Черных Проект школы информационных технологий



Скачать 209.98 Kb.
Дата01.05.2016
Размер209.98 Kb.

Черных Проект школы информационных технологий


Д.П. Черных

Руководитель: Е.Д. Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Современное общество – это общество технологическое. Новые информационные технологии стремительно завоёвывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий.

Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы: в современном образовании используется богатый арсенал новых информационных технологий, открывающих новые горизонты на тернистом пути инноваций в обучении. Однако было бы большой ошибкой полагать, что, оснастив учебные аудитории современной компьютерной техникой, научив преподавателей ею пользоваться, мы решим все проблемы школьного образования. Использование информационных технологий в учебном процессе только в том случае сможет привести к решению острых проблем современного образования, если развитие технологической подсистемы образования будет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы. А это возможно только в том случае, если мы будем стремиться к системной интеграции информационных технологий в образовательный процесс средней школы.

В 1987 году американский исследователь Гленн М. Клейман, отмечая ряд преимуществ компьютера, назвал школы, использующие ИТ в образовательном процессе, школами будущего. Прогноз ученого, как мы теперь можем судить, осуществился довольно быстро. Создание подобных учебных заведений стало насущным требованием сегодняшнего дня: назрела острая необходимость развивать информационную среду современной средней школы.

Министерство образования РФ издало ряд документов, направленных на активизацию процессов информатизации среднего образования, формирование информационной компетентности школьников. Авторский коллектив под руководством А.Л. Семенова разработал «Концепцию информатизации общего образования», где в качестве одной из главных задач современного общего образования утверждается формирование информационной компетентности: «Современная грамотность, выросшая из традиционных «читать, писать, считать», изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, математической информатики, информационной культуры. Современные ИТ становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. ИТ является одним из основных инструментов реализации открытого образования…».

Однако, существующая школьная педагогическая система, в большинстве случаев, не способна реализовать социальные потребности современного постиндустриального общества - общества новых информационных технологий.

Таким образом, на первое место выступает проблема включения средней школы в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества, с сохранением при этом избранных направлений гуманизации и гуманитаризации образования, индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Информационные технологии (ИТ) в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа и сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Совокупность традиционных и инновационных направлений внедрения ИТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации интегративной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации потенциала ИТ для личностно ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды образовательного процесса.

Образовательная среда школы, находящейся не в отрыве, а в гуще событий сегодняшней жизни, жизни современного информационного общества, должна быть, на наш взгляд, сформирована, прежде всего, как информсреда - среда, использующая во всей полноте новые информационные технологии для развития личности. С этих позиций информационная среда общеобразовательной школы будет рассматриваться нами как эффективное средство построения личностно ориентированной педагогической системы.

Именно с этих позиций мы представляем вашему вниманию проект школы с комплексным применением ИКТ.

Материально-техническое обеспечение школы. В школе имеется 3 компьютерных кабинета, рабочее место каждого педагога оснащено персональным компьютером и средствами для мультимедийного показа, все компьютеры объединены в локальную школьную сеть с возможностью выхода в Интернет. Также имеются компьютеризированный аудиоцентр, спортивный зал, теннисные столы, крытый бассейн, кабинет труда, оснащенный современным техническим оборудованием. Каждый класс оснащен интерактивной доской. При применении интерактивных досок в сфере образования процесс обучения становится более наглядным, интересным и познавательным. Используя широкие возможности экранного меню, можно создавать собственные обучающие программы, вносить изменения в ход проведения урока.

В комплект с интерактивной доской входит ряд программно-аппаратных средств, таких как обычный или графический планшет, устройства для голосования, диджитайзер.

Планшет - это беспроводное устройство, позволяющее управлять интерактивной доской из любого места в классе. Преимущество его использования в том, что учитель может находиться в любом месте кабинета, контролируя все функции интерактивной доски. К тому же планшет позволяет ученикам, которые испытывают затруднения при ответе у доски, активно работать на уроке.

Устройства для голосования позволяют учителям получать ответы на вопросы в электронном виде. Это могут быть вопросы с выбором ответов, с отбором свойств чего-либо или с выбором степени вероятности верного ответа. Так как ученики голосуют анонимно, они не боятся попросить дополнительное время на размышление. Результаты голосования мгновенно отображаются на дисплее интерактивной доски. Некоторые программные средства позволяют проводить более подробный анализ результатов, чтобы предоставить помощь тем ученикам, у которых результаты ниже среднего.

Диджитайзер - это своего рода накладной проектор, с помощью которого можно увеличивать непрозрачные объекты, отображать их на интерактивной доске. Например, учитель может открыть книгу и поместить ее на диджитайзер. Страница отобразится на доске, ее можно записать в память компьютера в цифровом формате. Используя соответствующие программные средства, на изображениях можно поместить комментарии и сохранить их.

Принципы реализации проекта.

Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Хочется отметить, что недостаточно организовать в школе компьютерный класс и связать его локальной сетью. Недостаточно преподавателю информатики изучать с детьми отдельные программы или сканировать картинки для мультимедийных кабинетов или фотографии для своих персональных страничек.

Прежде всего, необходимо признать, что только комплексный подход позволит нам использовать информационные технологии как мощный инструмент целостного развития образовательных технологий.

Реализация и осуществление образовательного процесса будет осуществляться с учетом следующих принципов:

Принцип приоритета практики - заключается в такой организации обучения, когда учащиеся постоянно вовлечены в процесс практического использования знаний.

Принцип комплексности предполагает решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, атмосферы в классе, умственной, физической, эмоциональной нагрузки на ребенка.

Принцип индивидуализации обучения - в основе своей содержит учет индивидуальных и, прежде всего, личностных свойств учащихся: жизненного опыта, эмоциональной сферы, мировоззрения, склонностей, интересов. Все это позволяет создать полноценную мотивацию

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности. Усвоение знаний, умений и навыков происходит непрерывно во взаимосвязи нового материала с полученным ранее, с его расширением. Поэтому принцип систематичности, последовательности и непрерывности заключается: в соблюдении преемственности и непрерывности в получении знаний от младшего и среднего школьного периода до вузовского периода и выше; в последовательном усложнении задач обучения и воспитания, содержания, путей и средств по всем периодам; в единстве методов обучения и развития личности на различных этапах.

Принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности. Отношения между учителем и учеником должны быть равноправными, партнерскими, а проблемы иметь совместное творческое решение.

Принцип целостности образовательного процесса предусматривает закономерности развития образовательной системы, инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех ее составных элементов.

Школа спроектирована по последнему слову строительных технологий. Теплосберегающая конструкция позволяет снизить объем затрат на обогревание помещений. Использование больших окон в аудиториях позволяет снизить трату на электроэнергию (свет).

Внешне школа выглядит современно и это тоже повысит интерес школьников к ней. Школьный двор представляет собой небольшой сад, который приобщает детский коллектив к природе и уменьшает загрязнение воздуха в районе школы.

Территория пришкольного участка оснащена современным видеооборудованием, что позволяет охране контролировать не только изолированный микромир школы, но и следить за ситуацией за ее пределами.

Здание школы состоит из четырех этажей. На первом этаже располагаются гардеробы (отдельно для младшего и старшего звена), библиотека (оснащенная электронным каталогом и набором мультимедийных пособий (медиатека), доступных для учащихся), столовая, кабинеты завучей, секретаря, директора, кабинеты трудов.

На втором этаже расположены два больших спортивных зала, раздевалки, две душевые.

Третий этаж занимают кабинеты младших классов. За каждым классом закреплен отдельный кабинет, где малыши могут чувствовать себя комфортно и уютно. Также на этом этаже расположена детская комната отдыха.

Четвертый этаж занимают кабинеты старших классов. Кабинеты закреплены за учителями-предметниками. Каждый кабинет оснащен современными приборами, которые очень активно используются в образовательном процессе.

В классах используются ЭВМ не только в учебных целях, но и для решения задач управления. Здесь имеется в виду слежение за уровнем освещенности рабочих мест в зависимости от погоды, температурой и влажностью воздуха в аудитории, организация обратной связи, ведение статистики посещения занятий, охранная сигнализация и пр. Для этого требуется недорогая плата многоканальных ЦАП/АЦП и блок силовой коммутации исполнительных приборов (кондиционер, регуляторы напряжения, радиационные нагреватели, система регулирования влажности), которые устанавливаются на ЭВМ учителя.

Отдельная гордость школы - «крытый» бассейн, располагается он на крыше. Обслуживание его полностью автоматическое, что позволяет быть уверенным в качестве воды и ее температуре. Теперь нет необходимости ехать в бассейн на другой конец города. Здесь также имеются две душевые.

Преподавательский состав прошел предварительную подготовку, что позволяет с уверенностью говорить, что компьютерные технологии будут не только присутствовать, но и активно воздействовать на уровень образования.

Хотелось бы сказать о самом процессе обучения. Так как в аудиториях имеются интерактивные доски, планшеты, диджитайзеры, это позволит внести разнообразие в урок и сделать материал более доступным для детей, это понимает каждый.

Рассмотрим образовательные технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе.

Технология модульного обучения

От педагогической технологии требуется обеспечить ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

целевой план действий;

банк информации;

методическое руководство по достижению дидактических целей [2].

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям, в первую очередь, можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях [2].

Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.

Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.

Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

Словесные методы, преобладающие при традиционном учебном процессе, часто не используются в новационном обучении. Малая эффективность вербальных методов связана с тем, что мозг человека работает в 4-5 раз быстрее самой быстрой речи, поэтому слушатели время от времени "отключаются" - начинают думать о своём. На слух улавливается 40-50% информации. Частым повторением вопросов, отдельных выводов и положений педагоги отучают школьников слушать. Логика ребёнка такова: если это важно, то учитель повторит ещё раз. Модульное обучение, наоборот, приучает слушать, т.к. словесный УЭ имеет свои особенности. Во-первых, это установка: зачем даётся информация, какое задание последует далее на основе полученной информации. Во-вторых, информация будет получена, но повторения не будет, т.к. за информацией сразу следует выполнение задания.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:



  • определение места модульного урока в теме;

  • формулировка темы урока;

  • определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

  • подбор необходимого фактического материала;

  • отбор методов и форм преподавания и контроля;

  • определение способов учебной деятельности учащихся;

  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определёние частной дидактической цели каждого из них;

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие [4]:

  • учебный элемент -0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

  • учебный элемент -1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

  • учебный элемент -n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

  • составление модуля данного урока;

  • подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку [3].

Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие; понимание; осмысление; запоминание; применение; обобщение; систематизация.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность. Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) ставятся к учебному модулю. При этом обязательно учитываются особенности и возможности класса. Задача учителя - донести цели работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.

Частные дидактические цели (ЧДЦ) ставятся к каждому учебному элементу, из которых состоит модуль.

Технологическая карта конструирования уроков:


№ урока модуля в теме

Тема

ИДЦ

Тип урока

Вид контроля
















Структура модуля:

Модуль состоит из учебных элементов. Количество их зависит от конкретной темы, целей, подбора учебного материала. Обязательными являются:

Учебный элемент -0-цели и задачи модуля; Учебный элемент -1 -входной контроль; Учебный элемент -(n)-выходной (завершающий) контроль; Учебный элемент -(n)-рефлексия [6].

Мультимедиа технологии

Обучение с использованием средств мультимедиа является составной частью общей системы образования, поэтому при создании мультимедийных образовательных изданий нужно исходить из общих принципов преподавания, которые требуют четкой формулировки целей, содержания и методов обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современные технологии позволяют создавать различные комплекты ресурсов, опираясь на единую коллекцию информационных источников.

Общим для всех видов изданий является наличие синтезированного аудио- и видеоряда, статичных и динамичных информационных объектов. Особое значение разработчики придают глубине интерактивности виртуальных моделей, тренировочных модулей и других разделов электронных средств учебного назначения.

Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. Таким образом, обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса [5].

Учащиеся могут влиять на процесс обучения, подстраивая его под индивидуальные способности и предпочтения, т.е. они могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации.

Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Мультимедиа могут также использоваться для организации группового обучения. Небольшие группы обучаемых могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, развивая при этом навыки сотрудничества, ведения диалога с коллегами по учебе.

Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения детей с ограниченными умственными и физическими недостатками

Под средствами мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео. Сегодня мультимедиа системы могут представлять обучаемому следующие виды информации: текст (doc,html); изображения (bmp, gif, jpeg,...); анимированные картинки (gif, flc, fli); аудиокомментарии (wav, au, MIDI, real audio); цифровое видео(avi, mpeg) и другие. Но это лишь потенциальные возможности современных компьютерных технологий. Как их использовать при разработке комплексов учебно-методических материалов обучения, где и какие применять? - одна из проблем, решить которую можно лишь через повседневную практическую работу.

Зрительный канал по своим возможностям намного превосходит возможности всех других каналов восприятия информации человеком. В этой связи введение видеоинформации для восприятия учебного материала, его усвоения и запоминания имеет исключительное значение. Современные информационные технологии позволяют создавать средства обучения не только с использованием красочных иллюстраций, но и различные виды видеофильмов (анимацию, документальное и игровое кино).

Документальные видеофильмы (фрагменты «живого» видео) зарекомендовали себя как наиболее эффективное средство для первичного знакомства с предметом изучения. Они нашли широкое применение при показе технологических процессов, работы машин и т.п. Для объяснения же механизмов, лежащих в основе изучаемых процессов, особенно тех, что не могут быть воспроизведены в виде видеофильмов, наиболее подходящим инструментом является анимация (нарисовать можно что угодно). Для объяснения же теоретических построений очень перспективным направлением представляется так называемая анимационная графика - графическое развертывание изучаемых процессов, заданных, например, аналитически. Современные пакеты прикладных программ позволяют графически изображать весьма сложные двух- и трехмерные зависимости. Фиксация соответствующих слайдов, дополненных пояснительными текстами и графикой, позволит создать великолепные фрагменты учебных материалов в виде анимационных фрагментов.

Аудиокомпоненты средств мультимедиа могут дополнять и обогащать видео фрагменты. Однако они могут иметь и важное самостоятельное значение, например, как средство активизации внимания, акцентирования на отдельные моменты излагаемого материала. Еще больший эффект дает применение аудиосопровождения. Это могут быть ободряющие восклицания при верном ответе или звуковая коррекция в процессе построения траектории поиска решения.

В ближайшей перспективе (имеются реальные прототипы) можно ожидать реализацию технологий «голосового пароля». Более того, возможно «наговаривание» ответов на контрольные вопросы, что является шагом к разрешению проблемы дистанционного тестирования в целом. Речь, в частности, идет о построении систем интеллектуальной аттестации. Их применение позволит осуществлять оперативный контроль знаний и получение ответов с учетом идентификации голоса, фиксации времени на поиск ответа, анализа логики поиска и построения ответа. Системы интеллектуальной аттестации позволят обучающемуся более обоснованно прокладывать индивидуальные траектории своего обучения. Важным перспективным направлением применения мультимедийных технологий является разработка виртуальных миров и их предшественников - мультимедиа тренажеров. При этом возможно проведение лабораторных работ и исследований тех процессов, которые в реальных условиях невозможно реализовать практически или даже в принципе.

Технология медиаобразования

Медиаобразование (от лат. media - средства) – изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Его основные задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации (научить человека понимать её — «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В практике сложились три направления медиаобразование [1]:

1) учебное, предусматривающее введение отдельного предмета в учебный план;

2) интегрированное, являющееся органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области);

3) практическое (через организацию адекватной дея­тельности детей).

В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета.



Целевые ориентации [5]:

  • Основная цель медиаобразования состоит в формировании у школьников чёткого и ясного понимания того, что сообщения средств массовой информации не отражают, а репрезентируют действительность во всех её проявлениях – от природных явлений до социальных.

  • Обучение правильному аудиовизуальному восприятию и переработке получаемой информаций, разумная редукция избыточной информации.

  • Развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, обосновывать альтернативные позиции.

  • Практическое освоение технологии массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, теле­видения).

  • Формирование у учащихся собственной системы нравственных ценностных ориентации как основы для понимания медиатекстов и их адресной направленности, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью.

  • Интеграция, включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений.

  • Формирование умений находить, передавать, принимать, готовить и интерпретировать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.

  • Выявление негативных явлений, противостояние расизму, сексизму, дискриминации, подавлению воли, психологическому угнетению, неравенству, несправедливости, нетолерантности, этноцентризму и ксенофобии.

  • Адаптация ребёнка к перенасыщаемой информационной среде.

  • Помощь личности в нахождении правильного сочетания свободы, ответственности и самоограничения как основных регуляторов собственной деятельности.

Особенности концепции:

  • Соотношение свободы, ответственности и самоограничения человека как основных регуляторов его информационной деятельности.

  • Объективная оценка информации, содержащейся в окружающей школьника информационной среде.

  • Отбор информации для использования школьниками в соответствии с принципами целесообразности, культуросообразности, учёта возрастных особенностей.

  • Ориентация на общечеловеческие ценности, моральные и нравственные нормы.

  • Защита от манипуляций сознанием школьника.

  • Информационная безопасность.

  • Любая информация представляет интересы социальных групп и отдельных людей.

В результате реализации проекта ожидаются следующие результаты.

Уже сегодня видно, что применение НИТ в образовательном процессе принесет огромные плоды.



  • Возрастание интереса детей к процессу обучения.

Острым вопросом при обучении является ограниченность временными рамками. Наверное, почти каждый педагог согласится, что бывают темы, на раскрытие которых не хватает времени, отведенного БУП.

  • Применение ИКТ позволит сократить время изложения, а качество усвоения повысить за счет активизации большего числа органов чувств ребенка (зрение, слух и т.д.).

  • Время, которое преподаватель затрачивает на поиск нужной информации, значительно снизится за счет возможности использования сети Интернет.

  • Автоматизация контроля освещенности, влажности и прочих факторов позволит сохранить здоровье ребенка.

  • Занятия физической культурой, плаванием, повысит уровень физического здоровья и физической подготовленности школьников.

Литература

  1. Анохин С. Возможности применения технологий Интернета в образовании //Народное образование. – 2006. – №5. – С.157-168.

  2. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика. - Алматы, 2001.

  3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов. – Ростов: МарТ, 2006.

  4. Микуляк О.П. Модульная технология обучения - Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2002. - 246с.

  5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М, 2005. – С.175-186.

http://mc-krkam.edusite.ru/DswMedia/modul-nayatexnologiyaobucheniya.html


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница