Дать представление об основных психологических особенностях возрастных новообразований. Задачи курса



Скачать 85.45 Kb.
Дата03.05.2016
Размер85.45 Kb.
Цели курса:

-формирование у студентов знаний об основных периодизациях развития в онтогенезе;

-выявить особенности критических и сензитивных периодов;

-дать представление об основных психологических особенностях возрастных новообразований.

Задачи курса:

-овладение понятийным аппаратом психологии возрастных кризисов;

-формирование у студентов представлений о проблеме периодизации в психологии;

-овладение диагностическими методиками исследования возрастных кризисов.



В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- категориальный аппарат психологии возрастных кризисов;

- основные периодизации развития;

- психологические особенности возрастных новообразований;

- содержание и структуру возрастных кризисов;

- методы и методики диагностики возрастных кризисов.

Студент должен уметь:

- анализировать возрастные кризисы, определять их содержание и структуру;

-разрабатывать практические рекомендации по разрешению трудностей, возникающих в критические периоды развития.

Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

вар1/


вар2

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Проблема периодизации в психологии развития

-составить сравнительную таблицу критериев периодизации


7/7

Проверка таблицы

2

Экспериментально-психологические исследования возрастных кризисов

-проанализировать современные исследования возрастных кризисов

9/9

Проверка конспектов

3

Психологические особенности возрастных новообразований

-проанализировать новообразования подросткового и юношеского кризисов

5/5

Проверка конспекта

4

Содержание возрастных кризисов

-проанализировать содержание кризиса молодости

6/6

Проверка конспекта

5

Структура возрастного кризиса

-проанализировать структуру кризиса (выбирается самостоятельно)

6/6

Проверка конспекта

6

Практическая психология возрастных кризисов

-установить причины возникновения трудностей кризиса (выбирается самостоятельно);

-определить направления и пути коррекционной работы



6/6

Проверка конспектов



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ):
Тема 1. Проблема периодизации в психологии развития
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Проблема периодизации в отечественной психологии.

2.Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)?

3.Какие не изучавшиеся отечественной психологией характеристики перехода можно почерпнуть из анализа западных исследований?


Задания для самостоятельной работы:

1.Выделить общее и отличное в отечественных и зарубежных теориях психического развития.

2.Опишите феномен «развития» в психологии.

3.Приведите примеры периодизаций онтогенеза.


Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

5.Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.


Дополнительная литература:

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.. 1967.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

4.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Тема 2. Экспериментально-психологические исследования возрастных кризисов
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Основные характеристики возраста.

2.Закон динамики возраста.

3.Дайте характеристику кризисам подростничества и юношества.


Задания для самостоятельной работы:

1.Дайте характеристику кризисам взрослости. В чем причины разноречивости в оценке и описании кризисов взрослости?


Основная литература:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2007.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

5.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.


Дополнительная литература:

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.. 1967.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.


Тема 3. Психологические особенности возрастных новообразований
1.Проанализируйте возрастной кризис с позиции акта развития.

2.Что общего между возрастными новообразованиями?

3.Проанализируйте термин «произвольность».
Задания для самостоятельной работы:

1.Составить конспект « Типы отношений к заданиям взрослого у детей».


Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

3.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.


Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.


Тема 4. Содержание возрастных кризисов
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Каковы специфические ситуации проявления кризисных симптомов в возрастные периоды?

2.Какие сходства и различия симптомов кризиса одного года и трёх лет?

Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте каждый из симптомов кризиса.
Основная литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

2.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

4.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
Тема 5. Структура возрастного кризиса
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Фазы возрастного кризиса.

2.Проанализируйте отношение реальной и идеальной формы в критический период.
Задания для самостоятельной работы:

1.Опишите динамику изменений образа взрослости у младших подростков.

2.Как соотносится динамика образа взрослости со структурой критического периода?
Основная литература:

1.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

2.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

3.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

4.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

2.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

3.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

4.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Тема 6. Практическая психология возрастных кризисов
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Проанализируйте причины возникновения трудновоспитуемости.

2.Проанализируйте цели участников взаимодействия при возрастном кризисе.
Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте особенности поведения взрослых при кризисах детского возраста.

2.Чем определяются направления коррекционной работы в критические периоды?
Основная литература:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб., 2007.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1992. - № 1.

4.Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

5.Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.. 2005.

6.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Дополнительная литература:

1.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1997.

3.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

4.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

5.Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

6.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.




Словарь терминов
Активность – всеобщая характеристика живых существ, являющаяся источником поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Биологический возраст – определяется состоянием обмена веществ и функций организма.

Ведущая деятельность – деятельность, развитие которой определяет главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития.

Возраст (возрастной период) – целостная динамическая структура, определяющая судьбу и значение каждой функции; культурно-историческая категория, имеющая несколько систем отсчёта – индивидуальное развитие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества.

Дисгармонический инфантилизм – результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.

Критический период – период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду.

Литический (стабильный) период – период медленных изменений, идущих «подземным» путём.

Неперефромированное развитие – то, которое трудно предвидеть в его результате.

Паспортный возраст – показывает, сколько времени прошло с момента рождения человека.

Преформированное развитие – ограниченное рамками возможного, предсказуемое.

Психический возраст – определяется через соотнесение со среднестатистическим комплексом развития и включает в себя интеллектуальный, эмоциональный, субъективный возраст.

Сензитивный период – время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно.

Социальный возраст – показатель способности человека к правовым действиям; связан с правовой системой общества и паспортным возрастом, фиксируется в правовых документах.

Фактический возраст – период времени, прошедший с момента зачатия.



Формирование – внешне детерминированное изменение. Которое предполагает наличие модели и не обязательно основано на внутреннем импульсе субъекта.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница