Доклад на IX международной конференции «Право и Интернет»



Скачать 60.01 Kb.
Дата01.05.2016
Размер60.01 Kb.
Доклад на IX Международной конференции «Право и Интернет»

http://www.ifap.ru/pi/09/


Правосудие в эпоху Интернет

Чаплинский Владимир Алексеевич

Начальник отдела правовой информатизации

Ульяновского областного суда,

эксперт комиссии Совета судей Российской Федерации

Развитие судебной системы, обусловленное изменениями в обществе, потребовало использования современных информационных технологий в деятельности органов судебной власти. Экспертная оценка позволяет оценить объемы информации в информационных системах судов общей юрисдикции России на сегодняшний день в размере 43 млн. единиц1. Развертывание государственной автоматизированной системы «Правосудие» в 2007-2009 гг., призванной автоматизировать деятельность этих судов, объединить их информационные ресурсы в единое информационное пространство, приведет к их дальнейшему скачкообразному росту.



Рис. 1. Количество электронных документов в судах общей юрисдикции.


Следует подчеркнуть стремительный рост ценности и востребованности судебной информации, расширение технической возможности доступа к такой информации для граждан и организаций. Особенно востребованной является информация о прохождении судебных разбирательств, судебной статистике, судебных решениях.

Возможность автоматизированного доступа к судебной информации в настоящее время реализуется несколькими технологическими решениями: электронная почта, Интернет-сайты, информационные терминалы (размещаемые на входах в здания судов), видеоконференцсвязь, коммерческие и бесплатные правовые базы данных.

Особую актуальность для граждан и организаций имеет открытый доступ к судебным актам судов. Основным технологическим решением для организации доступа к судебным решениям является их размещение на Интернет-сайтах органов судебной власти. Сегодня в информационном пространстве размещены Интернет-портал ГАС «Правосудие»2, Интернет-сайты судов общей юрисдикции, арбитражных, Конституционного и уставных судов.

Одной из основных проблем размещения судебных актов на сайтах судов является необходимость обеспечения информационной безопасности, и прежде всего, защиты персональных данных граждан и иных субъектов судебных разбирательств. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяя принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, с одной стороны требует обеспечить открытость информации о деятельности государственных органов и свободный доступ к такой информации, а с другой - неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. В соответствии со статьей 6 данного закона обладателем судебной информации выступает государство, а его правомочия осуществляются соответственно судами в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 8 этого закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов. Понятие «информации о деятельности государственных органов» в законодательной базе сегодня не определено. Можно выделить как общие сведения о государственном органе (например его полномочия, функциональные обязанности должностных лиц и структурных подразделений и т.п.), так и связанные с результатами его деятельности: принятые правовые акты, результаты деятельности за определенный период, сведения о предоставленных бюджетных средствах и результатах их использования, конференции и др. мероприятия, проводимые конкурсы и результаты госзакупок и т.п.

В соответствии с этой же статьей закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов или их должностных лиц в установленном законом порядке, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а для организаций - непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации. Следует отметить, что такая формулировка формирует соответствующую практику правоприменения судами, при котором признается право на доступ к такой информации, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина. В тоже время доказать, что информация о деятельности госоргана непосредственно затрагивает его права и свободы не всегда удается.

Сайты судов можно отнести к автоматизированным системам. Судебные акты, размещаемые в таких системах, содержат персональные данные, т.е. информацию, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных): фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, должность, награды, доходы и т.п.

Вопросы обеспечения конфиденциальности персональных данных при размещении судебных актов в автоматизированных системах в настоящее время регулируются недавно принятым Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с данным законом суды выступают операторами, т.е. как государственный орган, организующий и осуществляющий обработку персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. В связи с осуществлением правосудия судам предоставлено право обрабатывать также специальные категории персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни и т.п.).

Таким образом, вопросы публикации судебных решений в общедоступных сетях, в том числе и Интернет, требуют обеспечения специальных подходов, соответствующего нормативно-правового обеспечения. Анализ существующей практики публикации судебных решений на сайтах судов показывает, что сегодня нет единого подхода в данном вопросе. Так, например, есть суды, которые публикуют свои решения без обезличивания персональных данных3, но есть и примеры проведения такой обработки4.

В соответствии с законом «О персональных данных» именно обезличивание персональных данных обеспечивает конфиденциальность граждан, т.е. делает легальным публикацию судебных актов, содержащих такие сведения.

В настоящее время Правительством РФ разработан и внесен в Государственную Думу для рассмотрения проект Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Данный законопроект, устанавливая общие принципы и требования к открытости органов государственной власти, не учитывает специфики деятельности судебных органов и принципы публикации судебных решений в частности.

Все это предполагает принятие самостоятельного закона, регулирующего вопросы информационной открытости судов. Такой законопроект «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации» был разработан Верховным Судом РФ и внесен в Государственную Думу РФ. Однако и он в существующем варианте не регулирует в полной мере отношения, связанные с публикацией судебных решений в Интернет.

По мнению автора, в условиях существующей правовой неопределенности вопросов публикации судебной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, наиболее удачным подходом является практика работы Интернет-сайта Ульяновского областного суда5. На сайте этого суда еще в 2001 г. впервые в судебной системе России был реализован доступ в реальном времени к информации о судебном делопроизводстве. При размещении судебных решений на сайте применяются два принципа: публикация решений, по которым выработана практика, и обезличивание таких решений. Такой подход не сказывается отрицательно на достижении целей обеспечения прозрачности и открытости правосудия. В тоже время позволяет помочь гражданам поднять свою правовую культуру, исследователям проводить аналитическую деятельность, юристам более эффективно защищать интересы граждан и организаций.

Однако именно принятие соответствующего специального закона об открытости деятельности судов должно обеспечить публикацию всех принимаемых судебных актов и обеспечить защиту интересов всех граждан в информационной сфере при реализации правосудия.
* * *

1. В данном случае под единицей информации в информационной системе понимается электронный образ документа, карточки, запись в базе данных и т.п.

2. См. http://www.sudrf.ru/

3. См. http://www.vsrf.ru/vs_cases1.php



4. См. http://www.uloblsud.ru/

5. Там же.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница