Чего следует бояться в век информационных технологий



Скачать 37.88 Kb.
Дата26.06.2016
Размер37.88 Kb.
Костенко А.Ф.,

ГОБУ СПО ВО «БСХТ»

г. Борисоглебск
Чего следует бояться в век информационных технологий
Актуальность темы обусловлена обеспокоенностью ученых, философов, педагогов, простых граждан чего следует бояться в век информационных технологий.

Научно-технический прогресс продвинул науку, производство на передний край и в то же время создал массу проблем. Интернет, без которого мы не мыслим себя, нашу повседневность привел к повсеместному обесцениванию письменного слова, каждое слово подвергается инфляции. Мало-помалу люди утрачивают способность общаться посредством письменных текстов. А значит в опасности наши наука, образование, искусство, да почти все что есть в нас определенно человеческого, пишет Дэвид Гелернтер, ученый Йельского университета, автор книги «Облегченная версия Америки» [1, c. 88].

Не могу не согласиться с данным положением. Практика показывает, что молодые люди, студенты техникума, где я работаю, все чаще прибегают к бездумному использованию Интернет-ресурсов. Одному из студентов 4-го курса, побывавшему в Германии на стажировке, мною было предложено написать реферат на тему «Маркетинг в сельскохозяйственных кооперативах Германии». Он согласился и стал работать над данной темой. Каково же было мое удивление, когда он принес материал, и я прочел название темы. Ну, думаю, теперь будет возможность «козырнуть» перед студенчеством, – какой хороший материал представил стажер о своем видении маркетинга в сельскохозяйственных кооперативах Германии. Но не тут-то было. Он нашел подобный материал не по Германии, а по Болгарии. Успешно скачал, даже не вчитываясь, не говоря о том, чтобы вдумываться. Это один пример, подобных примеров можно привести множество. Этим страдают курсовые и дипломные проекты.

Если уж мы требуем, согласно ФГОС 3-го поколения, писать рефераты, курсовые и дипломные проекты, то необходимо учить студента этому и отводить место данной проблеме в рабочих программах.

В свое время, существовал курс, дисциплиной его назвать сложно «Введение в специальность», где можно было рассказать не только о специальности, но и о тонкостях написания рефератов, докладов и так далее. Однако с внедрением ФГОС, почему-то, этот курс изъяли из образовательных программ.

Следующая проблема, на которую указывают как зарубежные, так и отечественные ученые, педагоги – это тупость. Роджер Шенк, психолог, президент образовательной компании Socratic Arts, автор книги «Обучение разумов: как наука о познании может спасти наши школы», пишет: «Я тревожусь из-за тупости. Она повсюду» [1, с. 90]. Педагогическую и научную общественность беспокоит то, что молодые люди больше не разговаривают, не ведут беседу. Но ведь именно в беседах кристаллизуются убеждения, а не эмоции. Они перестают спрашивать «почему» и потеряли необходимость давать ответы.

Вспоминается выступление одного из участников V Международного форума «Гарантии качества профессионального образования» (октябрь 2010 г.) академика Академии проблем качества РФ, члена Международной гильдии профессионалов качества – Адлер Ю.П., который заметил: «существует острая проблема в профессиональных образовательных учреждениях, причем порочная – выставление оценок. Среди студентов идет опасный ажиотаж – погоня за оценкой, а не за знанием»[2 ]. Слова академика подтверждаются педагогической практикой. Все чаще и чаще приходится сталкиваться с подобной проблемой на всех уровнях образовательного процесса, когда учащиеся, студенты не стесняются «вымаливать» оценку за свое незнание или пропуски занятий.

Из своей практики (А.Ф.Костенко) замечу, что не только в высшей профессиональной школе, но и в средних специальных учебных заведениях, подобная практика сплошь и рядом. Студент за частую слабо владеет курсом изученной дисциплины, а на зачете претендует на хорошую или отличную оценку, мотивируя это тем, что, к примеру «Хорошист», поэтому и Вы поставьте соответствующую оценку, хотя на лекции он не ходил или ходил через раз.

Сейчас в стране бурно идет процесс модернизации образования на всех уровнях. Принят новый закон «Об образовании РФ» (декабрь 2012 г). Оценить результат образовательного процесса можно только из будущего. А каково будущее образования? Выпускники старших классов школ хорошо проходят тесты, при этом постоянно всплывают истории о жульничестве – даже в лучших школах, причем с участие учителей. Это можно наблюдать и в профессиональном образовании. Никто не спрашивает, что смогут студенты делать после выпуска, и никому нет дела.

В настоящее время мир переживает технические уклады: так ХХ век характеризовался массовым производством, автомобилестроением, тяжелым машиностроением, большой химией – это был IV технологический уклад, и Россия была впереди. Затем наступил V технологический уклад, включавший в себя: компьютеризацию, малотоннажную химию, телекоммуникации, электронику, Интернет – Россия потеряла свои позиции. Сейчас наступил VI технологический уклад: биотехнологии, нанотехнологии, безопасность. Синтетическая биология – рай для естественников. Мы разнимаем созданное природой на блоки и снова собираем их в том порядке, который кажется нам нужным, чтобы получить живое существо с заданными свойствами и поведением, отмечает Сейтан Самнер, профессор бихевиористской биологии Бристольского университета [1, с. 92].



Нас должно беспокоить, что будет дальше, когда синтезирующая биология покинет стены лабораторий и выйдет в мир. XXI век – это проектирование будущего, высокие гуманитарные технологии, безопасность. К этому мы должны готовить выпускников школ, техникумов, колледжей, Вузов, а не модернизировать бесконечно систему образования, выхолащивать из нее элементы классической школы.
Литература:

  1. Будущего.net /Вокруг света. № 4 (2871) апрель. 2013

  2. Гарантия качества профессионального образования /Сборник методических материалов, статей и тезисов участников форума). Под общ. ред. М.Ф.Королева – М., РАГС, 2010 тт.1-2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница