Дидактические материалы по теории социальной работы



Скачать 263.77 Kb.
Дата30.04.2016
Размер263.77 Kb.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические материалы предназначены для студентов, студентов заочного обучения, преподавателей. Основная цель этих материалов – помочь подготовиться к зачетам и экзамену по данной дисциплине. Материалы учитывают структуру курса, систематизируют полученные знания в процессе изучения «Теории социальной работы», дают возможность проверить студентам готовность к зачетным мероприятиям. Материалы могут быть использованы для межсеместровой аттестации студентов.




МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Заполнить пробелы

  1. Макрофактором эволюции социальной работы послужила……. революция начала века.

  2. Люди реагируют на социальные явления, используя личностные ресурсы:………

  3. М. Ричмонд понимала сложную систему взаимодействий между социальным работником и клиентом, которыми являлись:……………..

  4. Функциональная школа в основу своего теоретического обоснования положила …………

  5. В. Робинсон в практическом взаимодействии большее внимание уделяет ………..

  6. Х. Перлман в качестве новой модели индивидуальной работы предложила ………..

  7. В Германии в 60-е годы развернулась дискуссия ………

  8. Согласно подходам Г. Бернлер и Л. Юнсон социальная работа – это………

  9. В концепции “Ведение диалога” преодолевались…………

  10. Теория социальной работы в 70-е годы начинает оформляться как …………

Верно или неверно?

  1. М. Ричмонд - основатель функционального подхода.

  2. Директивное лечение осуществлялось в непосредственном взаимодействии социального работника с клиентом.

  3. Подробности жизни конкретного человека – основа диагностического подхода.

  4. Г. Хамильтон в ситуации увидела оценочную проблематику.

  5. Снятие беспокойства и защита – первый шаг в методе решения проблем.

  6. Классические методы социальной работы включают в себя: индивидуальную работу со случаем, групповую работу, работу в микросоциуме.

  7. Эклектизм не является методологической основой социолого-психологической работы.

  8. Подход в практике социальной работы “ум на ум” - методологический ориентир функциональной школы.

  9. В практике диагностического подхода с клиентом не строят совместные планы действий.

  10. О. Ранк основал функциональный подход в 40-е годы ХХ столетия.

Выбрать правильный ответ

  1. Метод, центрированный на задачи, обосновал:

  1. П. Каплан;

  2. П. Ватц;

  3. Х. Селье;

  4. Л. Эпштейн.

  1. Теория З. Фрейда явилась для социальной работы:

  1. объяснительной моделью поведенческих симптомов;

  2. программой поддержки в работе со случаем;

  3. методом решения проблем;

  4. основанием для изучения социальной истории клиента.

  1. Ф. Бейстек предложил следующие принципы взаимодействия с клиентом:

  1. получение информации;

  2. диагноз;

  3. прогноз;

  4. индивидуализация.

  1. Ситуационный подход в диагностической школе вносит стратегии:

  1. конфиденциальности;

  2. предвидения;

  3. идентификации проблем;

  4. анализа информации.

  1. Основные процедуры в методе решения проблем:

  1. идентификация проблем;

  2. взаимное убеждение в правильности понимания проблемы;

  3. сбор и анализ информации;

  4. составление плана взаимодействия.

  1. Голдштейн считал, что функциональная школа базировалась на:

  1. философии позитивизма;

  2. философии марксизма;

  3. философии экзистенциализма;

  4. философии субъективного идеализма.

  1. Теория социально-психологической работы включает в себя:

a) объяснение;

b) понимание;

c) инструментальный анализ;

d) императивный аспект.

  1. Базовыми теориями социально-психологической работы являются:

a) теория систем;

b) теория психодинамики;

c) теория деятельности;

d) теория ролей.

  1. Микрофакторы эволюции социальной работы:

a) изменение социальной политики;

b) работа “со случаем”;

c) переход практических интересов с классовых на личностные;

d) организация системы социального страхования.

  1. М. Ричмонд ввела в практику индивидуальной работы со случаем понятия:

a) диагноз;

b) лечение;

c) клиент;

d) интервенция.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы
1. – промышленная; 2. – биологические и интеллектуальные; 3. – доверительные отношения, позитивные чувства; 4. – процесс; 5. – прошлому опыту клиента; 6. – метод решения проблем;
7. – об общественном вкладе; 8. – прикладная наука; 9. – индивидуалистические ориентации; 10. – направления различных международных школ.
Верно или неверно?
1. – Н; 2. – В; 3. – Н; 4. – В; 5. – В; 6. – В; 7. – Н; 8. – Н; 9. – Н; 10. – Н.
Выбрать правильный ответ
1. – d; 2. – а; 3. – d; 4. – b; 5. – все ответы; 6. – с; 7. – все ответы; 8. – а, b; 9. – b; 10. – а, b, с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ




  1. Каковы основные подходы к философии социальной работы?

  2. Раскройте сущность основных философских парадигм социальной работы.

  3. Философские ценности социальной работы.

  4. Как понимается человек в теоретических конструктах социальной работы?

  5. Проблемы жизненного сценария личности и вопросы реализации жизненных стратегий как философские проблемы социальной работы.

  6. Клиент – как человек-нуждающийся, философские основания проблемы.

  7. Социальный работник - как человек-помогающий. Сущность профессионального целеполагания.

  8. Концепты судьбы и справедливости в социетальных мифологемах социального работника.

  9. Нравственные императивы социального работника.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Malcolm P. Modern Social Work Theory. - London, 1994.

  2. Siporin M. Introduction to social work practice. - London., 1972.

  3. Воронин С.В. Теория “филантропии”. - М., 1981.

  4. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.

  5. Козлов А.А. Парадигмы социальной работы: теоретические конструкты и принципы // Социальная работа: теория, технология, образование. - М., 1996. - № 1.

  6. Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994.

  7. Социальная работа // Российский энциклопедический словарь. - М., 1997. – Т. 1.

  8. Теория и методика социальной работы: краткий курс. - М., 1994.

  9. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. - М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы. Вып. 1. - М., 1993.

11. Теория и методика социальной работы. Вып. 2. - М., 1995.

12. Философия социальной работы // Под ред. В.И. Митрохина. - М., 1998.

13. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1993.

14. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. - М., 1995.

15. Ярская В.Н. Философия социальной работы. - Саратов, 1994.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Заполнить пробелы


  1. Философия социальной работы – это ……..

  2. В основе философии гуманизма – экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится ………..

  3. С позиций философии утопизма, человек становится социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими как: …………., …………, негативное влияние общественной среды и другие факторы.

  4. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения информации, ……….., …………., возможности использования информации клиента в научных целях.

  5. Социальный работник должен принимать необходимые меры для …………, ………….., возможностям в целях укрепления социальной справедливости.

  6. Технологический аспект социальной работы выдвигает определенные требования: осознание перспектив развития ситуации клиента, ……….

  7. Человек-рациональный сталкивается с противоречиями ………

  8. Философской основой концепта помощи являются ……………, развившиеся в более древних, чем античность, культурах.

  9. Философские основания парадигмы “солидарности” актуализируют……… и выдвигают новую идею, идею свободы прав человека.

10. Философские основания альтруистического поведения человека-помогающего определяются тремя важнейшими факторами: ………., ценностями профессии.

Верно или неверно?

1. Философия гуманизма в социальной работе основана на положениях социальной благотворительности.

2. Бихевиоризм, фрейдизм, феминистская социология становятся основой идеологии позитивизма.

3. Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и социалистических идеалов и ценностей.

4. Позитивистский сциентизм абсолютизирует роль научного знания.

5. Для развития системы ценностей социальной работы необходимо принимать во внимание духовный мир, ценности, чаяния, идеалы, философию, этику тех, с кем работают социальные работники.

6. Человек-рациональный не сталкивается с противоречиями поведения.

7. Человек как психосоматическое существо предстает в социальной работе как реальность, которую невозможно понять только рациональными методами.

8. В античности судьбу представляют как силу, обладающую высшей властью над человеком.

9. Профессия для человека-помогающего выдвигает определенные стандарты профессионального поведения.

10. Социальные институты не вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества.
Выбрать правильный ответ

1. Благосостояние общества требует:



a) альтруистических действий;

b) экономических санкций;

c) удовлетворение потребностей социально уязвимых групп;

d) правовых регламентаций.

2. Философская антропология рассматривает человека с оснований:



a) существования;

b) действия;

c) происшествия;

d) долженствования.

3. Общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:



a) человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;

b) здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;

c) здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.

4. Человек-социальный реализует свою индивидуальность в принадлежности:



a) к различным группам;

b) к институтам;

c) к власти;

d) к экономике.

5. Эмоциональные реакции человека изменяют:



a) концепты коммуникаций;

b) жизненные стратегии;

c) нарушают психическое здоровье.

6. В “культуре стыда” актуализируются:



a) коллективная ответственность;

b) естественное право человека;

c) внутренняя система ценностей;

d) “суд совести”.

7. К милостям телесным относили:



a) научить истине и добру;

b) подать ближнему добрый совет;

c) утешить печального;

d) не воздавать за зло.

8. К уязвимым группам населения относят:



a) детей;

b) женщин;

c) лиц пожилого возраста;

d) инвалидов.
9. Человек-рациональный раскрывается в следующих подходах:

a) кризисно-ориентированный метод;

b) телесный метод;

c) метод решения проблем;

d) экзистенциальный метод.

10. Человек-социальный раскрывается в следующих подходах:



a) экзистенциальный метод,

b) интегративный метод;

c) кризисно-ориентированный краткосрочный метод;

d) жизненная модель.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы

1. идеология профессиональной деятельности; 2. обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду; 3. отсутствие необходимого образования, низкий экономический статус; 4. границах информации, согласование с клиентом вопросов обсуждения с третьими лицами, по профессиональным причинам, его проблем; 5. доступа всех членов общества к ресурсам, услугам; 6. оценивание возможностей вмешательства, уяснение границ поддержки; 7. поведения; 8. представления о судьбе, предопределении жизненных стратегий человека; 9. концепты бедности; 10. ценностями человека, этикой общественного перераспределения ресурсов, ценностями профессии.



Верно или неверно?

1. – В; 2. – Н; 3. – Н; 4. – В; 5. – В; 6. – Н; 7. – В; 8. – В; 9. – В; 10. – Н.



Выбрать правильный ответ

1. – а, с; 2. – b, c; 3. – все верно; 4. – а; 5. – все верно; 6. – c, d;


7. – все неверно; 8. – все верно; 9. – с; 10. – все неверно.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Раскройте взаимоотношения социальной работы с другими областями познания.

  2. Теории “для социальной работы”, их сущность и назначение.

  3. Проблемы методологии познавательного процесса в теории социальной работы.

  4. Основные принципы социальной работы.

  5. Пути познания в теоретической социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА


1. В поисках истины (материалы методологического семинара по категорийному аппарату социальной работы). - М., 1995.

2. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

3. Зайнышев И.Г. Структура теории социальной работы как науки // Ученые записки. - М., 1996. - № 1.

4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1997.

5. Семиотика. - М., 1983.

6. Социальная работа // Российский энциклопедический словарь. - М., 1997. – Т. 1.

7. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. - М., 1994.

8. Эберхард К. Основы теории познания в социальной работе и социальной педагогике. - М., 1994.

9. Энциклопедия социальной работы: В.3 т. - М., 1993.

10. Ярская В.Н. Философия социальной работы. - Саратов, 1994.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Заполнить пробелы


  1. Проблемы “пауперизма” осмысляются в ранних социально-политических,………………доктринах.

  2. Политические науки изучают процессы, …………… государственного управления и институты власти.

  3. Экономические науки изучают общественное ……………., распределение.

  4. В процессе создания дедуктивных теорий социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы: ………………..

  5. Среди психологических теорий, влияющих на концепты социальной работы, можно выделить: психоанализ, ………….., психологические теории личности.

  6. С 1940 года начинаются дискуссии между диагностической и функциональной школами о …………………………… помощи клиентам.

  7. Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и ……………………………. социальной помощи.

  8. Принцип “среда – личность” выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и ………, изменяющей его индивидуальные стратегии развития.

  9. Диалектико-материалистический путь познания исходит из того, …………………, находится в постоянном движении, источником которого являются внутренние противоречия.

10. Дедуктивный путь познания в социальной работе характерен для классических направлений и школ: …………….
Верно или неверно?

  1. Теологическая познавательная традиция обозначила концепции “лечения” и “человека-нуждающегося”.

  2. В начале и середине ХХ века практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии.

  3. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения феноменов мира человека и общества.

  4. Психиатрия изучает психические процессы и процессы поведения.

  5. Практика социальной работы существует в методах интервенций.

  6. Пути познания для социальной работы связаны с традиционными операциями, характерными для многих областей знания.

  7. Интеракционистская парадигма описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

  8. Функциональная парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

  9. Основные процедуры дедуктивного метода: выдвижение гипотезы, наблюдение, принятие или ее опровержение.

10. Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных проблем клиента.
Выбрать правильный ответ

1. В социальной работе нашли отражение следующие социологические подходы:



a) радикальный гуманизм;

b) радикальный структурализм;

c) функционализм.

2. Принцип “среда – личность связан с методологическими установками:



a) на деятельность;

b) на группу;

c) на экономику;

d) на политическую систему.

3. Интерпретации девиантного поведения личности отражают следующие модели:



a) модели предрасположенности;

b) модели внутренней мотивации;

c) деятельностные модели;

d) психосоциальная модель Линга.

4. Семья как система предполагает следующие виды интервенций в социальной работе:



a) cоциальная индивидуальная работа;

b) cемейное консультирование;

c) cемейная терапия;

d) психотерапия.

5. В начале и середине ХХ века практическая социальная работа сближается:



a) с эмпирической психологией;

b) с эмпирической социологией;

c) с прикладной педагогикой;

d) с психиатрией.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы

1. реформистских и правовых; 2. закономерности, структуру; 3. производство, потребление; 4. интеракционализм, функционализм, теория конфликтов; 5. поведенческие теории, когнитивные, психодинамические; 6. приоритетах и эффективности научного познания в практической системе; 7. равной ответственности между субъектом и объектом; 8. отношений субъекта и среды; 9. что материя имеет различную организацию; 10. диагностической, функциональной, социально-радикальной и других.


Верно или неверно?

1. – Н; 2. В; 3. В; 4. Н; 5. В; 6. В; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10.  В.


Выбрать правильный ответ

1. все верно; 2. все неверно; 3. a, b, d; 4. все верно; 5. все верно.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Проблематика клиента в социальной работе.

2. Классификация клиента в западной литературе.

3. Покажите, что понимают под понятием “клиент” в социальной работе.

4. Социоморфология клиента и основные факторы изменения жизненного сценария личности.

5. Энкультурация и социализация как факторы жизненного сценария.

6. Инвалидизм и жизненный путь личности.

7. Сексизм в современном обществе.

8. Сущность биопсихосоциального подхода к женским жизненным сценариям.

9. Культурные нормы и традиции в отношении женских сценариев жизни.

10. “Культурные” формы агрессии в мужском жизненном сценарии и формирование специфических проблем.

11. Преступность и алкоголизм как социальные патологии в мужском жизненном сценарии.

12. Проблемы психического здоровья в социальной работе.

13. Социально-экономические факторы и их значение в жизненном сценарии личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

2. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Положение женщины в обществе: конфликт ролей // Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы. - М., 1990.

3. Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. - Свердловск, 1991.

4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1997

5. Психология личности и образ жизни. М., 1987.

6. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. - М., 1997.

7. Солодовникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. - М., 1993.

8. Социальная работа. - М., 1997.

9. Социальная работа // Российский энциклопедический словарь. - М., 1997. – Т. 1.

10. Стиль жизни личности. - Киев, 1982.

11. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.

12. Феминизм: проза, мемуары, письма. - М., 1992.

13. Феминология. Семьеведение. - М., 1995.

14. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Заполнить пробелы


  1. Сексизм – это …….

  2. Этноцентризм – это….

  3. Под индивидуальностью принято понимать….

  4. Либеральный феминизм рассматривает ….. между мужчиной и женщиной без…… общества.

  5. Радикальный феминизм борется за….

  6. Марксистский феминизм подчиненное положение женщины видит….

  7. Социалистический феминизм исследует…..

  8. В основе теории моделирования ….

  9. Познавательная теория рассматривает ….

  10. В основе теории социального научения ….

  11. Стадиальная теория подчеркивает закономерности….

  12. В основе теории разъединения лежит принцип……

  13. Теория активности предполагает, что,…., пожилые люди ощущают свою ненужность.

  14. Теория субкультуры рассматривает людей позднего возраста…

  15. Теория возрастной стратификации разделяет людей….

  16. Теория интенциональности рассматривает пожилых людей,…

  17. Эпигенетическая теория последнюю стадию жизни человека обозначает как…

  18. Алкоголь для пожилых людей выступает в качестве…

  19. При патологической старости возникают ……, …………, …………..

  20. Социоморфология – это………..


Верно или неверно


  1. Индивидуальный фактор включает в себя следующие феномены: пол, возраст, здоровье, ситуацию, сексуальность.

  2. “Сексизм” – это предубеждение против женщин.

  3. Половой диморфизм включает в себя: половую идентичность, половую агрессию, половое поведение, сексуальные ориентации.

  4. В мировой культуре сложилась бинарная оппозиция мужчина – женщина.

  5. Феминистская практика в социальной работе заключается в изменении роли мужчин в обществе.

  6. Беспристрастный дискриминатор – человек, исповедующий гуманистические принципы и общественные идеалы.

  7. Дискриминация существует де-юре.

  8. Этническая агрессия тесно связана с предрассудками.

  9. Культурный шок вызывает чувство беспомощности и страха.

  10. Конкуренция на рынке труда не приводит к этнической напряженности.

  11. Концепты “маскулинности” включают в себя “запрет на выражение чувств”, внимание к здоровью, толерантное отношение к гомофобии.

  12. Мужская агрессивность – средство экстернализации.

  13. Дисгармония в брачно-семейных отношениях связана с эмоциональной и сексуальной недостаточностью.

  14. Женщины менее болезненно переносят уход из семьи, чем мужчины.

  15. Социальная история клиента – это системный подход к проблеме клиента.

  16. “Эйджизм” – дискриминация по признаку пола.

  17. Поздний возраст имеет проблемы конфликтов и фрустраций из предшествующих возрастных периодов.

  18. Формирование реалистического образа “Я” – важнейшая задача в социальной работе с пожилыми людьми.

  19. При параноидальных заболеваниях отмечается активизация умственной деятельности.

  20. Социальная работа не связана с проблемами изменения среды обитания клиента.


Выбрать правильный ответ


  1. Концепцию полового диморфизма выдвинули:

a) А. Мишель;

b) А. Эрхард;

c) Х.Ф.Л. Майер-Бальбург;

d) другие.

  1. Подходы к сексизму в западной цивилизации в XIX столетии выражались через:

a) концепции “неполноценности женской природы”;

b) феминистские теории множественности различий;

c) концепции естественно-природного дуализма;

d) другие.

  1. Нонсексистская практика социальной работы включает следующие принципы:

a) конфиденциальности;

b) подготовки;

c) клиентуры и агентства;

d) ненасилия;

e) все неверно.

  1. Подходы к дискриминационному поведению разработал:

a) Парсонс;

b) Дюркгейм;

c) Мертон;

d) другие.

  1. Теорию расового угнетения выдвинул:

a) Блаунер;

b) Дельбок;

c) Ашмор;

d) другие.

  1. Стратегия полномочий разработана:

a) Алисой Соломон;

b) Барбарой Соломон;

c) Мэри Ричмонд;

d) другими.

  1. Концепции ролевых ограничений выдвинул:

a) Дж. Уайли;

b) Дж. О’Нил;

c) Д. Ричардсон.

  1. Концепции женской психологии разработали:

a) Ш. Радо;

b) Х. Дейч;

c) К. Хорни;

d) другие.

  1. В социальной истории клиента принято рассматривать:

a) физическое функционирование;

b) интеллектуальное функционирование;

c) эмоциональное функционирование;

d) социальное функционирование;

e) другое.

  1. Теорию интенциональности предложила:

a) А. Фрейд;

b) К. Хорни;

c) Ш. Бюлер;

d) другие.

11. Эпигенетическая теория личности предложена:



a) З. Фрейдом;

b) К. Юнгом;

c) О. Ранком;

d) другими.

12. Насилие над пожилыми людьми связывают:



a) плохим уходом;

b) с физическим насилием;

c) вербальным насилием;

d) финансовым насилием.

13. Интервенции в нон-сексистской практике направлены на:



a) систему общественного мировоззрения;

b) мужчин;

c) социальные институты;

d) среду обитания клиента;

e) другое.

14. Этнические меньшинства страдают от:



a) материальной недостаточности;

b) культурной изоляции;

c) от невозможности реализации творческого потенциала.

15. Стратегия взаимоотношений между социальным работником и клиентом складывается из следующих элементов:



a) симптоматика проблемы;

b) история проблемы;

c) цели клиента;

d) оценка ситуации;

e) не только это.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы
1. – негативные установки по признаку пола; 2. – негативная система взглядов этнических групп; 3. – совокупность качеств и отличительных свойств; 4. – равенство, ... изменения; 5. – новый общественный порядок; 6. – в капиталистическом способе производства; 7. – исторические причины сохранения патриархального общества; 8. – механизмы идентификации; 9. – представителей пола; 10. – механизм поощрения-наказание; 11. – дифференциации полов в индивидуальном развитии; 12. – гомеостазиса; 13. – расставаясь со своими привычными ролями; 14. – как субкультуру; 15. – на поколения; 16. – перестающих преследовать цели; 17. – позднюю зрелость; 18. – депрессанта; 19.- эгоцентризм, изменение личности; 20.- классификационная матрица.
Верно или неверно
1. – Н, 2. – В, 3. – Н, 4. – В, 5. – Н, 6. – Н, 7. – Н, 8. – В, 9. – В, 10. – Н, 11. – Н, 12. – В, 13. – В, 14. – Н, 15. – В, 16. – Н, 17. – Н, 18. – В, 19. –Н, 20. – Н.
Выбрать правильный ответ
1. – b, c; 2. – a; 3. – b, c; 4. – c; 5. – a; 6. – b; 7. – b; 8. – c; 9. – a, b, c, d; 10. – c; 11. – a, c; 12. – a, b, c, d; 13. – a, c; 14. – b; 15. – e.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Какие подходы Вы знаете в социальной работе с клиентами? В чем их отличие.

  2. Раскройте основные стадии работы с клиентом.

  3. Как осуществить планирование последующих действий?

  4. Социокультурные и терапевтические группы.

  5. Методы оценивания групповой динамики и групповой эффективности.

  6. Роли социального работника при работе с группой.

  7. Работа с общественными объединениями и ассоциациями.

  8. Этические дилеммы в социальном посредничестве.

  9. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.

  10. Диагностика социальных проблем в социуме.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.

  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1990.

  3. Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1994.

  4. Генов Ф. Психология управления. – М., 1982.

  5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М., 1995.

  6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1994.

  7. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.

  8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

  9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

  10. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. – Киев, 1982.

  11. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М., 1981.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


Заполнить пробелы


  1. Метод индивидуальной социальной работы осуществляется в ситуации……….., когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента.

  2. Психосоциальный подход предполагает сложную диагностику ………….. при непосредственном участии самого клиента.

  3. В основе рационального метода индивидуальной работы лежат положения……….. и предположения, что интенсивность действий по изменению зависит от …………

  4. Термин “групповая работа” употребляется применительно к ………….

  5. Развивающие подходы основаны на ………., и они направлены на преодоление …………. в индивидуальном развитии.

  6. Реабилитационные подходы основаны ………с ориентацией на поведенческие теории.

  7. Микросоциальная среда состоит из комплекса взаимодополняющих систем: ……………., политической, социокультурной, …………. и государственной.

  8. Особенность феминистской практики социальной работы заключается в изменении ………. и ценностного отношения социальной среды обитания клиента.

  9. Системный подход к семье предполагает………., связи, содержание, формы организации.

  10. Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, ……………, работа с клиентом выбранным методом.


Верно или неверно?


  1. Инсайт-ориентированные подходы, направленные на работу с пожилыми людьми.

  2. Групповая терапия помогает развивать интерперсональные умения.

  3. Одним из основных принципов социальной работы в микросоциальной среде является доступность сервиса.

  4. Генограмма дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы.

  5. Социальная работа в микросоциуме – это метод интерперсональной помощи развития в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей.

  6. Вмешательство, центрированное на задаче, – это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем.

  7. Терапия реальностью была предложена В. Глассером.

  8. Практические модели социальной работы в группе можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям.

  9. Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена.

  10. М. Боуен рассматривал семью как систему.


Выбери правильный ответ


  1. Подход, центрированный на задачи, состоит:

a) из элементов кризисных интервенций;

b) из проблемно-ориентированных подходов;

c) из функциональных подходов.

  1. В основе рационально-ориентированной модели лежит:

a) рациональная терапия;

b) экзистенциальная терапия;

c) психоаналитическая терапия;

d) когнитивная терапия.

3. Социальная групповая работа включает следующие виды деятельности:



a) развитие целой группы и отдельного члена группы;

b) формирование профессиональной компетентности;

c) формирование социальных отношений;

d) развитие автономности в группе.

4. Идеология групп самопомощи формируется на следующих основаниях:



a) люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг другу;

b) группа – эффективная среда;

c) совместное решение проблем не дает ощущения уверенности в своих силах;

d) члены группы в процессе проигрывания проблем вырабатывают необходимые роли для успешного функционирования.

5. Привыкание к наркотическим средствам приводит:



a) к психологической зависимости;

b) к навязчивым мыслям;

c) к навязчивым эмоциям;

d) к низкой самооценке.

6. Поведенческие подходы к наркотическим больным предложены:



a) Э. Фитцжеральд;

b) Э. По;

c) Э. Томасом;

d) Э. Сю.

7. Микросоциальная среда имеет следующие основные функции:



a) экономический контроль;

b) энкультурация;

c) социальная стабилизация;

d) социальное перераспределение.

8. В группе на стадии власти:



a) оформляются роли;

b) идет борьба за лидерство;

c) растет сопротивление;

d) формируется эмпатия к руководителю.

9. Термин “социальная групповая работа” предложен:



a) Г. Конопкой;

b) Г. Гессе;

c) Г. Гегелем;

d) Г. Распутиным.

10. Психосоциальный подход применяется в случаях, связанных со здоровьем клиента, при этиологии:



a) рак;

b) мастэктомия;

c) олигофрения.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы
1. – “один на один”; 2. – “личности в ситуации”; 3. – когнитивной теории силы воли; 4. – деятельности с группами; 5. – экзистенциальных концептах стрессов и кризисов; 6. – на эгопсихологии; 7. – экономической образовательной; 8. – системы мировоззрения; 9. – осмысление структурного взаимодействия; 10. – отбор средств вмешательства.
Верно или неверно
1. – Н; 2. – В; 3. – В; 4. – В; 5. – Н; 6. – В; 7. – В; 8. – Н; 9. – В; 10. – Н.
Выбери правильный ответ
1. – все верно; 2. – все неверно; 3. – а, с; 4. – a, b, d; 5. – все верно; 6. – с; 7. – все неверно; 8. – a, b, с; 9. – а; 10. – все верно.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница