекты жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов. «Многомерный человек» постепенно вытесняет «экономического человека» индустриальной эпохи. На смену общества, основанного на материальном благосостоянии, приходит общество роста культуры, переход от «иметь» к «быть», от профессиональной деятельности как средства материального достатка к труду как самореализации.

Специфика современного образования определяется такими качественными характеристиками личности как свобода и ответственность и готовность к саморазвитию и самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру, креативность, смыслотворчество. Приоритетом современного образования должно стать не только формирование знаниевой компетентности, но и развитие четких нравственных критериев, актуализация высоких духовных потребностей.

Большого внимания к себе в таких условиях требует сама личность учителя, его ценности смыслы профессиональной деятельности.

Именно личность учителя определяет качество и результат труда. Личностная включенность, пристрастность, осмысленность, способность оказывать позитивное влияние на другого через раскрытие субъектных ценностей и смыслов составляют основу его деятельности и указывают на смыслообразующий характер труда. Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер и детерминирована личностными ценностями, которые обеспечивают ее содержание и направленность, придают смысл профессиональным действиям.

В экспериментальном исследовании, которое проводилось в течение 2008 года, автором статьи был проведен анализ структуры ценностных ориентаций современных учителей, а также изучены их личностно смысловые особенности. Проведенное исследование позволило увидеть актуальные ценностные предпочтения учителей, которые в целом ориентированы на традиционные, конформистские социально одобряемые ценности. Проведенное исследование выявило серьезные противоречия в системе смысложизненных ориентаций учителя. Исследование показало, что у учителей наблюдается достаточно высокий уровень осмысленности жизни при сравнительно низких рангах таких ценностных ориентаций как «свобода», «познание», «активная жизнь», «развитие», «творчество». Это позволяет сделать предположение о том, что цели в жизни, смыслы профессиональной деятельности отражают не реальную, а желаемую ситуацию.



Таким образом, в ходе эмпирическое исследования выявлено противоречие между содержанием и структурой ценностных ориентаций учителей, их личностно-смысловых особенностей и требованиями современного образования в условиях информационного общества, в котором предъявляются высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы. Это актуализирует проблему развития ценностно-смысловой сферы личности педагога в условиях послевузовского образования. Помощь учителю в актуализации смыслов своей профессиональной деятельности чрезвычайно важный аспект работы институтов повышения квалификации. Между тем в программах повышения квалификации учителей эта проблема отражена недостаточно. Специфика психологической подготовки не создает оптимальных условий для личностного совершенствования, актуализации ценностей и смысложизенных ориентаций.

Вышесказанное убеждает в том, что содержание программ повышения квалификации учителей необходимо усилить психолого-педагогическим блоком, концентрирующим в себе проблемы развития ценностно-смысловых ориентаций, осознания и актуализации смыслов профессиональной деятельности педагогов.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница