Диплом по направлению подготовки. Письменный экзамен проводится, для кандидатов не имеющих диплома по направлению подготовки



Дата30.04.2016
Размер265 Kb.


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет истории и права

Кафедра правовых дисциплин


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

В МАГИСТРАТУРУ
По направлению 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа «Правовое образование»

Степень (квалификация) – магистр педагогического образования

Шадринск


2011

Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Образовательного Стандарта по направлению 050100 Педагогическое образование (подготовка магистров).

При составлении программы собеседования были учтены следующие основополагающие моменты:

Магистр педагогического образования должен быть подготовлен к решению профессиональных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умениями формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Программа содержит перечень тем и вопросов, конкретизирующих соответствующие темы. К программе прилагается список литературы, знакомство с которой поможет при подготовке к экзамену. Экзамен проводится в форме собеседования для кандидатов имеющих диплом по направлению подготовки. Письменный экзамен проводится, для кандидатов не имеющих диплома по направлению подготовки.

Устный и письменный экзамены состоят из ответа по билету, состоящему из двух вопросов.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Магистерская программа «Правовое образование»

Вступительное испытание для кандидатов на магистерскую программу по направлению педагогическое образование «Правовое образование» направлено на выявление степени подготовленности кандидатов к обучению по данной программе.

Цель вступительных испытаний:


  • выявить уровень теоретических знаний в области педагогики и методики преподавания правовых дисциплин;

  • выявить уровень теоретических знаний в области правовых дисциплин;

  • выявить уровень владения понятийным аппаратом в области юриспруденции;

  • выявить объем личного когнитивного тезауруса (знание основных проблем и событий политической, экономической и социокультурной жизни современного общества);


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ УСНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
1. Происхождение государства и права

2. Типы государств

3. Система права

4. Реализация права

5. Правомерное поведение и правонарушение
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

1. Конституция – основной закон Российской Федерации

2. Гражданство Российской Федерации

3. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации

4. Избирательная система, избирательный процесс и референдум в Российской Федерации

5. Правительство Российской Федерации



«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

1. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений. Граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

2. Сделки и условия их действительности. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав. Право на защиту.

3. Гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер.

4. Сроки в гражданском праве.

5. Собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав.
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА»

1. Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука



2. Основные концепции правового образования

3. Учебник - важнейший источник знаний и средств обучения

4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке права

5. Методика работы с юридическими документами и юридическими

понятиями

6. Тесты и учебная деятельность школьников

7. Роль учителя в правовом обучении

8. Правовая культура человека

9 Игровые технологии в системе правового образования

10. Инновационные технологии в системе правового образования
«Педагогика»

  1. Профессиональная деятельность и личность педагога.

  2. Теория целостного педагогического процесса.

  3. Содержание образования в современной российской школе.

  4. Обучение в целостном педагогическом процессе.

  5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

  6. Коллектив как объект и субъект воспитания.

  7. Внеурочная работа в школе.

  8. Образовательная система РФ.

  9. Школа как педагогическая система и объект управления.

  10. Тенденции развития мирового образовательного пространства.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

1. Происхождение государства

2. Происхождение права

3. Типы государств

4. Государственный аппарат (механизм государства)

5. Правовое государство

6. Государство в политической системе общества

7. Система права

8. Реализация права

9. Правомерное поведение и правонарушение

10. Правосознание. Правовая культура и правовое воспитание
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

1. Конституция – основной закон Российской Федерации

2. Гражданство Российской Федерации

3. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации

4. Избирательная система, избирательный процесс и референдум в Российской Федерации

5. Правительство Российской Федерации




«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

1. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений. Граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

2. Сделки и условия их действительности. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав. Право на защиту.

3. Гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер.

4. Сроки в гражданском праве.

5. Собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав.
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА»

1. Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука



2. Основные концепции правового образования

3. Учебник - важнейший источник знаний и средств обучения

4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке права

5. Методика работы с юридическими документами и юридическими

понятиями

6. Тесты и учебная деятельность школьников

7. Роль учителя в правовом обучении

8. Правовая культура человека

9 Игровые технологии в системе правового образования

10. Инновационные технологии в системе правового образования

«Педагогика»

  1. Профессиональная деятельность и личность педагога.

  2. Теория целостного педагогического процесса.

  3. Содержание образования в современной российской школе.

  4. Обучение в целостном педагогическом процессе.

  5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

  6. Коллектив как объект и субъект воспитания.

  7. Внеурочная работа в школе.

  8. Образовательная система РФ.

  9. Школа как педагогическая система и объект управления.

  10. Тенденции развития мирового образовательного пространства.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Тема 1. Происхождение государства

Первобытное общество: организация и формы осуществ­ления власти. Неолитическая революция как фактор появле­ния государства. Иррига­ционные работы, «азиатский способ производства» и деспо­тический тип публичной власти. Восточный и западный пути возникновения государства.

Характеристика теорий происхождения государства: тео­логической, патриархальной, патримониальной, психологи­ческой, договорной, теории насилия, марксистской, иррига­ционной и др.
Тема 2. Происхождение права

Социальное управление и организация власти в перво­бытном обществе как естественное самоуправление. «Мононормы» как социальные регуляторы в присваивающей эко­номике первобытного общества.

Неолитическая революция и переход от «мононорм» при­сваивающей экономики к правовым нормам производящей экономики. Формирование права через запись обычаев, доведение тек­стов обычаев до всеобщего сведения, появление специаль­ных органов, отвечающих за оформление норм и их реали­зацию.

Право как основа и средство осуществления государствен­ной власти раннекорпоративных обществ.


Тема 3. Типы государств

Необходимость типологии (учения о типах) государства. Типология как разновидность классификации.

Критерии типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы. Понятия общественно-экономичес­кой формации и цивилизации.

Основания типологии и характеристика типов государ­ства с позиций формационного подхода. Достоинства и не­достатки формационного подхода.

Цивилизационный подход к типологии общества и госу­дарства.

Исторические типы государств. Особенности государств в рамках одного исто­рического типа. Правовое го­сударство и социальное правовое государство.


Тема 4. Государственный аппарат (механизм государства)

Понятие государственного аппарата. Его роль в осуществлении функций и задач государства. Структура государственного аппарата.

Понятие и признаки государственных органов. Классификация органов государства. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата. Органи­зационная структура аппарата государственной власти.

Разделение властей как правовая форма надлежащей орга­низации государственной власти. Законодательная власть. Представительные органы государственной власти. Исполнительная власть. Институт главы государства. Органы управления. Судебная власть.


Тема 5. Правовое государство

Возникновение и развитие идеи правового государства. Идеи правовой государственности в политико-правовой мыс­ли России в начале XX века.

Гражданское общество — решающая социально-экономи­ческая предпосылка и условие существования правового го­сударства. Соотношение и взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Принцип разделения властей как основа правового госу­дарства в структурно-организационном плане. Механизм сдержек и противовесов.

Современные представления о правовом государстве. Признаки правового государства. Теория и практика формирования правового государства в России.
Тема 6. Государство в политической системе общества

Понятие, структура, основы политической системы общества. Основные субъекты политической системы общества: государство, политические партии, движения, общественные организации и объединения и т.д. Право и другие социальные нормы как регуляционная основа политической системы. Политические отношения и политическая практика. Виды политических систем. Место и роль государства в политической системе общества, его взаимодействие с институтами политической системы (политическими партиями, общественными и кооперативными организациями, трудовыми коллективами и т.д.).


Тема 7. Система права

Понятие (признаки, свойства) системы права. Элементы системы права. Критерии деления права на отрасли. Предмет и метод правового регулирования. Виды отраслей права. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право. Система Российского права и международное право. Соотношение системы права и системы законодательства.


Тема 8. Реализация права

Понятие реализации права. Формы реализации права: использование правомочий, со­блюдение запретов и исполнение обязывающих норм. Ос­новные механизмы реализации права: охранительный, про­цедурный. Применение права как особая форма его реализации: по­нятие и признаки. Стадии правоприменительного процесса. Акт применения права: понятие, особенности, виды. Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии: понятие и причины возникно­вения. Способы разрешения коллизий. Юридические коллизии и юридические конфлик­ты.


Тема 9. Правомерное поведение и правонарушение

Правовое поведение: понятие и признаки. Субъекты правового поведения. Состав правового поведения. Правомерное поведение как вид правового поведения, его элементы (стороны). Характеристика объективной стороны правомерного поведения. Характеристика субъективной сто­роны правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушений. Юридический со­став правонарушения. Его элементы. Формы вины. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Объективно противоправное деяние: особенности и по­следствия. Пути и средства их предупреждения и устранения.


Тема 10. Правосознание. Правовая культура и правовое сознание

Правосознание как форма общественного сознания. Содержание и структура правосознания. Правовая идео­логия и правовая психология. Виды правосознания по субъек­там: общественное, групповое, индивидуальное.

Уровни правосознания: обыденное, профессиональное, научно-теоретическое. Функции правосознания. Факторы, влияющие на состояние правосознания.

Деформации правосознания (правовой идеализм и пра­вовой нигилизм): понятие, формы, проявления, причины и способы устранения.

Правовая культура: понятие, элементы, функции. Виды правовой культуры. Правовая культура личности и общества.

Правовое воспитание. Цели, задачи, функции. Критерии эффективности правового воспитания. Правовое обучение, правовое воспитание, правовая пропаганда: методы, спосо­бы, виды.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М., 1998. – 790 с.

  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 1999. – 482 с.

  3. Енгибарян Н.В., Краснов Ю. Теория государства и права. – М.: Норма, 1999. - 272 с

  4. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 192 с.

  5. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 1999. – 176 с.

  6. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: Для юридических вузов и факультетов. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.

  7. Общая теория государства и права. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1999. – 366 с.

  8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Просвещение, 1999. - 304 с.

  9. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Норма, 1997. – 672 с.

  10. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.

  11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Норма, 1998. - 560 с.

  12. Теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1997. – 432 с.

  13. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001. – 192 с.

  14. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2007. – 394 с.

  15. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник длч вузов. – М.: Просвещение, 2006. – 371 с.

  16. Иванов А. А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. – М.: Норма, 2007. – 633с.

  17. Рассолов М. М. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма, 2010. – 500 с.

  18. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.Д. Дмитриева. – М.: Юристъ, 2010. – 628 с.

  19. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: Просвещение, 2005. – 457 с.

  20. Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. - 2006. - №3. - С. 9 -11.

  21. Сулейманов Б.Б. К вопросу об особенностях преподавания теории государства и права // Юридическое образование и наука. - 2006. - №4. - С. 6 - 9.

  22. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. - 2007. - №19. - С. 2 - 3.

  23. Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. - 2008. - №1. - С. 4 - 5.

  24. Марченко М.Н. Взаимодействие государства и гражданского общества: вопросы теории // Государство и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия: Сб. статей. -Тюмень, 2007.

  25. Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов : к теории вопроса // История государства и права. - 2008. - №11. - С. 12 – 17.

  26. Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства : вопросы теории // Журнал российского права. - 2008. - №10. - С. 52 - 64.

  27. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: Культурологическая методология // История государства и права. – 2009. - № 21. - С. 44 – 46.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ»

Тема 1. Конституция – основной закон Российской Федерации


Понятие конституции и ее политико-правовое содержание. Легитимность, стабильность, реальность и верховенство конституции. Особенности конституции как нормативного правового акта. Способы принятия конституции. Особый порядок внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации. Прямое и косвенное регулирующее воздействие конституции на общественные отношения. Форма и структура конституции. Виды конституций. Соблюдение и охрана конституции. Конституции в федеративном государстве. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов РФ.

Тема 2. Гражданство Российской Федерации


Понятие гражданства. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство республик в составе Российской Федерации. Порядок изменения гражданства детей. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Двойное гражданство. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Право на политическое убежище.

Тема 3. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации


Понятие конституционно-правового статуса личности. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Принцип равенства всех перед законом и судом. Конституционное ограничение прав и свобод.

Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Материальные и правовые гарантии. Конституционные гарантии прав и свобод.

Тема 4. Избирательная система, избирательный процесс и референдум в Российской Федерации


Понятие и принципы избирательной системы. Свободные, справедливые, подлинные выборы. Мажоритарный, пропорциональный и смешанный тип избирательной системы. Избирательный ценз. Активное и пассивное избирательное право. Избирательный процесс и его стадии. Финансирование выборов.

Референдум как форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства. Виды референдумов. Условия проведения референдума. Референдум в субъекте Российской Федерации. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.


Тема 5. Правительство Российской Федерации


Место и роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования и отставки правительства России. Функции и полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства. Взаимодействие правительства с Президентом и законодательной властью. Акты Правительства Российской Федерации. Ведущие министерства и ведомства. Взаимодействие Правительства РФ с другими органами государственной власти.

Исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. – С. 3-34.

  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С. 5-42.

  3. Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России: Учебник. – М.: Новый Юрист, 1997. – С. 4-21.

  4. Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – С. 15-37.

  5. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Эксмо, 2009.

  6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник

для вузов. 15-е изд. М.: Юстицинформ, 2009.

  1. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М.: Эксмо. 2007.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

Тема 1. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений. Граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

Понятие гражданского правоотношения, его особенности. Структура гражданского правоотношения. Субъекты гражданских правоотношений (общая характеристика). Понятие правосубъектности. Объекты гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения. Понятия субъективного гражданского права и субъективной гражданской обязанности, их взаимосвязь. Виды гражданских правоотношений. Основания возникновения гражданских правоотношений. Правоспособность граждан и ее содержание. Соотношение гражданской правоспособности и субъективного гражданского права. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Дееспособность граждан РФ. Признание гражданина недееспособным (основания, порядок, последствия такого признания, восстановление дееспособности). Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим. Понятие юридического лица. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц.


Тема 2. Сделки и условия их действительности. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав. Право на защиту.

Понятие сделки, ее функции. Отличие сделки от иных юридических фактов. Условия действительности сделки. Форма сделки. Классификация сделок. Общие положения о недействительности сделок. Основные и дополнительные имущественные последствия недействительности сделки. Последствия недействительности части сделки. Сроки исковой давности по недействительным сделкам. Классификация недействительных сделок. Сделки ничтожные и оспоримые. Сделки с пороками воли, формы, содержания и субъектного состава. Недействительность мнимой и притворной сделки.



Тема 3. Гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер.

Понятие, признаки и особенности гражданско-правовой ответственности. Как способа защиты гражданских прав. Особенности ответственности в гражданском праве, ее основные принципы и функции. Виды гражданско-правовой ответственности. Условия гражданско-правовой ответственности. Понятие и состав гражданского правонарушения. Противоправное поведение как условие гражданско-правовой ответственности. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. Понятие и значение случая и непреодолимой силы. Понятие и значение риска в гражданском праве.



Тема 4. Сроки в гражданском праве.

Понятие и правовое значение сроков. Виды сроков в гражданском праве. Сроки возникновения и осуществления гражданских прав. Сроки исполнения гражданских обязанностей. Сроки защиты гражданских прав. Правила исчисления срока Исковая давность. Понятие и значение сроков исковой давности. Право на иск, в процессуальном и материальном смысле. Виды сроков исковой давности. Начало течения исковой давности. Применение исковой давности. Приостановление, перерыв и восстановление исковой давности. Последствия истечения срока исковой давности.



Тема 5. Собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав.

Собственность как экономическая категория. Отношения собственности в товарном хозяйстве. Формы и виды собственности. Понятие вещных прав. Собственность и право собственности. Содержание правомочий собственника. Виды права собственности. Понятие права частной собственности. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности


литературА


  1. Гражданское право. Часть вторая. / Учебник под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2003.

  2. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право. / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: БЕК, 1997.

  3. Городов О.А. Патентное право: Учебное пособие. – М., 2005.

  4. Гражданское право: часть третья. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2004.

  5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Россий­ской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, 2003.

  6. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о

  7. передаче имущества. – М., Статут, 2000.

  8. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о

  9. выполнении работ, оказании услуг – М., Статут, 2002.

  10. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о

  11. перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере

  12. транспорта. – М., Статут, 2003.

  13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой

  14. (постатейный). / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор

  15. доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков – М., Юридическая фирма

  16. КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2002.

  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй

  18. (постатейный). / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор

  19. доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков – М., Юридическая фирма

  20. КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2003.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА»
Тема 1. Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука

Понятие, предмет, задачи и функции методики преподавания права. Цели обучения праву в школе. Основные принципы методики преподавания права. Роль методики преподавания в школьном обучении.


Тема 2. Основные концепции правового образования

Развитие современной системы обучения праву. Характеристика интегративного и модульного подходов в изучение правовых вопросов. Понятие правовой концепции системе обучения. Виды концепций правового образования.


Тема 3. Учебник - важнейший источник знаний и средств обучения

Понятие и значение учебника. Основные функции. Классификация учебников права. Структурные компоненты учебника и их содержание. Работа с учебником на уроке.


Тема 4. Организация самостоятельной работы учащихся

на уроке права

Познавательная работа учащихся. Сущность самостоятельной работы. Сравнение традиционного обучения и самостоятельного (исследовательского) обучения. Признаки и особенности самостоятельной работы. Подготовка и степень сложности самостоятельной работы.


Тема 5. Методика работы с юридическими документами и юридическими понятиями

Понятие документа. Подходы к вопросу об использовании документов в образовании. Виды юридических документов. Этапы работы с документами. Требования к документу. Примеры для работы.

Значение усвоения понятий на уроке. Отличительные черты правовых

понятий. Функции понятий. Комплекс принципов работы с понятиями. Методические идеи применимые к курсу «Право».


Тема 6. Тесты и учебная деятельность школьников

Подходы к вопросу о тестах, как формы проверки уровня знаний. Тесты в режиме обучения и режиме контроля. Методика построения тестов. Классификация учебной деятельности по уровням. Принципы построения тестов. Методические принципы построения тестов.


Тема 7. Роль учителя в правовом обучении

Учитель права в современной школе. Профессионально значимые качества педагога. Методические основы подготовки учителя к уроку права. Основные принципы научной организации труда учителя: оптимальности, гуманизации, индивидуализации, плановости и другие.


Тема 8. Правовая культура человека

Правовая культура как результат правового образования. Современная правовая культура, ее уровень, особенности ее формирования. Недостатки правового обучения и пути их исправления.


Тема 9. Игровые технологии в системе правового образования

Общая характеристика игры как формы учебного занятия. Понятие и основные функции игры. Виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, иллюстративные. Их сущность, особенности, цели и задачи. Примеры игр.


Тема 10. Инновационные технологии в системе

правового образования

Инновации в правовом обучении. Типы инноваций в правовом обучении. Сущность инновационного правового обучения. Виды инновационных технологий (примеры).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003.

  2. Попова И.Т. Некоторые аспекты формирования школьников // Основы государствами права. - 2003. - №3.

  3. Морозов С. А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.

  4. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания. - М., 2002.

  5. Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового преподавания права // Основы государства и права. 1998. №6.

  6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

  7. Мостяева, Л.В. Гражданское образование: проблемы и перспективы [Текст] / Мостяева, Л.В. // Право в шк. - 2007. - №3.- С.25-28. - С. 2007

  8. Шадрин, В.М. Происхождение и развитие юридической науки и правового образования в России / Шадрин, В.М. // Шадрин, В.М. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России: учеб.пособие /В.М.Шадрин. - 2006. - С.29-60 . - Челябинск, 2006

  9. Акчурин, Т.Ф. Контрольно-измерительные материалы по правоведению [Текст] : принципы построения, основные виды и образцы тестовых заданий / Акчурин, Т.Ф. // Право в шк. - 2007. - №3.- С.56-59. - С. 2007

  10. Косянова, О.М. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей [Текст] / Косянова, О.М. // Наука и шк. - 2008. - №1.- С.8-12.

  11. Шацкова, Т.Н. Использование интерактивных методов на уроках права [Текст] / Шацкова, Т.Н. // Право в шк. - 2008. - №2.- С.11. - С. 2008


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Педагогика»
Тема 1.Профессиональная деятельность и личность педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетенции педагога. Модель современного учителя.


Тема 2.Теория целостного педагогического процесса

Понятия «процесс», «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие целостности педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Структура педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Содержание педагогического процесса. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса.



Тема 3.Содержание образования в современной российской школе

Понятие о содержании образования. Традиционные и новые подходы к формированию содержания образования. Исторический характер содержания образования. Теории формирования содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования в современной российской школе. Федеральные государственные образовательные стандарты. Учебные планы, их виды и характеристика. Учебные программы, их виды, способы построения и структура. Учебная литература.



Тема 4. 0бучение в целостном педагогическом процессе

Понятие о процессе обучения и его сущность. Цель и задачи обучения. Структура процесса обучения. Характеристика компонентов процесса обучения. Функции обучения. Методологические основы обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения. Дидактика как теория обучения. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения.


Тема 5. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Происхождение воспитания. Понятие воспитания. Воспитание как фактор социализации личности. Воспитание как управление развитием личности. Воспитание как средство трансляции культуры. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цели воспитания. Особенности воспитательного процесса. Движущие силы процесса воспитания. Логика процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Содержание и направления воспитания. Воспитание и обучение: общее и особенное.


Тема 6.Коллектив как объект и субъект воспитания

Понятие о коллективе, его признаки и функции. Значение коллектива для человека. Типология коллективов. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом. Педагогическое руководство коллективом. Самоуправление в детском коллективе. Теории воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой и др. (по выбору).


Тема 7. Внеурочная работа в школе.
Понятие внеурочной работы. История внеурочной работы. Вариативность внеурочной работы. Функции внеурочной работы. Направления деятельности внеурочной работы. Классный руководитель и внеурочная работа. Взаимодействие классного руководителя и семьи учащегося. Анализ и планирование внеурочной работы Час внеурочной работы: подготовка и проведение.
Тема 8. 0бразовательная система РФ

Понятия «система», «система образования». Образование в России как система. Государственные образовательные стандарты образовательных программ: понятие, классификация, характеристика. Органы управления образованием: понятие, уровни, компетенция каждого уровня. Образовательные учреждения: понятие, типология, виды общеобразовательных учреждений и их характеристика. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Ответственность образовательных учреждений перед личностью, обществом, государством.


Тема 9. Школа как педагогическая система и объект управления

Понятия «система», «педагогическая система». Характеристика школы как педагогической системы: системообразующие факторы, условия функционирования, структурные компоненты, функциональные компоненты. Понятие о внутришкольном управлении. Функции внутришкольного управления, их характеристика. Принципы внутришкольного управления. Формы внутришкольного управления: совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителе директора, оперативное совещание, попечительский совет, ученический комитет и др. Школьное ученическое самоуправление.


Тема 10. Тенденции развития мирового образовательного пространства
Понятия «образовательное пространство», «мировое образовательное пространство». ЮНЕСКО как создатель международной образовательной политики. Деятельность Международной комиссии по образованию для 21 века при ЮНЕСКО. Цели образования в 21 веке. Понятие о тенденциях развития мирового образовательного пространства. Характеристика основных тенденций развития мирового образовательного пространства. Болонская декларация.
Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2006.

  2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000.

  3. Комментарий к Закону РФ «Об образовании»/ Под ред. В.И. Шкатуллы. - М., 2001.

  4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород, 2001.

  5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2008.

  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М., 2008.

  7. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития Образовательных учреждений. - М., 2003.

  8. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2008.

  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2003.

  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М., 2008.

  11. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. - М., 2004.

  12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

  13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004.

  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2008.

  15. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2007. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002.

  16. Рожков И.А. Правовой статус учащегося общеобразовательной школы. - М., 1999.

  17. Сборник нормативных актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних/ Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. - М., 2001. - 4.1.

  18. ФЗ «Об образовании». - М., 2009.

  19. Шамова Т.Н. Управление образовательными системами/ Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко, Т.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2006.-384 с.

  20. http://zakon.edu.ru/catalog.asp

  21. www.bologna.spbu.ru

  22. http://zakon.edu.ru/catalog.asp




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница