Динамика психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом возрасте



Скачать 347.42 Kb.
Дата14.05.2016
Размер347.42 Kb.


На правах рукописи

СЕМЕНЯК Ольга Владимировна



ДИНАМИКА

ПСИХОМОТОРНЫХ И КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Специальность 19.00.13 - возрастная психология, акмеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Астрахань

2007

Работа выполнена на кафедре психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета




Научный руководитель:



доктор психологических наук, доцент

Аншакова Валентина Васильевна





Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Воронцова Татьяна Викторовна




кандидат психологических наук, доцент

Тараскина Татьяна Всеволодовна





Ведущая организация:

Южно-Российский гуманитарный институт


Защита состоится 13 ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20 а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного университета. Автореферат диссертации размещён на сайте www.aspu.ru.
Автореферат разослан «___» ___________ 200__ года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент




С.А. Подосинников





Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современной тенденцией психологической науки является стремление к целостному, интегральному исследованию человеческой индивидуальности. Так, по мнению Л.С. Выготского, экспериментальный анализ приводит к необходимости функционального и генетического анализа. В применении к онтогенезу психики эта проблема формулируется как соотношение функционального и возрастного развития. По мнению А.В. Запорожца, функциональное и возрастное развитие характеризуется общим изменением самой личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности.

Примером рассмотрения развития в онтогенетическом аспекте исследование развития интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста Ж. Пиаже. В концепции П.Я. Гальперина о планомерном формировании умственных действий был сделан важный шаг к пониманию феномена психических функций. Комплексные исследования, выполненные в лаборатории Б.Г. Ананьева, показали, что психические функции структурированы в функциональные системы, в которых отдельные функции находятся в определённых корреляционных отношениях между собой. Сложность и разнородность состава психических функций, их динамичность, характеризуют изменения как внутри отдельных функций, так и в целом на протяжении всей жизни. П.П. Лазарев, изучая сенсорные показатели, получил кривую изменений на протяжении от 4 до 102 лет, где отмечается, что сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью, неоднородной, вариативной в каждом возрасте. Е.Ф.Рыбалко в исследовании возрастной динамики зрительно-пространственных функций отмечает, что процесс их инволюции также характеризуется изменениями скоростных и качественных параметров.

Несмотря на востребованность изучения проблемы развития когнитивных и сенсомоторных структур и признание их значимости для понимания механизмов эффективности решения человеком широкого круга учебных, профессиональных и других задач, исследования в этой области в основном касаются описания содержательных актов когнитивной и сенсомоторной организации, методик и экспериментальных схем её анализа, прежде всего, на этапе детского и юношеского возраста, а так же частных вопросов влияния когнитивных структур на определённые параметры практической деятельности, обучения и общения. Изученные в таком широком контексте они, тем не менее, не касались вопросов взаимосвязи и взаимообусловленности друг другом. Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью целостного подхода в изучении всех проявлений психики, от субстратных до проявлений высшей нервной деятельности. Важно знать закономерности, механизмы и возможные перспективы динамики психической деятельности подростков, особенности её проявлений и её индивидуально-типические особенности не только к моменту вступления в подростковый период и началу юности, но и внутри подросткового периода.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (Ананьев Б.М, Ажицкий К.Ю., Егорова М.С., Ильин Е.П., Мурик С.Э., Хризман Т.П., Гейманс Г., Маккоби Э., Жаклин К.Cole P., Newcombe N., Semon I., и др.) в целом показал, что существует противоречие между декларируемой ценностью когнитивных и психомоторных структур в психике человека и уровнем изученности их феноменологических и операциональных характеристик, механизмов условий развития, что приводит к многозначной интерпретации получаемых результатов и малому объёму использования получаемых результатов на практике. Открытым остаётся вопрос о возможностях и критериях взаимосвязи когнитивных и психомоторных структур в их комплексе и взаимообусловленности, что затрудняет построение эффективных программ учебно-воспитательного процесса подростков, не позволяя в полной мере учитывать особенности динамики их развития, так как упрощает картину целостного процесса развития подростка. Таким образом, учёт особенностей динамики развития психомоторной и когнитивной сфер в их целостности и взаимообусловленности относится к разряду актуальных проблем психологического и акмеологического знания. Её значимость повышается в связи с наличием социального заказа на выявление механизмов и критериев развития психомоторных и когнитивных структур подростка в неоднородности их развития на современном этапе существования общества.

Изучение динамики позволяет сформировать знания об изменениях психомоторной и когнитивной сфер как о целостном процессе и использовать полученные данные для понимания причин успешности и неуспешности подростков на протяжение всего подросткового периода и периода ранней юности, причин особенностей поведения подростков в разные возрастные отрезки с учётом пола. Всё вышесказанное определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования: выявить динамику изменений характеристик психомоторной и когнитивной сфер в подростка.

Объектом исследования являются психомоторные и когнитивные характеристики подростков.

Предметом исследования явилась динамика изменений психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом возрасте и особенности их проявлений на протяжении подросткового периода.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что динамика изменений показателей психомоторной сферы (силы нервной системы) связана с динамикой проявления изменений функций когнитивной сферы (памяти и внимания); при этом проявления взаимосвязи показателей дифференцируются внутри подросткового возраста.

На основании гипотезы, с целью её проверки, были поставлены следующие задачи исследования:


  1. на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования выявить особенности развития психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом возрасте;

  2. выявить динамику развития психомоторных (силы нервной системы) и когнитивных (памяти и внимания) особенностей в подростковом возрасте;

  3. выявить взаимосвязь психомоторных и когнитивных характеристик в динамике изменения их показателей в подростковом возрасте;

  4. разработать коррекционно-развивающую программу для использования в рамках психологической службы общеобразовательных учреждений, способствующую повышению теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений и педагогов, работающих с подростками.

Методологической основой исследования послужили: теоретические и методологические подходы, раскрывающие особенности деятельности в детском и подростковом возрасте, разработанные Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем; субъектный подход, разработанный К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Брушлинским; концепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; положение Б.Г. Ананьева о структурированности психических функций в функциональные системы, находящихся в определённых корреляционных отношениях между собой; теоретические положения и эмпирические результаты, рассматривающие возрастную динамику когнитивных процессов, перцепции, психомоторики, нейродинамических и соматических характеристик (Б.Г. Ананьев, П.П. Лазарев, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач, поставленных в диссертации, был применён комплексный метод исследования, который включал в себя теоретический анализ психологической, психофизиологической и педагогической литературы по теме исследования. Использовался диагностический комплекс, включивший в себя следующие методики: теппинг-тест Е.П. Ильина (графический вариант); корректурная проба Иванова-Смоленского (буквенный вариант); методика определения объёма кратковременной памяти на слоги (Т.В. Прохоренко) позволила изучить особенности кратковременной памяти, Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Для обработки данных использовались качественный анализ и методы математической статистики. Обработка полученных данных велась с использованием корреляционного и дисперсионного анализа. Соотношения между показателями оценивались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Достоверность различий сопоставляемых показателей определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Для выявления особенностей показателей использовался метод идеографического анализа и анализа асциллятивной изменчивости.



Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведено эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи психомоторной и когнитивной сфер подростка; выявлена взаимосвязь развития психомоторных и когнитивных характеристик в динамике их проявлений в подростковом возрасте; впервые выявлены особенности динамики проявлений психомоторной и когнитивной сфер с учётом половых и внутривозрастных особенностей подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении существующих в современной психологии подходов к сущности и содержанию динамики развития психомоторной и когнитивной сфер в подростковом возрасте. Обобщены различные теоретические подходы к пониманию организации и динамики психомоторных и когнитивных структур подростка (системно-структурный, структурно-уровневый, функциональный подходы); дополнены существующие представления в возрастной психологии о взаимосвязи исследованных сфер. Расширены концепции и теории возрастного развития о внутривозрастных особенностях развития психомоторной и когнитивной сфер подростка.

Практическая значимость исследования. Выявленные в исследовании внутривозрастные и половые особенности развития психомоторной и когнитивной сфер подростка целесообразно использовать в мониторинге эффективности психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты применимы в индивидуальной, групповой психологической работе с подростками, родителями и педагогами в структуре психологической службы образовательных учреждений. Результаты исследования дополнили содержание курсов по возрастной психологии, диагностике интеллекта и прикладных курсов «Психологическая служба в школе», «Диагностика профессионального самоопределения», «Основы профессионального консультирования». Разработана информационная коррекционно-развивающая программа для использования в рамках психологической службы общеобразовательных учреждений, способствующая повышению теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений, педагогов, работающих с подростками.

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью и теоретической обоснованностью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования, их соответствием целям и задачам исследования, репрезентативностью выборок испытуемых, согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями других исследователей.

Базой исследования выступили: муниципальные общеобразовательные учреждения г. Астрахани: лицей № 2, лицей № 3, средняя общеобразовательная школа № 40 и средняя общеобразовательная школа № 45. Испытуемые – подростки 11,5-16,5 лет, учащиеся средних общеобразовательных учреждений - по 22 человека из каждой школы (11 мальчиков и 11 девочек. Всего в исследовании участвовало 88 испытуемых (44 девочки и 44 мальчика).

Этапы исследования. В соответствии с поставленными задачами исследование было проведено в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) – поисково-теоретический.

Цель данного этапа – изучение психологической, психофизиологической и методологической литературы, её сравнительный анализ, изучение существующего опыта по проблеме. Были проанализированы основные подходы к изучению вопроса о взаимосвязи психомоторной и когнитивной сфер подростков, её структуры и определении роли различных факторов, оказывающих влияние на взаимодействие психомоторной и когнитивной сфер, а также выявлении особенностей динамики психомоторных и когнитивных характеристик.

Второй этап (2001-2006 гг.) – эмпирический.

Цель данного этапа – проведение эмпирического исследования, в ходе которого осуществлялась проверка достоверности, научной обоснованности применяемых методик, проводились ежегодные срезы показателей психомоторной и когнитивной сфер подростков по следующим четырём направлениям: изучение силы нервной системы; изучение внимания; изучение памяти; количественный анализ полученных данных.

Третий этап (2006-2007) – заключительный.



Цель заключительного этапа – завершение эмпирической работы, качественный анализ и окончательная интерпретация выводов. На данном этапе было проведено упорядочивание полученного исследовательского материала, разработка коррекционно-развивающей программы для использования в рамках психологической службы общеобразовательных учреждений, способствующей повышению теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений и педагогов, работающих с подростками.

Апробация результатов исследования. Результаты лонгитюдного исследования представлялись и обсуждались на заседаниях педагогических и методических советов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Астрахани: лицея № 2, лицея № 3, средней общеобразовательной школы № 40 и средней общеобразовательной школы № 45 (2005, 2006, 2007 гг.), на заседаниях объединенной секции психологов образовательных учреждений г. Астрахани (2004, 2005, 2006, 2007 гг.), на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета (2006, 2007 гг.), на ежегодных научных конференциях студентов и аспирантов Астраханского государственного университета (2005, 2006 гг.). Материалы исследования отражены в 6 опубликованных авторских статьях.

Внедрение результатов исследования осуществлялось на лекционных и семинарских занятиях по учебным курсам «Возрастная психология», «Психология развития», по специальным курсам «Диагностика интеллекта», «Психологическая служба в школе», «Диагностика профессионального самоопределения», «Основы профессионального консультирования» Астраханского филиала Южно-Российского Гуманитарного Института, в работе психологических служб муниципальных общеобразовательных учреждений г. Астрахани: лицея № 2, лицея № 3, средней общеобразовательной школы № 40 и средней общеобразовательной школы № 45, на ежегодных семинарах психологов образовательных учреждений г. Астрахани, в процессе организации и проведения мастер-классов для психологов общеобразовательных учреждений г. Астрахани по проблемам психологического консультирования педагогов о половой и возрастной дифференциации психомоторных и когнитивных характеристик подростков, психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам структурных и динамических особенностей развития подростков, психологической профилактики деприваций и девиаций подростков.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Особенностью развития психомоторных (силы нервной системы) и когнитивных (памяти и внимания) характеристик в подростковом возрасте является неоднородность динамики их проявлений, проявляющаяся в интериндивидуальной и интраиндивидуальной разности показателей у мальчиков и девочек на каждом году этого возраста, что является фенотипическим признаком.

  2. Неравномерность динамики психомоторной и когнитивной сфер характерна для их характеристик (силы нервной системы для психомоторной сферы и памяти и внимания для когнитивной сферы) на протяжении подросткового возраста и отражается в распределении их показателей. Так, продуктивность памяти и внимания, успешность памяти и внимания, вариативность результатов демонстрируют характерные особенности подросткового возраста.

  3. Взаимосвязь психомоторных (силы нервной системы) и когнитивных (памяти и внимания) характеристик проявляется в корреляционной связи изменений показателей и дифференцируется по полу и возрасту. Так, вариативность показателей мальчиков стабильно высокая, у девочек вариативность показателей в целом умеренная, скачкообразно возрастающая в определённом возрастном отрезке.

  4. Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений, педагогов, работающих с подростками, будет эффективной, если строится на основе деятельностного и субъектного подходов с учётом использования результатов исследования динамики изменений психомоторной и когнитивной сфер в подростковом возрасте.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, который включает 128 источников, из которых 15 на иностранных языках, и 9 приложений. Работа иллюстрирована схемами, таблицами и графиками. Общий объём диссертационной работы 130 страниц.
Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, дается уточнение основных понятий. Раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются выносимые на защиту положения.

Первая глава диссертации «Особенности психомоторной и когнитивной сфер в подростковом возрасте» посвящена рассмотрению подходов к изучению психомоторной и когнитивной сфер подростка. Рассматриваются особенности этого возраста, раскрывается сущность взаимодействия субстратной психомоторной сферы и более высокоорганизованной, формирующейся позднее, когнитивной сферы.

Анализ научной литературы по проблеме исследования (Ананьев Б.М., Божович Л.И., Выготский Л.С., Драгунова Т.В., Запорожец А.В., Лурия А.Р., Сеченов И.М., Эльконин Д.Б., Холл С., Штерн Э., Эриксон Э.) позволил выделить основные характеристики подросткового возраста в двух аспектах: как один из значимых этапов развития, являющийся ключевым для становления многих сфер человеческой психики, в том числе психомоторной и когнитивной сфер и как возраст, в котором как наиболее отчётливо выражается единство индивидных, личностных и субъектно-деятельностных свойств человека. В первом аспекте внимание акцентируется на характерных диспропорциях уровней и темпов развития, психомоторной и когнитивной сфер. Процесс анатомо-физиологической перестройки является базой, на которой протекает психологический кризис. Прямым следствием этой перестройки являются изменения психомоторных характеристик подростка. Когнитивное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает достаточно высокого уровня. Наблюдаются качественные изменения основных функций и характеристик. Во втором аспекте отмечается, что психологически этот возраст очень противоречив, для него характерны диспропорции уровней и темпов развития. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства людей подростковый период – период предшествующий моменту самоопределения, когда встаёт проблема дальнейшего профессионального и личностного развития.

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-10 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот возраст характеризуется неустойчивостью и резкими колебаниями показателей. Для подростков характерна полярность проявлений во всех психологических характеристиках: период наиболее яркой неустойчивости проявлений приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-14 лет.

В обзоре исследований подросткового возраста в отечественной психологии особое внимание уделено концепции Л.С. Выготского, опираясь на которую, установлен наиболее показательный отрезок возрастного развития психомоторной и когнитивной сфер (от 11 до 16 лет). Определяя возрастной кризис, Л.С. Выготский определяет в нём два ряда процессов: натуральный ряд, характеризующийся процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны. Во-первых, различны темпы физического и психологического развития, во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время, ещё больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, самоизменение в подростковом возрасте возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, - развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется физическими изменениями. Однако, по нашему мнению, именно психофизиологические изменения провоцируют изменения когнитивной сферы на базовом уровне, хоть и рассматриваются Д.Б. Элькониным вторично.

Многообразные виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Принятие гендерного стереотипа отмечается ею как один из видов взрослости. У мальчиков это определяется как ориентир на качества «настоящего мужчины», у девочек как равнение на женственность, и «женские» качества. Мы полагаем, что такая дифференциация провоцируется не только социальным «копированием», но и изначально заложенными психофизиологическими свойствами пола.

Ряд исследователей (Аршавский И.А., Денисова З.В., Запорожец А.В., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Коссаковский А.А., Липовецкая Н.Г., Рыбалко Е.Ф., Тышкова М.Н.) отмечает, что интеллектуальная взрослость подростка выражается в стремлении знать и уметь то, что применимо непосредственно в жизни. Это стимулирует развитие психомоторной и когнитивной деятельности. В связи с этим Л.И. Божович считает, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы, в связи с чем когнитивная сфера начинает занимать доминирующую позицию и установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность. В этом приоритете автором не учитывается глубинная взаимосвязь всех сфер и, в частности, связь психомоторных и когнитивных изменений.

Ряд авторов (Анохин П.К., Ажицкий К.Ю., Егорова М.С., Мурик С.Э., Хризман Т.П., Cole P., M.J. Konner и Ray W., Newcombe N., Semon I.) обращает внимание на то, что подростковый возраст – процесс, в котором биологические, социальные и психологические аспекты имеют свой собственный временной ритм, неодинаковую скорость протекания, отмечая, что возраст от 11-12 до 14-15 лет – переходный, прежде всего, в биологическом смысле. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Авторы характеризуют общие, типичные черты физического и психологического облика подростка, отмечается проблема индивидуальных различий. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма и личности. Кроме того, нам представляется необходимым дифференцирование подростков по критерию пола, поскольку развитие мальчиков и девочек не может быть одинаковым в период полового созревания.

Анализируя особенности вариативности психомоторного развития (Хризман Т.П., Лоскутова Т.Д., Лазарев П.П.) отмечаем, что динамика мозговых механизмов произвольных движений, реализующих сознательную человеческую деятельность, то есть динамика физиологической базы (как основы нервной деятельности) взаимосвязана с возрастными особенностями когнитивной сферы, составляющими фундамент формирования типологических особенностей личности. Изучение механизмов корковой организации произвольных движений рядом исследователей (Брендстед А.Н., Лоскутова Т.Д., Лурия А.Р., Макаренко С.Л., Мартынов А.С., Симерницкая Э.Г., Сологуб Е.Б. и др., Тараканов П.В., Хомская Е.Д., Хризман Т.П.) показало, что в своих основных чертах она имеет сходство с таковой у взрослых, то есть мы имеем дело с почти сформированной субстратной структурой, безусловно, отражающей свои характеристики на все производные, в том числе и когнитивные, функции.

Анализ психологической литературы по изучаемой проблеме показал отсутствие специальных исследований, направленных на изучение соотношений показателей психомоторной и когнитивной сфер психики и их динамики.

Индивидуальность темпов развития высших психических функций, исходя из анализа исследований, даёт возможность предполагать неравномерность развития внутри самого подросткового возраста и проявлении этой неравномерности в развитии сфер, входящих в целостную структурную организацию на разных этапах онтогенеза. В разных возрастных периодах возможности физического и когнитивного развития человека различны и, в соответствии с ними, показатели психических характеристик изменяются на всем протяжении жизни человека. Однако именно гетерохронность изменений допускает качественное развитие психофизиологических, психических процессов и расширение диапазона активности человека.

Анализ исследований по проблеме половых различий подростков, проявляющихся в психомоторной сфере, позволяет отметить половое различие в их характеристиках, что отмечается рядом авторов (Ананьев Б.Г., Аркин Е.А., Гейманс Г., Ильин Е.П., Тамуриди Р.И., Хризман Т.П., Ярмоленко А.В Э. Маккоби и К. Жаклин). При этом исследователи акцентируют внимание на том, что в дальнейших возрастных периодах наблюдается превосходство в более грубой моторике у мужчин и тонкой моторике у женщин, преимуществе в силе рук у мужчин и дифференцировании мышечных усилий у женщин. Кроме того, женщины хуже, чем мужчины, выполняют моторные тесты, связанные с определением пространственных отношений, а двигательное созревание мальчиков происходит позже, чем у девочек. Это является фенотипическим признаком. Причиной моторных половых различий являются, в первую очередь, биологические факторы, а именно физиологические особенности субстрата психической деятельности – головного мозга.

Опираясь на существующие данные (Алексеев А.А., Аршавский В.В., Белогородский Л.С., Бианки В.Л., Каструбин Э.М., Kоссаковский A.А., Литвак М.Е., Лурия А.Р., Небылицын В.Д., Русалов В.М., Теплов Б.М., Фарбер Д.А., Шутс В., Эриксон Э., Klotzky R.L., Loomis J.M., Lederman S.J. et all.) можно отметить, что, в возрастном аспекте, согласно принципу эпигенеза, онтогенетически более ранние формы организации функционального взаимодействия не исчезают, а объединяются с новыми, встраиваясь в их структуру. Проявление такого перехода сложной нелинейной динамической системы может проявляться как вариативность показателей одних и тех же функциональных компонентов системы, которая будет значимо возрастать в период перехода независимо от величины своих фоновых показателей. Авторы отмечают, что фактор пола оказывает существенное, детерминирующее влияние на латерализацию различных функций, на специализацию полушарий, на формирование межполушарных взаимодействий, на вариативность их проявлений. При изучении межполушарной функциональной асимметрии проявляется общая закономерность внутри пола.

Анализ теоретических исследований по проблеме взаимодействия психомоторной и когнитивной сфер дал возможность определить подростковый возраст как временной отрезок, в котором наиболее заметна вариативность проявлений фенотипических признаков. Поэтому возраст от 12,5 до 14,5 лет является одним из критических моментов фенотипических изменений, когда вариативность, проявляемая в показателях психомоторной и когнитивной сфер, достигает одного из своих наибольших значений. В дальнейшем эти характеристики, согласно данным, полученным в результате теоретического анализа, сохраняются в своих основных чертах на протяжении всего периода юности и последующих возрастных периодов. Таким образом, основываясь на психологических и психофизиологических исследованиях, предполагается неравномерность в проявлениях психических характеристик, (пола и возраста в психомоторной и когнитивной сферах).



Вторая глава «Организация и методики эмпирического исследования» содержит описание организации и методов исследования, целей, предмета, объекта, задач и гипотезы эмпирического исследования, а также организации и методов исследования. Общий итоговый объем выборки составил 88 человек (44 мальчика и 44 девочки), учащихся четырёх средних общеобразовательных учреждений г. Астрахани в период их обучения с 2001 по 2006 годы включительно. Все дети родились в 1988 году, поступили в первый класс в 1995 году, к началу исследования все дети учились в 6-м классе, к концу – в 11-м. К началу исследования всем испытуемым исполнилось 11,5 лет и не исполнилось 12 лет.

В качестве основных методов сбора эмпирического материала были избраны: теппинг-тест Е.П. Ильина (графический вариант), корректурная проба Иванова-Смоленского (буквенный вариант), методика определения объёма кратковременной памяти на слоги (Т.В. Прохоренко), Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Комплект методик подбирался в соответствии с гипотезой исследования и доступностью в плане технического обеспечения в условиях муниципальной средней общеобразовательной школы, валидностью, удобством для статистической обработки. На основании использованного в исследовании психологического инструментария были выделены и сопоставлены полученные показатели.

Достоверность различий сопоставляемых показателей определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Для выявления особенностей показателей использовался метод идеографического анализа и анализа асциллятивной изменчивости.

Отмечена отчётливая, статистически значимая вариативность результатов выполнения испытуемыми предложенных заданий.

При совмещении результатов исследований была достоверно, статистически значимо определена неоднородность их распределения – меньшая у девочек и большая у мальчиков, - как в интрадивидуальных, так и в интеридивидуальных показателях. Была установлена ясно выраженная большая вариативность показателей индивидуальных результатов испытуемых. Так, у мальчиков вариативность заметно выше, чем у девочек. При этом определение среднего показателя в каждой группе не отражает выявленной неоднородности. Это связано с тем, что при вычислении среднего показателя усредняются наименьшие и наибольшие показатели ряда.

Вычисление большинства статистических величин, описывающих распределение показателей в группе, опирается на среднее арифметическое, поэтому при анализе мы остановили свой выбор на коэффициенте вариативности, описывающем наблюдаемую неоднородность. Другими словами, изучалась вариативность результатов в разных по очерёдности, но одинаковых по длительности/объёму интервалах каждой методики при использовании стандартной формулы вычисления коэффициента вариативности как отношение среднего квадратического отклонения данного ряда к математическому ожидаемому.



В третьей главе представлены результаты исследования психомоторной и когнитивной сфер подростков, приведены результаты динамики психомоторной сферы респондентов. Эмпирически определено, что взаимосвязь психомоторных и когнитивных характеристик проявляется в связи динамик изменений показателей и дифференцируется по возрасту и полу. Установлено, что самые высокие и самые низкие показатели принадлежат мальчикам, при этом распределить эти показатели по субгруппам не представляется возможным, так как нет отчетливо выраженного признака, по которому можно было бы осуществить распределение. Показатели девочек, в целом, характеризуются общей направленностью и включаются в одну группу. Диапазон показателей коэффициента вариативности мальчиков простирается от 0,041 (очень низкий показатель) до 0,845 (высокий показатель), а разность наибольшего и наименьшего коэффициентов составляет от 0,757 до 0,804 (высокий показатель). У девочек диапазон показателей коэффициента вариативности не так велик: от 0,101 (низкий показатель) до 0,664 (средний показатель), разность наибольшего и наименьшего коэффициентов – от 0,549 до 0,563 (средний показатель). Таким образом, существует общая закономерность более высокой общей вариативности теппинг-реакций у мальчиков, сравнительно с девочками. При внутрииндивидуальном сравнении показателей коэффициента вариативности у девочек отчётливо прослеживается общая тенденция к большему разбросу показателей, и более высокому показателю коэффициента вариативности в 14,5 лет (9-й класс). У мальчиков же такой отчётливой динамической тенденции не наблюдается, их показатели сохраняют относительную стабильность и являются довольно высокими в каждый период исследования.

Показатель коэффициента вариативности представляет собой частную характеристику. Тем не менее, половые и индивидуальные особенности, установленные в этом варианте анализа результатов, имеют более широкий информационный потенциал, поскольку исследуемое свойство, характеризуя нервную систему в целом, отражает свои характеристики на многие её сферы.

Были сопоставлены коэффициенты вариативности результатов выполнения испытуемыми заданий теппинг-теста и корректурной пробы, теппинг-теста и определения объёма кратковременной памяти, и коэффициенты вариативности результатов выполнения испытуемыми заданий теппинг-теста и прогрессивных матриц. Полученные результаты сопоставления динамики показателей психомоторной и когнитивной сфер подверглись корреляционному анализу. Взаимосвязи различных параметров оценивались методом ранговой корреляции Спирмена. Были получены три группы корреляций: интеркорреляции показателей коэффициентов вариативности продуктивности; интеркорреляции показателей коэффициентов вариативности успешности; межпараметрические корреляции.

Выявленные статистические связи между показателями коэффициентов вариативности результатов выполнения испытуемыми заданий теппинг-теста (исследование силы нервной системы), с одной стороны, и методик исследования когнитивных функций (памяти и внимания), с другой, были сопоставлены друг с другом от первого этапа лонгитюда к последующим (таб. 1).

Следует обратить внимание на то, что положительный знак представленных связей подтверждает значимые для наших теоретических предпосылок закономерности: высокая вариативность показателей теппинг-реакций (сила нервной системы) соответствует высокой вариативности показателей корректурной пробы и кратковременного запоминания.

Иными словами, чем более разнятся показатели произведённых точек в пятисекундные интервалы теппинг-теста, тем более отличается как количество просмотренных букв за тридцатисекундные интервалы в корректурной пробе, так и количество воспроизведённых слогов в рядах при изучении кратковременного запоминания. Выявленная закономерность прослеживается на протяжении всех этапов лонгитюдного исследования подросткового возраста.


Таблица 1

Статистические связи между показателями продуктивности

теппинг-теста и когнитивных методик в выборках мальчиков и девочек

(N=88, n=11, p<0,01)



Когнитивные методики

Теппинг-тест

год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

пол

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Корректурная проба

0,52

0,53

0,53

0,52

0,47

0,49

0,28

0,49

0,45

0,52

0,53

0,5

Исследование

объёма

кратковременной

памяти

0,56

0,57

0,57

0,55

0,49

0,47

0,24

0,47

0,45

0,49

0,52

0,53

Следует особо подчеркнуть, что на четвёртом этапе лонгитюдного исследования показатели корреляционных связей мальчиков и девочек заметно отличаются друг от друга. Так, сходные до того корреляционные связи между показателями продуктивности теппинг-теста и продуктивности внимания (корректурная проба) (0,52 у девочек и 0,53 у мальчиков на первом этапе, 0,53 у девочек и 0,52 у мальчиков на втором этапе, 0,47 и 0,49 соответственно на третьем этапе), на четвёртом этапе показатели девочек снижаются до 0,28, у мальчиков сохраняются в прежних пределах – 0,49. На пятом этапе показатели снова сближаются: поднимаются до 0,45 у девочек и сохраняются на уровне показателей первого и второго этапов 0,52 у мальчиков. Поэтому закономерен тот факт, что на шестом этапе лонгитюда показатели сохранили прежнюю близость (0,53 у девочек и 0,5 у мальчиков). Большая вариативность и, как следствие, меньшая корреляция психомоторных показателей девочек взаимосвязана с большей вариативностью показателей когнитивной сферы, которая, в свою очередь демонстрирует закономерную нестабильность и неоднородность именно в этот отрезок подросткового периода. Сходная ситуация наблюдается в динамике корреляционных связей между показателями продуктивности теппинг-теста и продуктивности объёма памяти. Стоит также отметить отчётливое снижение уровня корреляции по всем показателям у девочек на четвёртом этапе лонгитюда, соответствующем 14,5 годам (9-й класс). Это указывает на то, что в 14,5 лет у девочек наступает период, в котором показатели большинства характеристик проявляют большую неоднородность. Что подтверждается исследованиями ряда авторов (Личко А.Е., Якобсон С.Г., Каган В.Е.). Кроме того, именно в этот период (14 -15 лет) отмечается значительный рост суицидальных попыток девочек (Малкина-Пых И.Г.) и различных девиаций поведения. Таким образом, больше степеней свободы (большая вариативность показателей) исходных психомоторных уровней психики влечёт за собой больше степеней свободы (большую вариативность показателей) производных, но более высоких (когнитивных) уровней.

Интеркорреляции показателей коэффициентов вариативности успешности (количества ошибок в исследованиях когнитивных характеристик) и показателей коэффициентов вариативности теппинг-теста дают сходные значения (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи между показателями успешности

теппинг-теста и когнитивных методик в выборках мальчиков и девочек

(N=88, n=11, p<0,01)



Когнитивные методики

Теппинг-тест

год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

пол

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Корректурная проба

0,55

0,5

0,56

0,48

0,48

0,52

0,31

0,52

0,48

0,51

0,56

0,48

Исследование объёма кратковремен-ной памяти

0,58

0,51

0,57

0,48

0,49

0,51

0,39

0,51

0,5

0,49

0,58

0,51

Достаточно высокие уровни значимости указанных коэффициентов корреляции и их положительный знак, так же как и показатели продуктивности, сохраняющиеся на разных возрастных этапах испытуемых, снова указывают на глубинную взаимосвязь исходных психомоторных уровней психики с производными, но более высокими уровнями – характеристиками когнитивных функций.

При этом стоит отметить, что мальчики, в целом, менее однородны в результативности успешности учебной деятельности, а девочки, в целом, более однородны. Однако в период полового созревания в результативности успешности учебной деятельности девочки более неоднородны, чем обычно. При этом на установленные особенности не оказывает влияние ни система обучения, ни престижность учебного заведения (наше исследование проводились как в муниципальных средних общеобразовательных школах, так и в гимназиях). При корреляционном анализе коэффициентов вариативности результатов выполнения испытуемыми заданий теппинг-теста и прогрессивных матриц Равена статистически значимой корреляции выявлено не было. Это объясняется тем, что показатели общего интеллекта независимы от функциональных особенностей проявлений психомоторной и когнитивной сфер и вариативность проявления общего интеллекта не может являться его базовой характеристикой.

При рассмотрении особенностей исследованных показателей психомоторной и когнитивной сфер отмечается, что имеет место однонаправленное изменение результатов вариативности. Так, у 83 испытуемых из 88 (41 девочка, 42 мальчика), – 94,32% выборки, динамика показателя коэффициента вариативности силы нервной системы в большей или меньшей степени совпадает с динамикой соответствующих показателей корректурной пробы и исследования объёма кратковременной памяти.

Сопоставление динамики показателей в психомоторной и когнитивной сферах позволило определить особенности проявления всех сопоставляемых показателей на протяжении подросткового периода. Кроме того, нам удалось определить её динамику и половые особенности. В частности, было выявлено, что индивидуальные показатели вариативности мальчиков, значимо отличаясь друг от друга, в целом стабильны, показатели же девочек, обычно не отличающиеся друг от друга высоким показателем асцилляции, в 14,5 лет дают максимальные значения вариативности, возрастающие как в индивидуальных, так и в общих показателях.

Таким образом, мы можем утверждать, что проведённое эмпирическое исследование позволило выявить динамику развития психомоторных и когнитивных характеристик подростков.

Установлено, что психомоторные и когнитивные характеристики подростков проявляются неравномерно на протяжении подросткового возраста и отражают внутренние процессы формирования и становления психомоторной и когнитивной сфер.

Определено, что взаимосвязь психомоторных и когнитивных характеристик проявляется в связи динамик изменений показателей и дифференцируется по возрасту и полу. Организованное и проведённое исследование даёт возможность отметить следующие эмпирически подтверждённые факты: подростки, показавшие большую вариативность в показателях психомоторной сферы, отличаются большей вариативностью в показателях когнитивной сферы; показатели психомоторной вариативности статистически значимо коррелируют с показателями вариативности когнитивной сферы. Также проявление вариативности у мальчиков прослеживается наиболее ярко, чем у девочек, на протяжении возрастного промежутка от 11,5 до 16,5 лет; проявление вариативности у девочек наблюдается ярко в 14,5 лет, в период бурного пубертатного роста, характеризующегося, в том числе, резкими перепадами различных показателей.



В заключении работы представлены выводы:

1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования выявлены особенности развития психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом возрасте. Определено, что развитие психомоторной и когнитивной сфер неравномерно, неравномерность развития психомоторной и когнитивной сфер подростка проявляется в неоднородности динамики их проявлений. Было выявлено, что вариативность показателей мальчиков в целом выше, чем у девочек; показатели девочек стабильнее, вариативность показателей в целом умеренная. Установлено, что интериндивидуальная и интраиндивидуальная разность показателей у мальчиков и девочек является фенотипическим признаком.

2. Эмпирически определена динамика развития психомоторных и когнитивных характеристик подростков. В ходе исследования выявлена положительная корреляционная связь показателей силы нервной системы и показателей внимания и памяти подростков. Установлено, что на протяжении подросткового возраста психомоторные и когнитивные характеристики подростков проявляются неравномерно. Выявлен однонаправленный характер изменений показателей силы нервной системы, внимания и памяти подростков, что говорит о тесной взаимосвязи неравномерности динамики психомоторной сферы и неравномерности динамики когнитивной сферы. Динамический анализ результатов исследования определил положительную корреляцию показателей психомоторной сферы с показателями когнитивной сферы каждом этапе лонгитюда. Отчётливо установленная взаимосвязь динамики психомоторной сферы с динамикой когнитивной сферы сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и сохраняет неравномерность проявлений, увеличивающуюся к 14,5 годам и возвращающуюся к первоначальным показателям к 15,5 годам. Была отчётливо, статистически значимо определена неоднородность распределения как в интрадивидуальных, так и в интеридивидуальных показателях. Была установлена четко выраженная большая вариативность показателей индивидуальных результатов испытуемых; так, у мальчиков вариативность проявляется в большем количестве степеней свободы, поливариативности поведения, интересов и решений проблемных задач. У девочек разброс существенно меньше.

3. Эмпирически определено, что взаимосвязь психомоторных и когнитивных характеристик проявляется в связи динамик изменений показателей и дифференцируется по полу и возрасту. Установлено, что величина вариативности результатов силы нервной системы, памяти и внимания в целом у мальчиков оказалась значительно выше, чем у девочек (это относится как к значениям внутрииндивидуальной, так и межиндивидуальной вариативности в обеих исследованных сферах), при этом наблюдается отчётливая положительная корреляция как значений внутрииндивидуальной, так и межиндивидуальной вариативности. Динамика проявления показателей различается в аспекте пола следующим образом: стабильно высокие показатели вариативности мальчиков и изменение коэффициента асцилляции у девочек (отчётливое возрастание коэффициента асцилляции к 14,5 годам и снижение к 15,5 годам). Было выявлено, что индивидуальные показатели вариативности мальчиков, значимо отличаясь друг от друга, в целом стабильны, показатели же девочек, обычно не отличающиеся друг от друга высоким показателем асцилляции, в 14,5 лет дают максимальные значения вариативности, возрастающие как в индивидуальных, так и в общих показателях. Такое скачкообразное проявление высокой вариативности у девочек выражается в период бурного пубертатного роста, характеризующегося нестабильностью интересов, эмоциональными всплесками, резкими перепадами настроения, моментом изменения, повышенной уязвимостью и возрастающим потенциалом личности девочек. Этот возрастной показатель у девочек (14,5 лет) совпадает с критическим переходом из подросткового периода в юношеский (согласно периодизации Д.Б. Эльконина).

Половая дифференциация неоднородности проявления подтверждена тем, что группы, на которые распределились по показателям испытуемые мальчики, практически не совпадают по своему составу, в то же время группы, на которые распределились испытуемые девочки, объединены постепенным ростом динамики к 14,5 годам и спадом к 15,5 годам. Подтверждено, что проявление вариативности у девочек наблюдается значимо шире и заметнее в 14,5 лет. В нашем исследовании эмпирически определён возрастной показатель, когда у девочек проявляется пиковое отклонение от средних значений показателей: достоверно определено, что возраст от 13,5 до 14,5 лет является критическим моментом изменений психомоторной и когнитивной сферы девочек-подростков, когда вариативность, проявляемая в показателях психомоторной и когнитивной сфер, достигает одного из своих наибольших значений, что определяет максимальную нестабильность проявлений.

4. На основании теоретического анализа и качественного анализа эмпирического материала разработана информационная коррекционно-развивающая программа для использования в рамках психологической службы общеобразовательных учреждений, способствующая повышению теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений, педагогов, работающих с подростками. Апробация программы показала, что глубокое понимание педагогами и школьными психологами причин и динамики изменений в подростковом возрасте позволяет качественно улучшить работу с девочками-подростками в наиболее сложный возрастной отрезок, избежать крайних проявлений нестабильности в поведении и учёбе. Данные исследования, полученные педагогами, позволили расширить спектр деятельности, отчётливо представляя причинно-следственные взаимосвязи развития в одном из наиболее сложных возрастов – подростковом.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту, и позволило определить перспективы дальнейших исследований в этом направлении. В частности, это внедрение коррекционно-развивающей программы для использования в рамках психологической службы общеобразовательных учреждений, способствующей повышению теоретической и инструментальной подготовки психологов общеобразовательных учреждений и педагогов, работающих с подростками.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает углубленное изучение взаимосвязи психомоторной, эмоциональной и личностной сфер в подростковом и юношеском возрастах.



Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

  1. Семеняк О.В. Исследование внутривозрастных изменений психомоторной и когнитивной сфер подростка / О.В. Семеняк // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради: научный журнал. – СПб. – 2007. – №20 – С. 67-73 (Журнал включён в перечень ВАК).

  2. Семеняк О.В. Диагностический дифференциально-психологический потенциал показателя операциональной вариативности / О.В. Семеняк // Наука: поиск-2003: сборник научных статей в 2 томах: выпуск 2 / Астраханский государственный технический университет. Астрахань: Издательство Астраханского государственного технического университета, 2004. – С. 211 – 214.

  3. Семеняк О.В. Дифференциально-психологические особенности половых различий в подростковом периоде / О.В. Семеняк // Человек и вселенная: журнал №6 (39). – СПб., 2004. – С. 55 – 65.

  4. Семеняк О.В. Некоторые индивидуально-типические характеристики полового аспекта конкурентоспособности в профессиональной сфере занятости / О.В. Семеняк // Человек и вселенная: журнал №6(49). – СПб., 2005. – С. 81 – 95.

  5. Семеняк О.В. Исследование половозрастных особенностей связи свойств психомоторной и когнитивной сфер в подростковом периоде / О.В. Семеняк // Наука: поиск-2006: сборник научных статей в 2 томах: Т. 1 / Астраханский государственный технический университет. Астрахань: Издательство Астраханского государственного технического университета, 2007. – С. 287 – 289.

  6. Семеняк О.В. Исследование связи психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом периоде / О.В. Семеняк // Наука: поиск-2006: сборник научных статей в 2 томах: Т. 1 / Астраханский государственный технический университет. Астрахань: Издательство Астраханского государственного технического университета, 2007. – С. 290 – 292.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница