Действия, принимаемые всеми. Моделирование системы внутришкольного контроля И. Гуревич



Скачать 152.46 Kb.
Дата30.04.2016
Размер152.46 Kb.
Действия, принимаемые всеми.

Моделирование системы внутришкольного контроля
И. Гуревич, зав. кафедрой управления и экономики Архангельского ИППК

Контроль - одна из ведущих функций управления, сконцентрировавшая все отношения, возникающие в его процессе. Говоря о внутришкольном контроле, следует различать:

1) управление контролем и контроль управления;

2) процесс контроля и контроль педагогического процесса;

3) результаты контроля и контроль результатов.

Управление контролем (регулирование отношений в его системе) не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведения его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления.

Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный нерациональный характер.
В.Никонов:

"Заметки на полях"

Исходная фраза данной статьи гласит:

"Контроль - одна из ведущих функций управления. " Если автор не случайно использовал слово "ведущих", тогда понятно некоторое гипертрофированно этого понятия: "...контролировать - задача для руководителя школы ". "контролировать - это естественное свойство школы ". Если мы согласимся с автором, то как тогда быть с теми новшествами, которые сначала внедряем, а только потом проверяем их качество.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Внутришкольный контроль (ВК) не только является частью системы управления, но и сам представляет систему, следовательно, его формирование и организация должны быть подчинены всем требованиям системного подхода, прежде всего бьпь четко структурированными и оформленными. Структура ВК отражает организацию контроля на всех уровнях: внешнем - государственном, общественном, и внутреннем - педагогическом.
В. Никонов:

"Заметки на полях"

На мои взгляд, предлагаемое объединение воедино инспекторского и внутришкольного контроля нецелесообразно. Ведь ресурсы, методы, критерии этих видов контроля различны, и единого подхода не может быть. хотя бы потому, что ориентация каждого из них различна. Словом. "в одну повозку впрячь не можно коня и трепетную лань".

С формальной точки зрения контроль, характеризуется системой отношений между его участниками и временными границами.

По первому признаку можно выделить следующие формы:

1) административный (инициатором и организатором выступает администрация школы);

2) взаимоконтроль (инициатором может выступать администрация, но организатором является производственная группа, насчитывающая не менее двух человек);

3) самоконтроль (инициатор и организатор педагог относительно собственной деятельности).

По второму признаку традиционно выделяют выборочный, тематический, текущий, фронтальный контроль.

Боюсь, что такое начало статьи может вызвать у иного директора недоуменный вопрос: зачем этот ликбез? Покажите лучше что-нибудь новенькое, на уровне практических рекомендаций. Не спешите. Первая практическая рекомендация перед вами. Если вы согласны с автором в том, что контроль как любая деятельность в управлении школой должен представлять собой систему, обеспечивающую рациональное поведение всех участников педагогического процесса, то первое, что вам следует сделать - договориться по поводу основных понятий, из которых складывается представление о контроле в вашем педагогическом коллективе. Иными словами, привести в систему и сделать достоянием гласности ваши, вапомощников и подчиненных знания о рассматриваемом предмете. Вы делаете выбор, исходя из возможностей своих и вашего коллектива, основных целей деятельности, опыта и требований, предъявляемых школе.


В. Никонов:

"Заметки на полях"

В своих практических рекомендациях по поводу выстраивания системы контроля автор утверждает: "Вы делаете выбор, исходя из возможностей. своих и вашего коллектива. Основных целей деятельности, опыта и требований, предъявляемых школе". Надо полагать, что это основа для выбора проблем, связанных с ВК. Что касается основных целей деятельности, опыта и требований, предъявляемых школе (кем?), то за исключением этого маленького вопроса - все понятно. А как быть с возможностями директора ч коллектива? Если коллектив обладает малыми возможностями, малым должен быть и контроль? Если у директора отсутствуют возможности. то...

Автор обозначил лишь те позиции, которые, с нашей точки зрения. позволяют перейти к построению модели внутришкольного контроля. Постарайтесь разглядеть предложенный нами путь. алгоритм построения ВК.

Возможно, у вас сложится или сложилась своя модель. Прекрасно! Однако мы глубоко убеждены в том. что прежде чем контролировать, надо создать модель предстоящих процессов, согласовав ее с позицией всех участников. Только в этом случае можно рассчитывать на успех, не занимаясь контролем ради контроля.
В. Никонов:

"Заметки на полях"

Внутришкольный контроль - проблема актуальная. Моделирование его - это головная боль ти каждого директора школы, -за исключением тех. кто. уповая на развитие демократических начал в управлении, махнул на все рукой, но, слана Богу. таких вроде бы становится все меньше.

Автор утверждает, что внутришкольный контроль - часть системы управления, иллюстрируя свое утверждение и терминами. Так: "Управление контролем не может осуществляться без надлежащей коррекции самого управления "; " контроль рассматривается в качестве регулятора производственных отношений "; "план школы и план контроля "; "источники информации"; "стабилизация и качественные совершенствования между участниками педагогического процесса" и т.д. Вывод - основная ориентация на процесс.

С другой стороны, по мнению автора, "Внутришкольный контроль - самостоятельная система", а отсюда следует вывод - основная ориентация на результат.

Первый компонент

Первым компонентом контроля как системы являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов. Распределение обязанностей здесь основывается не только на функциональных требованиях, но и на личных возможностях и ориентации. В центре внимания руководителя школы

- учет возможностей и интересов как контролируемых, так и контролеров. "Навязчивый" контроль, воспринимаемый как насилие, лишает педагога социальной и творческой мотивации, заставляет его защищаться, выбирая тактику поиска "психологической ниши", когда главная задача - не быть пойманным.

С позиции человеческого фактора, внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельных групп и между ними, с другой - степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся. Таким образом, контроль рассматривается в качестве регулятора производственных отношений и одного из элементов методической помощи педагогам, учащимся и администрации школы.


В. Никонов:

"Заметки на нолях"

Говоря о целесообразности контроля, автор утверждает, что цели его вытекают из целей деятельности школы, и это справедливо и безусловно. Но если коллектив ставит перед собой определенные цели. предположим, в учебно-воспитательном процессе, то почему педагоги должны, корректируя свои действия, по мнению автора, ориентироваться на программу контроля, а не на собственные решения. Не кажется ли вам, что подобная, ориентированная лишь на контроль, коррекция деятельности педагога может привести не к росту методической или теоретической вооруженности учителя, а к формальному подгону своих действий к критериям контроля? Убежденность в необходимости роста своего профессионального мастерства вряд ли может возникнуть под влиянием ВК.

Здесь мы подходим к выработке критериев оценки эффективности контроля по трем направлениям:

1. Стабилизация и качественное совершенствование отношений между участниками педагогического процесса.

2. Развитие профессионального мастерства педагогов.

3. Повышение уровня освоения учащихся учебных умений.

Эти ли основания лежат в основе эффективности контроля в вашей школе? Или вы ограничиваете себя и свой коллектив лишь анализом учебных отметок? Влияет ли контроль, проводимый вами, на повышение комфортности в школе? Все ли педагоги вашей школы не только на словах, но и на деле учитывают человеческий фактор, осуществляя учебный контроль? Учите ли вы их этому?



Второй компонент

Следующий компонент контроля как системы - условия, определяющие его объем, широту и направленность.

К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы времени, кадров и материальные. Осуществляя внутришкольный контроль силами школы, мы используем единые ресурсы, принадлежащие всей школе как социально-педагогической системе, и значит, так или иначе влияем на другие направления ее деятельности и, прежде всего, на педагогический процесс. Поэтому сбалансированность общих ресурсов школы, основанная на их рациональном использовании, является основной заботой руководителя в процессе организации внутришкольного контроля.

К группе факторов, определяющих направленность и качество контроля, также можно отнести компетентность руководства, тип школы, отдаленность от органов управления образованием, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, научно-методический потенциал педагогического коллектива территории, на которой расположена школа, уровень развития учащихся и т.д. Выбор факторов конкретизируется каждой школой.

И ресурсы, и факторы контроля должны быть четко очерчены и подвергнуты анализу. Сделать это возможно при достаточном информационном обеспечении.

Такой подход позволяет ввести еще два критерия эффективности:

1) количество временных, кадровых и материальных затрат в сопоставлении с полученным результатом;

2) уменьшение влияния факторов, снижающих качество контроля и рациональное использование ресурсов.

По первой позиции ясно, что большее количество посещенных уроков, административных проверок, совещаний и педсоветов, организационных приказов и других показателей при неизменных или худших результатах - свидетельство несостоятельности контроля. Но даже если заметно продвижение вперед по каким-либо направлениям, всегда следует задавать вопрос:

сопоставимы ли затраченные усилия с полученными результатами?

Второй критерий можно проиллюстрировать на следующем примере. Посещение школы представителями органов образования при отсутствии плана взаимодействия с ней, как известно, отвлекает имеющиеся ресурсы и не позволяет их рационально использовать. Выход? Инициировать заключение взаимных соглашений с органами управления, где точно указывать направления, сроки и критерии контроля.

Рационально ли вы используете имеющиеся ресурсы? Все ли направления деятельности школы обеспечены необходимой информацией и поставляют ее для контроля? Определены ли вами функциональные роли педагогов в режиме контроля или это прерогатива администрации? Учитываются ли вами помехи в системе контроля? Как вы их устраняете? Ведете ли вы учет временных затрат? Помните: нехватка информации восполняется избытком слухов.

Третий компонент

Третий компонент - цели и принципы контроля. Фактически основные цели внутришкольного контроля обозначены нами при рассмотрении человеческого фактора и соответствуют первым трем критериям оценки эффективности. А вот о принципах мы говорили ранее. Адресую читателя к моей статье "Принципы порождают требования" ("Директор школы" N 4 за 93 г., с. 1-10), где была предложена концепция внутришкольного контроля. Повторим еще раз:

а) доброжелательность;

б) взаимоуважение и взаимообогащение;

в) мотивационная и информационная основы;

г) сравнительно аналитический подход;

д) методическая направленность.

Планируя внутришкольный контроль на текущий период, руководитель школы, исходя из существующих проблем, конкретизирует общие цели.

Главное - подчеркнуть место и значение целеполагания в моделировании системы контроля. Для этого поставим перед собой некоторые из возможных вопросов, связанных с целевыми установками, и ответим на них.

Вопрос первый: какой контроль следует признать целесообразным?

Контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства - из принципов деятельности и контроля как ее частного проявления, а результаты - из цели контроля.

Обращаем ваше внимание, во-первых, на взаимосвязь "цели - средства - результат" (через критерии оценки эффективности деятельности). Перед вами вполне конкретные разделы (графы) планирования. Отражают ли их планы вашей школы, в том числе план контроля?

Во-вторых, утверждение того, что средства контроля (как и всего управления) должны вытекать из принципов деятельности, а не следовать целям, мы считаем важным и наиболее весомым моментом. Именно здесь, с нашей точки зрения, располагается та заминированная полоса традиций российского управления, которая губила и продолжает губить не одно хорошее дело, не одну умную, казалось бы, голову. Постулат цели, оправдывающей средства, висит над отечественным управлением как дамоклов меч. Все прелести такого подхода мы испытывали и продолжаем испытывать на себе. Школа не исключение. Поэтому еще раз подчеркиваем: учитесь проверять выбираемые вами средства, методы управления, провозглашенными вами же и согласованными в коллективе принципами.

Вопрос второй: от чего зависит эффективность контроля?

От рационального распределения времени, нацеленности на результат и умелого подбора методов с учетом человеческого фактора.

Рациональное распределение времени тесно связано с распределением функций, делегированием обязанностей, экономичным использованием имеющихся ресурсов. Результат контроля зависит от правильно выбранного объекта и предмета, критериев оценки контролируемого явления, элемента, всего контроля в целом. Иными словами, эффективность внутришкольного контроля зависит от его спланированности. Какие дополнительные графы с вашей точки зрения следует включить в план внутришкольного контроля? Предлагаем такую разверстку:

А теперь можете добавить ответственных и сроки. А сейчас - некоторые разъяснения и примеры. Объект - сфера деятельности школы, в которой осуществляется контроль. Предмет - вопрос, выбранный дня контроля в данной сфере деятельности.



Пример 1.

Цель - повышение качества знаний в 7-х классах. Объект - учебно-воспитательный процесс в 7-х классах. Предмет - состояние преподавания учебных предметов.

Критерии оценки - уровень знаний учащихся по предметам: ....; - уровень учебных умений: ....;

- выполнение учебных программ: ....;

- составление тематического планирования фактической организации учебного процесса: ....;

- обоснованность выставления текущих и итоговых оценок по предметам: .....

Результат - выражается в количественных и качественных показателях. Контроль признается эффективным, если после корректирующей работы уровень знаний учащихся по таким-то предметам, на такой-то срок достигнет таких-то результатов;

- если выполнение учебных программ на такой-то срок достигает (в процентном выражении) такого-то выполнения и т.д.

И вот здесь начинают работать методы, ориентированные на принятые вами принципы. А это означает, что "программа" проведения контроля с обязательным указанием критериев оценки и предполагаемых результатов должна быть заранее известна педагогическому коллективу. Срок ее представления определяется следующим: сколько времени необходимо педагогам, чтобы сориентироваться по вопросам контроля и провести коррекционную работу. Включается самоконтроль. Однако, если вы полагаете, что контроль начинается лишь с момента выхода руководства (контролеров) на объект, можете забыть провозглашенные вами принципы и особенно не беспокоиться о результате и об эффективности в целом. Решайте, чего вы хотите в контроле: поймать или добиться улучшения в работе?

Масштаб контроля, анализируемого в данном примере, достаточно широк, поэтому в организационном плане требует административного влияния. Попросту говоря, перед нами - инспекторская проверка. Такие широкомасштабные проверки требуют больших затрат и не всегда эффективны. Количество их на год едва ли может превышать 3 - 4, и они будут иметь смысл, если окажутся подкрепленными текущим контролем, приближенным к конкретному педагогу, предмету, виду педагогической деятельности. На следующих примерах проследим эту цепочку.



Пример 2.

Объект контроля - состояние преподавания в 7-х классах. Предмет - преподавание математики. Масштаб данной проверки - уровня МО. Возможны и желательны элементы взаимоконтроля.



Пример 3.

Объект контроля - преподавание математики в 7-х классах.

Предмет - преподавательская деятельность учителя.

Масштаб контроля выбирается индивидуально. Может быть выбрана любая форма в зависимости от возможностей педагога и уровня его профессионального мастерства.

Выше мы рассмотрели примеры контроля учебно-воспитательного процесса. Руководитель должен помнить, что этим не исчерпывается весь внутренний контроль. (Хотя практика показывает, что планы его представляют собой чаще всего набор учебных проверок.)

В этой связи предлагаем руководителю школы на своем уровне составить общий план внутришкольного контроля с учетом всех направлений деятельности школы.



В вашей школе цели внутришкольного контроля формируются сверху или снизу? Отслеживаете ли вы соответствие целей внутришкольного контроля целям всей организации? Какие критерии оценки контролируемой деятельности вы закладываете, насколько они конкретны и измеряемы? Охватывает ли ваш внутришкольный контроль все сферы деятельности школы или ограничен учебно-воспитательным процессом? Что для вас важнее: сформулировать цели внутришкольного контроля или организовать их разработку? Имеет ли ваш внутришкольный контроль достаточную информационную оснащенность?

Мы умышленно изменили логику данного раздела и поставили диагностические вопросы до определения критериев эффективности ВК с точки зрения такого компонента, как цели.

Итак, эффективность ВК по его целям предполагает ввести следующие критерии:

1) уровень осознания целей ВК всеми участниками процесса, контролерами и контролируемыми;

2) ...попробуйте продолжить далее. Ваши варианты?

Четвертый компонент

Четвертый компонент - методы. Но это не раз и навсегда утвержденная схема ВК, а те отдельные, частные наработки, методики, которые управленцы выбирают в процессе контроля с учетом особенностей контролируемого объекта. Но эти наработки обязательно: а) могут быть описаны; б) имеют традицию (т.е. используются управленцем неоднократно); в) могут быть повторены в работе другого управленца при соответствующей коррекции; г) ведут к рациональному использованию ресурсов и повышению эффективности контроля.

Этот раздел мы и вовсе обрываем. Завершите его сами по предлагаемой схеме моделирования системы ВК

Определите:

1. Критерии эффективности ВК с точки зрения использования методов.

2. Диагностические вопросы к руководству школы по подбору и использованию методов ВК.

* * *


А теперь вернемся к уже упоминавшейся статье "Принципы порождают требования", где демонстрировалась концепция внутришкольного контроля. Это был вариант построения процесса - его технология, понимаемая как порядок действий, описанный и принимаемый всеми участниками процесса и связующий воедино принципы, цели, средства и методы ВК, приводящий к конкретным прогнозируемым и согласованным результатам.

Обращаю ваше внимание на выделенные слова, характеризующие позицию автора при описании некоторых подходов (методов) контроля, позволяющих скорректировать организационную деятельность в школе.

Таким образом, логика действий руководителя школы, формирующего ВК, может выглядеть следующим образом:

1) описание системы ВК, предполагаемого в вашей школе (моделирование);

2) разработка технологии ВК;

3) выбор методов ВК, исходя из заявленных принципов.

Условно первый уровень можно определить как формально логический, второй - процессуальный, третий - содержательный.

А теперь предлагаем Вам еще раз просмотреть данную статью и заполнить следующую таблицу



Перед вами схема модели системы. Добавьте или измените то, что вас не устроило во второй и третьей графах. Что у вас получилось?

Главное - моделирование системы ВК позволит вам держать на контроле ваш внутришкольный контроль.

Эту задачу руководитель будет выполнять только тогда, когда поймет: контроль, как впрочем и все управление, - это не прерогатива лишь управляющих и контролеров, а естественное свойство высокоорганизованных, развивающихся систем. В данном случае школы.

Вы уже почувствовали, что говоря о ВК, мы по сути дела ведем речь об управлении процессами, протекающими в школе. О том, что традиционно у нас называется руководством. Иначе и быть не может. Контроль - это ориентация на процесс, его совершенствование. Это постоянные вопросы "что?", "зачем?" и "так ли мы делаем?", и конкретное выражение той высокой педагогической, профессиональной требовательности к себе, о которой мы столь часто заявляем. И наконец, это поиск взаимопонимания в коллективной деятельности.


В. Никонов
. "Заметки на полях"

И последнее. Если безусловно актуальный материал данной статьи посвящен ВК. то не кажется ли вам, что последний вопрос "каким же должен быть контроль, с вашей точки зрения? ", следует освободить от общих рассуждений по поводу "контроля вообще ", а направить внимание читателей исключительно на состояние и проблемы контроля внутришкольного. А ваше мнение?

Не будем ставить точку. Нам видится продолжение начатого разговора. В "запаснике" есть конкретные методы. Но прежде - вопросы для следующей нашей встречи.



1. Что должно входить в систему внутришкольного контроля, с вашей точки зрения, с указанием формальных требований ("бюрократия внутришкольного контроля ").

2. Каким не должен быть контроль, с вашей точки зрения.

До новых встреч!

© Журнал «Директор школы», №1, 1995


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница