"динамические" демонстрации в лекционном курсе общей физики



Скачать 35.08 Kb.
Дата26.06.2016
Размер35.08 Kb.
"ДИНАМИЧЕСКИЕ" ДЕМОНСТРАЦИИ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

И.В. Макасюк


Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

e-mail: igorm@svs.ru

Метод наглядности является одним из основных методов дидактики. Любой курс (лекционный, практический) сопровождается демонстрациями  материалов и экспериментов. Оставляя в стороне реальные (аппаратурные) демонстрационные эксперименты, а также иллюстративные и обзорные демонстрации - плакаты, кино- и видеофильмы и компьютерные демонстрации, обратимся к информационным носителям, демонстрирующимся при изложении теоретического материала.

Основным средством передачи теоретической информации на данный момент остаётся традиционная "меловая" лекция. Присущее этому виду занятий вынужденное несовершенство графики и затраты времени на выполнение рисунков отчасти компенсируются применением носителей - слайдов и материалов, изготовленных на прозрачной плёнке и демонстрируемых при помощи оверхед-проектора. В настоящее время это самое доступное, оперативное и гибкое средство представления графического материала - рисунков, схем, графиков, формул. Однако у  него есть и явный недостаток - "статичность" картинки. Перед слушателями одновременно возникает большой объём разнообразного материала, что может провоцировать рассеяние внимания. Часть аудитории стремится быстрее автоматически зафиксировать представленный материал вне логической связи с объяснением. Как результат, не всегда прочная в ходе лекции связь изложения и восприятия, может ещё более нарушаться.

Одним из возможных решений этой проблемы на уровне, доступном пользователю пакета Microsoft Office, может быть разработка "динамических" компьютерных демонстраций средствами приложения Microsoft  PowerPoint, предназначенного для создания анимированных слайдовых презентаций. Важным преимуществом электронных слайдов, выполненных в PowerPoint, является возможность контроля анимации, т.е. организации распределения во времени появления элементов одного слайда. Статичный слайд превращается при этом в динамическую демонстрацию, темп и последовательность появления элементов которой управляется преподавателем.

Это целесообразно в следующих случаях:


  1. Вывод формул, требующих последовательного выполнения сложных рисунков. К примеру, формула для величины вектора магнитной индукции поля прямолинейного или кругового контура с током выводится с поэтапным изображением элемента длины контура, радиус-вектора, элементарного вектора индукции, указания углов, и т.д. Параллельно следуют математические выкладки.

  2. Иллюстрации в виде ряда изображений, соответствующих нескольким моментам времени. Простейший пример - движение тела, брошенного под углом к горизонту. Методически целесообразно представить его как ряд положений тела с изображением вектора скорости и его компонент, вектора ускорения и его компонент, радиуса кривизны траектории, и т.д. Одновременно в ключевых точках демонстрации важно сопроводить графические объекты выражениями, поясняющими изменения величин.

Рисунки выполняются средствами векторной графики PowerPoint с использованием выделения цветом, различных типов линий и т.д. После этого выполняется анимация ("Главное меню" - "Показ слайдов", "Настройка анимации", или для конкретного элемента - контекстное меню по щелчку правой кнопкой мыши). Подлежащие анимации объекты включаются в список (окно "Анимация" - "Включить", "По щелчку мыши"). В ключевых точках демонстрации за появлением очередного элемента следует выкладка; таким образом, проводится параллельный вывод формулы. Важные формулы или элементы рисунка можно выделить специальными эффектами - вращением, появлением (вылетом), увеличением. При наличии звукового адаптера и акустической системы могут быть добавлены звуковые эффекты.

Так возникает "контролируемая анимация", позволяющая вести изложение в любом темпе, вернуться при необходимости назад и повторить показ с любого места, перейти к необходимому слайду лекции. Затраты времени на разработку и оформление "динамических" демонстраций возмещаются упрощением восприятия, значительной экономией усилий и времени в ходе занятия, не говоря уже об эстетических преимуществах и положительной реакции аудитории. 



Следует отметить, что PowerPoint имеет вполне дружественный интерфейс, обеспечивающий удобную настройку анимации. Пользователь без предшествующего опыта  работы в PowerPoint, обладающий лишь  общими представлениями об оконном интерфейсе и некоторыми навыками применения векторной графики, вполне способен за один-два сеанса работы освоить создание демонстраций подобного рода. Разумеется, применение предлагаемых средств демонстрации требует наличия парка компьютеров конфигурации, поддерживающей пакет Microsoft PowerPoint. Для проведения лекционной демонстрации в потоке требуется один компьютер и какое-либо проекционное устройство. Наиболее предпочтительна проекция на общий экран. Стоимость мультимедиа-проекторов, имеющихся в настоящее время на рынке в большом разнообразии (к примеру, Panasonic TC-LT1C, Philips Projector Hopper SV20i, Hitachi CP-S220), сравнима со стоимостью двух-трёх компьютеров. Вероятно, может быть реализован и традиционный вывод на телемониторы, установленные в аудитории. Для проведения занятий в группе можно использовать дисплейный класс на 10-15 рабочих мест.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница