Чеканин Использование проблемного обучения на уроках информатики



Скачать 59.52 Kb.
Дата30.04.2016
Размер59.52 Kb.

. Чеканин Использование проблемного обучения на уроках информатики


А.М. Чеканин

Руководитель: к.п.н., доцент Т.А. Оболдина

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания. В сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейном, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Этими вопросами занимались Ю. К. Бабанский, Д. В. Вилькеев, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и М. И. Махмутов. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Цель сложившегося традиционного типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков.

Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивает новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. Учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Не всё обучение должно быть проблемным, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Всё обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их, выработать у себя способы творческой деятельности.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

В педагогической психологии проблемная ситуация рассматривается как исходный момент мыслительной деятельности учащегося, источник и стимул его познавательной активности. Создание системы проблемных ситуаций в учебном процессе выступает как один из факторов повышения развивающей и воспитывающей функции обучения. Одни и те же типы проблемных ситуаций неодинаково влияют на учащихся одного класса. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, может вызывать состояние эмоционального подъема, активности учения школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряжения, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебного задания, неадекватной самооценки. Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состоит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения противоречия она выступает как положительный фактор, но превращается в отрицательный в случае отсутствия таких условий и средств.

Активность ученика в проблемной ситуации может выступать как один из критериев возрастной характеристики уровня его развития. Есть основания предполагать, что по возрастным и индивидуально-типологическим особенностям проявления активности каждого школьника можно диагностировать его умственное развитие и определять направленность личности.

Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

Рассмотрим проблемное обучение на примере изучения темы «Системы счисления».

Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к мате­матической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики или программиро­вания. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школь­ников.

Пример применения проблемной ситуации на уроке. Непозиционные системы счисления. Древнеегипетская десятичная система счисления.

Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Бумагу заменяли глиняная дощечка, и именно поэтому цифры имеют такое начертание.

В этой системе счисления использовали в качестве цифр ключевые числа 1, 10, 100, 1000 и т.д. и записывались они при помощи специальных иероглифов.

единицы сотни десятки тысячи

Число 2342 «рисовалось» так:




- два цветка лотоса (две тысячи);

- три свёрнутых пальмовых листа (три сотни);

- четыре дуги (четыре десятка);

- два шеста (две единицы).

Учащимся предлагается записать число, которое получится при выполнении действия сложения:



+

Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны выполнить операцию сложения в незнакомой для них системе. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении?

Для этого учащиеся выбирают различные решения, выполняют сложение, представляют ответ в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходящий.

Списки заданий можно варьировать, добавляя другие системы счисления.



Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Проблемная ситуация: 10100100111112+1А16+278, результат записать в двоичной системе счисления.

Перед учащимся стоит проблема: как выполнить действие. Ученик уже знает позиционные системы счисления, но не знает, как выполнять с ними различные операции. Этим мы плавно подводим к изучению новой темы: Арифметические операции в позиционных системах счисления. Самым простым путём решения данной проблемы будет: перевести все числа в одну систему счисления, десятичную, поскольку она хорошо нам известна, и выполнять операции уже в этой системе счисления. Затем выполнить обратный перевод из десятичной в двоичную.

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.



Проблемное обучение доступно практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница