Департамент образования Вологодской области



Скачать 268.96 Kb.
Дата28.04.2016
Размер268.96 Kb.
проект

Департамент образования Вологодской области

АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования

Лаборатория воспитания и социализации

Концепция развития дополнительного образования детей

Вологодской области до 2020 года

Вологда 2012



Научный руководитель разработки –

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУВО ДПО ВИРО.


Авторы составители Концепции:

Багулина Т.Н., директор БОУ ДОД ВО «Областной центр детского и юношеского туризма и эскурсий».

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУВО ДПО ВИРО.

Кочешков А.С., главный специалист управления образования Администрации г. Вологды.

Сацукевич И.В., зав. кафедрой педагогики ФГБОУ.

Тищенко В.А., ведущий специалист управления образования Администрации г. Вологды.





  1. Общие положения

Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе непрерывного образования РФ и призвана обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Это сфера свободного выбора детьми и подростками разнообразных программ дополнительного образования детей (далее ДОД) в соответствии с их склонностями и способностями, проявления их инновационной активности.

Система включает образовательные учреждения дополнительного образования детей(далее ОУДОД), дополнительное образование детей в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании.Дополнительное образование детейсегодня востребовано как образование личностно значимое, добровольное и доступное, основанное на возможности свободного выбора содержания, ресурсов, вида деятельности по разным направлениям.


Важнейшие задачи учреждений ДОД:

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

  • выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

  • профессиональная ориентация детей;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  • подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

  • адаптация детей к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры детей;

  • организация содержательного досуга детей;

  • удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

По  содержанию дополнительное образование детей представляет собой  разнообразные направления, охватывая  различные сферы окружающего нас  мира.  Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.  Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них  являются:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-спортивное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • естественнонаучное;

  • социально-экономическое.

Система дополнительного образования детей обладает открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на изменения в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Система образования должна быть ориентирована на государственный заказ, на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий.В связи с этим, образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления и совершенствования.

Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования.

Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.
Концепцияопределяет цели, задачи, принципы и идеи развития системы дополнительного образования детей Вологодской области, ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития дополнительного образования детей в регионе.


Нормативно-правовая база Концепции

  • Конституция Российской Федерации.

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями).

  • Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 г. N 599.

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 1.06.2012 № 761.

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000–2025 гг.) (принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010.

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 17.11.2008 N 1662-р.

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 №373).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413).


  • Концепция стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период(утверждена постановлением Правительства области от 16.04.2004 N 380).

  • Приказ Минобрнауки от 26.06.2012 года №504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".

  • Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 № 28-51-391/16 "О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей".

  • Проект программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

  • Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства области от 03.03.2009 №398).

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761

  • Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области (утверждена Постановлением Правительства Вологодской области 07.09. 2012 № 1052).




  1. Анализ состояния дополнительного образования в Вологодской области

В Вологодской области функционирует 143 учреждения детского дополнительного образования, принадлежащих различным ведомствам. Из них 9 учреждений - находятся в ведении Департамента образования, 64 – в ведении органов управления образованием муниципальных районов и городских округов области, 72 являются учреждениями другого ведомственного подчинения.

В области действуют 26 центров, 2 дворца, 19 домов детского творчества, 3 станции, 23 школы традиционной народной культуры и ДЮСШ.

Областная сеть учреждений дополнительного образования детей включает 50 многопрофильных учреждений (около 64 % от общего числа), 28 однопрофильных учреждений.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий, реализуют программы гражданского воспитания, духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В число однопрофильных учреждений дополнительного образования детей входят 20 учреждений физкультурно-спортивной направленности, 5 учреждений культурологической и художественно–эстетической направленности, 3 детских оздоровительных центра.

Система дополнительного образования детей Вологодской области располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности.Самыми популярными по-прежнему остаются  физкультурно-спортивная (32,5%) и художественно-эстетическая  (33%) направленности.

На 1 января 2012 года в учреждениях дополнительного образования детей занималось 55056 человек, что составляет 47,5% от числа обучающихся (среднероссийский показатель – 38,7%), из них: город – 41656 чел., сельская местность - 13400 чел., численность детей занимающихся в объединениях, организованных на базе образовательных учреждений – 21327 человек (2011 г.- 21010 чел.).

Из общего количества детей, занимающихся в ОУДОД - в бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (9 ОУДОД) работает 187 объединений, в которых занимается 4257 (2011 г. – 4227 человек), что составляет 3,7% от общего числа обучающихся в системе образования области.

На 01.01.2012 количество детских объединений в ОУДОД – 3057 (2011 г. - 3437) (городских – 2098 (2011г.–2429), сельских – 959 (2011 г.- 1008), число объединений, организованных на базе образовательных учреждений (далее ОУ) – 1355 (2011 г.- 1387).

Возрастной состав занимающихся: дети до 6 лет – 2819 чел., 6-9 лет – 23 591 чел., 10-14 лет – 19885 чел., 15-17 лет - 8038 чел., от 18 лет и старше – 723 чел.

Управление системой дополнительного образования детей осуществляется Департаментом образования Вологодской области, специалистами по вопросам воспитания и дополнительного образования в муниципальных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования. Опосредованно управленческое влияние через научно-методическое сопровождение и повышение квалификации специалистов дополнительного образования оказывает АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования, а также проведение мероприятий федерального и регионального уровней. Ежегодно в нашем регионе проводится более 300 культурно-досуговых массовых мероприятий, участниками которых является более 110 тысяч детей. Многопрофильные учреждения дополнительного образования, особенно в сельской местности, являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территории муниципальных образований.

На повышение качества дополнительного образования детей оказало позитивное влияние научно-методическое обеспечение процесса дополнительного образования в регионе. В АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» разработан и реализуется ряд дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов по актуальным проблемам дополнительного образования.

Обеспечено проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе «С любовью к детям».

В области реализуются меры по обеспечению доступности и качества в системе дополнительного образования детей:

- разрабатывается система сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей (введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, работа с одаренными детьми);

- во всех УДОД созданы собственные сайты;

- происходит обмен опытомучреждений УДОД;

- грантовая поддержка УДОД в рамках приоритетного проекта «Образование» позволяет учреждениям укрепить материальную базу учреждения, поднять его престиж.

В рамках реализацииподпрограммы «Одаренные дети» долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы» за отчетный период проведено более 180 областных мероприятий с детьми и подростками.

В то же время в деятельности УДОД, подведомственных Департаменту образования области, имеется расхождение между их региональным статусом, который предполагает работу с обучающимися области, и реально осуществляемой деятельностью – большинство обучающихся этих учреждений из города Вологды.

Нет целостной системы работы с областью по созданию единого образовательного пространства, требуется инфраструктурная и содержательная реорганизация данных учреждений.

В числе других негативных тенденций можно выделить следующие:

- тенденция сокращения количества учреждений дополнительного образования и численности обучающихся. За последние 5 лет начиная с 2008 г. количество учреждений дополнительного образования в Вологодской области сократилось с 88 в 2008 г. до 73 в 2012 г. Соответственно численность учащихся в них снизилась на 8998 чел. (2008 г. – 64056 чел., 2009 г. – 62817 чел., 2010 г. – 55673 чел., 2011 г. – 56895 чел., 2012 г. – 55056 чел.). Удельный вес от общего количества обучающихся тоже сократился (2008 г. – 56%, 2012 г. – 47,5%);

-отсутствие документов, определяющих стратегиюразвития системы дополнительного детей как единой межотраслевой региональной системы;

- недостаточность и противоречивость нормативного и правовогообеспечения системы дополнительного образования обуславливает снижение социального статуса системы, ограничивает возможности ее развития, не обеспечивает гарантии ее сохранности и защиты;

- «замкнутость» учреждений дополнительного образования: образовательные учреждения разрозненны, не объединены в сеть, а потому действуют автономно, встречаясь только на конкурсах и фестивалях. Такие учреждения ДОД являются не столько элементами единой образовательной сети, сколько «островками» уникальных кружков и клубов;

- ограниченность необходимых условий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для всех слоев детского населения и учащейся молодежи;

- недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей;

- недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования;

- недостаточен уровень развития базовых (опорных) образовательных учреждений, выполняющих функции ресурсных и методических центров;

- возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров;

- сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда специалистов системы дополнительного образования;

- недостаточно развито государственно-общественное управление в системе дополнительного образования, что препятствует повышению открытости системы, ее восприимчивости к запросам общества.

Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативные документы, кадры, финансы, материальные ресурсы, чёткое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.

Возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем развития дополнительного образования детей в условиях региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики, который позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития региона.
3. Концептуальные основы развития дополнительного образования детей

Целью настоящей Концепции является определение стратегии стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой региональной системы образования и воспитания, обеспечение его современного качества, доступности и  эффективности  в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.



Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

  1. Совершенствование организационных форм дополнительного образования детей в Вологодской области, обеспечивающих единое образовательное пространство, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение и социализацию;

  2. Повышение эффективности управления региональной системой дополнительного образования детей;

  3. Обеспечение доступности дополнительного образования детей.

  4. Обеспечение роста качества дополнительного образования детей, расширение сферы образовательных услуг за счет совершенствования содержания и технологий дополнительного образования детей.

  5. Интеграция с учреждениями основного общего образования как условие реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов;

  6. Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;

  7. Профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.

Методологической основой Концепции развития дополнительного образования детей в Вологодской области является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих развитие и реализацию процесса дополнительного образования на основе сохранения единого образовательного пространства, интеграции основного и дополнительного образования в разных типах и видах образовательных учреждений

Ведущими (базовыми) подходами являются аксиологический, деятельностный, системныйподходы.

Аксиологический подходподчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей образовательного процесса в опоре на систему базовых национальных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и личности воспитания гражданина России(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество). Опираясь на данные  ценностные приоритеты, дополнительное образование способно создавать максимально благоприятные условия для развития творческих  сил ребенка и реализации его собственного «Я» в созидательно-творческих видах деятельности.

Деятельностный подходопределяет рассмотрение сферы  дополнительного  образования детей  как пространства для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации, самовыражении,  самореализации и самоопределении.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов дополнительного образования (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов образования, предполагает скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей.

Развитие системы дополнительного образования детей строится на основе следующих принципов:



  • доступность дополнительного образования детей;

  • гуманизация, демократизация образовательного процесса;

  • культуросообразность дополнительного образования;

  • инклюзивность дополнительного образования;

  • индивидуализация, учет возрастных интересов детей;

  • сохранение и развитие национально-культурных традиций;

  • интеграция общего и дополнительного образования;

  • открытость дополнительного образования, государственно-общественный характер управления.




    1. Стратегические задачи развития дополнительного образования и пути их решения

4.1 Совершенствование организационных форм дополнительного образования детей в Вологодской области, обеспечивающих единое образовательное пространство, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение и социализацию.

Пути решения:

В новых условиях развития российского образования задачи и направления деятельности методической службы дополнительного образования детей усложняются, что требует качественно новой модели ее организации. Значимым становится отработка процессов координации и интеграции методической деятельности ОУДОД.



Первым направлением совершенствования организационных форм дополнительного образования детей является создание Центра развития дополнительного образования детей Вологодской области, активно взаимодействующего с другими образовательными заведениями, осуществляющими дополнительное образование детей, различными структурами координирующего характера.

Региональный центр развития дополнительного образования детей Вологодской области (далее Центр) создается как самостоятельная некоммерческая образовательная организация с целью организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения учреждений дополнительного образования детей Вологодской области, координации образовательной и методической деятельности УДОД Вологодской области в интересах личности, общества, государства.

Центр призван стать многопрофильным, полифункциональным опорным образовательным учреждением, осуществляющим сетевое взаимодействие с региональными и муниципальными образовательными учреждениями образования и культуры, а также учреждениями и организациями федерального уровня.

Взаимодействие регионального Центра с образовательными учреждениями дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней может быть реализовано через:



  • проведение мониторинговых и маркетинговых исследований и обеспечение образовательных учреждений аналитико-диагностической и методической информацией;

  • организацию конференций, семинаров, профессиональных смотров и конкурсов специалистов УДОД;

  • подготовку и организацию массовых воспитательных, досуговых и олимпиадных мероприятий регионального уровня;

  • индивидуальное и групповое консультирование педагогов по актуальным проблемам образовательного процесса;

  • подготовку и проведение единых методических дней, информационно-методических совещаний и семинаров для специалистов муниципальных и областных УДОД.

  • организацию взаимодействия с разнообразными муниципальными методическими объединениями и руководство их деятельностью через функционирование областных профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования.

В связи с этим целесообразно: на уровне муниципалитетов создать разнообразные методические объединения:

-руководителей учреждений дополнительного образования детей и отделений дополнительного образования детей общеобразовательных учреждений;

-заместителей директоров образовательных учреждений дополнительного образования детей по научно-методической работе и заведующих методическими отделами образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- заместителей директоров образовательных учреждений дополнительного образования детей по учебно-воспитательной работе;

- организаторов мониторинга качества дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- руководителей и педагогов дополнительного образования детей по всем направлениям и видам дополнительного образования, реализуемым в муниципалитетах и пр.;

Руководители данных методических объединений войдут в состав аналогичных областных профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования, с которыми Центр развития дополнительного образования будет осуществлять непосредственное плановое взаимодействие.

Выполнение названных мер будет способствовать функционированию разноуровневого взаимодействия областной и муниципальной систем образования:Департамент образования Вологодской области -АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования - реализация основных направлений деятельности Центра развития дополнительного образования детей Вологодской области- функционирование областных профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования - методическая деятельность муниципалитетов и непосредственно в образовательных учреждениях разных типов и видов.


Вторым важным направлением совершенствования организационных форм дополнительного образования детей станет функционирование системы единых региональных программ и проектов развития дополнительного образования детей, создающих реальное социально-образовательное пространство жизнедеятельности каждого ребенка и нацеленных на сопровождение процессов социализации детей.

4.2 Повышение эффективности управления региональной системой дополнительного образования детей

Пути решения:

- создание и развитие в системе дополнительного образования управляющих советов и др., органов государственно-общественного управления; использование механизмов общественного участия в оценке качества образования (общественная экспертиза, общественное наблюдение);

- проведение комплексных маркетинговых исследований социального заказа на образовательные услуги;

- разработка системы мер межведомственного взаимодействия в решении задач развития дополнительного образования детей;

- организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями всех типов и видов;

- разработка показателей оценки текущих и итоговых достижений обучающихся по разным направлениям дополнительного образования;

- создание службы экспертизы и оценки эффективности реализации образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей;

- создание единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга;

- введение рейтинговой системы оценки деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- формирование системы государственного и общественного контроля за реализацией Концепции.


4.3 Обеспечение доступности дополнительного образования детей.

Пути решения:

- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования;

- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

- развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений в сельской местности;

- создание необходимых условий, обеспечивающих равные возможности получения дополнительного образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- внедрение дистанционных форм обучения;

- предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей;
4.4 Обеспечение роста качества дополнительного образования детей, расширение сферы образовательных услуг за счет совершенствования содержания и технологий дополнительного образования детей.

Пути решения:

- организация экспертизы программно-методического обеспечения, программ и проектов, реализуемых в системе дополнительного образования.

- обновление содержания системы дополнительного образования посредством разработки инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования;

- создание программ технического профиля нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, изобретательства, научно-технического творчества;

- обновление социально ориентированных, профилактических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей;

- создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;

- создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи (модульных, краткосрочных и т.д.);

- обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования;

- внедрение в систему дополнительного образования детей программ предпрофильного обучения;

- распространение практики деятельности специализированных учреждений для одаренных детей;

- поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками (на основе межведомственных и ведомственных проектов);

-поддержка проведения всероссийских детских движений на основе объединений дополнительного образования детей;

- внедрение новейших педагогических технологийдеятельностного типа, в том числе использование информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования;

- обучение по индивидуальным образовательным траекториям;

- совершенствование системы мониторинга дополнительного образования в образовательных учреждениях области.

4.5 Интеграция с учреждениями основного общего образования как условие реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов;

Пути решения:

Интеграция общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта становится одним из значимых условий достижения качественных результатов образования.

Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования может быть реализовано по следующим направлениям:

-  участие в реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

– сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной подготовки;

- организация и проведение мероприятий, способствующих воспитанию и социализации детей.

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования требует создания системы сетевого взаимодействия, координации деятельности всех структур и формирования на этой основе единого образовательного пространства  региона. В связи с этим становится необходимым:

- разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих межведомственное взаимодействие учреждений социальной сферы по развитию дополнительного образования;

- создание Координационного Центра по научно-методическому сопровождению межведомственного взаимодействия;

- создание Координационных Советов по межведомственному взаимодействию в муниципалитетах;

- определение оптимальной для социокультурных условий муниципалитета модели межведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;

- заключение соглашений (договоров) о межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной сферы, составление планов совместной деятельности;

- разработка оптимально взаимосвязанного муниципального межведомственного расписания внеурочной деятельности и мероприятий.

- подготовка научно-методических разработок, сопровождающих реализацию внеурочной деятельности на основе межведомственного взаимодействия;

- проведение межведомственных проблемных семинаров и круглых столов по вопросам интеграции основного и дополнительного образования;

- организация консультативной помощи специалистам учреждений дополнительного образования по вопросам интеграции основного и дополнительного образования;

- разработка мероприятий по повышению квалификации и профессиональных компетентностей педагогов.


4.6 Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Пути решения:

- направление финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с привлечением средств бюджетов различного уровня; разработка системы внебюджетного финансирования;

- внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами;

- совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей;

- создание системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;

- улучшение материально-технической базы: приобретение современного оборудования (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного оборудования и инвентаря для организаций ДОД, компьютерного оборудование, транспортных средств), учебно-методического обеспечения, технических средств обучения;

- информатизация системы дополнительного образования с целью развития очно-заочных и дистанционных форм организации дополнительного образования, обеспечивающих доступность школьникам отдаленных районов в становлении их социальной, образовательной, профессиональной мобильности и организации методической работы с педагогическими кадрами;
4.7 Профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.

Пути решения:

- обновление содержания и форм подготовки и повышения квалификации работников сферы дополнительного образования,в том числе переподготовки вновь принятых в учреждения дополнительного образования детей и не имеющих педагогического образования, направленных на развитие их личностно-профессиональной позиции, совершенствование культуры проектирования целей и результатов, планов и программ, моделей и систем дополнительного образования;

- создание стажировочных площадок, как мобильных, гибких структур, обеспечивающих сочетание теоретической и практической подготовки с творческой, инновационной деятельностью педагогов дополнительного образования, отвечающей профессиональным, научным интересам педагогов;

- реализация программ по обмену опытом с целью повышения квалификации учителей, создания единой региональной информационной сети для педагогов;

- поддержка на конкурсной основе инновационных социально значимых образовательных проектов, оформление и распространение инновационного опыта в сфере дополнительного образования;

- создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов;

- оказание научно-методической помощи методическим объединениям, отдельным педагогам дополнительного образования в организации деятельности черезконсультации, конференции, научно – методические, научно – практические и проблемные семинары, круглые столы, организационно – деятельные игры;

- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

- проведение конкурсов методических разработок среди педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.




    1. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Итогом развития дополнительного образования должно стать создание единого образовательного пространства Вологодской области, адекватного современным требованиям образования и воспитания, на основе:

- совершенствования законодательного и правового обеспечения;

- реализации модели организации дополнительного образования Вологодской области;

- использования результатов мониторинговых исследований, научного прогнозирования и экспертизы;

- повышения уровня интеграции основного и дополнительного образования;

- предоставления широкого спектра вариативных образовательных услуг как пространства возможностей и выбора;

- повышения качества дополнительных образовательных программ;

- обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения детей и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся;

- совершенствования государственно-общественного управления дополнительным образованием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами;

- обновление содержания, форм и методик дополнительного образования;

- обеспечения системы дополнительного образования детей квалифицированными кадрами;

-совершенствования материально-технической базы дополнительного образования Вологодской области.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница