Cтажировочная площадка в системе общего образования Вологодской области: итоги 2011 года и задачи на 2012 год



Скачать 88.64 Kb.
Дата29.04.2016
Размер88.64 Kb.
Cтажировочная площадка

в системе общего образования Вологодской области:

итоги 2011 года и задачи на 2012 год
В 2011 году впервые в рамках Федеральной целевой программы развития образования осуществлялся конкурсный отбор региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий на поддержку реализации в 2011-2013 годах мероприятий программы по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Вологодская область стала одним из 32 победителей конкурса по реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования». В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 4 августа 2011 года № 2184 в течение 2011-2013 годов Вологодская область получит субсидию из федерального бюджета в размере 32,31 миллиона рублей.

Для реализации названного мероприятия в автономном образовательном учреждении Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» (далее - АОУ ВО ДПО «ВИРО») открыта стажировочная площадка, которая работает во взаимодействии с базовыми организациями. Среди них: БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования», БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» города Вологды, АОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» города Череповца, МБОУ Шекснинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени адмирала А.М. Калинина», МОУ «Гимназия» города Великого Устюга.

Одна из основных задач деятельности стажировочной площадки и базовых организаций - разработка и распространение на федеральном уровне модели «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования».

Среди направлений деятельности стажировочной площадки:


  • формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

  • повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

  • создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам;

  • внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность, адресный подход к повышению квалификации;

  • создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием, в том числе обучение работников системы образования.

В 2011 году получена и освоена федеральная субсидия в размере 5,549 млн. руб. Большая часть федеральной субсидии и региональные средства (софинансирование - 10,8 млн. руб.) направлена на приобретение современного компьютерного и цифрового оборудования для стажировочной площадки и трех базовых организаций.

На организацию повышения квалификации и обучение работников образования на стажировочной площадке затрачено 20% от суммы федеральной и региональной субсидии. В 2011 году повышение квалификации прошел 661 работник системы образования, в проблемных семинарах и вебинарах участвовали 2070 педагогов и управленцев.

Благодаря стажировочной площадке положено начало формированию кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, расширены возможности для повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС общего образования. В Вологодском педагогическом колледже по программе повышения квалификации «ФГОС начального общего образования: содержание и технологии реализации» прошли обучение 172 педагога, в том числе 25 из других регионов РФ; интерес вызвали вебинары, проведенные с использованием ресурсов цифровой школы, в них приняли участие более 1000 человек. Вологодский институт развития образования организовал проблемный семинар «ФГОС основного общего образования: актуальные проблемы введения» с участием сотрудников Института стратегических исследований в образовании РАО, открыл дистанционные курсы для руководителей общеобразовательных учреждений по введению ФГОС основного общего образования.

На разработку моделей государственно-общественного управления образованием были направлены проблемные семинары, в которых участвовали руководители муниципальных органов управления образованием и около 300 руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений.

В Вологодском институте развития образования с участием сотрудников Центра информатизации и оценки качества образования более 400 учителей прошли дистанционные курсы по вопросам внедрения свободного программного обеспечения, информационных технологий.

Более 300 педагогов области и других регионов РФ побывали в базовых учреждениях - цифровых школах на семинарах: «Цифровая школа: ресурсы и новые возможности», «Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя», «Технология использования мобильного класса в образовательном процессе», «Управление информационной образовательной средой школы» и др.

На базе института и цифровых школ по программе «Единое информационное пространство школы с ИКТ-насыщенной средой» повысили квалификацию педагоги из Республики Коми.

Из отзыва учителей информатики школ Воркуты и Сыктывкара: «Мы увидели активное использование новых информационных систем и образовательных технологий, интерактивных методов обучения, познакомились с работой, оснащенностью и предназначением цифровых зон общеобразовательных учреждений. (…) Информационные интегрированные среды позволили сделать школы цифровыми, обеспечить открытость и эффективное функционирование школьного информационного пространства для всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учащихся и родителей.

Мы увидели оснащение школ мобильными классами, интерактивными панелями, досками, проекторами, звуковым оборудованием, попробовали систему голосования. Но, самое главное - с нами делились опытом педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и своей профессиональной деятельности в школе, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

Вернулись домой мы окрыленные новыми знаниями, и хотя материальная база наших образовательных учреждений осталась пока на прежнем уровне, изменился наш взгляд, подход к решению проблемы создания единого информационного пространства. Произошел качественный переход с позиции обычного учителя на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя.(…)

Мы благодарны организаторам курсов, кураторам, преподавателям за теплый прием, высокий уровень работы, полезный опыт, практическую значимость занятий, профессионализм и мастерство».



Важным событием в деятельности стажировочной площадки и базовых организаций стала III межрегиональная научно-практическая конференция «Информатизация образования: опыт, перспективы», которая прошла 7-9 декабря 2011 года. Пленарное заседание, проходившее в Вологодском институте развития образования, транслировалось в сети Интернет, была организована видеоконференция с общеобразовательными учреждениями, участвующими в региональном проекте «Цифровая школа XXI века». Прошли семинары, заседания нескольких секций, в том числе в дистанционном режиме, на базе пяти цифровых школ, Вологодского колледжа информационных технологий и связи, Центра информатизации и оценки качества образования.

В работе конференции приняло участие около 300 человек из пяти cубъектов Российской Федерации: руководящие и педагогические работники образовательных учреждений Вологодской и Владимирской областей, Республики Коми, руководители Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий г. Санкт-Петербурга, Института информатизации образования Российской академии образования.

В ходе конференции рассматривались основные направления, проблемы и перспективы информатизации региональной системы образования, в том числе вопросы формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения, проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности работников образования.

Выступления педагогов на заседаниях секций продемонстрировали опыт использования информационных технологий для управления информационно-образовательной средой образовательного учреждения на основе программных комплексов «КМ-школа» и Netschool; применения ИКТ и электронных образовательных ресурсов учителями школ и преподавателями учреждений среднего и начального профессионального образования; реализации федерального проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов». Обсуждались возможности повышения квалификации посредством тематических вебинаров и роль районных ресурсных центров в повышении уровня ИКТ-компетентности педагогов.

Участниками конференции были поставлены новые задачи в области информатизации образования: развития дистанционного образования педагогов и обучающихся школ, создания вариативных и гибких форм повышения квалификации работников образования в области ИКТ, научно-методического обеспечения информатизации образования, обобщения лучшего педагогического опыта.

В плане работы стажировочной площадки на 2012 год эти задачи нашли свое отражение.

Будет активно развиваться дистанционное образование обучающихся малокомплектных и малочисленных школ, сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений в муниципальной и региональной системах образования.

Уже начато обучение руководителей и учителей школ использованию нового цифрового оборудования и федеральных коллекций электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Подготовлены тьюторы из числа методистов, заместителей директоров по информатизации, учителей информатики, которые в каждом городе и районе области на базе цифровых школ и методических служб проведут проблемные семинары для учителей различных предметов по применению ЭОР в учебном процессе.

По заявкам учителей цифровых школ для них будут организованы семинары «Применение Flash-анимации в образовательном процессе», «Информационные технологии в управлении образовательным процессом» и др.

Базовые организации проведут для работников образования Вологодской области и других регионов проблемные семинары и вебинары из опыта использования информационных и коммуникационных технологий в реализации ФГОС начального общего образования, в профильном обучении, в проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Будут представлены методические материалы по внедрению ИКТ в образовательный процесс, сохранению и укреплению здоровья детей в мире компьютерных технологий и Интернет, обсуждены особенности деятельности сетевого учителя в дистанционном образовании, развития системы поддержки талантливых детей.



Для педагогических и управленческих работников различных регионов РФ предлагаются курсы повышения квалификации «Профессиональная деятельность учителя в информационной образовательной среде», «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии реализации», «Организационно-методические условия введения ФГОС основного общего образования».

Итоги работы по распространению опыта цифровых школ и внедрению ИКТ в образовательный процесс будут подведены 7-9 ноября на IV межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования: опыт, перспективы».

Направления деятельности стажировочной площадки, связанные с формированием кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования, реализацией ФГОС общего образования и развитием государственно-общественного управления образованием, будут также осуществляться. Уже начато повышение квалификации руководителей и учителей пилотных школ по введению ФГОС основного общего образования, идет подготовка тьюторов по обучению общественных управляющих, организуется экспертиза моделей государственно-общественного управления, разрабатываются методические материалы по всем названным направлениям.

Таким образом, в 2012 году на стажировочной площадке и в базовых организациях с опытом работы цифровых школ познакомятся 600 педагогов области и других регионов России, освоят новые информационные технологии не менее 1800 педагогических и управленческих работников области, более 1000 – повысят квалификацию по вопросам реализации ФГОС общего образования, более 600 педагогов и управленцев пройдут обучение по вопросам государственно-общественного управления образованием.

Безусловно, повышение профессиональной компетентности работников системы общего образования области и других регионов России будет способствовать успешной реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

М.А. Углицкая, проректор АОУ ВО ДПО «ВИРО»






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница