Дистанционное консультирование



Скачать 55.21 Kb.
Дата29.04.2016
Размер55.21 Kb.
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ



В.В. Космин, Н.В. Федюкин


Консультирование занимает ведущее место в процессе подготовки специалиста, особенно в условиях безотрывной формы обучения. Это обусловлено минимальным объемом лекционных и практических занятий, в процессе которых студент может выяснить непонятные вопросы, получить одобрение выполненной работы или замечания для устранения недостатков.

Консультации необходимы и полезны не только студентам, но и абитуриентам, которые в ходе их могут оценить свои возможности и адаптироваться к требованиям конкретного вуза.

Не меньшую пользу могут и должны принести консультации работникам различных служб и хозяйств железных дорог, особенно занятым в линейных подразделениях. Одновременно такие консультации являются эффективным средством реализации научного потенциала вузовских работников.

Наконец, консультирование может выступать как форма повышения квалификации (послевузовской подготовки) выпускников, например, в аспирантуре, в случае работы над диссертацией в режиме соискательства и т.п. Аналогично консультациями могут воспользоваться молодые и начинающие преподаватели вуза в период их становления как педагогов, а также при освоении новых курсов, дисциплин и методик преподавания, например, с использованием программно-технических комплексов.

Характер консультирования индивидуальный как по разнообразию возникающих вопросов и выявляемых недостатков, так и вследствие различного уровня подготовки студентов, их психоэмоциональных и интеллектуальных особенностей.

В условиях заочного обучения можно полагать, что консультирование является важнейшей, наиболее эффективной формой целенаправленной подготовки специалиста, обеспечивает обратную связь в учебном процессе наряду с зачетно-экзаменационными процедурами.

Консультирование фактически пронизывает весь учебный процесс от предвузовской подготовки до дипломного проектирования. При этом на младших курсах, когда преподаватель максимально приближен к студенту, роль дистанционного консультирования мала, хотя и значима. Но важность и ценность консультирования, его индивидуализм непрерывно нарастают.

Это происходит на фоне затруднений с получением консультаций у преподавателей, которые по мере продвижения студента к диплому становятся все более специализированными. В результате возникает ситуация, когда консультацию по узкоспециальному вопросу студент может получить практически только у одного преподавателя на весь вуз. К тому же каждый преподаватель в соответствии с законом РФ «Об образовании» вправе вести учебный процесс по уникальной методике, чем неизменно пользуются наиболее квалифицированные преподаватели, в том числе и в РГОТУПСе.

Все это делает проблему дистанционного консультирования особо актуальной для такого вуза как РГОТУПС. Свидетельством этому является опыт, накопленный на отдельных кафедрах университета.

Дистанционное консультирование возможно в письменном виде, по телефону и с помощью современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференцсвязь).

Письменная форма предоставления студенту конференций наименее оперативная и наиболее трудоемкая, так как требует от него умения достаточно полно сформулировать не только отдельный вопрос, но и их цепочку, иначе эффективность такой консультации окажется минимальной. Наиболее целесообразна такая консультация в случае рецензирования выполненной работы, а для ускорения цикла консультирования практически единственный выход – использование нарочного.

Консультации по телефону более оперативны, но, помимо достаточно высоких финансовых затрат на пользование телефонной связью, особенно междугородней, возникает ряд проблем организационно-методического характера. К организационным относится эпизодический характер пребывания преподавателя-консультанта на рабочем месте в вузе вследствие разъездного характера его работы. Этим, кстати, пользуются студенты на линии, пытаясь получить специализированные консультации у преподавателей во время их пребывания в филиалах университета. Тем не менее отдельным студентам удается получить телефонные консультации у преподавателей, «отлавливая» их на рабочих местах в Москве. Однако такие консультации ограничиваются вопросами, которые имеют вербальный характер (нормативные методические, оформительские и т.п.). Если же есть необходимость проконсультироваться по конструкциям, расчетам по достаточно сложным алгоритмам и формулам, телефонная консультация малоэффективна и практически сводится к достижению договоренности о времени и месте встречи и об объеме материала, который для такой встречи должен быть подготовлен.

Наиболее перспективной и эффективной представляется для целей дистанционного консультирования электронная почта (e-mail). Она позволяет достаточно оперативно и вместе с тем без привязки к определенному моменту времени и к определенному местонахождению консультируемого и консультанта обмениваться вопросами, материалами практически любого вида, в том числе полученными в электронном виде, в результате компьютерного проектирования и проработок. Студент имеет возможность в приемлемом для себя ритме и темпе подготовить вопрос(ы). Консультант-преподаватель, со своей стороны, также свободен в выборе времени и места для рассмотрения поступивших вопросов и материалов, подготовки ответов и рекомендация и т.д. Опыт консультирования дипломников на кафедре «Путь и строительство железных дорог», накопленный за последние два года в ходе дипломного проектирования в Воронеже, Саратове и Вологде, является позитивным подтверждением этого.

В случае необходимости студент может получить оперативную консультацию по электронной почте, если преподаватель находится у того компьютера, через который идёт общение со студентом, и если договоренность об оперативном характере консультации оговорена заранее.

Достоинством консультирования по электронной почте является возможность пересылать не только текстовую, но и графическую информацию, в том числе в обе стороны, то есть преподаватель может (и должен иметь такую возможность) пересылать студенту схемы, графики, чертежи и т.п.

Ещё одно достоинство консультирования с помощью электронной почты – его сравнительная дешевизна и растущая доступность. Пересылка даже достаточно больших объемов информации требует очень малых затрат времени, несопоставимо меньших по сравнению с занятием телефона.

Электронная форма оказания консультационных услуг открывает новую возможность – использование консультаций, предоставленных в прошлом, для углубленного изучения той или иной дисциплины, ее раздела, другими студентами. Создаваемый на основе оказанных консультаций банк данных может служить для пользователя-студента источником привлечения дополнительного внимания к определенным темам, разделам, вопросам, а для преподавателя – сигналом для усиления работы над теми или иными вопросами, вызывающими затруднения у студентов.

Аналогичный банк данных по вопросам, поступающим от работников железных дорог, может стать дополнительным источником обоснования актуальности постановки тех или иных НИР и т.д.



Для обеспечения электронных консультаций необходимо:

  • создать в университете пункт («почтовый ящик») приема-передачи электронной почты, а в дальнейшем, по мере развития этой (естественно, платной) услуги – местные пункты на отдельных кафедрах;

  • создать аналогичные пункты в базовых филиалах, с дальнейшим развитием этой системы на другие филиалы, которые окажутся наиболее продвинутыми в этом направлении;

  • обучить преподавателей-консультантов (первоначально – небольшую группу) для отработки технологии и процедуры электронного консультирования;

  • отработать организационно-финансовые вопросы электронного консультирования;

  • проработать вопрос электронного консультирования работников периферийных предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей экономики;

  • разработать банк данных технической и нормативно-справочной документации в качестве одного из источников консультирования на всех уровнях.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница