Департамент образования вологодской области



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»


КЕЙС
«Актуальные вопросы развития региональных систем оценки качества образования в условиях модернизации общего образования»

Вологда


2014
Научный редактор – О.В. Сумарокова, проректор АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.психол.н., доцент


Авторский коллективСумарокова О.В. к.психол.н., доцент, проректор АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», Несговорова О.Ю., директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования», Афанасьева Н.В., заведующая лабораторией развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.психол.н., доцент, Кокарева З.А., старший научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент, Смирнова Т.Н., заведующий сектором мониторинга введения ФГОС общего образования


ЭкспертыПетранцова И.А., заместитель начальника Департамента образования Вологодской области, к. п.н.; Панасюк В.П., заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования», (г.Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор; Карьенов В.А., главный менеджер юридического отдела БУ СО ВО «Центр оценки качества образования», к.п.н.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА
Исходные условия 4
Проблемное поле 5
Примеры решений регионального уровня 6
Примеры решений муниципального уровня 9
Примеры решений уровня общеобразовательной организации 10
Приложения 12
Приложение 1. Нормативные правовые документы, регламентирующие ключевые вопросы оценки качества общего образования на федеральном уровне 12
Приложение 2. Использование информации о результатах внешней
оценки учебных достижений обучающихся 14
Приложение 3. Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации 21
Приложение 4. Алгоритм информирования общественности о результатах процедур оценки качества общего образования 23
Приложение 5. Алгоритм работы учителей с результатами внешней оценки качества подготовки выпускников начальной школы в условиях реализации ФГОС начального общего образования 25
Приложение 6. Перечень требований к стандартизированным КИМ для оценки образовательных достижений обучающихся 27
Приложение 7. Предложения в проекты новых нормативных документов, регламентирующих систему оценки качества общего образования 29
Приложение 8. Проблемы, связанные с разнонаправленностью и многообразием процедур оценки качества общего образования 31


ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р), федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования и ряд других документов федерального уровня определили стратегические цели и задачи нового этапа в развитии общероссийской и, соответственно, региональных систем оценки качества образования (выдержки документов в приложении 1).



ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Правоприменительная практика реализации различных процедур оценки в соответствии с новым законодательством показывает, что наряду с положительными изменениями в системе общего образования возник ряд проблем, требующих особого внимания со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций и представителей профессиональных и гражданских сообществ.



  • Как внедрять новые процедуры, предусмотренные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»? Кто и как должен определять политику в области оценки качества образования, концептуальное построение систем оценки качества различного уровня?




  • Как должны соотноситься системы обеспечения и системы оценки качества образования?




  • Что и как должна стимулировать система оценки качества образования? Какие управленческие решения приведут к повышению качества общего образования и как оценить их эффективность?




  • Как сделать комплекс процедур и механизмов оценки качества образования сбалансированным, в том числе по срокам, по уровням, по процедурам и оценочным показателям, обеспечив их преемственность и единство подходов по уровням управления (приложение 8)?




  • Как преодолеть преобладание ведомственной внешней оценки над внутренней, подмену оценки качества мониторингом, избыточность формируемой на основе процедур оценки качества образования информации, увлечение «эффективноманией»? Как максимально полно и адекватно использовать собираемую информацию о системе общего образования?




  • Какую роль органы государственно-общественного управления должны играть в планировании, проведении и, соответственно, обсуждении результатов оценки качества образования? Какие условия для этого должны быть созданы?




  • Как на уровне общеобразовательной организации регламентируется система оценки качества общего образования и какие положения в соответствующих документах федерального уровня, требуют корректировки по итогам введения ФГОС начального общего образования и перед введением ФГОС основного общего образования?


ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ



  • Обмен опытом регионов между собой (в том числе при поддержке НИУ «Высшей школы экономики» и ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО) по разработке региональной политики в области оценки качества образования, типовых муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования




  • Количественный и качественный анализ результатов оценки качества образования по уровням управления образования, при необходимости, проведение дополнительных проблемных мониторингов. Принятие управленческих решений в соответствии со спецификой результатов и выявленных факторов каждого уровня управления образования (приложение 2)


Рис.1. Организационно-управленческая структура ведомственной (государственной) РСОКО ВО


  • Организация обсуждения совместно с профессионально-педагогическим сообществом, партнерами образования, различными референтными группами целей, задач, порядка проведения и источников финансирования процедур независимой оценки качества образования и разработка предложений Министерству образования и науки РФ по совершенствования нормативного правового обеспечения данной процедуры оценки




  • Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий для поддержки и реализации процедур оценки качества образования




Рис. 2 – Региональная система оценки качества Вологодской области
 Создание единого регионального информационно-образовательного ресурса, аккумулирующего в себе описание и результаты всех процедур оценки качества общего образования, проводимых по горизонтальным и вертикальным линиям управления; содержащего автоматизированные алгоритмы работы с информацией, полученной в результате реализации различных процедур оценки качества образования


  • Создание условий для перехода от методологии контроля качества к методологии управления качеством образования на основе процессного подхода:




  • информирование педагогической и родительской общественности о целях, задачах различных процедур оценки качества, об отличиях контрольно-надзорных, оценочных процедур от мониторингов в системе образования;




  • обучение различных категорий педагогических работников анализу, интерпретации и использованию результатов мониторинга (пример учебного плана повышения квалификации (см. в приложении 3, 4)




  • разработка модельных нормативных документов для общеобразовательных организаций, регламентирующих внутреннюю систему оценки качества образования (см. электронное приложение).







  • Разработка рекомендаций по подготовке общеобразовательных организаций и муниципальных систем управления образованием к внешним процедурам оценки и планированию внутренней оценки качества с учетом плановых ведомственных (государственных) процедур оценки




  • Проведение внутренней системы оценки качества образования в рамках договорных отношений между общеобразовательными организациями и региональными институтами развития образования/центрами оценки качества. Выстраивание на основе репрезентативной выборки на каждом из уровней управления образования (снизу-вверх) общей картины состояния качества общего образования в регионе, включая оценку уровня образовательных достижений обучающихся.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ




  • Планирование процедур оценки на муниципальном уровне с учетом плана-графика оценки качества образования федерального и регионального уровней и предложений общеобразовательных организаций (рис. 2)




  • Выявление и решение проблем в режиме опережения по отношению к внешним процедурам оценки (государственной аккредитации, контролю (надзору), независимой оценки качества) (рис. 2)


Рис. 2. Организационная модель муниципальной системы оценки качества образования Грязовецкого района Вологодской области




  • Организация обсуждения результатов комплексной оценки качества общего образования и принятие управленческих решений с участием представителей педагогической общественности и органов государственно-общественного управления




  • Принятие комплексных и адресных решений по развитию, как конкретных образовательных организаций, так и муниципальной образовательной системы в целом (см. рис. 3)


Рис. 3. Примеры управленческих решений по системе образования Грязовецкого района Вологодской области




  • Направление на повышение квалификации муниципальных экспертов, тьюторов по вопросам оценки качества образования и их привлечение к проведению процедур оценки, обучающих семинаров, конкурсов на муниципальном уровне (приложение 3)





ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА УРОВНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


  • Разработка моделей внутренней системы оценки качества общеобразовательных организаций


стрелка вправо 96стрелка вниз 98

  • Оценка качества образования для:

- принятия управленческих решений и прогноза их эффективности (приложение 2)


- анализа и обеспечения информационной основы профессионально-общественного диалога (рис. 4, приложение 2)



Информационные продукты

Потребители информации

Аналитический отчет

Педагоги (педсовет), родители (РК)

Публичный отчет

Совет гимназии, родители, общественность города (сайт)

Результаты самообследования

учителя, родители, общественность города, педагоги, родители

Рис. 4. Информационный компонент системы оценки качества образования МОУ «Гимназия №2» г.Вологды




  • Выбор КИМов для проведения промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся в соответствии с общепринятым в психолого-педагогической науке требованиями к тестам достижений и содержанию ФГОС общего образования (приложение 6)




  • Участие в обсуждении и экспертизе проектов нормативных правовых документов, например, предложения по внесению изменений в новые проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО (приложение 7)

Приложение 1


Нормативные правовые документы, регламентирующие ключевые вопросы оценки качества общего образования на федеральном уровне
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. П.11. «…Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъекта РФ…»

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. П.4. «…осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций…»

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

П.10. «Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения»

П.13. «Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации. П.2. «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность… п.п.3. отчета о результатах самообследования. Показатели деятельность образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике в сфере образования»

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

П.2. «…Образовательная организация принимает локальные нормативные акты…, в том числе регламентирующие…формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся…»

П. 3 «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся…»

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся. П.1. «Освоение основной образовательной программы… сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией...»


Статья 59. Итоговая аттестация.

П.1. «Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы».

П.2. «Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся».

П.3. «Итоговая аттестации, завершающая основаные ООП основного и среднего общего образования…является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией…»



Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности.

Статья 93. Государственный контроль (надзор).

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования.

П. 4. «Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования».


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования

Раздел 2. Требования к результатам освоения ООП начального общего (основного общего) образования. П.12..

Раздел 3. Требования к структуре ООП основного общего образования. П.18.1. Целевой раздел. п.п. 19.9. (18.1.3.) Система оценки достижения планируемых результатов.

Правила осуществления мониторинга системы образования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 5.08.2013 №662)
П.3. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации (далее - сбор, обработка и анализ информации).
Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу: …е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования… (п.2.6. показателей мониторинга системы образования)

Приложение 2

Использование информации о результатах внешней оценки учебных достижений обучающихся


Уровень анализа результатов внешней оценки /категория пользователей результатов

Цель и задачи использования результатов внешней оценки

Область (направления) принятия управленческих решений

Примеры показателей эффективности принятых управленческих решений1

Региональный/

Департамент образования, Вологодский институт развития образования



Информационная поддержка разработки и реализации государственной политики на уровне субъекта Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Выделение ресурсов.

Совершенствование регионального законодательства.

Изменения в кадровой политике (совершенствование процедуры аттестации, выявление и реализация приоритетных направлений повышения уровня профессионального развития педагогических работников)

Инфраструктурные изменения.

Развитие инновационной инфраструктуры в системе образования региона

Выявление и поддержка организаций, находящихся в сложных социальных условиях

Предупреждение нарушений требований законодательства об образовании


Наличие положительной динамики по проблемным вопросам, выявленной в рамках аналогичных мониторингов, а также по результатам опроса

потребителей образовательных услуг.

Модернизирована система методического сопровождения педагогических работников

Рост уровня профессионализма педагогических работников по выявленным проблемным зонам

Косвенный показатель: положительная динамика по проблемным вопросам по результатам контрольно-надзорной деятельности.


Муниципальный/

Управления образованием,

методические службы


Информационная поддержка разработки и реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиление результативности функционирования муниципальной образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений

Выделение ресурсов

Разработка и реализация кадровой политики, включая выявление и реализацию приоритетных направлений повышения уровня профессионального развития педагогических работников

Инфраструктурные изменения. Развитие инновационного потенциала образовательных организаций

Поддержка организаций, находящихся в сложных социальных условиях

Предупреждение нарушений требований законодательства об образовании


Выявлена положительная динамика по проблемным вопросам в рамках аналогичных мониторингов, а также по результатам опроса

производителей и потребителей образовательных услуг.

Повысился уровень эффективности деятельности МОУО и организаций, находящихся в сложных социальных условиях

Модернизирована система методического сопровождения педагогических работников

Произошел рост уровня профессионализма педагогических работников по выявленным проблемным зонам

Косвенный показатель: выявлена положительная динамика по проблемным вопросам по результатам контрольно-надзорной деятельности.



Институциональный/ руководители общеобразовательных организаций

Информационная поддержка разработки и непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образовательной организации (в том числе в части эффективности ее деятельности), усиление результативности ее функционирования за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а также в целях предупреждения нарушения требований законодательства об образовании.

Выделение (поиск) дополнительных ресурсов

Изменения в кадровой политике, включая реализацию приоритетных направлений повышения уровня профессионального развития педагогических работников и ротацию кадров

Внедрение командного управления

Распространение выявленного инновационного опыта

Обновление информационно-методического обеспечения образовательного процесса



Выявлена положительная динамика по проблемным вопросам в рамках аналогичных мониторингов, а также по результатам опроса производителей и

потребителей образовательных услуг.

Повысился уровень эффективности деятельности образовательной организации

Модернизирована система методического сопровождения педагогических работников

Произошел рост уровня профессионализма педагогических работников по выявленным проблемным зонам

Победы в конкурсах, получение грантовой поддержки

Косвенный показатель: выявлена положительная динамика по проблемным вопросам по результатам контрольно-надзорной деятельности.


Институциональный/

органы государственно-общественного управления



Оценка состояния и перспектив развития образовательной организации (в том числе в части эффективности ее деятельности), усиление результативности ее функционирования за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а также в целях предупреждения нарушения требований законодательства об образовании.

Систематическое информирование органов государственно-общественного управления о текущем состоянии качества образования в организации

Оказание поддержки и поиск дополнительных ресурсов для решения выявленных проблем

Планирование мероприятий по участию представителей органов государственно-общественного управления в оценочных процедурах

Инициирование дополнительных мониторинговых исследований, включая независимую оценку качества



Повысился уровень активности органов государственно-общественного управления в принятии и реализации управленческих решений (увеличилось кол-во принятых решений, расширилась направления)

Повысился уровень информированности общественности о качестве реализации образовательных программ

Сформировалась система командного управления


Институциональный/

педагогические работники



Оценка уровня профессионального развития и перспектив профессионального роста педагогических работников (в том числе в части эффективности их деятельности) за счет внедрения профессионального стандарта педагога, реализации командного управления и индивидуализации образовательного процесса на уровне образовательной организации



Разработка программы профессионального развития педагогических работников, включающая планирование повышения квалификации (в т.ч. поступление в СПО и вузы); результативная поэтапная подготовка к аттестации педагогических кадров; экспертиза, корректировка используемой нормативно- методической базы и разработка предложений по ее обновлению; документально подтвержденная индивидуализация образовательного процесса; совершенствование форм работы с родителями.

Переход от индивидуальной работы к командной в рамках деятельности образовательной организации



Произошел рост уровня профессионализма педагогических работников по выявленным проблемным зонам

Повысилась квалификационная категория.

Победы в конкурсах, получение грантовой поддержки

Повысилось качество локальных и нормативных правовых документов

Пополнилась методическая копилка образовательной организации

Командный подход к реализации профессиональной деятельности педагогических работников



Институциональный/

учащиеся



Информационная поддержка разработки и непрерывного системного анализа и оценки уровня образовательных достижений учащихся и перспектив их развития

Планирование (корректировка) программы саморазвития и построения жизненных планов с учетом результатов внешней оценки, образовательной траектории.

Формирование новых и корректировка имеющихся запросов в отношении оказываемых образовательными организациями услуг



Основные образовательные программы общего образования соответствуют потребностям, возможностям и интересам учащихся.

Повысился уровень удовлетворенности качеством общего образования в части выявленных ранее проблемных вопросов



Институциональный/ родители учащихся

Оценка степени удовлетворенности результатами развития детей

Получение информации о развитии школы, системы российского образования в целом и о перспективах



Систематическое информирование родителей о качестве освоения учащимися ООП ОО.

Оказание поддержки и поиск дополнительных ресурсов для решения выявленных проблем.

Участие родителей в оценочных процедурах

Инициирование дополнительных мониторинговых исследований, включая независимую оценку качества.

Формирование новых и корректировка имеющихся запросов в отношении оказываемых образовательными организациями услуг


Повысился уровень удовлетворенности качеством общего образования в части проблемных вопросов

Повысился уровень информированности родителей как о результатах и перспективах развития образовательной организации в целом, так и об уровне образовательных достижений и перспективах развития ребенка



СМИ

Информационная поддержка реализации государственной политики в сфере образования

Систематическое и своевременное информирование общественности о ходе реализации государственной политики в сфере образования

Отражение в публикациях системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность) в актуальные для потребителей и общественности сроки

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница