Деулина Организация досуговой деятельности учащихся по информатике



Дата29.04.2016
Размер54.7 Kb.

Деулина Организация досуговой деятельности учащихся по информатике


О.В. Деулина

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Свободное время подростка — это тот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира, предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, - это залог и гарантия того, что подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством.

В досуговой деятельности подросток имеет возможность участвовать в определенных видах активности, пробовать себя в разных социальных ролях, повышать свой статус в группе, реализовывать свои творческие способности.

Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Досуг осуществляется в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек [1, с 12].



Досуговая деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллекти­ве, снятия нервного напряжения. Именно поэтому в школе необходимо сформировать систему досуговых внеклассных занятий по информатике, являющуюся эффективным средством повышения уровня знаний, умений, навыков школьников, создающую условия для раскрытия потенциала учащихся.

Досуговая деятельность учащихся - это одна из форм внеклассной работы школы, являющаяся одним из важных средств развития личности школьника. Внеклассной работой называются различные воспитательно – образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [2, с 6].



Формами внеклассной работы являются те условия, в которых реализуется ее содержание. Одной из форм является школьная печать. Несмотря на сегодняшнее обилие научной, научно – популярной литературы и периодических изданий, стенная печать не утратила своей роли в школе. Конечно, компьютер внес свои коррективы в подборе и подготовке материала и выпуска стенной печати. Стенная печать в школе традиционно осуществляется в виде стенных газет, календарей, бюллетени, викторины, информационных листков и др. Основная цель - пропаганда знаний информатики среди учащихся, повышение их интереса к информатике.

Школьникам, выпускающим газету, эта работа доставляет удовольствие и приносит большую пользу. Они подбирают материалы для газеты, и для этого они знакомятся с различными книгами, подбирают из них нужный материал, отделяют самое главное, литературно обрабатывают отобранное. Все это благотворно сказывается на расширении кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы, на их речи и грамотности. Оформление газеты должно быть красивым, эстетичным. В этом может помочь компьютер, а именно прикладные программы (текстовый и графический редакторы).

В печать могут быть включены отдельные статьи исторического характера, составленные учащимися, а также интересные выписки из книг и журналов. Она должна быть красиво оформлена, снабжена рисунками и фотографиями.

Формы школьной печати:



  1. «Уголок информатики» в общешкольной или классной стенгазете. Здесь обычно помеща­ются задачи (преимущественно занимательные) и небольшие заметки по информатике и ее истории.

  2. Фотогазета - помещаются фотографии выдающихся ученых, победителей соревнований, книг по информатике и т.д. Каждая фотография снабжается кратким объяснительным текстом.

  3. Монтажи фотографий и рисунков: фотомонтажи обычно бывают на определенную тему. На большом листе бумаги располагают фотографии, и под каждой помещается краткая биография ученого.

  4. Альбомы - содержание их такое же, как и у монтажей. Можно изготовить альбом «Информатика на службе человечеству», альбом задач по тому или иному разделу информатики (например, логических).

  5. Широкое распространение получили сетевые формы печатного творчества. Названные выше формы печатного творчества могут быть представлены в Интернет. Информационные технологии позволяют использовать такую форму творчества, как видеогазета, в которой представлены материалы в виде гипермедиа и мультимедиа [3, с 19 - 20].

Стенная печать поддерживает интерес к предмету, дает материал для размышлений в часы досуга, выступает организатором школьных мероприятий – викторин, олимпиад, кружков, освещает основные направления деятельности школы по предмету, отмечает знаменательные события и факты, направляет индивидуальную деятельность учащихся по предмету. Стенная печать накладывает определенные требования к подбору материала: он должен быть полезным, интересным и доступным для широкого круга учащихся (даже для тех, кто и не изучает пока предмет). В стенной печати находят задачи повышенной трудности, занимательные задачи, головоломки, загадки, ребусы, кроссворды, оснащение одной конкретной темы или вопроса, обзор новинок литературы и аннотация к интересным материалам.

В ходе подготовки стенной печати указывается тема и срок выпуска, планируются рубрики, тематики статей и конечно название и девиз. В газете могут быть следующие рубрики:



  1. Наш календарь. Краткое сообщение по истории развития информатики и вычислительной техники.

  2. Новые информационные технологии. Новинки компьютерной техники, программного обеспечения.

  3. Информатика в лицах, освещающее биографию и научную деятельность выдающихся людей, внесших вклад в становление и развитие информатики и вычислительной техники.

  4. Наш словарь. Объясняются смысл и происхождение предметных терминов.

  5. Информатика в нашей школе (о работе предметных кружков, о предстоящих или прошедших мероприятиях).

  6. За страницами учебника (список статей, опубликованных в научно – популярных изданиях по различным тематикам).

  7. Готовься к экзаменам. Приводятся примерные вопросы и задачи к выпускному экзамену по информатике. Приводится перечень дополнительной литературы для подготовки к экзамену.

  8. Выбирай профессию. Рассказы о профессиях связанных с информатикой и компьютерами. Приводятся примерные вступительные тесты и билеты с ответами и решениями по информатике.

  9. Программисты и информатики шутят. Элементы юмора и веселья вносят в стенную печать здоровый задор и подстегивают интерес к самой стенной печати и непосредственно к предмету информатика и научным дисциплинам, смежным с ней [3, с 20].

Систематичность выпуска стенной печати дает возможность популизировать и направлять на более глубокое изучение предмета.

Рассмотрим пример стенда по информатике (рис. 1).



Рисунок 1

Использование школьной печати как одной из форм досуговой деятельности по информатике и ИКТ способствуют решению задач нравственного, умственного, экологического, экономического, эстетического и др. обучения, воспитания и развития, а также выявлению и развитию творческих способностей учащихся, дают новые сведения, формируют умения и навыки, стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив.



Литература

  1. Вишняк, А.И. Тарасенко, В.И. Формы молодежного досуга [Текст]: Культура молодежного досуга/ А. И. Вишняк, В. И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988. - 53с.

  2. Калечиц, Т.Н., Кейлина, З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]: – учеб. Пособие/ Т.Н. Калечиц, З. А. Кейлина. - Москва «Просвещение», 1980. – 88с.

  3. Сулейманов, Р. Р. Внеклассная работа по информатике в школе [Текст]/ Р. Р. Сулейманов // Педагогическая информатика. - №4/66, 2002.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница